Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:33, реферат
Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. 3 Уровня субъекта политической отношении
Иногда монарх может избираться.
За свою государственную деятельность
монарх ни перед кем не отчитывается
и не несет юридической
При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.
Дуалистическая монархия - это такая
форма правления, когда монарх - глава
государства сам формирует
Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.
Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы.В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).
Президентская республика характеризуется
тем, что президент избирается всем
населением, так как и парламент.
В такой республике президент
формирует и возглавляет
Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.
Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.
16. Структура политологии.
Ее соотношение с другими
Политология как наука имеет свою структуру, которая была определена еще в 1948 году специальной комиссией ЮНЕСКО и включает 5 основных блоков:
1. Теорию политики, представляющую
собой введение, философско-методологические
основы политики и
2. Теорию политических систем и их элементов (государства, партии, политические режимы, общественные организации и их отношения);
3. Теорию международных
4. Теорию управления социально-
5. Политическую идеологию и
В современной политологии всю совокупность проблем, которые она изучает, условно разделяют на три основные группы. Первая группа включает теоретико-методологические и историко-философские основания политических процессов и явлений, категории и функции политологии, политические парадигмы. Вторую группу проблем составляют политические системы, их сходство и различия, преимущества и недостатки, а также политическая культура, современные политические теории и идеологии, политическая власть, политические режимы, условия их трансформации и смены. Третья группа проблем политологии включает политический процесс, политическую деятельность, политическое поведение. Причем, внимание сосредотачивается на демократии, как способе организации и функционировании общественной жизни, правах и свободах человека, политических конфликтах и кризисах, международных политических отношениях.
Связь политологии с другими науками
- с историей
– политология исследует
- с экономической наукой - экономические исследования связаны с политологическими, так как экономика определяет политику;
- с философией – философия, выступая методологической базой политологии, в то же время использует её выводы для макрообобщений;
- с правом, поскольку
для реализации политических
решений, принимаемых на
17. Национально-государственные интересы Республики Казахстан.
Что касается национальных интересов Казахстана, то в этом плане он, следуя за Россией, обозначает их концептуальное содержание в контексте обеспечения национальной безопасности. В связи с этим единственным документом, отражающим понятие и сущность рассматриваемого явления, является закон «О национальной безопасности Республики Казахстан», принятый 26 июня 1998 года.
Данный закон определяет национальные интересы как совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей республики, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов [7].
Очевидно, что такое определение национальных интересов основано на чисто этатистском подходе и всецело отражает сложившуюся в официальной идеологии и пропаганде точку зрения о ведущей роли государства в системе общественных отношений в Казахстане.
В этих условиях привлекает к себе внимание представленный в рассматриваемом законе следующий перечень национальных интересов республики:
1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
2) сохранение общественного
3) экономическое развитие на благо всего народа Казахстана;
4) воспитание казахстанского
5) сохранение и приумножение
материальных и духовных
6) незыблемость конституционного
строя Республики Казахстан, в
том числе государственной
7) устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;
8) обеспечение оснащенности и
боевой готовности Вооруженных
Сил, других войск и воинских
формирований Республики
9) безусловное исполнение
10) развитие международного
18. Сущность авторитаризма,
особенности авторитарных
Авторитаризм обычно характеризуется
как тип режима, который занимает
промежуточное положение между
тоталитаризмом и демократией.
В современной политической науки выделяют следующие основные черты авторитаризма:
· Отчуждение народа от власти. Ее носителем является один человек или группа;
· Отсутствие единой идеологии;
· Опора на силу;
· Монополизация политики;
· Отказ от полного, тотального контроля над обществом;
· Формирование правящей элиты не демократическим путем, а посредством назначения сверху.
Если попытаться представить более
подробно характерные черты
1) автократизм (единовластие или небольшое число носителей власти). Ими могут быть один человек (монарх, президент, военный диктатор) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа);
2) неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она принимает их единолично по своему усмотрению;
3) опора на силу. Власть имеет достаточные силовые ресурсы, чтобы в случае необходимости подавить оппозицию;
4) монополизация власти и
5) отказ от тотального контроля
над обществом,
6) рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной борьбы на выборах.
