Направления развития Российской отчетности в период адаптации к МСФО

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение и изучение особенностей учета при формировании международных стандартов финансовой отчетности и процесса перехода бухгалтерской отчетности российских организаций на международные стандарты.

Оглавление

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ 5
1.1. Перспектива перехода российских организаций на составление отчетности в соответствии с Международными стандартами 5
1.2. Способы подготовки отчетности в формате МСФО 16
2. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К МСФО 19
2.1. Финансовая отчетность в формате МСФО и ее отличия от российской бухгалтерской отчетности 19
2.2 Методические рекомендации по трансформации бухгалтерской отчетности в формат МСФО 27
Заключение 42
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

     - движение по всем кредитам и займам, сроки получения и погашения, залоговое обеспечение, процентные ставки;

     - расшифровка по видам доходов и элементам затрат;

     - расшифровка уставного капитала;

     - расшифровка остатков по видам запасов;

     - расшифровка остатков по счетам учета денежных средств и пр.

     Вся бухгалтерская информация, содержащаяся в первичных документах, регистрах  бухгалтерского учета, оформляется  в требующихся разрезах в рабочих  документах для трансформации. Анализ оборотной ведомости счетов бухгалтерского учета позволяет выделить следующие моменты:

     соответствие  остатков оборотной ведомости данным, указанным в формах финансовой отчетности компании;

     наличие «нехарактерных» для деятельности компании счетов;

     - значительное изменение показателей  отчетности за отчетный период.

     На  основе остатков оборотно-сальдовой  ведомости могут составляться рабочие  таблицы и строиться пробные  балансы на начало и конец отчетного  периода.

     6. Выбор используемых видов корректировок  и порядок их осуществления.

     Техническая часть трансформации заключается в проведении корректировок. Корректировка означает корректировочную проводку, дебетуются и кредитуются статьи отчетности. Например, для списания безнадежной дебиторской задолженности на 300 тыс.р. (относящуюся к отчетному году), следует сделать корректировку:

     Д-т  «Прибыль/убыток отчетного года»

     К-т  «Дебиторская задолженность» на сумму 300 тыс.р.

     Корректировки можно разделить на два вида:

     Корректировки, относящиеся к прошлым периодам.

     Корректировки, относящиеся к отчетному периоду.

     И те, и другие корректировки необходимо делать всегда, когда производится трансформация, т.к. каждый раз придется работать с российским балансом, представляющим итог операций, совершенных компанией в течение целого ряда периодов, в том числе и прошедших.

     Корректировки прошлых периодов проводятся в отношении всех операций, которые были сделаны в периодах, предшествующих отчетному.

     Корректировки отчетного периода и прошлых  периодов можно проводить двумя  способами.

     В отчетном периоде делается корректировка, учитывающая все операции, произошедшие к отчетной дате.

     В отчетном периоде корректировка  охватывает только операции отчетного  периода. Тогда корректировка прошлых  периодов охватывает только операции прошлых периодов и сразу относится  к прибылям (убыткам) прошлых лет.

     Необходимо  выбрать способ, который будет  применяться к данной корректировке  и сохранять его от периода  к периоду. Что касается порядка  проведения корректировок, то правильнее будет вначале сделать корректировки  прошлых периодов, затем отчетного.

     Для даты перехода на МСФО и для трансформации начального баланса необходимо составить список корректировок. Трансформация начального баланса имеет особенность, которая заключается в том, что все корректировки для него будут проводиться как корректировки прошлых лет. Для составления списка корректировок на дату перехода следует руководствоваться правилами МСФО (IFRS) 1.

     7. Составление корректировочных таблиц.

     Уточнение списка корректировок и принятие решения о порядке трансформации  форм отчетности завершается этапом составления корректировочных таблиц. В случае, когда баланс и отчет о прибылях и убытках трансформируется самостоятельно, для каждой формы потребуется своя корректировочная таблица. При трансформации, проводимой впервые, для даты перехода на МСФО всегда потребуется только одна корректировочная таблица для начального баланса (т.к. трансформацию отчета о прибылях и убытках делать не нужно).

     Наиболее  подробно содержание корректировочной таблицы мы рассмотрим в нашем  практическом примере.

     8. Заключительная стадия составления баланса и отчета о прибылях и убытках.

     После того как будут подготовлены корректировочные таблицы для периода, предшествующего  отчетному, и отчетного периода  при первоначальной трансформации  необходимо составить пробные балансы  за каждый год, представленный в отчетности и на дату перехода. Затем следует соответствующим образом оформить баланс и отчеты о прибылях и убытках, в которых должны быть представлены, как минимум, два периода -- отчетный и предшествующий ему.

     9. Составление отчета о движении денежных средств и отчета об изменениях в капитале.

     Отчет о движении денежных средств согласно МСФО может составляться двумя способами: прямым и косвенным. В соответствии с РСБУ отчет о движении денежных средств готовится прямым методом. Компания может взять за основу отчет о движении денежных средств из отчетности по РСБУ. Если у компании отсутствуют денежные эквиваленты и по РСБУ, и по МСФО, то, возможно, потребуется только перенести некоторые суммы из одних статей или разделов в другие. Собственно денежные средства в этом случае останутся неизменными.

     Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств по МСФО более сложный. Он заключается в составлении  корректировочной таблицы, с включением в неё балансов за отчетный и предшествующий периоды и отчета о прибылях и убытках за отчетный год.

     В нашем практическом примере мы будем  использовать прямой метод составления  отчета о движении денежных средств.

     Для составления отчета об изменениях в  капитале практически вся основная информация уже будет содержаться в итоговых колонках корректировочных таблиц баланса и отчета о прибылях и убытках. Чтобы отчет об изменениях в капитале приобрел вид, соответствующий формату МСФО, потребуется также дополнительная информация, которая всегда имеется у самой компании, её следует только правильно расположить в форме.

     10. Составление примечаний к формам  отчетности.

     К каждой форме отчетности необходимо составить соответствующие примечания. Вся информация, которую компания в обязательном порядке должная  отразить в примечаниях, отражена в конце каждого стандарта в части, называемой «Раскрытие». Например, согласно правилам МСФО 16 для каждого вида недвижимости, зданий и оборудования необходимо раскрыть:

     - основы измерений, используемые для определения валовой балансовой стоимости;

     - применяемые методы амортизации;

     - установленные сроки полезного использования или норы амортизации;

     - валовую балансовую стоимость и накопленную амортизацию (с накопленными убытками от обесценения) на начало и конец периода;

     - выверку балансовой стоимости на начало и конец периода.

     О недвижимости дополнительно предприятию  необходимо раскрыть:

     - наличие и величины ограничений прав собственности и недвижимости, зданий и оборудования, находящиеся в залоге;

     - величину затрат, признанную в балансовой стоимости объекта недвижимости, зданий и оборудования при его строительстве;

     - величину договорных обязательств по приобретению недвижимости, зданий и оборудования;

     - величину компенсаций от третьих сторон по объектам недвижимости.

     А также следует раскрыть дополнительные сведения о проведенной амортизации, об изменениях в оценке недвижимости, сведения о временно простаивающих объектах недвижимости.

     Как видно из вышеперечисленного, формы  отчетности необходимо дополнить достаточным  количеством информации. Все расчеты целесообразнее всего отражать в специально составленных рабочих таблицах.

     11. Подготовка дополнительных разделов  отчетности.

     Дополнительно в отчетности должна содержаться  информация о связанных сторонах (МСФО 24), отчетность по сегментам (МСФО 14), информация о прекращенной (при её наличии и о продолжающейся) деятельности (МСФО 5), о событиях после отчетной даты (МСФО 10). Правила раскрытия информации о связанных сторонах, данных в разрезе сегментов, и о событиях после отчетной даты знакомы российским бухгалтерам, т.к. в РСБУ действуют соответствующие ПБУ. Информация о связанных сторонах, сегментах, о прекращенной деятельности выделяется в составе отчетности как её подразделы.

     В финансовой отчетности следует раскрывать отношения между связанными сторонами, при которых существует контроль, независимо от того, совершались ли операции между ними.

     Связанными  сторонами считаются:

     предприятия, или непосредственно контролирующие отчитывающуюся компанию, или находящиеся  под её контролем, или находящиеся вместе с ней под общим контролем;

     ассоциированные предприятия;

     частные лица, владеющие прямо или косвенно пакетами акций с правом голоса отчитывающейся компании и способные таким образом  влиять на компанию;

     высшие  руководящие кадры, управляющие  компанией и контролирующие ее деятельность (близкие члены их семей);

     - стороны, имеющие совместный контроль  над отчитывающейся компанией;

     - совместная деятельность, в которой  одной из инвесторов является  отчитывающаяся компания.

     Стороны, осуществляющие совместный контроль, по отношению друг к другу могут не являться связанными сторонами.

     При подготовке сегментной информации используется общая учетная политика предприятия, но при этом сегмент не должен восприниматься как отдельная отчетная единица. В связи с этим в общую учетную политику следует включить раздел, непосредственно относящийся к отчетности сегментов и устанавливающий следующие моменты:

     - определение сегментов;

     - основу для распределения доходов и расходов на сегменты. Аналогом стандарта МСФО 14 в российском учете выступает ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».

     Согласно  МСФО 5 прекращенная деятельность представляет собой компонент предприятия, который  либо выбыл, либо был классифицирован  как предназначенный для продажи, и представляет собой:

     - отдельный основной вид деятельности или географический район ведения операций;

     - часть единого координационного  плана выбытия отдельного основного  вида деятельности или географического  района ведения операций или

     - дочернюю компанию, приобретенную  исключительно для последующей перепродажи.

     12. Составление дополнительной информации.

     Рекомендуется подготовить дополнительную информацию, которая не регламентируется МСФО, но поощряется к представлению. МСФО поощряют приложение к собственно финансовой отчетности финансовых обзоров руководства, включающих:

     - определение основных характеристик  финансовых результатов деятельности  предприятия;

     - сведения об основных неопределенностях,  с которыми сталкивается предприятие;

     - основные факторы, определяющие  финансовые результаты: изменение внешней среды, инвестиционная политика, в том числе политика в области дивидендов;

     - источники финансирования компании, политику в отношении доли заемных средств, политику управления рисками;

Информация о работе Направления развития Российской отчетности в период адаптации к МСФО