Субъекты политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:33, реферат

Краткое описание

Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. 3 Уровня субъекта политической отношении

Файлы: 1 файл

ПОЛИТ КУНСАЯ.docx

— 131.42 Кб (Скачать)

3)духовные факторы(свобода совести,цивилизованность)

Функции:1)защита частных сфер жизни человека от жесткой регламентация государство с помощью своих институтов и организации Г.О

2)Коммуникационная-с помощью  СМИ,полит.партии

3)Стабилизирующая

4.Основные  политические концепции ХХ века.

Большие» идеологии 19-20 веков  образовались в процессе постепенного размывания традиционных политических мировоззрений – реалистического, утопического и теократического, которые  были формой существования и развития конкретных политических концепций  со II тысячелетия до н.э. по 18 век. Это  размывание и соответственно формирование новых мировоззрений происходило  в течение 17-18 веков, в период буржуазных революций – английской, североамериканской и Великой французской. Поэтому  либерализм, консерватизм и социализм, сложившиеся в конце 18 - начале 19 вв. в Западной Европе, представляют собой разные способы осмысления социальной действительности, как она  сложилась в Европе и Северной Америке в результате революций  и промышленного переворота, и  предлагают пути совершенствования  буржуазного общества или его  замены другим общественно-политическим строем. Индустриальное и постиндустриальное общества как стадии развития современной  западной цивилизации обязаны многими  своими чертами сознательным усилиям  либеральных, социал-демократических, консервативных (косвенно – и коммунистических) партий, которые преобразовывали  мир, стремясь претворить в жизнь  свои политические платформы и программы. Таким образом, понятия либерализм, консерватизм и социализм многозначны. Как мировоззрение каждое их них  имеет определенную философскую  основу и представляет собой некоторый  способ осмысления мира в целом, прежде всего, общества и способов его развития. В этом смысле мировоззрения 19-20 вв. играют в науках об обществе методологическую роль, выступая в качестве инструмента  познания политических концепций

и партийных платформ. Как  политические идеологии либерализм, консерватизм и социализм рисуют картину желаемого будущего и  основных путей его достижения. Иными  словами каждая идеология предлагает некоторую модель развития общества, которая его создателям и сторонникам  представляется оптимальной. Следует  подчеркнуть, что политическая идеология  не представляет собой систему взглядов в строгом смысле слова. Это более  или менее взаимообусловленная  совокупность концепций, принципов  и идей, обычно лежащая в основе платформ политических партий. Отсюда следует, что либерализм, консерватизм и социализм – это также  политическая программа и политическая практика. Итак, «большие»

политические идеологии 19-20 веков – это одновременно методология, теория, программа и  практика.

Существует определенное соответствие между той или иной идеологией с одной стороны, интересами некоторых классов и социальных слоев – с другой. Однако это  соответствие не является ни жестким, ни неизменным. Консерватизм обычно выражает чаяния крупных собственников, а  также широких слоев населения, стабильность общественного положения  которых оказалась под угрозой  в результате некоторых произошедших или надвигающихся перемен. Социализм  представляет интересы наиболее обездоленной части общества или же тех, кто  зарабатывает на жизнь преимущественно  своим трудом. Либерализм – это  идеология политического центризма. Как правило, либеральных взглядов придерживаются широкие слои буржуазии  – средней и мелкой. В современном постиндустриальном обществе, где классовая принадлежность перестает определять место человека в жизни, наиболее состоятельные часто бывают консерваторами, а менее обеспеченные разделяют принципы социализма. В то же время все современные политические партии обычно заявляют, что они выражают интересы народа в целом, предлагая конструктивную программу быстрого экономического развития и всеобщего благосостояния. Либерализм, консерватизм и социализм прошли длительный путь развития.

5.Геополитическое  положение Казахстана и его  влияние на международные отношения.

Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Именно такая политика исключает какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана и укрепляет благоприятные внешние условия экономическим и политическим преобразованиям в Казахстане. Концепция внешней политики дополняется и изменяется сообразно новым нюансам в мировой ситуации, но многоуровневый и многоплановый характер казахстанской дипломатии не подвергается корректировке.

Открытость экономики и интеграция достигаются в Казахстане именно за счет взвешенной, многовекторной внешней политики. Факты свидетельствуют, что «многовекторность по-казахстански» – не прихоть лидера страны, а насущная необходимость, игнорировать которую такое государство, как Казахстан, имеющее срединное материковое положение, еще не окрепшее, нуждающееся в зарубежных инвестициях и рынках сбыта, не имело и не имеет права.

Плоды многовекторности ощущаются в повышении международного статуса Казахстана и, прежде всего, в реализации важнейшей стратегической задачи, поставленной Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым – достижении председательства в ОБСЕ.

Казахстан осуществляет миролюбивую  внешнюю политику, направленную на развитие взаимовыгодного, многостороннего  и равноправного сотрудничества как с соседними государствами  – прежде всего, с Россией и  Китаем, так и со всеми заинтересованными  странами, а также с международными политическими и финансовыми  организациями. Казахстан, заявивший  о миролюбивом характере своей  внешней политики, закономерно увязывает  вопрос обеспечения национальной безопасности с созданием атмосферы взаимного  доверия и сотрудничества как в регионе, так и во всем мире. Сегодня Казахстан выступает с большим количеством неординарных инициатив, находящих широкий отклик в мировом сообществе. И это количество перешло в новое качество. Наша республика неизменно проводит политику отстаивания своих национально-государственных интересов, подразумевая под этим, прежде всего, территориальную целостность и суверенитет, благополучие граждан и защиту их конституционных прав.

6.Что такое  партийные системы и какие системы Вам известны? Назовите примеры однопартийной, двухпартийной, многопартийной системы. Чем характеризуется каждая?

