Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:40, реферат
«Бухгалтерский учет нередко называют языком бизнеса. И это действительно так, в бухгалтерском учете и отчетности обобщается результаты деятельности и текущее состояние каждого предприятия. Изменения в экономической системе Российской Федерации привели к изменению в деятельности предприятий, которое должно было найти адекватное отражение в бухгалтерском учете. И бухгалтерский учет в России действительно подвергся коренному изменению. В настоящее время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты международного учета».
Документооборот.
Естественной основой учета являются исходные документы, на основе которых делаются записи в учетных регистрах. В России обязательность своевременного оформления исходных документов зафиксировано как одно из правил ведения бухгалтерского учета: Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Уровень регулирования в области документооборота едва ли не больший чем в области собственно бухгалтерского учета. Регулируется буквально все: существуют типовые формы большинства используемых документов, а для документов, типовых форм которых нет, имеется подробный список обязательных реквизитов: наименование документа (формы), код формы; дату составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки. Отступления от унифицированных типовых форм документов, если они существуют, не допускаются.
Документами должны оформляться все операции, находящие отражение в учетных регистрах, причем они должны создаваться перед самой хозяйственной операцией или, если это невозможно, сразу после ее завершения. Определяется порядок заполнения документов - в них не должно быть пропусков (если информация отсутствует то ставиться прочерк), все исправления производятся определенным способом, в некоторых видах документов исправления вообще не допускаются.
Сроки хранения документов тоже регламентируются и составляют от 3 лет (по большинству первичных документов) до 75 лет (в некоторых случаях по расчетным ведомостям). Более того, регламентируется даже порядок хранения документов в зависимости от их вида: временные документы должны храниться отдельно от постоянных, копии от оригиналов, некоторые документы должны храниться в подшитых папках по описи, некоторые могут храниться в просто папках. Интересно, что вся эта регламентация направлена не на государственные организации и учреждения, где государство является хозяином, а еще и на коммерческие предприятия, где соблюдение предписанного порядка не только иногда влечет за собой издержки на его выполнение, но создает и дополнительные издержки, когда эти предписания находятся в противоречии с обычаями хозяйственного оборота данной организации. Возникает проблема - какие документы оформлять - пригодные для данной организации или те, которые требуются государством.
В Международной практике документооборот вообще не воспринимается как часть финансового учета, а скорее как часть управленческого. Единственное, что должны обеспечивать исходные документы - соблюдение принципов учета, т.е. финансовая отчетность должна иметь основание в виде достаточно (согласно принципу существенности) полных, правильных и своевременно оформленных документов. Все остальные характеристики первичных документов и порядка их оформления относятся к компетенции менеджмента. То же самое относится к порядку хранения документов. Их хранение требуется лишь в той мере, в которой они могут способствовать проверке в отчетном периоде. Также, в некоторых случаях при изменении учетной политики для обоснования допустимости такого изменения (например, применение другого метода амортизации объекта основных средств в связи с пересмотром срока его использования) в отчетности требуется предоставление исходных документов. Однако, международная традиция значительно более либеральна в признании допустимости некоторых видов исходных документов. Так, основанием для начисления резервов по сомнительным долгам может служить просто обоснованное экспертное мнение бухгалтера, причем если источник этого мнения (решения) очевиден, то исходные документы могут вообще не оформляться.
Подводя итог, можно сказать, что в России документооборот является основанием для контроля деятельности предприятия со стороны налоговых органов. Соответственно, эта сфера деятельности жестко контролируется со стороны государства. На западе документооборот фирмы является внутренним делом самой фирмы, а количество предъявляемых требований минимально.
Учетная политика
И в России и на Западе определение учетной политики есть прерогатива менеджмента. Раскрытие примененной учетной политики есть непременная составляющая годовой бухгалтерской отчетности. Но уровень свободы управленческого аппарата в процессе определения этой политики принципиально разный. западная система предусматривает существенно большее число возможных альтернатив учета. В российской системе выбор учетной политики часто сводится к порядку использования учетных регистров (корреспонденции счетов), не изменяя результата, показываемого в отчетности. Это, конечно, важно в случае проверки налоговой инспекцией, но это не составляет сути учетной политики в широком смысле этого слова.
