Субъекты политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:33, реферат

Краткое описание

Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. 3 Уровня субъекта политической отношении

Файлы: 1 файл

ПОЛИТ КУНСАЯ.docx

— 131.42 Кб (Скачать)

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут  ответственность только перед Бог. Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха  не ограничена и имеет все характерные  особенности, которые изложены в  определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

Дуалистическая монархия - это такая  форма правления, когда монарх - глава  государства сам формирует правительство  и назначает премьер-министра. В  такой монархии действует два  высших государственных органа - монарх и правительство во главе с  премьер-министром. В ней могут  существовать и другие высшие государственные  органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая  форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается  с государственной властью. Религиозный  лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы.В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Президентская республика характеризуется  тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент  формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально  не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется  центральным положением парламента (законодательная власть), который  избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

16. Структура политологии.  Ее соотношение с другими гуманитарными  науками.

Политология как наука имеет  свою структуру, которая была определена еще в 1948 году специальной комиссией  ЮНЕСКО и включает 5 основных блоков:

1. Теорию политики, представляющую  собой введение, философско-методологические  основы политики и политических  отношений;

2. Теорию политических систем  и их элементов (государства,  партии, политические режимы, общественные  организации и их отношения);

3. Теорию международных отношений  (система международных отношений,  внешней политики, проблемы войн, укрепление мира и международной  безопасности);

4. Теорию управления социально-политическими  процессами (формы и методы политического  руководства и управления, повышение  эффективности функционирования  политических институтов, проблемы  элиты, лидерства);

5. Политическую идеологию и историю  политических учений (изучение генезиса  политических наук, роль и функции  идеологии в системе политической  власти);

В современной политологии всю  совокупность проблем, которые она  изучает, условно разделяют на три  основные группы. Первая группа включает теоретико-методологические и историко-философские  основания политических процессов  и явлений, категории и функции  политологии, политические парадигмы. Вторую группу проблем составляют политические системы, их сходство и различия, преимущества и недостатки, а также политическая культура, современные политические теории и идеологии, политическая власть, политические режимы, условия их трансформации и смены. Третья группа проблем политологии включает политический процесс, политическую деятельность, политическое поведение. Причем, внимание сосредотачивается на демократии, как способе организации и функционировании общественной жизни, правах и свободах человека, политических конфликтах и кризисах, международных политических отношениях.

Связь политологии с другими  науками

-       с историей  – политология исследует логику  развития политического процесса  в историческом ракурсе;

-       с экономической  наукой  - экономические исследования  связаны с политологическими, так как экономика определяет политику;

-    с философией – философия,  выступая  методологической базой   политологии,  в  то  же   время  использует  её   выводы  для  макрообобщений;

-       с правом, поскольку  для реализации политических  решений, принимаемых на основе  политологических знаний  и анализа,  необходимы правовые механизмы.

17. Национально-государственные  интересы Республики Казахстан.

Что касается национальных интересов  Казахстана, то в этом плане он, следуя за Россией, обозначает их концептуальное содержание в контексте обеспечения  национальной безопасности. В связи  с этим единственным документом, отражающим понятие и сущность рассматриваемого явления, является закон «О национальной безопасности Республики Казахстан», принятый 26 июня 1998 года.

Данный закон определяет национальные интересы как совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей республики, от реализации которых зависит способность  государства обеспечивать защиту конституционных  прав человека и гражданина, ценностей  казахстанского общества, основополагающих государственных институтов [7].

Очевидно, что такое определение  национальных интересов основано на чисто этатистском подходе и всецело отражает сложившуюся в официальной идеологии и пропаганде точку зрения о ведущей роли государства в системе общественных отношений в Казахстане.

В этих условиях привлекает к себе внимание представленный в рассматриваемом  законе следующий перечень национальных интересов республики:

1) обеспечение прав и свобод  человека и гражданина;

2) сохранение общественного согласия  и политической стабильности  в стране;

3) экономическое развитие на  благо всего народа Казахстана;

4) воспитание казахстанского патриотизма  и укрепление единства народа  Казахстана;

5) сохранение и приумножение  материальных и духовных ценностей  казахстанского общества;

6) незыблемость конституционного  строя Республики Казахстан, в  том числе государственной независимости,  унитарного устройства и президентской  формы правления, целостности,  неприкосновенности государственной  границы и неотчуждаемости территории страны;

7) устойчивое функционирование  государственных институтов, укрепление  и повышение эффективности их  деятельности;

8) обеспечение оснащенности и  боевой готовности Вооруженных  Сил, других войск и воинских  формирований Республики Казахстан;

9) безусловное исполнение законов  и поддержание правопорядка;

10) развитие международного сотрудничества  на основе партнерства.

18. Сущность авторитаризма,  особенности авторитарных политических  систем.

Авторитаризм обычно характеризуется  как тип режима, который занимает промежуточное положение между  тотали­таризмом и демократией.Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Авторитаризм присущ власти и политике, но основания и степень его различны. В качестве определяющих могут выступать природные, прирожденные качества политического лидера ("авторитарной", властной личности); разумные, рациональные, оправданные ситуацией (необходимостью особого рода, например, состоянием войны, общественного кризиса и т.п.); социальные (возникновение социальных или национальных кон­фликтов) и т.д., вплоть до иррациональных, когда авторитаризм переходит в его крайнюю форму - тота­литаризм, деспотизм, создание особо жестокого, репрессивного режима. Авторитарным является всякое навязывание воли власти обществу, а не принятое добровольно и осознанное повиновение. Объективные основания Авторитаризм могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти. Чем меньше таких оснований и бездеятельнее власть, тем очевиднее выступают субъективные, личные основания авторитаризма.