Партия(от лат.ЧАСТЬ ДЕЛА)-как организация играет ведущую роль и занимает центральное место среди общественных объединении ,организационных движении.

Партии защищают интересы социальных групп участвующие в  политическом процессе. Партии выражают свои идеологии, программы, цели стремясь обеспечить себе поддержку в обществе. Ставят задачу в политической борьбе придти к государственной власти.

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА - институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями  между политическими партиями и  государством, а с другой - взаимоотношениями  партий с другими общественными  элементами политической системы и  гражданами.Примерно в двух десятках стран (Бутан, Оман, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) политические партии отсутствуют по причине их официального запрета. В остальных государствах существуют однопартийные или многопартийные системы.

Однопартийная система — тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью. Оппозиционные же партии либо запрещены, либо системно не допускаются к власти. Доминирование одной партии может также устанавливаться посредством широкой коалиции нескольких партий (народный фронт), в которой правящая партия резко преобладает (см. также Система с доминирующей партией).

Однопартийная (монопартийная) система характеризуется функционированием одной партии и ее безусловной монополией на власть. Она устанавливается в результате острой классовой борьбы, сопровождающейся революциями социалистического и национально-освободительного характера. Однопартийность сохраняется до времени распада правящей партии на части (выделения из ее состава другой партии) или появления альтернативной по отношению к

ней силы. Свидетельством тому является опыт преобразования партийных  систем в СССР, странах постсоветского пространства и Восточной Европы. Подтипом названной системы является система с партией-гегемоном. Такую  руководящую роль в ряде социалистических стран – Болгарии, Польше, ГДР, Чехословакии – выполняли коммунистические и  рабочие партии, а непролетарские союзнические партии признавали эту  роль.(КНР, Куба, КНДР,Лаос, Сирия, Туркмения,  Вьетнам)

Двухпартийная система — тип партийной системы, при котором только две политические партии («партии власти») имеют реальные шансы выиграть выборы. Обычно это означает, что все или почти все выборные парламентские места занимаются депутатами двух партий, получающих большинство голосов, а также то, что эти партии попеременно формируют правительство в парламентских демократиях или получаютпрезидентский пост в президентских. Коалиционные правительства достаточно редки в двухпартийных системах, хотя каждая из двух партий сама по себе может быть и коалицией.Двухпартийные системы чаще всего появляютсяв ситуациях, когда выборная система, используемая в голосованиях, заметно уменьшает возможности третьей и меньших партий, например, в ситуациях, когда количество голосов, полученных партией в целом по стране, не прямо пропорционально количеству мест, которые партия получает в парламенте. Такая ситуация, например, бывает при выборах по одномандатным округам.Двухпартийная система широко распространена в англоязычном мире, например, в Великобритании и США.Двухпартийная система в США окончательно сложилась в середине XIX века, и с начала XX века на президентских выборах маловлиятельные и не долгоживущие «третьи» партии и силы редко добивались хотя бы относительно значительных результатов.В Советском Союзе двухпартийная система критиковалась как «уловка буржуазии с целью отвлечения трудящихся от их коренных интересов».Ленин указывал: «так называемая „система 2-х партий“, царившая в Америке и в Англии, была одним из самых могучих средств помешать возникновению самостоятельной рабочей, т. е. действительно социалистической партии». (Там же он отмечал:«Народ обманывали, отвлекали от его насущных интересов посредством эффектных и бессодержательных дуэлей двух буржуазных партий».) Также двухпартийных (как и реально-многопартийных) систем не было ни в одной социалистической стране.(Великобритании, США, Австралии, Венесуэле, Турции)

Многопартийные конкурентные системы обычно характеризуются  следующими чертами:

-каждая политическая  партия должна иметь четкую  позицию по основным вопросам, которая отграничивает ее от  других политических партий;

-такая система более  типична для парламентской формы  правления;

-чаще всего при такой  партийной системе одна партия  не в состоянии победить на  парламентских выборах и поэтому  вынуждена идти на компромисс с другими политическими партиями;

Во многих странах мира многопартийная система является господствующей. Количество партий здесь может колебаться от 3-4 до нескольких десятков.

У многопартийной системы  в силу перечисленных черт имеется  ряд вполне очевидных достоинств и недостатков:

«+» многопартийная система  создает основы для полицентризма  власти;

«+» у граждан большие  возможности выбора между программами;

В целом такая система  удобна для тех стран, где устоялись  партии, электорат, отношения между  партиями (Франция, Италия, Испания).

«-» многопартийная система  хуже выполняет функцию агрегирования (обобщения) интересов. Наличие многих политических партий приводит к тому, что они начинают ориентироваться  на отдельные группы граждан и  сужают круг требований для получения  их поддержки этими группами.

«-» избиратель, голосуя  за такую партию, часто не знает, за что именно он голосует в конечном итоге, так как небольшие партии вступают в коалиции в представительном органе, он голосует как бы за «полуфабрикат» программы;

«-» многопартийность нередко  ведет к отсутствию стабильного  парламентского большинства, на которое  могло бы опереться правительство. Часто формируются коалиционные правительства, где возникают конфликты (например, в Италии, где существует такая система, порой менялось до 4-5 правительств в год).

«-» неумеренная многопартийность не способствует интеграции общества, поскольку партии порой представляют несовместимые даже по основным ценностям  программы.


7. Политическая  система общества: понятие, структура,  функции, типология.

Политическая система  – это совокупность государственных, партийных и общественных органов  и организаций, участвующих в  политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого  организма, централизованно управляемого политической властью. Понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом  Д. Истоном. В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание.

Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем.

Институциональная подсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации. Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.

Информация о работе Субъекты политики