Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:09, лекция
Перед вами обновленная версия учебного пособия, подготовленного группой специалистов проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности», который проходит в Российской Федерации при поддержке Европейского Союза.
Корректировки и исключения из отчетности должны отражаться в составе прибыли или убытка сегмента только, если они включены в состав прибыли (или убытка) сегмента, используемой ответственным лицом, принимающим операционные решения.
Аналогичным образом, только те активы и обязательства, которые включены в состав активов и обязательств сегмента, используемых ответственным лицом, принимающим операционные решения, следует представлять в отчетности по этому сегменту. Если суммы распределены на прибыль или убыток, активы или обязательства отчетного сегмента, эти суммы должны быть распределены обоснованно.
ПРИМЕР – распределение пенсионных обязательств
Расчетные показатели по пенсионным обязательствам группы могут быть распределены по сегментам на основе данных о заработной плате или демографических данных по сегментам.
Если ответственное лицо, принимающее операционные решения, использует несколько показателей прибыли или убытка операционного сегмента, активов или обязательств сегмента, то представляемые в отчетности показатели должны быть именно теми, которые, по мнению руководства, наиболее соответствуют показателям, используемым в финансовой отчетности.
Компания должна дать разъяснения по оценке показателей прибыли или убытка сегмента, активам и обязательствам сегмента по каждому отчетному сегменту. Компания должна раскрывать, как минимум, следующее:
(1) основу учета операций между отчетными сегментами;
(2) характер разницы между:
- показателями прибыли или убытков, активов и обязательств отчетных сегментов;
- прибылью или убытка компании до расходов налога на прибыль (или соответствующего дохода), прекращенной деятельности, активами и обязательствами (если она не очевидна из сверки).
Такая разница может быть обусловлена учетной политикой и политикой распределения централизованных затрат и совместно используемых активов и обязательств, что необходимо для понимания информации по отчетному сегменту.
ПРИМЕР - расходы головного офиса
Вы включаете часть расходов головного офиса в состав расходов структурных подразделений (которые и являются вашими сегментами). Такое распределение отражает степень использования подразделениями централизованных ресурсов, например, результатов научно-исследовательских работ. Соответствующие распределенные суммы следует включать в расходы сегмента.
(3) характер изменений в сравнении с предшествующими периодами в методах оценки, используемых для определения прибыли или убытка отчетного сегмента, и влияния (при наличии такового) этих изменений на показатели прибыли или убытка сегмента.
(4) характер и влияние асимметричного распределения на отчетные сегменты.
Например, компания может распределить амортизационные расходы на сегмент, не распределяя соответствующие активы на этот сегмент.
ПРИМЕР - совместно используемые активы
В вашем сегменте используется техника другого сегмента, по которой вы начисляете 40% от общей суммы амортизации. Активы вашего сегмента должны включать 40% стоимости данного актива, и, соответственно, - 40% накопленной амортизации в целях обеспечить соответствие отчислениям. Или потребуется дать объяснение «характера и влияния асимметричного распределения».
Компания должна представить результаты сверки следующей информации:
(1) совокупной выручки отчетных сегментов с выручкой компании;
(2) совокупных показателей прибыли или убытка отчетных сегментов компании с прибылью или убытком компании до налоговых расходов (налогового дохода) и прекращенной деятельностью.
Однако если компания распределяет на отчетные сегменты такие статьи как налоговые расходы (налоговые доходы), можно провести сверку совокупных показателей прибыли или убытка сегментов с прибылью или убытком компании после указанных статей.
(3) совокупных активов отчетных сегментов с активами компании;
(4) совокупных обязательств отчетных сегментов с обязательствами компании;
(5) совокупных показателей отчетных сегментов со всеми соответствующими показателями иных существенных статей, раскрываемых по компании в целом.
ПРИМЕРЫ – иные существенные статьи
Списание запасов, основных средств, резервы на реорганизацию, выбытие основных средств и долгосрочных инвестиций, прекращенная деятельность, изменение резервов.
Все сверяемые существенные статьи следует представить отдельно и снабдить описанием.
ПРИМЕР
– существенная сверяемая
статья
Например, сумма каждой существенной корректировки, необходимой для сверки прибыли или убытка отчетного сегмента с прибылью или убытком компании, возникающая в результате изменения учетной политики, должна быть представлена отдельно и снабжена описанием. |
Пересчет информации, представленной за предыдущие периоды
Если компания изменяет свои отчетные сегменты, соответствующая информация за предыдущие (включая промежуточные) периоды, подлежит пересчету. Исключение составляют случаи, когда такая информация отсутствует, или затраты по ее подготовке представляются чрезмерными.
ПРИМЕРЫ - изменения учетной политики, связанные непосредственно с сегментной отчетностью
Изменения, связанные
с выделением сегментов, а также
изменения порядка
Установление того, отсутствует ли информация, и будут ли неоправданно высоки затраты на ее подготовку, должно приводиться по каждой отдельной раскрываемой статье.
После изменения состава своих отчетных сегментов компания должна раскрыть, был ли проведен пересчет соответствующих статей сегментной информации за предыдущие периоды.
