Субъекты политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:33, реферат

Краткое описание

Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. 3 Уровня субъекта политической отношении

Файлы: 1 файл

ПОЛИТ КУНСАЯ.docx

— 131.42 Кб (Скачать)

1.Субъекты политики.

Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. 3 Уровня  субъекта политической отношении:

• социальные общности людей  — классы, нации, профессиональные группы, диаспоры.

• Институциональные: (госуд, партии,полит.движ,группы интересов)

• произв от 1ого и 2ого включ(полит элиты и лидерство,которые играют видную роль в политике)

Они проявляют различную  активность и влияние на политический процесс. Важность составляеть активность. П.Активность бывает Конструктивной(т.еорентироваться на создание политической системы) и деструктивной(направлена на разрушение, в виде мятежа, сверж.власти,переворота) Такие специфические социальные группы, как элиты и бюрократия, нередко вырабатывают и принимают решения по важнейшим вопросам политической жизни общества и государства, концентрируют в своих руках огромную власть. Сила и влияние этих субъектов исходит из того, что они являются устойчивыми социальным группами, которые имеют свои интересы, противостоящие интересам других социальных групп.

Среди субъектов  политики, активно участвующих в  политическом процессе, выделяется политическая элита.

Политические элиты - это  сравнительно немногочисленная и сплоченная группа лиц, которая концентрирует  в своих руках власть путем  монополизации права принимать  решения, отдавать приказы, определять цели и стратегию политического  развития.

Независимо от степени  участия того или иного человека в политике, его роли в политическом процессе, все граждане демократических  государств обладают целым рядом  политических прав и свобод, позволяющих  активно участвовать в политической деятельности:

•   правом избирать и  быть избранными;

•   свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов;

• правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти.

Каждый человек также  имеет право принимать участие  в управлении государственными делами как непосредственно, так и через  своих представителей, потенциально является активным субъектом политического  процесса.

Человек активный участник в политике

1)обладает полит.культурой

2)создает полит.деятельность,уровень информированной личности

3)Режим при котором  личность может реализовать себя  как активный участник полит.жизни-УРОВЕНЬ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ

Типы политической поведении личности:

1)Личность с высокой  полит.активностью участник в политической жизни

2)Личность полит.наблюдателяс различным уровнем компетентности, не учавств.в полит деятельности.

3)Личность компетентная  и некомпетентная критика, участв или неучаств в полит деятельность.

4)Пассивная личностьсбезралич,нейтральным к политике.

5)Отчужденная с негативным отношением к своему участию в политике

4-Психологических  типа по отношению к политической  активности

1)Активен во всех отраслях

2)актив вне политике, пассивен  в полит.сфере

3)Слабо активен вне полите, но активен в политике

4)Пассивен во всех сферах жизни

Социализация  личности-вхождение в общество

Под социализации понимается освоение систем соц.норм, ценности, элементов культуры и выработку на этой основе установок, ценности ориентации, соц.потребности.

Стадии полит.социализации

1)от рождения до поступления  в школу

2) с поступления в школу  до окончаниепроф.обучения

3)соц.зрелость

4)завершение жизненного  цикла

Институты социализации- партии, универ, школа

Интерес-привычка-потребность-стремление проникнуть в судь-защита интересов

2.Подходы  и методы. Основные функции политологии.

Политология имеет большой  арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной  наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Большинство исследователей склонны выделять три группы методов.

Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:

• анализ и синтез;

• индукция и дедукция;

• аналогия;

• моделирование;

• классификация;

• абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;

• сочетание исторического и логического анализов;

• мысленный эксперимент.

Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения  первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:

• использование статистики (прежде всего электоральной);

• анализ документов (количественный и качественный контент-анализ);

• опрос (анкетный и экспертная оценка);

• интервьюирование;

• лабораторные эксперименты;

• теория игр;

• современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта, геоинформационные системы[] и другие.

На основе вышесказанного можно выделить третью группу —  методологии (концептуальные практико-теоретические  подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:

Социологическая методология — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме — тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.

Бихевиоралистская — пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Конституирующие начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования; 2) доминирующие мотивы поведения людей — психологические, они могут иметь и индивидуальную природу; 3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.

Нормативно-ценностная —  предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства  и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического  воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты  и поведение.

Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.

Системная, применительно  к политике, была впервые разработана  в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.

Антропологический подход — противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).

Психологический подход — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд.

1. Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).

2. Критико-диалектический подход широко применялся в советском марксизме. Анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются им и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему также леволиберальная и социалистическая мысль.

3. Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания — сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.). Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

Задачи и функции

Задачи политологии — формирование знаний о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связаны функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации. Метод политической науки (в рамках системно-управленческого подхода в политологии)- это система принципов и приемов, с помощью которых осуществляется снятие неопределенности, объективное познание политической системы управления в государстве, а также политических, социальных, экономических и иных последствий императивного политического управления. Роль политологии — повышение уровня социально-экономической эффективности деятельности, а также снижение политических рисков социально-экономических субъектов.

Функции

• Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.

• Реализ естественно-логическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.

• Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.

• Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.

• Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.

• Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.

• Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

 

3.Гражданское  общество: понятие, основные черты  и условия формирования.

Г.О –составляют сферу абсолютной свободы частных лиц в отношении друг другу. -Это свободное и самостоятельное участие граждан в решении социально-значимых вопросов местного и государственного значения.

Структура гражданского общества: 
1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); 
2. Совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.); 
3. Общественные отношения и организации; 
4. Политические партии и движения; 
5. Сфера воспитания и негосударственного образования; 
6. Система негосударственных средств массовой информации; 
7. Семья; 
8. Церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

    • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
    • самоуправляемость;
    • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
    • свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
    • реальное осуществление права человека на информацию;
    • жизнедеятельность базируется на принципе координации( в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации) ;
    • многоукладность экономики;
    • легитимность и демократический характер государственной власти;
    • правовое государство;
    • сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Факторы становления  Г.О

1)эконом(разнообразие форм собственности,многоукладность,регулир.рыночной системы)

2)политические(полит.плюрализм,доступность граждан к участию в госуд и общ.делах,верховенство закона)

Информация о работе Субъекты политики