Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:37, контрольная работа
Первый (законодательный) уровень представлен федеральными законами Российской Федерации, постановлениями Правительства, указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях. Документами этого уровня являются федеральные законы "О бухгалтерском учете", "Об акционерных обществах" и др. Федеральным законом "О бухгалтерском учете" общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство РФ. Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета Центральному банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ. При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые этими органами, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета 3
Пассивные счета 9
Практическая часть 13
Список использованной литературы 20
Содержание:
Список использованной литературы 20
Система нормативного регулирования представляет собой целостную, взаимосвязанную, иерархично выстроенную совокупность нормативно правовых и иных актов, призванных упорядочить ту или иную область общественных отношений. Все нормативные акты, будучи на вершине системы бухгалтерского законодательства задают с разной степенью конкретности общие, обязательные правила, связанные с ведение бухгалтерского учета. Зафиксированные правила стали основой, на которой выстроилась вся система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Первый (законодательный) уровень представлен федеральными законами Российской Федерации, постановлениями Правительства, указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях. Документами этого уровня являются федеральные законы "О бухгалтерском учете", "Об акционерных обществах" и др. Федеральным законом "О бухгалтерском учете" общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство РФ. Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета Центральному банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ. При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые этими органами, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.
Особняком в первой группе
документов стоит Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации,
появление которого связано с
нормой Федерального закона "О бухгалтерском
учете" в части осуществления
Правительством Российской Федерации
общего методологического руководства
бухгалтерским учетом в Российской
Федерации. В целях реализации этой
нормы распоряжением от 21.03.98 № 382-р
Правительство РФ обязало Минфин
России разработать и утвердить
Положение о ведении
Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), составленные на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, разработка которых вменена в обязанность Законом о бухгалтерском учете Минфину РФ. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.
ПБУ представляет собой элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством.
Разработка и внедрение в практику Положений по бухгалтерскому учету происходит в рамках «Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которая была принята постановлением Правительства № 283 от 6 марта 1998 г. В данной Программе прописано, что ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Таким образом, отечественные ПБУ разрабатываются в соответствии с МФСО.
План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 мая 1998 г. № 587-р в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности". Разработанные и внедренные на сегодняшний день ПБУ представлены в таблице 1.
Таблица 1
Положения по бухгалтерскому учёту
№ ПБУ |
Название документа |
Соответствующий международный стандарт |
ПБУ 1/98 |
«Учетная политика организаций» |
МСФО 1 |
ПБУ 2/94 |
«Учет доходов (контрактов) на капитальное строительство» |
МСФО 11 |
ПБУ 3/2000 |
«Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» |
МСФО 21 |
№ ПБУ |
Название документа |
Соответствующий международный стандарт |
ПБУ 4/99 |
«Бухгалтерская отчетность организации» |
МСФО 1 |
ПБУ 5/01 |
«Учет материально-производственных запасов» |
МСФО 2 |
ПБУ 6/01 |
«Учет основных средств» |
МСФО 16 |
ПБУ 7/98 |
«События после отчетной даты» |
МСФО 10 |
ПБУ 8/01 |
«Условные факты хозяйственной деятельности» |
МСФО 10 |
ПБУ 9/99 |
«Доходы организации» |
- |
ПБУ 10/99 |
«Расходы организации» |
- |
ПБУ 11/2000 |
«Информация об аффилированных лицах» |
МСФО 28 |
ПБУ 12/2000 |
«Информация по сегментам» |
МСФО 14 |
ПБУ 13/2000 |
«Учет государственной помощи» |
МСФО 20 |
ПБУ 14/2000 |
«Учет нематериальных активов» |
МСФО 38 |
ПБУ 15/2001 |
«Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» |
МСФО 23 |
ПБУ 16/2002 |
«Информация по прекращаемой деятельности» |
МСФО 35 |
ПБУ 17/2002 |
«Учет расходов на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские |
МСФО 28 |
ПБУ 18/2002 |
«Учет расчетов по налогу на прибыль» |
МСФО 12 |
ПБУ19/2002 |
«Учет финансовых вложений» |
МСФО 39 |
ПБУ 20/2003 |
«Информация об участии в совместной деятельности» |
МСФО 31 |
Третий (методический) уровень образуют инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня счетов, которую должны применять организации всех организационно-правовых форм собственности различных отраслей народного хозяйства, транспорта и так далее. Специфические особенности некоторых из них учитываются на отдельных счетах, которые вправе вводить организации по ходатайству соответствующих министерств и ведомств, последние обязаны согласовывать необходимость применения этих счетов с Министерством финансов Российской Федерации.
Такой методологический подход к применению единого Плана счетов создает четкую регламентацию при организации бухгалтерского учета, упрощает его ведение, дает возможность автоматизировать все участки бухгалтерского учета, сведя к минимуму ошибки в корреспонденции счетов.
В Плане счетов по каждому синтетическому счету дана типовая схема его корреспонденции с другими синтетическими счетами, которая закладывается в программы при разработке автоматизированных систем учета. Это не исключает возможности при возникновении новых фактов хозяйственной деятельности дополнить типовую схему новыми корреспонденциями. Но при этом следует строго соблюдать основные методические принципы ведения бухгалтерского учета, которые изложены в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
На основе Плана счетов бухгалтерского учета организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, применяемых этой организацией.
Таким образом, План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете организации.
Он является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.
В основу построения Плана счетов положены следующие подходы:
а) преемственность в построении плана счетов;
б) строгая иерархия счетов и субсчётов;
в) сочетание государственного
регулирования учета и
г) относительная независимость процесса систематизации и накапливания информации о фактах хозяйственной деятельности от процесса формирования данных для целей налогообложения,
В основу Плана счетов положены принципы:
План счетов разработан на
основе экономической классификации
счетов. Счета сгруппированы по признаку
экономического содержания отражаемых
хозяйственных процессов и
Все синтетические счета имеют двузначный шифр (от 01 до 99). Счета разбиты на 8 разделов: «Внеоборотные активы», «Производственные запасы», «Затраты на производство»; «Готовая продукция и товары», «Денежные средства», «Расчеты», «Капитал», «Финансовые результаты» и 11 забалансовых счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности организации в рыночной экономике. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять дополнительные субсчета.
Аналитические счета (счета третьего порядка) открываются в зависимости от поставленных целей и специфики деятельности организации в рыночной экономике.
В Инструкции по применению плана счетов приводится краткая характеристика синтетических счетов и субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, рассмотрен порядок учета наиболее распространенных операций, дана типовая корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского учета.
Следует отметить, что План счетов и Инструкция по его применению не являются полным описанием содержания счетов и способов ведения учета на них, а лишь устанавливают общий порядок отражения фактов хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Внутренние документы
организации относятся к
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности, то есть составляющие содержания метода бухгалтерского учета.
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета