Субъекты и объекты авторского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы для любого гражданина РФ состоит в том, что он не зависимо от возраста и образования может найти свое призвание в любом виде творчества. Плодами таких видов деятельности являются художественные или научные произведения, исключительные права на которые принадлежат их создателю. Также нередко у двух и более создателей возникают вопросы о принадлежности произведения, и этот вопрос тоже должен разъяснить Закон.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Авторское право, как самостоятельный институт Гражданского права 5

1.1. Сущность и юридическая природа понятия авторского права 5
1.2. Принципы авторского права 7

Глава 2. Объекты и субъекты авторского права 14

2.1. Объекты авторского права 14
2.2. Субъекты авторского права 23

Заключение 31

Библиографический список 33

Файлы: 1 файл

основной вариант курсовой по ГП.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Принцип договорного использования произведения творчества обеспечивает соблюдение прав и законных интересов автора. Никто не вправе без разрешения автора использовать созданное им произведение.

Данный принцип  обновлен в связи с тем, что  новое гражданское законодательство закрепило «свободу» договора, предоставляющую сторонам возможность согласовывать самостоятельно условия возникающих между ними договорных отношений.

Принцип договорного  использования произведений творчества имеет исключение, которое распространяется на случаи использования произведений литературы, науки, искусства в целях удовлетворения духовных потребностей общества, когда согласие автора на использование его произведения не испрашивается.

Принцип сочетания  личных интересов автора с интересами всего общества. Случаи, когда произведение используется «свободно», перечислены в ст. 1273-1280 ГК РФ. Под «свободным» использованием понимаются такие формы использования произведения, применение которых не требуют согласия автора, а также в большинстве случаев выплаты ему авторского вознаграждения.

Подобное  использование произведений творчества может происходить в личных, научных, исследовательских, информационных, образовательных, судебных целях. Исключение составляют коммерческие цели, связанные с извлечением прибыли от использования произведения. Перечень случаев свободного использования произведений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Принцип морального и материального поощрения автора, создавшего произведение и предоставившего  его в пользование обществу. Существуют различные формы морального поощрения творческих работников. За заслуги в развитии литературы и искусства присуждаются почетные звания (заслуженный, народный артист, архитектор и т.д.) В последнее время получили широкое распространение вручение премий, учрежденных самими деятелями культуры: «Тэффи» – в области телевидения, «Ника» – кинематографии, «Триумф» – литературы и искусства, «Золотая маска» – театральной деятельности и т.д.

Формой поощрения  признается переиздание произведений, завоевавших популярность в народе.

Моральное поощрение  может сочетаться с материальным вознаграждением. Таковым являются государственные и именные премии авторам произведений науки, литературы, искусства

Установление  авторского вознаграждения за различного рода произведения относится к тем материальным стимулам, которые способствуют созданию художественных произведений.

Принцип всемерной  охраны прав и законных интересов  авторов отражен в правовых нормах, закрепляющих права лиц, создающих  произведения литературы, науки, искусства, гарантии реализации субъективных авторских прав. Этот принцип проявляется в тех нормах права, которые определяют компетенцию государственных органов, а также порядок защиты нарушенных авторских и смежных прав. Кроме того нормы права предусматривают систему мер защиты и мер ответственности виновных лиц.

Принцип не отчуждаемости личных неимущественных прав автора.

В этом состоит  одно из существенных отличий российского  авторского права от авторского права  ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого  «свободного» использования произведений обязательно указание  имени автора и т.д. Что же касается имущественных прав авторов, то  они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).

Институт  «авторского права» занимает определенное место в системе институтов гражданского права. ГК РФ обеспечивает общее, основополагающее регулирование гражданских, в том числе и авторских правоотношений, а с 01.01.2008 г., когда вступила в действие ч.4 ГК РФ (вместо Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах"), и специальное регулирование авторских правоотношений.

Ст. 2 ГК РФ очерчивает отношения, регулируемые гражданским законодательством. Применительно к авторским отношениям речь идет об основаниях возникновения и порядке осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности, договорных и иных обязательствах, а также других имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности их участников.

Регулирование имущественных и личных неимущественных  отношений нормами авторского права  имеет свои особенности. Во-первых, эти отношения связаны с созданием  и использованием произведений интеллектуального творчества. Во-вторых, само использование произведения допускается на основании договора с автором или его правопреемниками.

Принципиальное  положение о применении норм обязательственного права к авторским правоотношениям  содержит п.3. ст.420 ГК РФ, где сказано, что к обязательствам, возникающим из договора, применяются общие положения об обязательствах. При заключении договора стороны должны достичь согласия по всем существенным его пунктам. Согласно ст.420 ГК РФ существенными являются условия, которые названы в законодательстве как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Из ст.1290 ГК РФ вытекает, что существенными условиями авторского договора является способ использования произведения, срок и территория, на которые передаётся право, размер вознаграждения, порядок его определения и выплаты. Иные условия договора будут существенными, если стороны сочтут их таковыми.

В отношении  авторского договора, как впрочем, и  других гражданско-правовых договоров, не допускается односторонний отказ  от исполнения обязательства и одностороннее  изменение его условий, за исключением  случаев, предусмотренных законом  или договором. Это правило содержит ст.310 ГК РФ и может быть применено к авторским договорам.

Нарушение автором  договорных обязанностей приводит к  расторжению договора по инициативе организации. Ответственность автора определена ст.1290 ГК РФ. Не в меньшей степени эта статья закона относится к организации как стороне авторского договора. Поскольку имущественная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение возможна только при наличии вины, нужно руководствоваться ст.401 ГК РФ, предусматривающей вину как условие ответственности.

