Направления развития Российской отчетности в период адаптации к МСФО

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение и изучение особенностей учета при формировании международных стандартов финансовой отчетности и процесса перехода бухгалтерской отчетности российских организаций на международные стандарты.

Оглавление

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ 5
1.1. Перспектива перехода российских организаций на составление отчетности в соответствии с Международными стандартами 5
1.2. Способы подготовки отчетности в формате МСФО 16
2. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К МСФО 19
2.1. Финансовая отчетность в формате МСФО и ее отличия от российской бухгалтерской отчетности 19
2.2 Методические рекомендации по трансформации бухгалтерской отчетности в формат МСФО 27
Заключение 42
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

    Таким  образом,  представление  отчетности  в  соответствии  с МСФО  необходимо  российским организациям  лишь  в  случае  наличия  заинтересованных  сторон,  следовательно,  предоставлять финансовую  отчетность  согласно  стандартам  МСФО  должны  в  первую  очередь  организации, публикующие  финансовую  отчетность.  Факт  направленности  применения  МСФО  для  российских организаций нельзя не учитывать при разработке национальных стандартов.

    Нестабильность  экономической ситуации приводит  к тому, что бухгалтерский учет ведется в условиях  неплатежей,  экономического  кризиса,  приостановки  производственной  деятельности, инфляции. Все это в совокупности с особенностями российского менталитета и общей нестабильной ситуацией в стране ведет к распространению такого явления, как "двойная бухгалтерия".

    Перечисленные  выше  проблемы  только  подтверждают  тот  факт,  что  отечественный бухгалтерский учет еще не достиг уровня и качества развитых стран. Процесс реформирования учета и  отчетности  можно  ускорить  путем  применения  одного из  двух  подходов,  адаптированных  для российской экономики. 

    1.2 Способы подготовки отчетности в формате МСФО 

    Подготовить отчетность по МСФО можно одним из способов:

  1. при помощи первичного (параллельного с российским) учета по МСФО,
  2. путем трансформации национальной финансовой отчетности в формат МСФО.

    Параллельный  учет дает более качественный результат. Но этот способ слишком затратен и не всегда экономически обоснован, поэтому большинство организаций готовят отчетность по МСФО при помощи трансформации, которая не требует ежедневных затрат и проводится единовременно после окончания отчетного периода.

    Трансформации бухгалтерской отчетности - это процесс составления отчетности по стандартам МСФО путем перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по правилам российской системы бухгалтерского учета. Единого алгоритма трансформации не существует, и в каждом случае требуется индивидуальный подход. Любой специалист, трансформирующий отчетность, имеет право самостоятельно определять методику и этапы трансформации применительно к отчетности каждой конкретной организации.

    Примерный план трансформации для случая, когда  трансформация отчетности осуществляется впервые:

  1. Подготовительный период включает:
    1. Изучение общих требований к отчетности в формате МСФО;
    1. Сравнительный анализ МСФО и РСБУ, выявление расхождений в оценках;
    2. Изучение требований МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО";
    3. Составление учетной политики по МСФО.
  1. Этап трансформации отчетности включает:
    1. сравнительный анализ учетной политики, подготовленной по РСБУ и МСФО, выявление области корректировок;
    2. сбор информации, необходимой для проведения трансформации;
    3. выбор формата компонентов отчетности. Подготовка рабочих документов;
    4. корректировки, реклассификацию;
    5. подготовку начального баланса;
    6. подготовку Баланса и Отчета о прибылях и убытках в формате МСФО;
    7. подготовка Отчета об изменении капитала, Отчета о движении денежных средств и пояснений к отчетности в формате МСФО.
  1. Посттрансформационные процедуры включают:
    1. подготовку дополнительных разделов отчетности;
    2. корректировку показателей отчетности с учетом инфляции;
    3. перевод показателей отчетности в иностранную валюту [12].

     Рассмотрим  организации, использующие МСФО при помощи графика 2. МСФО в данный момент преимущественно используется в таких отраслях, как финансы и страхование (26% организаций) и промышленность (14%).

График  2: Использование МСФО в различных отраслях, %

 

     Как правило, МСФО используются в крупных (300 и более сотрудников) компаниях. По результатам исследования 19% таких компаний используют МСФО в данный момент. 
 
 
 
 
 

     2. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К МСФО

    2.1 Финансовая отчетность в формате МСФО и ее отличия от российской бухгалтерской отчетности 

    Отчетность по МСФО должна соответствовать принципам подготовки и составления, обозначенным в "Концепции подготовки и представления финансовой отчетности" [7].

    На  сегодняшний день принципы российского  учета, отраженные в ПБУ 1/08 "Учетная политика организации" и 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" в основном соответствуют принципам МСФО, но в ряде случаев имеются отличия в их толковании [1,2].

