Субъекты политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:33, реферат

Краткое описание

Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. 3 Уровня субъекта политической отношении

Файлы: 1 файл

ПОЛИТ КУНСАЯ.docx

— 131.42 Кб (Скачать)

Концепции возникновения  власти:

  1. Социогенез – власть распространялась в результате развития и усложнения социума, которая приводит к необходимости упорядочить общественные отношения.
  2. Правовая концепция – представители Дж. Локк, Т. Гоббс, Жан Жак Руссо. Они полагали, что власть возникла как результат общественного договора. Природа власти заключена в праве.
  3. Моральная концепция
  4. Концепция психоанализ З. Фрейда – утверждает, что к власти приходят люди, имеющие комплексы, для самоутверждения. В истории можно наблюдать много таких случаев.
  5. Бихевиористская концепция (поведенческая) – стремление к власти заложено в природе отдельных личностей которые обладают политической энергией, т.е. способностью властвовать.

 

Существуют ряд мотивов подчинения власти:

  1. Заинтересованность в достижении власти
  2. Убежденность в необходимости выполнения распоряжений
  3. Авторитет властвующего
  4. Чувство страха перед последствиями в случае неподчинения
  5. Принуждение и т.д.

 

Структура власти - это те компоненты, без которых она не происходит. Таковы ее субъект, объект, подчинение объекта, источники и  ресурсы власти.

Субъект и объект политической власти зависит от политического  режима государства.

Субъекты политической власти – это группы людей, влияющие на принятие политических решений или  участвующие в их принятии (Им может  быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или  даже мировое сообщество, объединенное в ООН). Например, при демократическом  режиме субъектом власти является народ, при тоталитарном режиме – народ  является объектом (объект – это  то, на что направлено деятельность субъекта), а субъект – политический лидер.

Виды власти:

Легитимная и легальная  власть. Легитимность означает широкая  общественная поддержка, признание  власти населением. Легальность власти означает ее правовое закрепление, соответствующее  государственным документам.

М. Вебер выделяет 3 типа легитимной власти:

1. Харизматическая власть. Управление страной или группой  людей на основе выдающихся  личных качеств – харизмой. Люди подчиняются лидеру. Такие лидеры появляются обычно в периоды великих социальных потрясений.

2. Традиционная власть. Она  достигается благодаря обычаям,  привычке повиноваться власти. Люди  подчиняются лидеру в силу  сложившихся традиций и обычаев.  Характерно для монархий.

3. Легальная власть. Она  называется еще разумно узаконенной,  поскольку господство связано  с верой в правильность юридических  норм и необходимость их выполнения. Люди подчиняются лидеру потому, что их наделил правом приказывать  какой-либо законодательный орган,  например, парламент.

 

Важнейшие функции:

1. Организаторская функция.  Она предназначена для формирования  политической системы общества, организации его политической  жизни, политических отношений  между государством и общественными  группами, классами, ассоциациями, партиями  и просто гражданами.

2.Управленческая функция  - руководство обществом в целом.  Посредством данной функции   повсеместно и на практике  реализуется стратегическая линия  субъекта власти.

3.Интегрирующая - интеграция  общественных интересов

4.Контролирующая - обеспечение правопорядка, соблюдения в обществе норм и правил правления власти

5.Воспитательная функция  нацелена на создание авторитета  власти, на воспитание у граждан  сознательного законопослушания

6.Культурная

12. Интеграционные  процессы в современном мире  и их влияние на международные  отношения

Одним из факторов, который определяет основные пути и направления развития мирового хозяйствования, является создание международных интеграционных группировок, которые обеспечивают согласованное  развитие и взаимодополнение регионов и государств, дают возможность эффективнее использовать все имеющиеся резервы распределения инвестиций и все виды капитала. Международные экономические интеграции - это высокий уровень развития международных экономических отношений, из-за которых процесс общественно-политического объединения двух стран осуществляется на основе международного разделения труда и осуществлении согласованной международной торгово-экономической политики. Интеграционные процессы в последние годы охватили все континенты и привели к созданию многочисленных региональных и субрегиональных политических блоков, большинство из которых провозгласили своей конечной целью выход на интеграционную стадию экономического сотрудничества. Всего в мире насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа, которые охватывают основные регионы и континенты земного шара. К основным теоретически обоснованным и практически апробированным формам международной экономической интеграции относятся: 1)Зона свободной торговли - наипростейшая форма интеграции. В такой зоне действует особый льготный торговый режим для стран - участниц за счет отмены торговых ограничений, прежде всего внутренних пошлин. Примером такой зоны является: Северо-Американское соглашение про свободную торговлю между США и Канадой, европейская ассоциация свободной торговли. В нее входят: Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. 2)Пошлинный союз - это соглашение двух или нескольких стран, которое устанавливает режим свободной торговли и предусматривает устранение внутренних тарифов и установление внешнего общего тарифа. Примером такого соглашения служит Андская группа, КАРИКОМ - Сотоварищество и общий рынок стран Карибского бассейна.3)Зона периферийной торговли - это зона с особым льготным режимом, когда две или несколько стран снижают взаимные тарифы на импортные товары, сберегают уровень тарифов с другими странами, осуществляют льготное кредитование и страхование внешнеторговых операций. Япония предоставляет льготный режим развивающимся странам. 4)Общий рынок - сложнейшая форма общегосударственного интеграционного взаимодействия, обеспечивает свободное перемещение товаров, рабочей силы, капиталов и формирует общее рыночное пространство (Евросоюз). 5)Валютный союз - самая сложная форма интеграции; предусматривает проведение странами общей интеграционной политики: введение единой валюты, создание единого эмиссионного центра - банка (Европейская Общность).6)Политический союз - высшая ступень региональной интеграции, которая предусматривает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое пространство. Самой развитой формой интеграции в мире считается объединение западноевропейских стран в Европейский Союз (ЕС), который в перспективе планируется как зона единого экономического пространства в Европе.


13. Политический режим.  Типы политических режимов.

Политический режим— совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Исходя из этого выделяют три основных типа политических режимов:

-демократический

Признаки демократического режима:

1) свободная деятельность различных  партий, объединений, движений, функционирующих  в рамках конституции;

2) идеологический плюрализм, то  есть наличие в обществе различных  идеологических течений, концепций  и отсутствие господствующей  идеологии;

3) формирование органов государственной  власти выборным путем;

4) наличие в обществе демократических  прав и свобод, их реальная  гарантированность.

-авторитарный,

1) запрет на деятельность демократических  партий и организаций;

2) отсутствие идеологического плюрализма, господство одной идеологии в  государстве;

3) отсутствие органов власти, формируемых  выборным путем;

4) отсутствие демократических прав  и свобод;

5) массовый террор и беззаконие  в государстве.

-тоталитарный,

1) наличие в государстве одной  правящей партии, которая является  ядром государственной власти;

2) господство одной идеологии  и нетерпимость к идеологическому  плюрализму;

3) «культ личности» в обществе, его государственное обеспечение;

4) функционирование административно-командной  системы в государстве;

5) бесправие граждан, жесткая  регламентация их деятельности;

6) разнузданная социальная демагогия.

14. Эффективность и  легитимность власти.

Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп  проводить свою волю в политике и  правовых нормах. Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов  эффективности и легитимности.

Эффективность власти - это гарантированное  проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки  с наименьшими издержками.

Критериями эффективности власти являются:

1) достаточность оснований власти  и эффективное использование  ее ресурсов;

2) рациональность “вертикальной”  и “горизонтальной” структур  власти;

3) эффективный, действенный, своевременный  контроль за выполнением распоряжений властных структур;

4) организационно-техническое и  кадровое обеспечение учета и  анализа властных распоряжений;

5) наличие действенной системы  санкций, применяемых к объекту  власти в случае невыполнения  им властного приказа;

6) эффективная система самоконтроля  власти, одним из показателей  которой является ее авторитет.

Легитимация - процедура общественного  признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения.

Средства поддержания легитимности власти:

1. изменение законодательства в  соответствии с новыми требованиями;

2. стремление опираться на традиции  при проведении государственной  политики и законотворчестве;

3. поддержание в обществе законности  и правопорядка;

4. мобильное реагирование на  происходящие в обществе процессы  и т. д.

Показателями легитимности являются:

1. уровень принуждения, применяемый  для проведения политики в  жизнь;

2. наличие попыток свержения  правительства;

3. сила проявления гражданского  повиновения;

4. результаты выборов и референдумов;

5. наличие и массовость демонстраций, митингов, пикетов и др.

Уровни легитимности власти

идеологический, структурный, персональный.

Идеологический уровень легитимности подразумевает признание власти в силу внутренней убежденности или  веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены  властью. Основа - идеологические ценности.

Структурный уровень правомочности  власти вытекает из убеждения в законность и ценность установленных структур и норм, регулирующих политические отношения. Основа – специфические  политические структуры.

Персональный уровень легитимности – признание власти основано на вере масс в особые способности политического  лидера, вождя. Основа – личный авторитет  правителя.

15. Формы государственного  устройства и формы правления.

Формагосударственногоустройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

В зависимости от формы государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные.

Унитарное государство - единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

В унитарном государстве единая законодательная, исполнительная и  судебная власть. Для него характерны наличие единого законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административно-территориальное  образование назначается чиновник из центра, который отчитывается перед  центральной властью (чаще - перед  правительством).

В демократических унитарных государствах развивается местное самоуправление.

Федеративное государство - сложная форма государственного устройства. Федерация - форма государственного устройства, при которой в составе государства имеются несколько государственных территориальных образований, обладающих определенной степенью государственного суверенитета.

Для федеративного государства  характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации. Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации.

В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.

В федерации существуют две системы  законодательства - федерального и  субъектов федерации.

Субъекты федерации могут иметь  также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).

Различаются федерации по принципу построения:

- территориальный;

- национально-территориальный

Конфедерация – это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей.

Признаки конфедерации:

1. Ее члены полностью сохраняют  государственный суверенитет.

2. В компетенцию конфедеративных  органов передаются лишь некоторые  вопросы, чаще всего в области  обороны, внешней политики, транспорта  и связи.

3. Решения конфедеративных органов  не имеют обязательного характера  для членов конфедерации, они  носят рекомендательных характер (в противном случае имело бы  место вмешательство в дела  суверенных государств).

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами правления все  государства разделяют на две  больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Информация о работе Субъекты политики