Субъекты политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:33, реферат

Краткое описание

Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. 3 Уровня субъекта политической отношении

Файлы: 1 файл

ПОЛИТ КУНСАЯ.docx

— 131.42 Кб (Скачать)

Функциональная  подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).

Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.

Понятие власти – это  основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической  системы, для которой главное  – это понятие собственности.

Основными функциями политической системы являются следующие:

1. Определение целей и  задач общества, выработка программ  деятельности в соответствии  с интересами граждан страны.

2. Мобилизация ресурсов  и организация деятельности общества  для осуществления его целей  и задач.

3. Укрепление единства  общества.

4. Распределение ценностей  в соответствии с интересами  всего общества и отдельных  социальных групп, наций, каждого  человека.

5. Урегулирование конфликтов.

Политические системы можно  классифицировать, применяя определенную типологию.

1. В зависимости от политического режима различают следующие политические системы:

-  тоталитарные; авторитарные;  демократические.

2. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют:

- открытые системы; закрытые  системы.

Примеры закрытой является политическая система советского типа, сложившейся в СССР, для которой  было характерно отсутствие широких  международных экономических и  культурно-информационных контактов. К. Поппер, впервые использовал понятие "открытое" и "закрытое" общество, под первым понимал демократические  системы, которые легко приспосабливаются  к изменениям внешней среды, под  вторым - тоталитарные системы.

3. В историческом анализе используется характеристика систем с позиций формационного подхода. Соответственно выделяются системы:

- рабовладельческие; феодальные; капиталистические; командно-административные.

4. Достаточно распространено выделение традиционных (до индустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно неразвитое гражданское общество (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.

5. Существуют различные типологии политических систем, предназначенных по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и состоянием политической структуры. Одна из них разработана Д. Алмондом и Д. Пауэллом. Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе. Это позволило Д. Алмонду и С. Вебер выделить следующие типы политических систем:

англо-американская политическая система (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса — государством, партиями, группами интересов и т. д.

континентально-европейская (страны Западной Европы) - отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентации, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии;

доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру;

тоталитарные  политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть в них сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц и контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.

8. Политическая элита.

Известно, что любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в  стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляться.  Для характеристики управляющих употребляются разные понятия, но наиболее распространенным является «элита».

Политическая элита (от фр. «элита» - избранный) – это группа в обществе, обладающая политическим влиянием, которая выполняет функции  политического управления. Она играет наиболее важную роль в политике.

Критерием для выделения  основных видов политической элиты  является объем властных функций. На основе данного критерия  различаются следующие виды, или уровни, политической элиты:  высшая, средняя, административная.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических  руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных  ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер – министра, спикера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политической партий, политических фракций в парламенте).

Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов. Принадлежность к средней элите определяется по трем показателям – уровню доходов, профессиональному статусу, образованию.

Административная  элита  (бюрократическая) – К административной элите относится высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления. В административную элиту входят и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных симпатий.

Выделяют также:

  1. Правящую элиту – она обладает государственной властью, принимают участие в осуществлении политической власти (парламент и т.д.)
  2. Национальная элита (по-другому – «душа народа»)- группа интеллигенции, которая наиболее активно влияют на все стороны общественной жизни. Научное признание элиты национальной предполагает заинтересованность общества в выделении наиболее подготовленных и достойных ее представителей для управления общественными процессами, развития экономики, политической жизни, науки, культуры.
  3. Контрэлита – оппозиционная по отношению к правящей политической элите часть бюрократии, социальная группа, которая борется за право на вхождение в элиту или создание новой.
  4. Псевдоэлита – обладает внешними формальными признаками элиты, но никогда не несет ответственности за все общество. В суровые годы испытаний такая элита чаще всего покидает свой народ, а порой и предает его, превращаясь в антиэлиту.

Таким образом, политическая элита ― понятие, отражающее особую роль верхушки господствующего класса, прежде всего той его части, которая  непосредственно осуществляет политическое руководство обществом, стоит у  руля государственного управления.

9.  Политическая  система общества: понятие, структура,  механизм функционирования.

Политическая система  – это совокупность государственных, партийных и общественных органов  и организаций, участвующих в  политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого  организма, централизованно управляемого политической властью. Понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом  Д. Истоном. В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание.

Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем.

Институциональная подсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации. Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.

Функциональная  подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).

Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.

Основателями системного подхода в политической науке  являются американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд и К. Дойч.

