Субъекты политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:33, реферат

Краткое описание

Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. 3 Уровня субъекта политической отношении

Файлы: 1 файл

ПОЛИТ КУНСАЯ.docx

— 131.42 Кб (Скачать)

Теория ситуационного  анализа: разные обстоятельства могут востребовать качества различных лидеров. Личностно-ситуативная теория: лидер-знаменоносец, лидер-марионетка, лидер-пожарник.

Теория свиты, делающей короля.

Теория конституентов (последователей).Лидерство, как особого рода отношения между руководителем и его конституентами, выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты — последователи — активисты — лидер. Лидер и его конституенты- единая систему. В современной политологии круг конституентов лидера понимается достаточно широко. В него включаются не только политические активисты и все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели, а также все те, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера, предвидеть принимаемые им решения.

История свидетельствует, что  некоторые весьма важные действия руководителей  идут в разрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных слоев и сторонников.

 

Функции лидера:

1) Интеграция общества, объединение  масс.

2) Нахождение и принятие  оптимальных политических решений.

3) Социальный арбитраж  и патронаж, защита масс от  беззакония, самоуправства бюрократии, дворянства и т.п., поддержание  порядка и законности с помощью  контроля, поощрения и наказания.

4) Коммуникация власти  и масс, упрочение каналов политической  и эмоциональной связи и тем  самым предотвращение отчуждения  граждан от политического руководства.

5) Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной  энергии, мобилизация масс на  реализацию политических целей.

6) Легитимация строя. Эта  функция присуща главным образом  лидерам в тоталитарных обществах.


21. Политический  плюрализм.

Политический  плюрализм (иначе многопартийность) (от лат. pluralis -множественный) - наличие многопартийности, различных общественных объединений, союзов, движений и формирований, действующих в рамках Конституции, которая провозглашает их равенство перед законом; многообразие и свободная конкуренция политических идей, мыслей, партий, предотвращающие монополизацию общества и власти с помощью различного рода политических противовесов.

Понятие «плюрализм» в  политике впервые использовал идеолог  английского лейборизма Г. Ласки, как  научный термин ввел его в 1915 году.

Плюрализм базируется на признании противоречий, источниках социального и политического развития. Он утверждает неизбежность политических конфликтов, аппозиции, конкуренции политических сил. Отвергает любую монополию на власть, любые тоталитарные и авторитарные режимы. Властные структуры должны избираться народом. Предполагается принцип разделения властей. Государство воспринимается не как аппарат общественного принуждения, в котором исчезла бы и индивидуальность, а как общество свободных личностей, объединяющихся на солидарной основе. Политический плюрализм осуществляется в рамках гражданского общества путем горизонтальных контактов, способами, присущими цивилизованным взаимоотношениям между людьми (терпимость, взаимопонимание, взаимоуважение, готовность к компромиссам, сдержанность, ответственность и т. д.).

Необходимые условия для существования политического плюрализма: свобода слова,  свобода СМИ, многопартийная система, политическая оппозиция, свободные выборы, парламентаризм, независимые от государства общественные организации.

Реализация идеи политического  плюрализма обществе предполагает: 
- преодоление разрыва между ее теоретической необеспеченностью и массовым истолкованием на эмпирическом уровне; 
- выявление устойчивых групповых интересов, их всесторонний анализ и учет в теоретической и практической деятельности политико-государственных структур разных уровней; 
- создание необходимых правовых гарантий для выражения этих интересов не только в политической, но и в экономической, социальной и духовно-идеологической областях; 
- сопоставление различных, в том числе альтернативных, политических программ и установок, их обстоятельную научную экспертизу и широкое обсуждение общественностью; 
- определение общего курса политико-государственного развития страны на ближайшую и отдаленную перспективу, отвечающего интересам подавляющего большинства общества; 
- нахождение разумных путей достижения консенсуса между различными общественно-политическими группами, движениями и партиями; 
- разработку эффективного политико-правового механизма цивилизованного разрешения конфликтов, возникающих между ними.