Если компания изменила свои отчетные сегменты, и если сегментная информация за предыдущие периоды, включая промежуточные периоды, не была пересчитана в год изменения, компания должна раскрыть сегментную информацию за текущий период как на основе старой структуре сегментации, так и новой. Исключение составляют случаи, когда такая информация отсутствует, или затраты по ее подготовке представляются чрезмерными.
Компания должна представлять в отчетности выручку от продаж внешним клиентам по каждому виду продукции и услуг или по каждой группе схожей продукции и услуг. Исключение составляют случаи, когда такая информация отсутствует, или затраты по ее подготовке представляются чрезмерными. В таких случаях следует раскрыть соответствующий факт.
Сумма представленной в отчетности выручки должна основываться на финансовой информации, используемой для подготовки финансовой отчетности компании.
Компания должна представить в отчетности следующую географическую информацию, за исключением случаев, когда такая информация отсутствует, или затраты по ее подготовке представляются чрезмерными:
(1) выручку от продажи внешним клиентам, в том числе;
(i) полученную от продаж в стране базирования компании;
(ii) полученную во всех зарубежных странах (совокупный показатель), в которых компания получает выручку.
Если выручка от продажи внешним клиентам, получаемая в отдельной зарубежной стране, является существенной, информация об этой выручке должна раскрываться отдельно. Компания должна раскрывать базу отнесения выручки от продажи внешним клиентам на отдельные страны.
(2) внеоборотные активы, отличные от финансовых инструментов, отложенных налоговых активов, пенсионных активов и прав, возникающих по договорам страхования.
Если активы в отдельной зарубежной стране являются существенными, информация об этих активах должна раскрываться отдельно.
Представленные в отчетности суммы должны основываться на финансовой отчетности. Если такая информация отсутствует, или затраты по ее подготовке представляются чрезмерными, соответствующий факт подлежит раскрытию. Компания может предоставить в дополнение к информации, требуемой настоящим пунктом, промежуточные итоговые показатели географической информации по группам стран.
Компания должна предоставить информацию о степени зависимости ее деятельности от крупных клиентов. Если выручка от продажи одному внешнему клиенту составляет 10 процентов и более от выручки компании, компания должна раскрыть этот факт, указав совокупную выручку по каждому такому клиенту и сегмент (сегменты), в отчетности которых отражена эта выручка.
ПРИМЕР – информация
о крупных клиентах
Выручка «Большой компании» от продажи одному клиенту по сегменту программного обеспечения и электроники составляет около $150 миллионов общей выручки компании. |
Компании не нужно раскрывать идентичность крупного клиента или сумму полученной от этого клиента выручки, которую каждый сегмент представляет в отчетности.
Группа компаний под единым контролем должна рассматриваться в качестве единого клиента, и государство (в лице национальных, региональных, территориальных, местных или зарубежных органов) и компании, контролируемые этим государством, должны рассматриваться в качестве единого клиента.
Для соблюдения требований МСФО (IFRS) 8 сегментная информация за предыдущие годы, представленная в отчетности в качестве сравнительной информации за первоначальный год применения, подлежит пересчету. Исключение составляют случаи, когда такая информация отсутствует, или затраты по ее подготовке представляются чрезмерными.
ПРИМЕР –
описание видов продукции и услуг,
от продаж которых каждый отчетный
сегмент получает свою выручку
«Большая компания» имеет пять отчетных сегментов: запасные части для автомобилей, теплоходы, программное обеспечение, электроника и финансы. Сегмент автомобильных запчастей производит запасные детали для продажи представителям розничной торговли автомобильными запчастями. - Сегмент теплоходов производит небольшие теплоходы для обслуживания морского нефтяного промысла и аналогичной деятельности. - Сегмент программного обеспечения производит прикладное программное обеспечение для продажи изготовителям компьютеров и розничным операторам. – Сегмент электроники
производит интегральные микросхемы и
сопутствующую продукцию для
продажи изготовителям - Сегмент финансовых услуг отвечает за осуществление части финансовых операций компании, включая финансирование приобретений клиентами продукции других сегментов и кредитование недвижимости. |
ПРИМЕР –
оценка прибыли или убытка, активов
и обязательств операционного сегмента
Учетная политика операционных сегментов идентична описанным основным положениям учетной политики. Исключение составляют пенсионные расходы по каждому операционному сегменту, которые учитываются и оцениваются на основе денежных выплат в рамках пенсионного плана. «Большая компания» оценивает результаты деятельности на основе прибыли или убытка от деятельности до налоговых расходов, не включая прибыли и убытки, которые не свойственны для данной компании или редко повторяются, а также прибыли и убытка от курсовой разницы. «Большая компания» учитывает межсегментные продажи и передачи, как если бы продажи и передачи осуществлялись третьим сторонам, т.е. по текущим рыночным ценам. |
ПРИМЕР –
факторы, используемые руководством для
выделения отчетных сегментов компании
Отчетные сегменты «Большой компании» представляют собой стратегические подразделения, которые предлагают различные виды продукции и услуг. Они управляются отдельно, так как каждый вид деятельности требует отличной от других технологии и маркетинговой стратегии. Большинство видов деятельности были приобретены в качестве отдельных подразделений, при этом на момент приобретения было сохранено старое руководство. |