Определённая  взаимосвязь есть между нормами  авторского и, обязательственного права  об ответственности за нарушение  обязательств. Согласно ст.393 ГК РФ, должник  обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или  ненадлежащим исполнением обязательства. Данная статья возлагает ответственность лишь на одну сторону – должника. Речь идет о возмещении убытков кредитору. Ответственность выражается в возмещении убытков, которые охватывают реальный ущерб, включая упущенную выгоду. Правила определения убытков даны в ст. 15 ГК РФ.

Порядок прекращения  обязательства, закрепленный в гл.26 ГК РФ, в основном применим к авторским  договорам с той лишь разницей, что обязательства, носящие личный характер, не передаются по наследству и прекращаются со смертью лица, с которым они связаны.

Завершая  первую главу, можно сделать следующие  выводы по вопросам, изученным в  ней:

- авторское право как правовой институт является частью гражданского права. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право означает права, принадлежащие создателю произведения;

- система принципов авторского права состоит как из общеправовых, межотраслевых, отраслевых гражданско-правовых принципов, так и специфических принципов, присущих авторскому праву;

-  принципы авторского права направлены на защиту прав и интересов авторов, на утверждение свободы творчества и неотчуждаемости личных неимущественных прав автора, на сочетание личных интересов автора с интересами всего общества, на установление договорного использования произведений творчества.

 

 

 

 

 

Глава 2. Объекты  и субъекты авторского права.

 

2.1. Объекты авторского права.

 

Ст. 1259 ГК РФ указывает, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Данное определение является весьма емким, включающим в себя большое количество признаков объекта авторского права.

1.  Понятие  произведение как результат творческой  деятельности автора зародилось много столетий назад, но современное законодательство, как правило, не дает четкого определения. Причина этого в том, что произведение является сложным многоплановым объектом и те или иные определения могут выдвигать на первый план лишь некоторые его характеристики.9 Так, определение, данное В. Серебровским: "Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения"10, направлено главным образом на юридическое отграничение произведения в качестве объекта правовой защиты.

2.  Произведение, как это следует из ст. 1259 ГК РФ, должно относиться к определенным областям человеческой деятельности: науки, литературы и искусства. Указание этих областей является во многом данью традиции, так как реального наполнения это выражение не несет. Действительно, ясно очертить область науки, литературы и искусства для целей авторского права достаточно сложно. Кроме того, в этом перечислении нарушается одно из основных требований логики: деление должно производиться по одному основанию. На самом же деле здесь налицо совершенно разноплановые понятия. Достаточно обратить внимание на то, что определенный объект может быть охарактеризован одновременно с использованием нескольких из этих терминов. Например, произведение литературы одновременно может являться и научным произведением (как это часто наблюдается в области философии). Другие объекты трудно подвести под одну категорию: оперу или театральную пьесу можно считать искусством, а можно – литературой. Эти термины не помогают отграничить область авторского права от областей других исключительных прав. Так, права на программы для ЭВМ признаются сейчас входящими в область авторского права, однако довольно сложно определить, чем является программа — произведением науки, литературы или искусства (написание программы может не требовать математических знаний). Некоторые законодательства пошли по пути признания программ для ЭВМ литературными произведениями. Однако и это решение, очевидно, имеет свои минусы. Таким образом, перечисленные термины имеет смысл рассматривать не по отдельности, пытаясь их разграничить, а в совокупности, как некоторый ориентир, указывающий на определенную область человеческой деятельности.

3. Произведение  должно являться результатом  творческой деятельности. Понятие творчества хотя и представляется на первый взгляд достаточно очевидным, но трудно поддается определению. Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет творчество как "создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей".11

В определениях, даваемых в юридической литературе (например, согласно Э. П. Гаврилову, творчество — это деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью12), на первый план выходит характеристика результата. В то же время надо помнить, что речь идет о характеристике деятельности как процесса, но не всегда возможно представить, чем он завершится и удастся ли автору прийти к определенному результату. Поэтому нельзя требовать завершения работы для того, чтобы сказать, является ли деятельность автора творческой или нет — процесс творчества может продолжаться годами. В связи с этим и характеристика результата не может повлиять на характеристику деятельности, происходившей в прошлом. Существование такой нелогичности в авторском праве можно объяснить следующим образом. Авторское право не стремится охватить все возможные отношения, связанные с существованием произведений в человеческом обществе. В частности, за рамками правового регулирования остается и сам внутренний процесс создания произведения, т. е. то, что собственно и является творчеством. У правоприменителя не остается реальных возможностей однозначно охарактеризовать деятельность, в результате которой появилось произведение. В этом случае само произведение становится практически единственным универсальным показателем, который может быть принят во внимание в каждом спорном случае. Презюмируется, что "новизна" произведения означает и "творческий" характер деятельности автора, при этом в качестве определенного допущения берется идея, что повторное создание произведения невозможно. Таким образом, учет характера произведения является просто искусственным приемом, используемым для упрощения ситуации. Однако при этом надо помнить, что неопределенность таких критериев переносит решение многих конкретных вопросов на усмотрение судьи. Так или иначе, судья будет учитывать и характер деятельности автора.

Не случайно в англосаксонской судебной практике можно заметить отход от трактовки характеристики произведения (охраняемое произведение должно быть оригинальным) в сторону характеристики деятельности автора: произведение будет признаваться оригинальным, если автор проявил достаточное "умение, рассудительность и труд" или осуществил «отбор, оценку, проверку», если произведение было создано в поте лица". Фактически в этих странах не требуется, чтобы идеи или форма выражения идей были оригинальными, но только чтобы сама работа была создана непосредственно автором, а не скопирована им13.

Информация о работе Субъекты и объекты авторского права