Нормативное регулирование порядка составления отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 03:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – подтверждение существенности и значимости годовой бухгалтерской отчетности, а также рассмотрение порядка ее составления и методики проведения анализа основных ее показателей.
Задачи дипломной работы, решение которых необходимо для достижения поставленной цели:
а) изучить теоретические основы составления годовой бухгалтерской отчетности на основании нормативных актов, устанавливающих порядок составления и представления бухгалтерской отчетности;
б) изучить методику анализа годовой бухгалтерской отчетности;
в) дать организационно-экономическую характеристику общества с ограниченной ответственностью «Газпромжелдортранс»

Файлы: 1 файл

Отчетность.doc

— 579.00 Кб (Скачать)

Форма № 3 "Отчет о  движении капитала" показывает структуру  собственного капитала предприятия, представленную в динамике за ряд временных периодов (первый раздел), и имеющиеся в организации резервы (второй раздел). Первый раздел показателей должен характеризовать причины увеличения или уменьшения уставного, добавочного и резервного капиталов и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). По каждому элементу собственного капитала в ней отражены данные об остатке на начало года, пополнении источника собственных средств, его расходовании и остатке на конец года. Второй раздел должен содержать следующие показания за отчетный и предыдущий год (остаток на начало периода, поступление, использование и остаток на конец периода): резервы, образованные в соответствии с законодательством; резервы, образованные в соответствии с учредительными документами; оценочные резервы; резервы предстоящих расходов.

Информацию о наличии  и изменениях уставного (складочного), резервного и других составляющих капитала организации в бухгалтерской отчетности обязаны «раскрывать в виде отдельной формы только хозяйственные товарищества и общества» [7, с. 57]. В первую очередь речь идет об АО и обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью. Таким образом, все остальные организации, например кооперативы, некоммерческие организации (НКО), бюджетные и унитарные предприятия, учреждения, Отчет об изменениях капитала не обязаны представлять.

Форму № 3 (впрочем, как и формы № 4, 5) имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности малые предприятия, которые не обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ. Малые ООО и АО, обязанные проводить аудиторскую проверку, могут не представлять указанные формы только при полном отсутствии соответствующих данных для заполнения этих форм.

 Форма № 4 "Отчет  о движении денежных средств"  отражает остатки денежных средств  на начало года и конец отчетного периода, а также потоки денежных средств (поступления и расходование) «в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия» [11]. Данный отчет позволяет получить информацию о величине поступлений финансовых ресурсов в данном интервале анализа и об источниках их образования, а также о суммах и направлениях использования денежных средств предприятия. «Сведения о движении денежных средств организации представляются в валюте РФ. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте формируется информация о движении иностранной валюты по каждому ее виду, при этом данные пересчитываются по курсу Центрального банка РФ на дату составления бухгалтерской отчетности» [11].

Формы № 3 и № 4 дополняют  бухгалтерский баланс и отчет  о прибылях и убытках, позволяют раскрыть факторы, определившие изменение финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, помогают построить прогнозы на предстоящий период на основе экстраполяции действовавших тенденций с учетом новых условий.

Состав информации, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, приведен в каждом из ПБУ. Организация с учетом характера и конкретных обстоятельств возникновения того и или иного показателя определяет необходимость и порядок его отражения в отчетности.

В Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5) приводят данные о наличии и движении в течение отчетного периода некоторых активов, расходов и обязательств. Данную форму необходимо представлять всем, за исключением малых предприятий, которые не подпадают под обязательный аудит, а также общественных организаций, не занимающихся предпринимательством и не имеющих, кроме выбытия имущества, оборотов по реализации товаров, работ и услуг. Необходимо отметить, что для некоторых строк формы N 5 коды утверждены совместным приказом Минфина России N 102н и Госкомстата России N 475 от 14 ноября 2003 года. Коды остальным строкам организация может присвоить самостоятельно.

Согласно Приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «отдельные показатели, включенные в Приложение к бухгалтерскому балансу, могут предоставляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку [11].

Составлять пояснительную записку  должны все организации, кроме бюджетных; общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг) [3, с. 28]; субъектов малого предпринимательства, не обязанных проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ [11]. Имеют право не вести бухгалтерский учет и не представлять пояснительную записку организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 4 Закона «О бухгалтерском учете».

Если фирмы имеются дочерние и зависимые общества, то необходимо составить сводную отчетность и пояснительную записку к ней [5, с. 65].

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском учете» «пояснительная записка к годовой  бухгалтерской отчетности должна содержать  существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете» [3, с. 33].