Для построения своей модели Д. Истон  использует четыре базовые категории: 1) «политическая система»; 2) «среда»; 3) «реакция» системы на воздействие среды; 4) «обратная связь» или воздействие системы на среду. Исходя из этой модели, механизм функционирования политической системы включает четыре фазы.

Первая фаза - это «вход», воздействие внешней среды. Д. Истон различает два типа «входа»: требование и поддержка. Требования могут быть подразделены на несколько видов:1) касающиеся распределения благ и услуг (например, требования принятия законов о заработной плате, о рабочем времени, и др.); 2) касающиеся регулирования поведения; 3) касающиеся коммуникации и информации. Поддержка означает усиление политической системы, она охватывает варианты поведения, благоприятные для системы. Это уплата налогов, выполнение воинского долга, соблюдение законов, уважение символов и институтов государственной власти, проведение демонстраций и митингов в поддержку системы, участие в выборах и т.д.

Вторая фаза - «конверсия» (или преобразование) требований в подготовку решений, являющихся реакцией правительства на импульсы внешней среды.

Третья фаза – это «выход», принятие решений и их реализация в ходе практических действий. Политические решения могут иметь форму новых законов, заявлений, регламентов, субсидий и т.д.

Четвертая фаза. Результаты деятельности правительства влияют на внешнюю среду через «петлю обратной связи». Поддержка усиливается, если решения и действия правительства соответствуют требованиям и ожиданиям массовых слоев общества. Если принимаемые на выходе решения не адекватны ожиданиям, то возникают новые требования, в обществе наблюдается рост недовольства.

Схема механизма функционирования политической системы общества была разработана Д. Истоном.

Г. Алмонд доработал её внутреннюю структуру, распределив функции «входа» и «выхода» между политическими институтами: так, интеграцию интересов в обществе обеспечивают политические партии; интересы отдельных групп выражают заинтересованные группы; массовую коммуникацию, взаимодействие населения и власти обеспечивают СМИ; законы вырабатывает законодательная власть, а применяет их исполнительная власть; поведение людей в обществе контролируют судебные органы.

В модели К. Дойча политическая система представлена как совокупность информационных потоков, построенных на принципе обратной связи. Появление коммуникативной модели К. Дойча связано с развитием информационных технологий, их проникновением во все сферы жизни общества.

Таким образом, под политической системой следует понимать   совокупность политических отношений и институтов, ценностей и норм, обеспечивающих  политическую жизнь, воспроизводство и обновление политического порядка в обществе, его целостность и устойчивость.

10. Теория  политической модернизации, ее эволюция  и связь с политической практикой.

Основную роль в концепциях политического развития играет теория политической модернизации. Политическая модернизация  означает социальную мобилизацию и политическое участие. Речь идет о модели глобального процесса цивилизации, суть которого заключается в переходе от традиционного общества к современному, т.е. рациональному в результате научно-технического прогресса.

Выделяются два типа модернизации:

1.  Оригинальная, спонтанная  модернизация. Характерна для стран,  переживших переход к рациональным  общественным структурам в результате  постепенного развития внутренних  процессов (Англия, США).

2. Вторичная, отраженная  модернизация. Характерна для стран, отставшим в своем развитии и пытающихся догнать передовые страны за счет широкого использования их опыта.

Модернизация требует  высокоцентрализованных политических институтов. Институализация – это процесс, в котором организации и методы действия приобретают стабильность, т.е. способность осуществлять изменения без собственного разрушения.

Политическая  модернизация предполагала, во-первых, расширение территорий и упорядочение административно-политических границ, образование национальных или федеративных государств, усиление центральной (как законодательной, так и исполнительной) власти, и в то же время, – разделение властей; во-вторых, способность государства к структурным изменениям в экономике, политике, социальной сфере при сохранении стабильности и внутренней сплоченности общества; в-третьих, важным аспектом политической модернизации считалось включение все более широких масс населения в политический процесс (хотя бы посредством выборов); в-четвертых, наконец, – установление политической демократии или хотя бы популистского правления, изменение способов легитимации власти (вместо ссылок на “божий промысел” и “природу вещей” – идеологические и политические предпочтения общественных групп).

Таким образом, политическая модернизация - это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются  кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических  факторов.

Для развития процесса модернизации государства разрабатывают различные  программы, в рамках которых осуществляют модернизацию политическую, экономическую, духовную.

11. Политическая власть: понятие, структура,  функции.

Власть – это отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Информация о работе Субъекты политики