Классическими работами по проблемам  плюралистической демократии являются труды Д.Труман, Д.Рисмен, Р.Даль, Г. Ласки, Е. Фраэнкель.

Плюрализм может быть:

- конструктивным (толерантный стиль политического взаимодействия), когда различия социальных интересов, подходов к проблемам, способах выражения политических позиций укрепляют, стабилизируют общество, усиливают эффективность его политических институтов, и деструктивным, когда различия становятся базой социальной дезинтеграции, нарастающего роста социальных конфликтов и кризисных ситуаций. Он  предполагает необходимость сопоставления позиций и интересов, возможность неполноты собственной истины, основывается на общих принципах, ценностях, разделяемых всеми участниками политического действия, исходит из возможности достижения консенсуса по определенным проблемам.

- деструктивный плюрализм (конфронтационный стиль политического взаимодействия) характеризуется отношением к оппоненту как к врагу, с которым невозможен какой-либо тип сотрудничества. Он исходит из своеобразного понимания истины — не как процесса совместного поиска, а как некоего дара, которым кто-то безраздельно владеет, а кто-то также полностью этого лишен. Никакого сотрудничества с носителями ложных истин быть не может.


22. Государство как политический  институт.

Политический институт –  это организационная форма объединения  людей в особое сообщество, основывающееся на коллективной воле, целях и образах  жизнедеятельности; идеальная модель ассоциации людей, формирующейся по поводу власти и влияния, поддерживающая интеграцию человека и коллектива, управляемость общностью и опирающаяся на коллективные ценности, организационные принципы, рациональные нормы (установления), и, в-третьих, реализация и воспроизводство моделей (систем принципов и норм, правил и целей) общения в структуре совокупной практики политической активности индивидов и групп, человеческого социума в целом.

Под политическими институтами  в современное время понимается совокупность учреждений, организаций  с определенной структурой и субординацией, воспроизводимой с течением времени  совокупностью норм и правил, упорядочивающих  политические отношения, как между  организациями, так и между людьми. Таким образом, политические институты  представляют собой «триединую целостность  – организацию, нормы, отношения».

Политические институты  подразделяются на институты власти (институты, осуществляющие государственную  власть на различном иерархическом  уровне) и институты участия (институты  участия, структуры гражданского общества).

Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации  и управления жизнью определенного  населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для  всех его граждан, обладающий суверенитетом.

Признаки государства: территория (материальная, физическая и пространственная основа государства, на которую распространяется его юрисдикция), население, власть.

Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:

- суверенитет, означающий  верховенство государственной власти  внутри страны и независимость  её на международной арене;

- наличие права, без  которого не может существовать  государство. Ибо только право  юридически оформляет государственную  власть, делает её легитимной, а  также определяет юридические  рамки и формы осуществления  функций государства;

- исключительное право  издания законов и правовых  актов, обязательных для всего  населения страны;

- монопольное право от  имени общества осуществлять  внутреннюю и внешнюю политику;

- исключительное право  государства эмиссии денежных  знаков;

- монополия на определение  и взимание налогов и сборов, которые обеспечивают политическую  и экономическую независимость  страны, проведение бюджетной политики;

- монопольное право на  применение законных форм насилия.  Диапазон государственного принуждения  достаточно широк: от ограничения  свободы гражданина до ее лишения,  вплоть до применения высшей  меры наказания, которая существует  во многих странах;

- монополия на использование  легитимных средств и институтов  насилия (милиция, армия, службы  безопасности, суд, прокуратура,  пенитенциарная система);

- обязательность принадлежности  к государству (в отличие от  добровольного членства в других  институтах политической системы). Гражданство человек получает  с момента рождения.

Как особый политический институт государство возникло в IV- III тыс. до н.э. Его структуры и особые функции  складывались по мере развития родоплеменных  отношений и обособления определенной группы лиц (вождей, родовой аристократии, и тп.), которые, трансформируя свои статусы и социальные привилегии во власть, концентрировали в своих руках управленческие функции.