    Финансовая  отчетность по МСФО предоставляет информацию о следующих показателях:

    1) активы 

    2) обязательства

    3) капитал 

    4) доходы 

    5) расходы 

    Эти показатели являются элементами финансовой отчетности (Приложения ).

    Согласно  МСФО, "Представление финансовой отчетности", финансовая отчетность состоит из следующих компонентов, каждый из которых раскрывает определенный вид информации:

    1. Баланс;

    Баланс  предназначен для представления  информации, необходимой для оценки ресурсов организации, финансовой структуры, ликвидности и платежеспособности, способности адаптироваться к изменениям окружающей среды.

    К статьям, подлежащим обязательному отражению в балансе, относятся:

    1) основные средства,

    2) инвестиционное имущество, 

    3) нематериальные активы,

    4) финансовые активы,

    5) инвестиции,

    6) биологические активы,

    7) запасы,

    8) торговая и прочая дебиторская  (и кредиторская) задолженность,

    9) денежные средства и их эквиваленты, 

    10) оценочные и финансовые обязательства, 

    11) обязательства и активы по  налоговым платежам (текущие и  отложенные),

    12) капитал и резервы, доля меньшинства. 

    В отчете эти статьи группируются по видам активов, обязательств и капитала. Для того чтобы быть признанными в балансе, активы и обязательства должны соответствовать определению, удовлетворять критериям признания элементов и быть правильно классифицированы (Приложение).

    Капитал представляет собой разность между активами и обязательствами. С другой стороны, капитал можно охарактеризовать как сумму нераспределенной прибыли и уставного капитала. Поэтому, капитал классифицируется в балансе следующим образом:

    1) средства, внесенные акционерами,

    2) нераспределенная прибыль, 

    3) резервы (часть нераспределенной  прибыли и корректировки, обеспечивающие  поддержание капитала).

    Прибыль представляет собой остаточную величину, которая получается после вычета расходов из доходов.

    Согласно  МСФО 1, кроме перечисленных выше обязательных статей, дополнительно в балансе или в примечаниях к отчетности, организация обязана раскрыть расшифровку акционерного капитала и описание резервов, созданных в рамках собственного капитала [3,6].

    2. Отчет о прибылях и убытках;

    Отчет о прибылях и убытках предназначен для представления информации, необходимой  для оценки потенциальных изменений  в экономических ресурсах, которые  организация будет контролировать в будущем; прогнозирования способности  создавать потоки денежных средств за счет имеющейся ресурсной базы; формирования суждения об эффективности использования ресурсов.

    В обязательном порядке в отчете о  прибылях и убытках должны содержаться  статьи:

    1) выручка; 

    2) затраты по финансированию;

    3) доля организации в прибыли или убытках ассоциированных компаний;

    4) прибыль или убыток до налогообложения; 

    5) расходы по уплате налога;

    6) доля меньшинства; 

    7) прибыль (убыток).

    Эти статьи отражаются в отчете о прибылях и убытках по видам доходов  и расходов. Анализ расходов основан на их характере или функциях. Если классификация происходит по функциям, необходимо указать следующее:

    1) амортизационные отчисления для  материальных активов;

    2) амортизационные отчисления для  нематериальных активов;

    3) сумму дивидендов на акции, объявленные или предложенные за период, который охвачен финансовой отчетностью.

    В МСФО существует два варианта представления  расходов (разбиение расходов на подклассы). В зависимости от того, какие для  удобства анализа отчета пользователями подклассы выделяются, отчет составляется в одной из двух форм (табл. 1). 

     Таблица 1- «Представление расходов» 
 
 

  Метод по "характеру  затрат" Метод "по назначению затрат" (по себестоимости продаж)
1 2 3
Сущность Расходы объединяются в соответствии с характером и не перераспределяются в зависимости от их различного назначения внутри организации.

Метод прост в применении,

т.к. не требуется распределения расходов.

Расходы разбиваются  на подклассы в соответствии с  назначением, как часть себестоимости  продаж.

Метод дает более полезную информацию, чем классификация расходов по характеру, но проведение распределения может повлечь за собой субъективность суждений.

Классификация Выручка

Прочий  доход 

Изменения в запасах готовой продукции  и незавершенного производства

Использованное сырье и материалы

Расходы на вознаграждения работникам

Амортизационные расходы 

Прочие  расходы 

Итого расходы 

Прибыль

Выручка

Себестоимость продаж

Валовая прибыль 

Прочий  доход 

Затраты на сбыт

Административные  расходы 

Прочие  расходы 

Прибыль

 

    В российской практике используется классификация  затрат по функциональному назначению [4,5].

    3. Отчет об изменениях в собственном капитале;

Информация о работе Направления развития Российской отчетности в период адаптации к МСФО