В отличие от других форм бухгалтерской отчетности (№№ 1 - 5) шаблоны или какие-либо рекомендуемые формы пояснительной записки в нормативном порядке не утверждались. Основные требования к содержанию пояснительной записки изложены в пункте 4 статьи 13 Закона «О бухгалтерском учете». В записке указывают существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

Минимальный состав сведений, которые  должны быть представлены в данной форме отчетности, определен разделами "Раскрытие информации в отчетности" всех ПБУ.

В период между составлением и утверждением отчетности могут произойти так  называемые события после отчетной даты. Они влияют на финансовое состояние  фирмы, поэтому должны найти отражение  в балансе, чтобы не допустить  искажений. Подобные факты (их примерный список есть в приложении к ПБУ 7/98) делят на две группы: события на отчетную дату, то есть на 31 декабря, и после нее. В первую категорию входят, в частности, снижение стоимости активов, банкротство должника. Все эти случаи отражаются в учете дважды: на 31 декабря и на дату, когда событие фактически произошло.

Второй вид событий (решение  о реорганизации компании, планируемая  реконструкция, крупная сделка и  др.) в учете показывается датой, когда они фактически произошли, и подробно раскрываются в пояснительной записке к отчетности. Там же отражается информация по прекращаемым видам деятельности (ПБУ 16/02) и условные факты хозяйственной деятельности, в частности выданные в прошедшем году гарантийные обязательства в отношении проданных товаров, не завершенные на конец года судебные процессы и проч. (ПБУ 8/01). Если эти события существенны и могут в дальнейшем повлиять на достоверность отчетности, в бухгалтерском учете на 31 декабря создаются резервы.

В п. 2 ст. 15 закона «О бухгалтерском учете» указано, что сдать годовую бухгалтерскую отчетность необходимо не позднее 31 марта этого года. В п. 1 той же статье указано, что годовая бухгалтерская отчетность представляется всеми организациями, за исключением бюджетных, «в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям  бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации» [3, с. 34].

В соответствии с п. 5 ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском учете» «бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации» [3, с. 37].

Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и  представляется пользователям бухгалтерской  отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 ФЗ «О бухгалтерском учете», организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде.

Также необходимо отметить, что «руководители организаций  и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации» [3, с. 42].

 

1.2 Методические аспекты анализа данных годовой бухгалтерской отчетности

 

Анализ финансовой отчетности – это процесс, при помощи которого оценивается прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации.

Бухгалтерская "финансовая" отчетность является информационной базой  финансового анализа, так как  в классическом понимании финансовый анализ - это анализ данных финансовой отчетности. Финансовый анализ проводится по-разному, в зависимости от поставленной задачи. Он может: использоваться для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью; служить для оценки деятельности руководства организации; быть использован для выбора направлений инвестирования капитала, наконец, выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.

Финансовый анализ, как часть  экономического анализа, представляет «систему определенных знаний, связанную с исследованием финансового положения организации и ее финансовых результатов, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов, на основе данных финансовой отчетности» [16, с. 21].

Содержание финансового анализа  определяется его целями, объектами  исследования и предметом и, по существу, дает ответ на вопросы: что исследуется, как и для чего проводится анализ.

Целью анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности является «получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия» [19, с. 101]. Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач.

Аналитическая задача представляет собой  конкретизацию целей анализа  с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.

Объект анализа - это то, на что направлен анализ. В зависимости от поставленных задач объектами анализа финансовой отчетности могут быть: финансовое состояние организации, или финансовые результаты, или деловая активность организации и т.д.

Финансовый анализ решает следующие  задачи: 1) оценивает структуру имущества организации и источников его формирования; 2) выявляет степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов; 3) оценивает структуру и потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платежеспособности и т.п.; 4) оценивает правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала; 5) оценивает влияние факторов на финансовые результаты деятельности и эффективность использования активов организации; 6) осуществляет контроль за движением финансовых потоков организации, соблюдением норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразностью осуществления затрат.

При анализе используются общенаучные и специальные методы. Методика анализа – это «…система правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода. В совокупности метод и методика представляют методологическую основу экономического анализа. Все аналитические методы можно сгруппировать в две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные)» [38, с. 7].

К качественным (неформализованным, логическим) методам относятся аналитические  приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции: метод сравнения; метод построения систем аналитических таблиц; метод построения систем аналитических показателей; метод экспертных оценок; метод сценариев; психологические и морфологические методы.

Количественные (формализованные) методы - это приемы, использующие математику. Их можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические методы анализа, экономико-математические.

К наиболее часто используемым методам финансового анализа бухгалтерской отчетности относятся: метод абсолютных, относительных и средних величин; метод сравнения; вертикальный анализ; горизонтальный анализ; трендовый анализ; факторный анализ; анализ с помощью финансовых коэффициентов; метод экспертных оценок.

Информация о работе Нормативное регулирование порядка составления отчетности