Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:11, реферат
Экономическая политика – это поведение государства в отношении национальной экономики, определенная система действий, направленных на поощрение или изменение экономических процессов. Для экономической политики характерны позитивный и нормативный подходы. Позитивный подход служит базой для анализа и научного прогнозирования. Нормативный подход способствует исправлению ситуации путем разработки соответствующих стратегий и политико-правовых нормативов, обязательных для исполнения.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Государственный университет управления»
Институт инновационного управления в экономике
Кафедра мировой экономики
Курсовая работа
по дисциплине «Международное
экономическое сотрудничество
на тему: «Аграрная политика Франции»
Выполнила:
студентка дневной формы обучения
специальности 080102
специализации МЭС
4 курса 2 группы
Прилепская Е.А.
Принял:
д.э.н. Щенин Р.К.
2012
Экономическая политика –
это поведение государства в
отношении национальной экономики,
определенная система действий, направленных
на поощрение или изменение
Сложность экономической политики заключается в том, что на пути к достижению определенной цели она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую систему, промышленность, сельское хозяйство, внешнюю торговлю и др.
В рамках каждой сферы экономическая политика конкретизируется и реализуется как финансово-кредитная, налоговая, бюджетная, структурная, внешнеэкономическая, промышленная, аграрная и т.д. Это подсистемы общей экономической политики государства. Как показывает отечественный и мировой опыт, каждая подсистема в структуре экономической политики может стать мощным средством воздействия на экономическую систему и общественную жизнь в целом.
Экономическая политика государства призвана решать конкретные задачи:
– стимулировать макроэкономический рост и стабильность;
– корректировать равновесие рынка
– создавать и поддерживать на должном уровне необходимую для нормального развития рынка инфраструктуру и др.
Аграрная политика – составная часть экономической и общей политики государства.
В экономической литературе представлены два принципиальных подхода к пониманию сущности аграрной политики.
– политику развития аграрного сектора;
– продовольственную политику, касающуюся потребления продуктов питания основными группами и слоями населения;
– агропромышленную политику, связанную с проблемами обслуживания сельского хозяйства;
– внешнеторговую аграрную политику.
В этой связи аграрная политика
может быть определена как совокупность
принципов и действий, которые
проводит государство в решении
комплекса проблем, связанных с
функционированием
2. Предмет и методы аграрной политики
При разработке аграрной политики крайне важно учитывать:
– отношения, возникающие по поводу владения, распоряжения и пользования землей и другими факторами сельскохозяйственного производства;
– спрос и предложение на материально-технические ресурсы, сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;
– состояние инфраструктуры рынка;
– соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;
– соотношение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и других групп населения;
– развитие производственной и социальной инфраструктуры на селе;
– необходимость обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для основных социально – демографических и территориальных групп населения.
Предмет аграрной политики – это те стороны социально – экономических отношений в АПК, которые не могут быть отрегулированы механизмами рыночной экономики и требуют для своего решения участия государства.
Методы аграрной политики – это приемы (инструменты) государственного регулирования экономики АПК.
Задачами государственного регулирования АПК являются:
– стабилизация и развитие агропромышленного производства;
– обеспечение продовольственной безопасности страны;
– формирование и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
– улучшение продовольственного обеспечения населения;
– поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
– сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики;
– защита отечественных товаропроизводителей.
По способу функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия на аграрную экономику.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование, при котором субъекты экономики вынуждены принимать решение, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера могут быть названы изменения в налоговом законодательстве, все возможные административные ограничения в области контроля качества продовольствия и т.д.
Методы прямого воздействия часто бывают наиболее эффективными благодаря оперативному достижению экономического результата. Однако у них есть серьезные недостатки, связанные с созданием помех в рыночном процессе.
Методы косвенного воздействии проявляются в том, что государство прямо не влияет на принимаемые субъектами экономики решение, но создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям экономической и аграрной политике. Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, состояние динамического равновесия.
В 2010 году в сельском хозяйстве было занято 936 400 людей3. Но число фермеров постепенно снижается4. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), при том, что численно преобладают мелкие и средние хозяйства. Во Франции получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов.