На западе фирма обязана раскрывать только те методы учета, которые существенно влияют на финансовые результаты, представленные в отчетности, и могут повлиять на решения пользователей, принимаемые на основе этой информации. Сам порядок ведения учета не важен, если он устойчиво приводит к правильным результатам в отчетности и поддается проверке. В России предприятие обязано раскрывать все свои решения по учету, если оно имело выбор различных учетных методов, даже если это не влияет или влияет незначительно на представляемую отчетность. Также, хотя и декларируется возможность отклонения от принципов (допущений и требований), зафиксированных в законодательстве о бухгалтерском учете (при условии их раскрытия), но реальное применение такой возможности практически отсутствует из-за необходимости согласования таких отклонений с государственными органами, порядок которого не определен четко до сих пор.
Изменение используемой учетной политики допускается в России в следующих случаях: реорганизации предприятия (слияния, разделения, присоединения); смены собственников; изменений законодательства Российской Федерации или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации; разработки новых способов бухгалтерского учета. На западе просто утверждается, что применяемый принцип можно изменить при необходимости. Естественно, что такое изменение должно быть обоснованным. Можно также отметить, что понятие изменения в учете (accounting change) на западе шире, чем в России и состоит собственно из изменения в учетной политике (principle change), изменение в оценочных показателях (change of estimate) и изменение в составе хозяйственной единицы (change of entity).
Раскрытие изменений требуется в момент предоставления отчетности, в том числе и текущей и разрешается не раскрывать учетную политику в текущей отчетности, если эта политика не изменялась с момента предоставления годовой отчетности.
Национальные особенности: язык, числовая нотация, терминология Отличие российской бухгалтерии от западной начинается с языка. Конечные потребители отчетов, выполненных по стандартам МСФО, не всегда владеют русским или другим национальным языком. Официальным рабочим языком при подготовке Международных стандартов финансовой отчетности является английский язык. В 1997-1998 гг. издательством «Аскери» был издан официальный перевод Международных стандартов финансовой отчетности, который не совсем адекватно отражает их суть. Это происходит из-за того, что определенная терминология несет сложную смысловую нагрузку, сильно различающуюся в разных странах. Например, английский термин «cash» обычно переводится на русский язык как «наличные деньги», хотя в бухгалтерском учете понятие слова «cash» более широкое – это все денежные средства, включая счета в банках, пластиковые карточки и т. п.
С другой стороны, определенные словосочетания, применяемые в международных стандартах, могут не иметь адекватного выражения в русском языке, например, перевод словосочетания «fair value» – «справедливая стоимость» может быть непонятным для русскоязычного читателя.
Существует немало различий, вызванных культурными традициями западных стран. Например, в англо-американской отчетности используется другая система обозначения чисел: запятой отделяются тысячи, а точкой – дробная часть от целой, например: 1,234,567.89. В России применяется германская нотация и для отделения копеек от рублей используется запятая (1 234 567,89). В западной отчетности не используется знак «-» (минус). Число, которое будет вычитаться при подсчете итога приводится в скобках.
Валюта
Обычно компании ведут учет и составляют отчетность в валюте той страны, где они размещаются. Согласно Положению о бухгалтерском учете вся российская бухгалтерская отчетность представляется в национальной валюте Российской Федерации – в рублях. При составлении отчетности согласно международным стандартам предприятие имеет право самостоятельно выбрать валюту для составления отчетности, используя не только рубль, но и другие денежные единицы, например доллары США.
Компании, работающие в условиях гиперинфляции, в соответствии с международными стандартами должны корректировать свою финансовую отчетность с учетом изменения покупательной способности денег, поскольку финансовая отчетность без учета инфляции может вводить пользователя в заблуждение. Кроме того, инфляция затрудняет сравнение показателей финансовой отчетности за разные отчетные периоды. В российском же учете практически не применяются поправки на инфляцию, что значительно затрудняет возможность получения достоверной отчетности.
Правила записи проводок и план счетов
Классическая формула баланса «активы = пассивы» в западной формулировке выглядит другим образом: «активы = обязательства + капитал», где российским пассивам соответствуют две различные категории «обязательства» и «капитал».
Другой особенностью зарубежной практики является отсутствие использования дебетового и кредитового оборотов по счетам. Обычно из положения западные бухгалтеры выходят разделением счетов, где требуется анализ дебетового и кредитового оборотов, на два отдельных счета, например счет 90 «Продажи» разделен на счета «Доходы от продаж» и «Себестоимость продаж».