В современной политической науки  выделяют следующие основные черты  авторитаризма:

· Отчуждение народа от власти. Ее носителем  является один человек или группа;

· Отсутствие единой идеологии;

· Опора на силу;

· Монополизация политики;

· Отказ от полного, тотального контроля над обществом;

· Формирование правящей элиты не демократическим путем, а посредством  назначения сверху.

Если попытаться представить более  подробно характерные черты авторитарного  режима, то получится следующее:

1) автократизм (единовластие или небольшое число носителей власти). Ими могут быть один человек (монарх, президент, военный диктатор) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа);

2) неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она принимает их единолично по своему усмотрению;

3) опора на силу. Власть имеет  достаточные силовые ресурсы,  чтобы в случае необходимости  подавить оппозицию;

4) монополизация власти и политики, недопущение реальной политической  оппозиции и конкуренции. Однако  авторитаризм, в отличие от тоталитаризма,  допускает существование ограниченного  числа партий, профсоюзов и других  организаций, но лишь при условии  их подконтрольности властям.  Часто отсутствие оппозиции при  авторитаризме вызвано не противодействием  властей, а неготовностью общества  к созданию политических организаций,  отсутствием у населения потребности  к политической самоорганизации;

5) отказ от тотального контроля  над обществом, невмешательство  или ограниченное вмешательство  во внеполитические сферы, прежде всего в экономику. В круг внимания государства входят вопросы обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя оно может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования;

6) рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной борьбы на выборах.


19. Национальная  безопасность государства.

Впервые термин «национальная  безопасность» был употреблен в 1904 году в послании президента США  Теодора Рузвельта Конгрессу, где  он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной  безопасности» США. В 1947 г. конгресс США принял закон «О национальной безопасности», согласно которому был  создан существующий и поныне Совет  национальной безопасности (СНБ).

Национальная безопасность представляет собой сложную, многоуровневую, открытую, динамическую систему, в основе которой лежит триединство отношений  базовых социальных субъектов - личности, общества и государства. Национальную безопасность принято делить на политическую, экономическую, социальную, военную  и другие виды безопасности: 
   - политическая безопасность представляет собой такое состояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность государства, его благоприятное международное положение; 
   - экономическая безопасность - это такое состояние жизнедеятельности личности, социальной группы, общества в целом, при котором гарантируется защита их материальных интересов от деструктивных подрывных действий, гармоничное, социально ориентированное развитие экономики, обеспечивается способность государства определять без вмешательства извне пути и формы своего экономического развития; 
   - социальная безопасность - это такое состояние развития личности, различных групп населения, общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своим социальным статусом, а отношения внутри них и между ними носят не конфронтационный характер; 
   - военная безопасность - это устойчивое состояние защищенности общества и государства от внешних и внутренних военных угроз. 
   В основе национальной безопасности государства лежат национальные интересы, национальные цели и национальные ценности, которые юридически закреплены в нормативных правовых документах, определяющих политическую и социально-экономическую организацию общества, государственное и культурное строительство, единство и сплоченность конкретной нации.

Национальные интересы государства  принято делить на интересы во внешнеполитической сфере (международной) и во внутриполитической сфере (экономической, социальной, духовной, военной и др.). 
Признаки национальной безопасности: призваны обеспечить выживание данного социума, безопасность, устойчивое и прогрессивное развитие страны; направлены на решение жизненно важных внутренних и внешних задач, парирование, нейтрализацию и предупреждение различных опасностей и угроз; выступают как мотивы и причины действий государственных институтов и социальных групп по достижению поставленных ими целей; реализация осуществляется через различные виды политики (внутреннюю и внешнюю; экономическую, культурную и др.); представляют собой осознанные, сформулированные и официально заявленные приоритеты в той или иной области.

Национальная безопасность - это показатель состояния нации, означающий, что совокупное действие внутренних и внешних негативных факторов не может значительно снизить  качество ее жизни и не создает  угрозу ее существованию.


20.Политическое  лидерство в современном общественном  развитии.

Технология стабильного  лидерства состоит в управлении, обеспечении общественного порядка и стабильности в обществе и даже «в умелом сочетании средств поощрения и наказания». (Н. Макиавелли)

Теории лидерства:

Теория черт («героическая теория») возникла в конце XX в.

Тезис: Утверждение в том, что если лидер   обладает особыми  качествами, отличающими его, то эти  качества можно выделить.

Яркие представители теории черт: Э. Богардус, Е. Дженнингс. Т. Карлайл, Дж. Дауд.

М. Вебер считал: «три качества являются для политика решающими: страсть, чувство  ответственности и глазомер...Страсть в смысле ориентации на существо дела, страстной самоотдачи делу... Глазомер, способный с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей... требуется дистанция по отношению к вещам и людям... Проблема состоит в том, чтобы втиснуть в одну и ту же душу и жаркую страсть, и холодный глазомер».

«Гуманистические» теории лидерства. Главным ставила развитие эффективной организации. Человек по своей природе — «существо мотивированное», а организация по своей природе всегда структурирована и контролируема. Главной функцией лидерства является модификация организации с целью обеспечения свободы индивидов для реализации их мотивационного потенциала и удовлетворения своих нужд — однако, при одновременном достижении целей организации.

Д. Мак-Грегор разработал две теории организующего лидерства. Теория X: индивиды обычно пассивны, противостоят нуждам организации и их необходимо направлять и «мотивировать». Теория Y: люди уже обладают мотивацией и стремятся к ответственности, поэтому необходимо так их организовывать и направлять, чтобы они одновременно реализовывали и свои цели, и цели организации. Две эти теории отражали, по сути, два этапа развития организации.

Информация о работе Субъекты политики