Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:09, дипломная работа
Цель дипломной работы - разработать и обосновать положения теории и методологии учета и отчетности налогов, проанализировать теоретические основы налогообложения, раскрыть сущность налогов, их классификацию, значение, а также непосредственные проблемы взимания этих налогов, важность их правильности расчета и уплаты.
Задачи работы:
- изучение налогов и налогообложения;
- отражение налогов в бухгалтерском учете;
- составление налоговой отчетности по видам налогов;
- разработка системы оптимизации учета и отчетности налогов на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..….......4
1.НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ……………..……………………9
Сущность, виды и функции налогов…………………..........................9
Налоговая система Российской Федерации………………………….15
2. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ВИДАМ НАЛОГОВ
НА ПРИМЕРЕ ООО «ТД НАУКОМП-ПРОДУКТ»……………...20
Краткая характеристика ООО «ТД Наукомп-продукт»……………...20
Налог на добавленную стоимость, учет и отчетность……………......24
Налог на прибыль, учет и отчетность………………………………….43
Налог на имущество, учет и отчетность……………………………….60
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА НАЛОГОВ И
ОТЧЕТНОСТИ ПО НИМ……………………………………………82
Необходимость совершенствования учета и отчетности…………….82
Основные направления в дальнейшем совершенствовании
учета и отчетности……………………………………………………...85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..94
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Накладная от поставщика форма ТОРГ-12………..98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Счет фактура…………………………………………99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Книга покупок…………………………………........100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Договор купли-продажи……………………………101
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Накладная покупателю форма Торг-12………......102
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Счет фактура покупателю………………………….103
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Книга продаж……………………………………….104
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Декларация по НДС………………………………...105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Платежное поручение по НДС…………………….108
Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Они подразделяются на монопольные фискальные налоги (налог на добавленную стоимость), акцизы и таможенные пошлины (экспортные, импортные). При реализации такого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом производящим их реализацию.
По направлению их использования все налоги делятся на общие, которые поступают в общий бюджет государства и расходуются последним по своему усмотрению, и специальные, направляемые государством только на заранее определенные цели.
В зависимости от государственного органа, взимающего налоги и распоряжающегося полученными средствами, различают налоги федеральные, республиканские (налоги субъектов федерации) и местные.
К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- налог на наследование или дарение;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
К региональным налогам
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
К местным налогам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
С 1 января 2010 единый социальный налог заменен страховыми взносами напрямую в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды – федеральный и территориальные – обязательного медицинского страхования. Таким образом, осуществлен переход на страховые принципы в пенсионной системе, что позволит сбалансировать пенсионную систему, и не даст пенсии превратиться в одинаковое для всех социальное пособие.
Российское налоговое законодательство предусматривает еще и специальные налоговые режимы. Ниже указанные налоги были введены государством в налоговое законодательство с целью стимулирования развития и упрощения процедуры исчисления и уплаты налоговых обязательств малыми предприятиями, о чем свидетельствуют условия, с которыми предприятия может осуществить переход к данной системе налогообложения. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов (например, таких как налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на добавленную стоимость, взносов в Фонд Социального страхования, Пенсионный Фонд), заменяя их уплатой единого налога.
Специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым Кодексом, применяемым, в соответствии с ним федеральными законами.
К специальным налоговым режимам относятся:
-система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Налоговая практика знает три способа взимания налогов. Первый способ называется кадастровым. Кадастр - представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов налога, классифицируемых по внешним признакам, с установленной доходностью объекта обложения (например, при земельном налоге внешним признаком является размер участка). Вторым способом является изъятие налога до получения налогоплательщиком дохода: налог исчисляется и удерживается бухгалтерией с того юридического лица, который выплачивает доход субъекту (таким путем взимается подоходный налог). При третьем способе изъятие налога у субъекта происходит уже после получения им дохода — на основе поданной налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных им доходах.
Между количеством денег, которое может получить государство, и ставкой налогов существует зависимость, доказанная американским экономистом Артуром Ласером. По мнению Ласера, государство не будет получать деньги в двух случаях: когда оно не взимает налогов (устанавливает налоговую ставку равной нулю) и когда оно забирает всю прибыль. Чрезмерное повышение налогов на прибыль предприятий лишает последние стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и, в конечном счете, уменьшает поступление доходов в государственный бюджет. Вот почему любое государство стремится к нахождению оптимальной величины налогового бремени, построению эффективной и справедливой системы налогов.
