Аграрная политика Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:11, реферат

Краткое описание

Экономическая политика – это поведение государства в отношении национальной экономики, определенная система действий, направленных на поощрение или изменение экономических процессов. Для экономической политики характерны позитивный и нормативный подходы. Позитивный подход служит базой для анализа и научного прогнозирования. Нормативный подход способствует исправлению ситуации путем разработки соответствующих стратегий и политико-правовых нормативов, обязательных для исполнения.

Файлы: 1 файл

РефератСХ.docx

— 48.20 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«Государственный университет  управления»

 

Институт инновационного управления в экономике

Кафедра мировой экономики

 

Курсовая работа

 по дисциплине «Международное  экономическое сотрудничество в  рамках Европейского союза»

на тему: «Аграрная политика Франции»

 

 

 

Выполнила:

студентка дневной формы обучения

специальности 080102

специализации МЭС

4 курса 2 группы

Прилепская Е.А.

 

 

Принял:

д.э.н. Щенин Р.К.

 

 

 

2012

 

  1. Аграрная политика как составная часть экономической политики

 

Экономическая политика –  это поведение государства в  отношении национальной экономики, определенная система действий, направленных на поощрение или изменение экономических  процессов. Для экономической политики характерны позитивный и нормативный  подходы. Позитивный подход служит базой  для анализа и научного прогнозирования. Нормативный подход способствует исправлению  ситуации путем разработки соответствующих стратегий и политико-правовых нормативов, обязательных для исполнения.

Сложность экономической  политики заключается в том, что  на пути к достижению определенной цели она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую систему, промышленность, сельское хозяйство, внешнюю  торговлю и др.

В рамках каждой сферы экономическая  политика конкретизируется и реализуется  как финансово-кредитная, налоговая, бюджетная, структурная, внешнеэкономическая, промышленная, аграрная и т.д. Это подсистемы общей экономической политики государства. Как показывает отечественный и мировой опыт, каждая подсистема в структуре экономической политики может стать мощным средством воздействия на экономическую систему и общественную жизнь в целом.

Экономическая политика государства  призвана решать конкретные задачи:

– стимулировать макроэкономический рост и стабильность;

– корректировать равновесие рынка

–  создавать и поддерживать на должном уровне необходимую для нормального развития рынка инфраструктуру и др.

Аграрная политика – составная часть экономической и общей политики государства.

В экономической литературе представлены два принципиальных подхода  к пониманию сущности аграрной политики.

  1. В узком смысле слова под аграрной политикой понимают систему целей и мероприятий, направленных на развитие аграрного сектора экономики.
  2. В широком смысле слова в аграрную политику включают:

– политику развития аграрного сектора;

– продовольственную политику, касающуюся потребления продуктов питания основными группами и слоями населения;

– агропромышленную политику, связанную с проблемами обслуживания сельского хозяйства;

– внешнеторговую аграрную политику.

В этой связи аграрная политика может быть определена как совокупность принципов и действий, которые  проводит государство в решении  комплекса проблем, связанных с  функционированием агропромышленного  комплекса (собственно сельскохозяйственного  производства, структур агробизнеса, рынка сельхозпродукции, потребления, развития сельских сообществ и т.д.).

 

2. Предмет и методы аграрной политики

 

При разработке аграрной политики крайне важно учитывать:

– отношения, возникающие по поводу владения, распоряжения и пользования землей и другими факторами сельскохозяйственного производства;

– спрос и предложение на материально-технические ресурсы, сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;

– состояние инфраструктуры рынка;

– соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;

– соотношение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и других групп населения;

– развитие производственной и социальной инфраструктуры на селе;

– необходимость обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для основных социально – демографических и территориальных групп населения.

Предмет аграрной политики – это те стороны социально – экономических отношений в АПК, которые не могут быть отрегулированы механизмами рыночной экономики и требуют для своего решения участия государства.

Методы аграрной политики – это приемы (инструменты) государственного регулирования экономики АПК.

Задачами государственного регулирования АПК являются:

– стабилизация и развитие агропромышленного производства;

– обеспечение продовольственной безопасности страны;

– формирование и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

– улучшение продовольственного обеспечения населения;

– поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

– сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики;

– защита отечественных товаропроизводителей.

По способу функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия на аграрную экономику.

Методы прямого воздействия  предполагают такое регулирование, при котором субъекты экономики  вынуждены принимать решение, основанные не на самостоятельном экономическом  выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера могут быть названы изменения в налоговом  законодательстве, все возможные административные ограничения в области контроля качества продовольствия и т.д.

Методы прямого воздействия  часто бывают наиболее эффективными благодаря оперативному достижению экономического результата. Однако у  них есть серьезные недостатки, связанные  с созданием помех в рыночном процессе.