Существует множество  различных теорий, объясняющих происхождение  государства:

– теократическая концепция, господствовавшая в эпоху средневековья, исходит из того, что не только природа, но и государство есть проявление власти Бога, божьего промысла. Власть государя на земле Фома Аквинский, например, также выводил из воли божьей;

– антропологическая концепция  основана на том, что государственная  форма организации заложена в  самой общественной природе человека (теория естественного происхождения  государства Аристотеля). Причина  этого кроется в социальной и  биологической природе человека: потребность в совместной деятельности, в общении, прирожденное несовершенство человека, его агрессивность и  конфликтность, невозможность индивидуального  существования.

– патриархальная теория рассматривает  государство как одну большую  семью, возникшую вследствие соединения родов в племена, племен – в  другие большие общности и т.д. Опекунская власть отца в большой семье автоматически  переносилась на другие общности, в  том числе и на государство. Государство  является расширенной формой патриархальной власти во имя всеобщего блага;

– договорная концепция  – государство есть результат  соглашения народа с определенным лицом  или группой лиц, которым передается часть их прав в целях обеспечения  порядка в обществе и защиты граждан. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж–Ж. Руссо и др). Только государство способно достойно обеспечивать естественные, неотчуждаемые права человека – на жизнь и здоровье, на собственность и свободу;

– социально-экономическая  концепция исходит из того, что  государство возникло в результате развития общественного разделения труда между различными социальными  слоями. Управленческий труд в целях  повышения его эффективности  также выделился в отдельную  отрасль, что привело к образованию  специального органа – государства. (Платон);

– марксистская концепция  объясняет происхождение государства  расколом общества на антагонистические  классы вследствие разделения труда, появление  частной собственности и эксплуатации. Государство возникает как политическая организация экономически господствующего  класса и орудие подавления им других классов и социальных слоев. Государство  – это организованное насилие  одного класса над другими.

– теория насилия (Л. Гумплович и др.) возникновение государства рассматривала как результат действия внутреннего или внешнего насилия, завоевание слабых и плохо организованных групп более сильными и лучше организованными. Государство - это форма господства победителей над побежденными;

Таким образом, государство  сформировалось как результат естественного  развития общества на определенной ступени  его зрелости и является инструментом упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, социальных слоев  и групп, отдельной личности.

 

Функции государства  и его структурные элементы.

Структура государства:

- представительные органы  государственной власти. Они подразделяются  на высшие, обладающие законодательной  власти (парламент), и местные органы  властью и самоуправления;

- исполнительно–распорядительные (органы государственного управления), состоящие из высших (правительство), центральных (министерства, ведомства)  и местных исполнительных органов;

- органы судебной власти  и прокуратуры;

- органы государственного  контроля;

- органы охраны общественного  порядка;

- органы государственной  безопасности;

- вооруженные силы.

Внутренние функции государства:

1. Экономическая (выработка  и реализация экономической политики, в том числе бюджетной; регулирование  хозяйственной деятельности с  помощью налоговой, антимонопольной,  кредитной политики; управление  государственными предприятиями  и организациями).

2. Социальная (разработка  и осуществление социальной политики, регулирование социальных отношений;  социальная защита нуждающихся  в ней граждан; разработка и  регулирование системы налогообложения;  содействие полной занятости  трудоспособного населения; охрана  здоровья населения.);

3. Политическая (выработка  политического курса, отвечающего  интересам общества или его  отдельных слоев; обеспечение  политической стабильности, преодоление  конфликтов и кризисных ситуаций; подбор и расстановка административных  кадров, осуществление властных  полномочий).

4. Правовая (охрана основ  существующего общественного строя;  обеспечение законности и правопорядка; защита прав и свобод граждан,  их чести и достоинства, а  также их собственности).

Информация о работе Субъекты политики