Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:33, реферат
Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. 3 Уровня субъекта политической отношении
Теория ситуационного анализа: разные обстоятельства могут востребовать качества различных лидеров. Личностно-ситуативная теория: лидер-знаменоносец, лидер-марионетка, лидер-пожарник.
Теория свиты, делающей короля.
Теория конституентов (последователей).Лидерство, как особого рода отношения между руководителем и его конституентами, выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты — последователи — активисты — лидер. Лидер и его конституенты- единая систему. В современной политологии круг конституентов лидера понимается достаточно широко. В него включаются не только политические активисты и все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели, а также все те, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера, предвидеть принимаемые им решения.
История свидетельствует, что некоторые весьма важные действия руководителей идут в разрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных слоев и сторонников.
Функции лидера:
1) Интеграция общества, объединение масс.
2) Нахождение и принятие
оптимальных политических
3) Социальный арбитраж
и патронаж, защита масс от
беззакония, самоуправства бюрократии,
дворянства и т.п., поддержание
порядка и законности с
4) Коммуникация власти
и масс, упрочение каналов
5) Инициирование обновления,
генерирование оптимизма и
6) Легитимация строя. Эта
функция присуща главным
21. Политический плюрализм.
Политический плюрализм (иначе многопартийность) (от лат. pluralis -множественный) - наличие многопартийности, различных общественных объединений, союзов, движений и формирований, действующих в рамках Конституции, которая провозглашает их равенство перед законом; многообразие и свободная конкуренция политических идей, мыслей, партий, предотвращающие монополизацию общества и власти с помощью различного рода политических противовесов.
Понятие «плюрализм» в политике впервые использовал идеолог английского лейборизма Г. Ласки, как научный термин ввел его в 1915 году.
Плюрализм базируется на признании противоречий, источниках социального и политического развития. Он утверждает неизбежность политических конфликтов, аппозиции, конкуренции политических сил. Отвергает любую монополию на власть, любые тоталитарные и авторитарные режимы. Властные структуры должны избираться народом. Предполагается принцип разделения властей. Государство воспринимается не как аппарат общественного принуждения, в котором исчезла бы и индивидуальность, а как общество свободных личностей, объединяющихся на солидарной основе. Политический плюрализм осуществляется в рамках гражданского общества путем горизонтальных контактов, способами, присущими цивилизованным взаимоотношениям между людьми (терпимость, взаимопонимание, взаимоуважение, готовность к компромиссам, сдержанность, ответственность и т. д.).
Необходимые условия для существования
политического плюрализма: свобода слова, свобода СМИ, многопартийная
система, политическая оппозиция, свобод
Реализация идеи политического
плюрализма обществе предполагает:
- преодоление разрыва между ее теоретической
необеспеченностью и массовым истолкованием
на эмпирическом уровне;
- выявление устойчивых групповых интересов,
их всесторонний анализ и учет в теоретической
и практической деятельности политико-государственных
структур разных уровней;
- создание необходимых правовых гарантий
для выражения этих интересов не только
в политической, но и в экономической,
социальной и духовно-идеологической
областях;
- сопоставление различных, в том числе
альтернативных, политических программ
и установок, их обстоятельную научную
экспертизу и широкое обсуждение общественностью;
- определение общего курса политико-государственного
развития страны на ближайшую и отдаленную
перспективу, отвечающего интересам подавляющего
большинства общества;
- нахождение разумных путей достижения
консенсуса между различными общественно-политическими
группами, движениями и партиями;
- разработку эффективного политико-правового
механизма цивилизованного разрешения
конфликтов, возникающих между ними.
Классическими работами по проблемам плюралистической демократии являются труды Д.Труман, Д.Рисмен, Р.Даль, Г. Ласки, Е. Фраэнкель.
Плюрализм может быть:
- конструктивным (толерантный стиль политического взаимодействия), когда различия социальных интересов, подходов к проблемам, способах выражения политических позиций укрепляют, стабилизируют общество, усиливают эффективность его политических институтов, и деструктивным, когда различия становятся базой социальной дезинтеграции, нарастающего роста социальных конфликтов и кризисных ситуаций. Он предполагает необходимость сопоставления позиций и интересов, возможность неполноты собственной истины, основывается на общих принципах, ценностях, разделяемых всеми участниками политического действия, исходит из возможности достижения консенсуса по определенным проблемам.