Налоговая система в Российской Федерации
В Российской Федерации формирование современной налоговой системы после 1991г. шло в сложных условиях экономического спада, инфляции и кризиса государственных финансов. В 1992г. был принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а в 2000г. введен в действие Налоговый кодекс Российской Федерации. Как и в большинстве крупных государств, в Российской Федерации действует трехуровневая система налогообложения. Первый уровень составляют федеральные налоги, которые действуют на территории всей страны и регулируются федеральным законодательством. На их основе формируется доходная часть федерального бюджета, за их счет поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Ко второму уровню относятся налоги республик в составе Российской Федерации, а также краев, областей, автономных областей и автономных округов. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации на основе принципов, закрепленных федеральным законодательством. Часть этих налогов относится к общеобязательным платежам на всей территории России. В этом случае региональные власти регулируют только ставки данных налогов в определенных пределах, определяют порядок их взимания и предоставления налоговых льгот. Третий уровень — это местные налоги, налоги городов, поселков. Они устанавливаются местными представительными органами власти. Налогообложение в России постоянно меняется. Главы Налогового Кодекса о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на доходы физических лиц и едином социальном налоге вступили в действие 1 января 2001г. Главы о налоге на прибыль и налоге на добычу полезных ископаемых вступили в действие 1 января 2002г. C 1 января 2003г. вступил в силу раздел Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующий налогообложение в рамках специальных налоговых режимов, в частности, главы об упрощенной системе налогообложения, налогообложении в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, о едином сельскохозяйственном налоге, о налогообложении при выполнении соглашения о разделе продукции, а также глава, регулирующая процедуру налогообложения региональными налогами. С 1 января 2004г. Налоговый кодекс Российской Федерации был дополнен главой о налогообложении пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, а также в новой редакции была принята глава о едином сельскохозяйственном налоге. С 1 января 2005г. вступили в силу главы, посвященные взиманию государственной пошлины, земельного и водного налогов. С 1 января 2006 года прекращено взимание налога на доходы, полученные в порядке наследования или дарения. Так же с 1 января 2001г. по 1 января 2010 г. взимался единый социальный налог, замененный взносами на конкретные виды страхования. Положительным результатом развития налоговой системы является признание международных налоговых обязательств российскими налоговыми органами и расширение числа соглашений об избежании двойного налогообложения. В 2003-2005 гг. Государственная Дума Российской Федерации приняла целый ряд законов, направленных на дальнейшее совершенствование налоговой системы Российской Федерации и общее снижение налогового бремени, включая либерализацию налогового режима для малого бизнеса, снижение ставок налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, совершенствование упрощенной системы налогообложения. Кроме того, в 2004г. закончилось противостояние Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов России в части регулирования налоговых правоотношений и ведения налогового учета. Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу с передачей функции по принятию нормативных правовых актов и ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов России. С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации значительно снизилось количество законодательных актов, регулирующих область налоговых правоотношений. Утратили силу большинство статей закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации». После введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации утратили силу ряд федеральных законов, инструкции Министерства России по налогам и сборам, регулирующие налогообложение, в части соответствующих налогов. По состоянию на 1 сентября 2005 г. закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» полностью утратил силу, и в настоящее время законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит только из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных и региональных законов, а также из нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований в части регулирования местных налогов и сборов. Отдельные аспекты налоговых правоотношений разъясняются Методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов Российской Федерации. Более полную картину налоговых изменений дает Концепция социально-экономического развития страны до 2020года, утвержденная распоряжением В.В. Путина от 17.11.2008 № 1662-р. Она кроме всего перечисленного подразумевает упрощение процедур и форм налоговой отчетности, создание эффективной системы налогообложения недвижимости, сокращение налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов, упрощение процедуры рассрочки задолженности организаций по налогам и сборам и другие меры.
Систему налогообложения в нашей стране не назовешь простой — ставки высокие, налогов много, и на их оформление требуется в среднем 320 часов в год. Такие данные опубликованы в отчете за 2009год, подготовленном компанией Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Специалисты, составляя рейтинг удобства национальных систем налогообложения, руководствовались тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате. Для удобства оценки той или иной системы использовали экономическую модель некоей абстрактной компании, производящей и продающей цветочные горшки. Результаты исследований показали десять самых удобных налоговых систем мира, указанных в «таблице1» и десять самых сложных налоговых систем, указанных в «таблице 2».