Методы косвенного воздействии  проявляются в том, что государство  прямо не влияет на принимаемые субъектами экономики решение, но создает предпосылки  к тому, чтобы при самостоятельном  выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических  решений, которые соответствуют  целям экономической и аграрной политике. Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, состояние динамического равновесия.

 

  1. Современное состояние сельского хозяйства во Франции

Современная французская  экономика – одна из наиболее мощных в мире. На рубеже XX и XXI вв. Франция занимала 5-е место в мире по ВВП на душу населения, 5-е – по удельному весу в мировом промышленном производстве, 4-е – по доле в мировом экспорте, однако по уровню экономического развития уступала ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). Ведущие позиции она сохраняет и сегодня, например, 5-е место в мире по экономическому влиянию (после США, Японии, Китая, Германии и Великобритании)1, 35-е по ВВП на душу населения (35 000 $)2 и 10-е по ВВП (2,2 трлн. $) по паритету покупательской способности². Продукция сельского хозяйства составляет 1,7%, т.е. 37,4 млрд. $.

В 2010 году в сельском хозяйстве было занято 936 400 людей3. Но число фермеров постепенно снижается4. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), при том, что численно преобладают мелкие и средние хозяйства. Во Франции получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов.

Франция является первым производителем сельскохозяйственной продукции на всей территории Европейского Союза. Она производит зерновые (пшеница, кукуруза), сахар, вино, овощи и фрукты, а также мясные и молочные продукты. В 2011 году Франция произвела 70 миллионов тонн зерна. Около половины произведенной пшеницы - высшего качества. А ячмень и кукуруза идут в основном на корм животным. Более 50% продукции даёт животноводство (скотоводство). Во Франции выращивается около 20 млн голов крупного рогатого скота , 15 миллионов свиней и 8000 тысяч овец . Она поставляет почти четверть всей говядины , потребляемой в Европе, является крупнейшим европейским производителем птицы , и третьим производителем овец и свиней. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко ценится из-за качества.

Существует также много  региональных производств: коллекционное вино в Бордо, Шампань, Бургундии, Кот-дю-Рон и его массовое производство в Божоле и Лангедоке, цветы в теплых регионах Средиземноморья (Прованс), каштаны в Ардеше, сбор водорослей в Бретани ( ламинария).

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений  оно уступает только Нидерландам, Германии и Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу — свыше 100%.

 

Таблица 1

Использование земель и сельскохозяйственных угодий Франции

 

2009

2010

2011

Общая площадь  с/x угодий (тыс. га)

29 492,5

29 423,0

29 314,1

Пашни

18 333,7

18 278,2

18 267,5

Зерновые

9 048,1

9 087,4

9 662,2

Масличные

2 117,5

2 189,4

2 081,4

Белковые

324,0

221,3

161,9

Свекла

379,3

393,1

349,3

Фибровые

84,7

84,9

76,1

Технические культуры

13,3

11,2

10,8

Ароматические и лекарственные  растения

32,9

30,0

29,7

Картофель и др. Овощи

401,4

395,3

393,7

Цветы и декоративные растения

7,9

7,8

7,8

Семена и саженцы

62,9

61,7

59,1

Кормовые побеги, корни  и клубни

23,8

22,1

22,6

Коровые растения одногодки

1 437,0

1 398,8

1 474,5

Луга

3 115,7

3 147,6

3 175,0

Сады и огороды (личные)

24,2

23,8

23,5

Поле

1 260,9

1 203,9

739,8

Травы

9 924,3

9 963,0

9 910,5

Виноградники, сады и др.

1 253,4

1 228,4

1 207,0

Леса 

15 556,9

15 560,5

15 563,4

Невозделываемые с/х земли

2 553,1

2 546,7

2 560,0

Не с/x территории

7 306,1

7 378,5

7 471,2

Всего

54 908,7

54 908,7

54 908,7


 

Источник: Service de la statistique et de la prospective (SSP) (Департамент статистики и прогнозирования), «Utilisation du territoire et des terres arables»

Таблица 2

Объем продукции  растеневодства и животноводства во Франции

 

1990

2000

2009

2010

2011

Растеневодство (тыс. тонн)

         

Злаки

55,1

65,7

61,7

59,4

70,2

В том числе:

         

      Пшеница

31,4

35,7

33,3

30,8

36,9

      дурум

2,0

1,7

2,1

2,0

2,1

      кукуруза (зерна и семена)

9,4

16,0

12,9

14,5

16,0

Маслянистые

4,6

5,5

5,8

6,1

6,4

Белковые

3,7

2,1

1,3

0,8

0,8

Картофель

4,7

6,4

6,4

7,2

6,8

Животноводство (в  млн. голов)

         

Крупный рогатый скот

21,4

20,3

19,5

19,7

19,9

Свиньи

12,3

14,9

14,8

14,8

14,8

Овцы

11,4

9,6

8,9

8,5

8,2

Козы

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

Птица

198,4

206,0

176,6

181,9

182,9

Информация о работе Аграрная политика Франции