- деструктивный плюрализм (конфронтационный стиль политического взаимодействия) характеризуется отношением к оппоненту как к врагу, с которым невозможен какой-либо тип сотрудничества. Он исходит из своеобразного понимания истины — не как процесса совместного поиска, а как некоего дара, которым кто-то безраздельно владеет, а кто-то также полностью этого лишен. Никакого сотрудничества с носителями ложных истин быть не может.
22. Государство как политический институт.
Политический институт –
это организационная форма
Под политическими институтами в современное время понимается совокупность учреждений, организаций с определенной структурой и субординацией, воспроизводимой с течением времени совокупностью норм и правил, упорядочивающих политические отношения, как между организациями, так и между людьми. Таким образом, политические институты представляют собой «триединую целостность – организацию, нормы, отношения».
Политические институты подразделяются на институты власти (институты, осуществляющие государственную власть на различном иерархическом уровне) и институты участия (институты участия, структуры гражданского общества).
Государство – это основной
институт политической системы общества,
создаваемый для организации
и управления жизнью определенного
населения на определенной территории
с помощью государственной
Признаки государства: территория (материальная, физическая и пространственная основа государства, на которую распространяется его юрисдикция), население, власть.
Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:
- суверенитет, означающий
верховенство государственной
- наличие права, без
которого не может
- исключительное право издания законов и правовых актов, обязательных для всего населения страны;
- монопольное право от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;
- исключительное право государства эмиссии денежных знаков;
- монополия на определение
и взимание налогов и сборов,
которые обеспечивают
- монопольное право на
применение законных форм
- монополия на использование
легитимных средств и
- обязательность принадлежности
к государству (в отличие от
добровольного членства в
Как особый политический институт
государство возникло в IV- III тыс. до
н.э. Его структуры и особые функции
складывались по мере развития родоплеменных
отношений и обособления
Существует множество различных теорий, объясняющих происхождение государства:
– теократическая концепция, господствовавшая в эпоху средневековья, исходит из того, что не только природа, но и государство есть проявление власти Бога, божьего промысла. Власть государя на земле Фома Аквинский, например, также выводил из воли божьей;
– антропологическая концепция
основана на том, что государственная
форма организации заложена в
самой общественной природе человека
(теория естественного происхождения
государства Аристотеля). Причина
этого кроется в социальной и
биологической природе
– патриархальная теория рассматривает государство как одну большую семью, возникшую вследствие соединения родов в племена, племен – в другие большие общности и т.д. Опекунская власть отца в большой семье автоматически переносилась на другие общности, в том числе и на государство. Государство является расширенной формой патриархальной власти во имя всеобщего блага;
– договорная концепция – государство есть результат соглашения народа с определенным лицом или группой лиц, которым передается часть их прав в целях обеспечения порядка в обществе и защиты граждан. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж–Ж. Руссо и др). Только государство способно достойно обеспечивать естественные, неотчуждаемые права человека – на жизнь и здоровье, на собственность и свободу;
– социально-экономическая концепция исходит из того, что государство возникло в результате развития общественного разделения труда между различными социальными слоями. Управленческий труд в целях повышения его эффективности также выделился в отдельную отрасль, что привело к образованию специального органа – государства. (Платон);
– марксистская концепция
объясняет происхождение
– теория насилия (Л. Гумплович и др.) возникновение государства рассматривала как результат действия внутреннего или внешнего насилия, завоевание слабых и плохо организованных групп более сильными и лучше организованными. Государство - это форма господства победителей над побежденными;
Таким образом, государство сформировалось как результат естественного развития общества на определенной ступени его зрелости и является инструментом упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, социальных слоев и групп, отдельной личности.
Функции государства и его структурные элементы.
Структура государства:
- представительные органы государственной власти. Они подразделяются на высшие, обладающие законодательной власти (парламент), и местные органы властью и самоуправления;
- исполнительно–распорядительные
(органы государственного
- органы судебной власти и прокуратуры;
- органы государственного контроля;
- органы охраны общественного порядка;
- органы государственной безопасности;
- вооруженные силы.
Внутренние функции
1. Экономическая (выработка
и реализация экономической
2. Социальная (разработка
и осуществление социальной
3. Политическая (выработка
политического курса,
4. Правовая (охрана основ
существующего общественного