Франция является первым производителем сельскохозяйственной продукции на всей территории Европейского Союза. Она производит зерновые (пшеница, кукуруза), сахар, вино, овощи и фрукты, а также мясные и молочные продукты. В 2011 году Франция произвела 70 миллионов тонн зерна. Около половины произведенной пшеницы - высшего качества. А ячмень и кукуруза идут в основном на корм животным. Более 50% продукции даёт животноводство (скотоводство). Во Франции выращивается около 20 млн голов крупного рогатого скота , 15 миллионов свиней и 8000 тысяч овец . Она поставляет почти четверть всей говядины , потребляемой в Европе, является крупнейшим европейским производителем птицы , и третьим производителем овец и свиней. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко ценится из-за качества.
Существует также много региональных производств: коллекционное вино в Бордо, Шампань, Бургундии, Кот-дю-Рон и его массовое производство в Божоле и Лангедоке, цветы в теплых регионах Средиземноморья (Прованс), каштаны в Ардеше, сбор водорослей в Бретани ( ламинария).
Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, Германии и Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу — свыше 100%.
Таблица 1
Использование земель и сельскохозяйственных угодий Франции
2009 |
2010 |
2011 | |
Общая площадь с/x угодий (тыс. га) |
29 492,5 |
29 423,0 |
29 314,1 |
Пашни |
18 333,7 |
18 278,2 |
18 267,5 |
Зерновые |
9 048,1 |
9 087,4 |
9 662,2 |
Масличные |
2 117,5 |
2 189,4 |
2 081,4 |
Белковые |
324,0 |
221,3 |
161,9 |
Свекла |
379,3 |
393,1 |
349,3 |
Фибровые |
84,7 |
84,9 |
76,1 |
Технические культуры |
13,3 |
11,2 |
10,8 |
Ароматические и лекарственные растения |
32,9 |
30,0 |
29,7 |
Картофель и др. Овощи |
401,4 |
395,3 |
393,7 |
Цветы и декоративные растения |
7,9 |
7,8 |
7,8 |
Семена и саженцы |
62,9 |
61,7 |
59,1 |
Кормовые побеги, корни и клубни |
23,8 |
22,1 |
22,6 |
Коровые растения одногодки |
1 437,0 |
1 398,8 |
1 474,5 |
Луга |
3 115,7 |
3 147,6 |
3 175,0 |
Сады и огороды (личные) |
24,2 |
23,8 |
23,5 |
Поле |
1 260,9 |
1 203,9 |
739,8 |
Травы |
9 924,3 |
9 963,0 |
9 910,5 |
Виноградники, сады и др. |
1 253,4 |
1 228,4 |
1 207,0 |
Леса |
15 556,9 |
15 560,5 |
15 563,4 |
Невозделываемые с/х земли |
2 553,1 |
2 546,7 |
2 560,0 |
Не с/x территории |
7 306,1 |
7 378,5 |
7 471,2 |
Всего |
54 908,7 |
54 908,7 |
54 908,7 |
Таблица 2
Объем продукции растеневодства и животноводства во Франции
1990 |
2000 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Растеневодство (тыс. тонн) |
|||||
Злаки |
55,1 |
65,7 |
61,7 |
59,4 |
70,2 |
В том числе: |
|||||
Пшеница |
31,4 |
35,7 |
33,3 |
30,8 |
36,9 |
дурум |
2,0 |
1,7 |
2,1 |
2,0 |
2,1 |
кукуруза (зерна и семена) |
9,4 |
16,0 |
12,9 |
14,5 |
16,0 |
Маслянистые |
4,6 |
5,5 |
5,8 |
6,1 |
6,4 |
Белковые |
3,7 |
2,1 |
1,3 |
0,8 |
0,8 |
Картофель |
4,7 |
6,4 |
6,4 |
7,2 |
6,8 |
Животноводство (в млн. голов) |
|||||
Крупный рогатый скот |
21,4 |
20,3 |
19,5 |
19,7 |
19,9 |
Свиньи |
12,3 |
14,9 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
Овцы |
11,4 |
9,6 |
8,9 |
8,5 |
8,2 |
Козы |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
Птица |
198,4 |
206,0 |
176,6 |
181,9 |
182,9 |