19. Национальная безопасность государства.
Впервые термин «национальная безопасность» был употреблен в 1904 году в послании президента США Теодора Рузвельта Конгрессу, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности» США. В 1947 г. конгресс США принял закон «О национальной безопасности», согласно которому был создан существующий и поныне Совет национальной безопасности (СНБ).
Национальная безопасность
представляет собой сложную, многоуровневую,
открытую, динамическую систему, в основе
которой лежит триединство
- политическая безопасность представляет
собой такое состояние политической системы,
которое гарантирует права и свободы граждан,
социальных групп, обеспечивает баланс
их интересов, стабильность и целостность
государства, его благоприятное международное
положение;
- экономическая безопасность - это такое
состояние жизнедеятельности личности,
социальной группы, общества в целом, при
котором гарантируется защита их материальных
интересов от деструктивных подрывных
действий, гармоничное, социально ориентированное
развитие экономики, обеспечивается способность
государства определять без вмешательства
извне пути и формы своего экономического
развития;
- социальная безопасность - это такое
состояние развития личности, различных
групп населения, общества и государства,
при котором они сохраняют удовлетворенность
своим социальным статусом, а отношения
внутри них и между ними носят не конфронтационный
характер;
- военная безопасность - это устойчивое
состояние защищенности общества и государства
от внешних и внутренних военных угроз.
В основе национальной безопасности государства
лежат национальные интересы, национальные
цели и национальные ценности, которые
юридически закреплены в нормативных
правовых документах, определяющих политическую
и социально-экономическую организацию
общества, государственное и культурное
строительство, единство и сплоченность
конкретной нации.
Национальные интересы государства
принято делить на интересы во внешнеполитической
сфере (международной) и во внутриполитической
сфере (экономической, социальной, духовной,
военной и др.).
Признаки национальной безопасности:
призваны обеспечить выживание данного
социума, безопасность, устойчивое и прогрессивное
развитие страны; направлены на решение
жизненно важных внутренних и внешних
задач, парирование, нейтрализацию и предупреждение
различных опасностей и угроз; выступают
как мотивы и причины действий государственных
институтов и социальных групп по достижению
поставленных ими целей; реализация осуществляется
через различные виды политики (внутреннюю
и внешнюю; экономическую, культурную
и др.); представляют собой осознанные,
сформулированные и официально заявленные
приоритеты в той или иной области.
Национальная безопасность - это показатель состояния нации, означающий, что совокупное действие внутренних и внешних негативных факторов не может значительно снизить качество ее жизни и не создает угрозу ее существованию.
20.Политическое
лидерство в современном
Технология стабильного лидерства состоит в управлении, обеспечении общественного порядка и стабильности в обществе и даже «в умелом сочетании средств поощрения и наказания». (Н. Макиавелли)
Теории лидерства:
Теория черт («героическая теория») возникла в конце XX в.
Тезис: Утверждение в том, что если лидер обладает особыми качествами, отличающими его, то эти качества можно выделить.
Яркие представители теории черт: Э. Богардус, Е. Дженнингс. Т. Карлайл, Дж. Дауд.
М. Вебер считал: «три качества являются
для политика решающими: страсть, чувство
ответственности и глазомер...
«Гуманистические» теории лидерства. Главным ставила развитие эффективной организации. Человек по своей природе — «существо мотивированное», а организация по своей природе всегда структурирована и контролируема. Главной функцией лидерства является модификация организации с целью обеспечения свободы индивидов для реализации их мотивационного потенциала и удовлетворения своих нужд — однако, при одновременном достижении целей организации.
Д. Мак-Грегор разработал две теории организующего лидерства. Теория X: индивиды обычно пассивны, противостоят нуждам организации и их необходимо направлять и «мотивировать». Теория Y: люди уже обладают мотивацией и стремятся к ответственности, поэтому необходимо так их организовывать и направлять, чтобы они одновременно реализовывали и свои цели, и цели организации. Две эти теории отражали, по сути, два этапа развития организации.