Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:33, реферат
Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. 3 Уровня субъекта политической отношении
1.Субъекты политики.
Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. 3 Уровня субъекта политической отношении:
• социальные общности людей — классы, нации, профессиональные группы, диаспоры.
• Институциональные: (госуд, партии,полит.движ,группы интересов)
• произв от 1ого и 2ого включ(полит элиты и лидерство,которые играют видную роль в политике)
Они проявляют различную
активность и влияние на политический
процесс. Важность составляеть активность. П.Активность
бывает Конструктивной(т.
Среди субъектов политики, активно участвующих в политическом процессе, выделяется политическая элита.
Политические элиты - это сравнительно немногочисленная и сплоченная группа лиц, которая концентрирует в своих руках власть путем монополизации права принимать решения, отдавать приказы, определять цели и стратегию политического развития.
Независимо от степени
участия того или иного человека
в политике, его роли в политическом
процессе, все граждане демократических
государств обладают целым рядом
политических прав и свобод, позволяющих
активно участвовать в
• правом избирать и быть избранными;
• свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов;
• правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти.
Каждый человек также имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса.
Человек активный участник в политике
1)обладает полит.культурой
2)создает полит.деятельность,
3)Режим при котором
личность может реализовать
Типы политической поведении личности:
1)Личность с высокой полит.активностью участник в политической жизни
2)Личность полит.наблюдателяс различным уровнем компетентности, не учавств.в полит деятельности.
3)Личность компетентная
и некомпетентная критика,
4)Пассивная личностьсбезралич,
5)Отчужденная с негативным отношением к своему участию в политике
4-Психологических
типа по отношению к
1)Активен во всех отраслях
2)актив вне политике, пассивен в полит.сфере
3)Слабо активен вне полите, но активен в политике
4)Пассивен во всех сферах жизни
Социализация личности-вхождение в общество
Под социализации понимается освоение систем соц.норм, ценности, элементов культуры и выработку на этой основе установок, ценности ориентации, соц.потребности.
Стадии полит.социализации
1)от рождения до поступления в школу
2) с поступления в школу до окончаниепроф.обучения
3)соц.зрелость
4)завершение жизненного цикла
Институты социализации- партии, универ, школа
Интерес-привычка-потребность-
2.Подходы и методы. Основные функции политологии.
Политология имеет большой
арсенал исследовательских
Большинство исследователей склонны выделять три группы методов.
Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:
• анализ и синтез;
• индукция и дедукция;
• аналогия;
• моделирование;
• классификация;
• абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;
• сочетание исторического и логического анализов;
• мысленный эксперимент.
Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:
• использование статистики (прежде всего электоральной);
• анализ документов (количественный и качественный контент-анализ);
• опрос (анкетный и экспертная оценка);
• интервьюирование;
• лабораторные эксперименты;
• теория игр;
• современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта, геоинформационные системы[] и другие.
На основе вышесказанного можно выделить третью группу — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:
Социологическая методология — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме — тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.
Бихевиоралистская — пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Конституирующие начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования; 2) доминирующие мотивы поведения людей — психологические, они могут иметь и индивидуальную природу; 3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.
Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.
Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.
Системная, применительно к политике, была впервые разработана в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.
Антропологический подход — противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).
Психологический подход — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд.
1. Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).
2. Критико-диалектический подход широко применялся в советском марксизме. Анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются им и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему также леволиберальная и социалистическая мысль.
3. Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания — сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.). Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.
Задачи и функции
Задачи политологии — формирование знаний о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связаны функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации. Метод политической науки (в рамках системно-управленческого подхода в политологии)- это система принципов и приемов, с помощью которых осуществляется снятие неопределенности, объективное познание политической системы управления в государстве, а также политических, социальных, экономических и иных последствий императивного политического управления. Роль политологии — повышение уровня социально-экономической эффективности деятельности, а также снижение политических рисков социально-экономических субъектов.
Функции
• Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.
• Реализ естественно-логическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
• Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
• Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
• Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
• Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
• Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.
3.Гражданское общество: понятие, основные черты и условия формирования.
Г.О –составляют сферу абсолютной свободы частных лиц в отношении друг другу. -Это свободное и самостоятельное участие граждан в решении социально-значимых вопросов местного и государственного значения.
Структура гражданского общества:
1. Негосударственные социально-экономические
отношения и институты (собственность,
труд, предпринимательство);
2. Совокупность независимых от государства
производителей (частные фирмы и т.п.);
3. Общественные отношения и организации;
4. Политические партии и движения;
5. Сфера воспитания и негосударственного
образования;
6. Система негосударственных средств
массовой информации;
7. Семья;
8. Церковь и т.п.
Признаки гражданского общества:
Факторы становления Г.О
1)эконом(разнообразие форм
собственности,многоукладность,
2)политические(полит.