Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:33, реферат
Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. 3 Уровня субъекта политической отношении
Концепции возникновения власти:
Существуют ряд мотивов подчинения власти:
Структура власти - это те компоненты, без которых она не происходит. Таковы ее субъект, объект, подчинение объекта, источники и ресурсы власти.
Субъект и объект политической власти зависит от политического режима государства.
Субъекты политической власти – это группы людей, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии (Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН). Например, при демократическом режиме субъектом власти является народ, при тоталитарном режиме – народ является объектом (объект – это то, на что направлено деятельность субъекта), а субъект – политический лидер.
Виды власти:
Легитимная и легальная власть. Легитимность означает широкая общественная поддержка, признание власти населением. Легальность власти означает ее правовое закрепление, соответствующее государственным документам.
М. Вебер выделяет 3 типа легитимной власти:
1. Харизматическая власть.
Управление страной или
2. Традиционная власть. Она
достигается благодаря обычаям,
3. Легальная власть. Она
называется еще разумно
Важнейшие функции:
1. Организаторская функция.
Она предназначена для
2.Управленческая функция
- руководство обществом в целом.
3.Интегрирующая - интеграция общественных интересов
4.Контролирующая - обеспечение правопорядка, соблюдения в обществе норм и правил правления власти
5.Воспитательная функция
нацелена на создание
6.Культурная
12. Интеграционные процессы в современном мире и их влияние на международные отношения
Одним из факторов, который определяет основные пути и направления развития мирового хозяйствования, является создание международных интеграционных группировок, которые обеспечивают согласованное развитие и взаимодополнение регионов и государств, дают возможность эффективнее использовать все имеющиеся резервы распределения инвестиций и все виды капитала. Международные экономические интеграции - это высокий уровень развития международных экономических отношений, из-за которых процесс общественно-политического объединения двух стран осуществляется на основе международного разделения труда и осуществлении согласованной международной торгово-экономической политики. Интеграционные процессы в последние годы охватили все континенты и привели к созданию многочисленных региональных и субрегиональных политических блоков, большинство из которых провозгласили своей конечной целью выход на интеграционную стадию экономического сотрудничества. Всего в мире насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа, которые охватывают основные регионы и континенты земного шара. К основным теоретически обоснованным и практически апробированным формам международной экономической интеграции относятся: 1)Зона свободной торговли - наипростейшая форма интеграции. В такой зоне действует особый льготный торговый режим для стран - участниц за счет отмены торговых ограничений, прежде всего внутренних пошлин. Примером такой зоны является: Северо-Американское соглашение про свободную торговлю между США и Канадой, европейская ассоциация свободной торговли. В нее входят: Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. 2)Пошлинный союз - это соглашение двух или нескольких стран, которое устанавливает режим свободной торговли и предусматривает устранение внутренних тарифов и установление внешнего общего тарифа. Примером такого соглашения служит Андская группа, КАРИКОМ - Сотоварищество и общий рынок стран Карибского бассейна.3)Зона периферийной торговли - это зона с особым льготным режимом, когда две или несколько стран снижают взаимные тарифы на импортные товары, сберегают уровень тарифов с другими странами, осуществляют льготное кредитование и страхование внешнеторговых операций. Япония предоставляет льготный режим развивающимся странам. 4)Общий рынок - сложнейшая форма общегосударственного интеграционного взаимодействия, обеспечивает свободное перемещение товаров, рабочей силы, капиталов и формирует общее рыночное пространство (Евросоюз). 5)Валютный союз - самая сложная форма интеграции; предусматривает проведение странами общей интеграционной политики: введение единой валюты, создание единого эмиссионного центра - банка (Европейская Общность).6)Политический союз - высшая ступень региональной интеграции, которая предусматривает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое пространство. Самой развитой формой интеграции в мире считается объединение западноевропейских стран в Европейский Союз (ЕС), который в перспективе планируется как зона единого экономического пространства в Европе.
13. Политический режим. Типы политических режимов.
Политический режим— совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Исходя из этого выделяют три основных типа политических режимов:
-демократический
Признаки демократического режима:
1) свободная деятельность
2) идеологический плюрализм, то
есть наличие в обществе
3) формирование органов
4) наличие в обществе
-авторитарный,
1) запрет на деятельность
2) отсутствие идеологического
3) отсутствие органов власти, формируемых выборным путем;
4) отсутствие демократических
5) массовый террор и беззаконие в государстве.
-тоталитарный,
1) наличие в государстве одной правящей партии, которая является ядром государственной власти;
2) господство одной идеологии
и нетерпимость к
3) «культ личности» в обществе,
его государственное
4) функционирование
5) бесправие граждан, жесткая регламентация их деятельности;
6) разнузданная социальная
14. Эффективность и легитимность власти.
Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности.
Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с наименьшими издержками.
Критериями эффективности
1) достаточность оснований
2) рациональность “вертикальной” и “горизонтальной” структур власти;
3) эффективный, действенный,
4) организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;
5) наличие действенной системы
санкций, применяемых к
6) эффективная система
Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения.
Средства поддержания
1. изменение законодательства в
соответствии с новыми
2. стремление опираться на
3. поддержание в обществе
4. мобильное реагирование на
происходящие в обществе
Показателями легитимности являются:
1. уровень принуждения,
2. наличие попыток свержения правительства;
3. сила проявления гражданского повиновения;
4. результаты выборов и
5. наличие и массовость
Уровни легитимности власти
идеологический, структурный, персональный.
Идеологический уровень
Структурный уровень правомочности власти вытекает из убеждения в законность и ценность установленных структур и норм, регулирующих политические отношения. Основа – специфические политические структуры.
Персональный уровень
15. Формы государственного устройства и формы правления.
Формагосударственногоустройств
В зависимости от формы государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные.
Унитарное государство - единое, централизованное государство,
составные части которого не обладают
суверенностью и представляют собой административно-
В унитарном государстве единая
законодательная, исполнительная и
судебная власть. Для него характерны
наличие единого
В демократических унитарных
Федеративное государство - сложная форма государственного устройства. Федерация - форма государственного устройства, при которой в составе государства имеются несколько государственных территориальных образований, обладающих определенной степенью государственного суверенитета.
Для федеративного государства
характерно наличие двух систем власти:
федеральной и субъектов
В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.
В федерации существуют две системы законодательства - федерального и субъектов федерации.
Субъекты федерации могут
Различаются федерации по принципу построения:
- территориальный;
- национально-территориальный
Конфедерация – это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей.
Признаки конфедерации:
1. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.
2. В компетенцию конфедеративных
органов передаются лишь
3. Решения конфедеративных
Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.
За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.
Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.