На Западе редко применяются активно-пассивные счета. Они заменяются парами счетов по дебетовому и кредитовому признаку. Например, российский счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по международным канонам может быть представлен парой счетов «Расчеты с разными дебиторами» и «Расчеты с разными кредиторами».
В России применяются два способа исправления ошибочных записей «красное сторно» и «черное сторно». Основное различие между ними заключается в том, что первый уменьшает обороты по счетам, а второй увеличивает их. Бухгалтеры во многих западных странах используют только метод «черного сторно».
Необходимо отметить, что для получения отчетности западными бухгалтерами не используется информация о «корреспонденции счетов». Все финансовые отчеты построены таким образом, что оперируют только с входящим и исходящим сальдо, а также свернутыми оборотами, не разделяя их на дебетовый и кредитовый. В то же время большое количество российских финансовых отчетов использует обороты по корреспондирующим счетам «с кредита... счета в дебет... счета».
Западная практика ведения учета допускает участие нескольких счетов в проводке (несколько счетов дебетуется и кредитуется), тогда как в России проводка имеет жестко заданный вид: «дебет... счета, кредит... счета». Поэтому часто в западных бухгалтерских книгах невозможно выделить корреспондирующие счета.
Некоторые аспекты западного бухгалтерского учета, например составление отчетности по видам деятельности и сделок с участием взаимосвязанных сторон, требуют более подробного раскрытия информации, чем это необходимо по российским правилам учета и отчетности, что влечет за собой составление более подробного плана счетов.
Отчетный период
«Международные стандарты разрешают предприятиям самостоятельно устанавливать сроки начала финансового периода, поэтому российские компании не обязательно должны составлять отчетность по МСФО с 1 января.
Более того, некоторые корпорации используют финансовые периоды, не равные календарным месяцам. Например, многие западные торговые компании используют для ведения учета так называемую систему «4-4-5» (т. е. финансовый месяц равен ровно четырем или пяти неделям)».
Различия во времени отражения хозяйственных операций
В некоторых случаях даты проведения проводок в МСФО и российской отчетности могут быть разными по следующим причинам:
в МСФО принят принцип соответствия, согласно которому затраты относятся на период, когда они были совершены;
правила отражения некоторых операций различны.
В России банковский перевод записывается на дату получения банковской выписки, а на Западе – в момент подготовки чека или поручения на перевод (все возникающие расхождения снимаются в конце месяца операцией «выверки»).
План счетов
В отличие от российских стандартов, международные стандарты финансовой отчетности не регламентируют, каким должен быть план счетов. Такая практика традиционна для США и Великобритании, где каждая компания может использовать свой собственный план счетов. В других странах, например во Франции, как и в России, план счетов стандартизирован и его применение обязательно для всех предприятий. Интересно, что в отличие от российского плана счетов, французский план счетов имеет переменное число цифр в номере счета. Например, счет 2 – «Основные средства», а счет 281 – «Накопленный износ основных средств».
При переходе к международным стандартам некоторые страны СНГ (Украина, Молдова, Казахстан и др.), а с 2001 г. и Россия изменили план счетов таким образом, чтобы упростить бухгалтерам сбор информации и построение финансовой отчетности в рамках МСФО.
Профессиональное суждение
«Согласно принципам МСФО информацию, представляемую в финансовой отчетности, делают полезной для пользователей качественные характеристики, такие как понятность, уместность, надежность и сопоставимость. Определение относительной важности характеристик в каждом конкретном случае является профессиональным суждением.
Таким образом, профессиональное суждение в западной практике является важнейшим элементом культуры бухгалтерской профессии, проявлением либерализма».
Профессиональное суждение помогает обеспечивать формирование достоверной информации, которая должна быть, во-первых, востребована рынком бухгалтерских услуг, во-вторых, предусмотрена процедурой контроля и защиты обоснованности профессионального суждения перед профессиональным сообществом. То есть профессиональное суждение представляет собой институт развитых рыночных отношений, в которых востребована достоверная информация и существует система контроля за ее формированием как со стороны ее производителей (бухгалтерских сообществ), так и со стороны потребителей (объединения инвесторов и т. п.).