Десять самых удобных налоговых систем мира
Страна |
Общее |
Время, |
Полная |
Мальдивы |
1 |
0 |
9,1 |
Катар |
1 |
36 |
11,3 |
Гонконг (КНР) |
4 |
80 |
24,2 |
ОАЭ |
14 |
12 |
14,4 |
Сингапур |
5 |
84 |
27,9 |
Ирландия |
9 |
76 |
28,8 |
Саудовская Аравия |
14 |
79 |
14,5 |
Оман |
14 |
62 |
21,6 |
Кувейт |
14 |
118 |
14,4 |
Кирибати |
7 |
120 |
31,8 |
Десять самых сложных налоговых систем
Страна |
Общее |
Время, |
Полная |
Панама |
59 |
482 |
50,6 |
Ямайка |
72 |
414 |
51,3 |
Мавритания |
38 |
696 |
98,7 |
Гамбия |
50 |
376 |
292,4 |
Боливия |
41 |
1080 |
78,1 |
Венесуэла |
70 |
864 |
56,6 |
Центрально-Африканская Республика |
54 |
504 |
203,8 |
Республика Конго |
61 |
606 |
65,5 |
Украина |
99 |
848 |
58,4 |
Беларусь |
112 |
1188 |
117,5 |
В рейтинге налоговых систем мира Россия занимает сто третье место — российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов 320 часов и отдавать при этом половину коммерческой прибыли. Для сравнения: годом ранее мы находились на сто тридцать четвертой строчке. Величина налоговой ставки в Соединенных Штатах Америке 42,3% практически не на много отличается от России 48,3%. Эксперты отмечают, что заметных изменений в российской системе налогообложения не произошло, просто население начало активно использовать информационные технологии. Тот факт, что наша страна занимает позицию лишь во второй сотне, конечно, не характеризует ее с лучшей стороны, а свидетельствует в первую очередь о том, что отечественная система налогообложения постоянно нуждается в дальнейшем совершенствовании.
2.УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ВИДАМ НАЛОГОВ НА ПРИМЕРЕ
ООО «ТД НАУКОМП-ПРОДУКТ»
Краткая характеристика ООО «ТД Наукомп-продукт»
Я работаю в ООО «ТД Наукомп-продукт». Организация создана с 2001года и занимается оптовой торговлей продуктами питания. Процесс всего бухгалтерского учета в организации, как бы состоит из четырех стадий. На первой стадии документируются различные финансовые факты, на второй - учетные данные классифицируются и разносятся по счетам бухгалтерского учета. На третьей стадии учетного процесса формируются отчетные формы и начисляются налоги. На четвертой, заключительной, стадии проводится анализ деятельности организации, результаты которого используются, прежде всего, администрацией для принятия решений и оценки своей деятельности. Учетная политика ООО «ТД Наукомп-продукт» утверждена приказом руководителя, применяется из года в год.
Основными направлениями учетной политики являются:
-рабочий план счетов бухгалтерского учета,
-порядок проведения
инвентаризации и методы
-правила документооборота
и технология обработки
А также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Особое место в принятой учетной политике занимают ее методические и организационные аспекты.
Методические аспекты включают:
1.Порядок начисления амортизации - линейным способом.
2.Порядок отражения на счетах операций приобретения материальных
ценностей - по покупной стоимости,
3.Порядок создания резервного фонда - не создавать,
4.Варианты определения выручки от реализации товара - по отгрузке,
5.Метод списания транспортных расходов - на остаток товара,
6.Метод списания затрат - по мере осуществления.
Организационные аспекты включают:
1.Выбор формы бухгалтерского учета - журнально-ордерная,
2.Порядок проведения инвентаризации - два раза в год,
3.Технологию обработки учетной информации - в программе
1С:Бухгалтерия,
4.План счетов бухгалтерского учета - основной,
5.Представления отчетности - согласно законодательства,
6.Систему взаимоотношений с аудиторскими службами – по мере
необходимости.
К ведению бухгалтерского
учета в ООО «ТД Наукомп-
вытекают из нормативных документов - Федерального закона «О бухгалтерском учете» №129, Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в России №34-Н. На предприятии в процессе ведения бухгалтерского учета выполняются следующие требования:
1.Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных
операций ведется в рублях.
2.Имущество,
являющееся собственностью
обособленно от имущества
данной организации.
3.Бухгалтерский
учет ведется предприятием
регистрации в качестве
4.Предприятие
ведет бухгалтерский учет
хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных
счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов.
5.Соблюдается
равенства данных
остаткам синтетического учета
на первое число каждого
6.Все хозяйственные операции и результаты инвентаризаций
своевременно регистрируются
7.В бухгалтерском учете предприятия учитываются раздельно текущие
затраты на выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с
капитальными и финансовыми
При ведении бухгалтерского учета в ООО «ТД Наукомп-продукт» формируется полная и достоверная информация о деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимая внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, а также внешним - инвесторам и кредиторам. Происходит полное обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. На лицо