МСФО (IFRS) 8 операционные сегменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:09, лекция

Краткое описание

Перед вами обновленная версия учебного пособия, подготовленного группой специалистов проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности», который проходит в Российской Федерации при поддержке Европейского Союза.

Файлы: 1 файл

IFRS 8 - ОПЕРАЦИОННЫЕ СЕГМЕНТЫ_МСФО .doc

— 565.00 Кб (Скачать)

 

для профессиональных бухгалтеров

 

МСФО (IFRS) 8

операционные  сегменты 
 

 

 
Перед вами обновленная  версия учебного пособия, подготовленного  группой специалистов проекта  «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности», который проходит в Российской Федерации при поддержке Европейского Союза. 

Данная серия  посвящена принципам Международных  Стандартов Финансовой Отчетности (МСФО). Пособия задуманы как серия материалов для профессиональных бухгалтеров, желающих самостоятельно получить дополнительные знания, информацию и навыки. 

Каждый сборник  рассчитан не более чем на три  часа занятий. 

Структура сборника:

  • Информация  и примеры
  • Вопросы для самоконтроля и упражнения (множественный выбор)
  • Ключ к вопросам для самоконтроля
 

Проект осуществляется силами сотрудников компаний  ЗАО ПрайсвотерхаусКуперс Аудит, ФБК,  Агроконсалтинг и ACCA.  

Список всех сборников серии можно найти  на веб-сайте проекта. 

Авторское право  на материалы каждого сборника принадлежит  Европейскому Союзу, в соответствии, с политикой которого разрешается бесплатное использование данных материалов в некоммерческих целях.  

Рабочая группа проекта выражает благодарность  всем, кто участвовал в подготовке серии.

      Контактная  информация: 

e-mail Web
victoria.stepanova@ru.pwc.com www.accountingreform.ru
Тел. Факс.
+ 7 495- 967-6000 + 7 495- 967-6001
 
 

Москва, Россия, апрель 2007 года

Содержание

 

Общие положения

 

Стандарты финансовой отчетности публикуются в целях раскрытия информации и/или перевода прибыли из одного периода в другой. МСФО (IFRS) 8 посвящен исключительно вопросам раскрытия информации. 

По мере укрупнения компании понимание того, как она функционирует: 

- на различных рынках,  

- при производстве различных товаров и предоставлении услуг;  

- при обеспечении расширяющейся клиентуры 

становится все  более затруднительным, если только не предоставляется дополнительная информация.  

Информация о компонентах компании, предлагаемых товарах и услугах, зарубежной деятельности и основной клиентуре представляет значимость для понимания и принятия решений о компании в целом. Пользователи осознают, что прогнозная оценка потоков денежных средств в будущие периоды представляет собой важнейший элемент решений о предоставлении инвестиций и займов.  

Такая прогнозная оценка требует анализа неопределенности сроков и величины предполагаемого притока денежных средств в компанию, который, в свою очередь, влияет на потенциально возможные поступления денежных средств инвестору или кредитору. Пользователи также понимают, что эта неопределенность частично возникает в результате действия факторов, связанных с предлагаемыми компанией товарами и услугами, а также географическими регионами, в которых осуществляется ее деятельность.  

Для различных сегментов  характерны специфические риски, приводящие к формированию уникальных стоимостных  показателей, и в результате потоки денежных средств различаются. Соответственно, без декомпозиции представляется невозможным спрогнозировать по компании в целом общие суммы, сроки будущих потоков денежных средств или связанные с ними риски.  

ПРИМЕР  – оценка риска

Ваша группа имеет  инвестиции в стране, где политическая ситуация стала нестабильной. В сегментной отчетности разъясняется, в какой степени достигнутые результаты зависят от результатов деятельности в этой стране, что помогает оценить риск возможных убытков бизнеса для всей группы.

Дополнительные сведения призваны:

 

(1) увеличить число отчетных сегментов, а также объем предоставляемой информации;

 

(2) дать возможность пользователям взглянуть на компанию глазами руководства;

 

(3) дать возможность компании своевременно предоставлять сегментную информацию в процессе составления промежуточной отчетности для внешних пользователей при относительно низких дополнительных затратах;

 
---

(4) обеспечить последовательность при обсуждении, анализе или раскрытии прочей информации в годовой отчетности;

 

(5) сформировать систему различных показателей для оценки результатов деятельности по сегментам.

 

Знание внутренней организационной структуры компании имеет важность само по себе, так как позволяет выявить риски и возможности, которые представляются значимыми руководству.

 

Сегменты, определяемые на основе внутренней организационной структуры компании, обеспечивают, как минимум, три значительных преимущества:

 
  1. Способность взглянуть на компанию «глазами руководства» усиливает возможности пользователя прогнозировать действия или реакцию руководства, которые могут существенно повлиять на перспективы получения компанией денежных средств в будущие периоды. 
 
  1. Ввиду того, что информация о таких сегментах предназначена для использования руководством, дополнительные затраты на предоставление информации при подготовке отчетности для внешних пользователей должны быть относительно небольшими.
 
  1. Практика показала, что понятие «отрасль» весьма субъективно. Сегменты, основанные на существующей внутренней структуре, представляются менее субъективными. 
 

МСФО (IFRS) 8 подготовлен по результатам рассмотрения Советом по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) постановления No.131 Совета по стандартам финансовой отчетности США (FASB) «Раскрытие информации о сегментах компании и связанной информации» (SFAS 131). При этом был проведен сравнительный анализ вышеуказанного документа с МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность» (в настоящее время отмененном).

 

МСФО (IFRS) 8 почти полностью гармонизирован с требованиями SFAS 131, за исключением незначительных отличий.

Определения

 

Операционный сегмент – это компонент компании:

 

(1) осуществляющий хозяйственную деятельность, которая позволяет получить выручку и предусматривает несение расходов (включая выручку и расходы, связанные с совершением операций с другими компонентами одной и той же компании);

 

(2) результаты деятельности которого регулярно анализируются ответственным лицом компании, принимающим операционные решения, в целях принятия решений о выделении сегменту ресурсов и оценки эффективности его деятельности;

 

(3) по которому имеется отдельная финансовая информация.

 

Понятие «ответственное лицо, принимающее операционные решения» обозначает функцию, и вовсе не обязательно руководителя с конкретным наименованием должности. Эта функция состоит в выделении ресурсов и оценке результатов деятельности операционных сегментов компании. Часто ответственное лицо, принимающее операционные решения, является исполнительным директором компании или главным операционным директором, но, это может быть и группа исполнительных директоров или иных лиц.

 

МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» устанавливает требования к раскрытию информации об операционных сегментах компании, а также о производимой компанией продукции и предоставляемых услугах, географических регионах, в которых осуществляется ее деятельность, и крупных клиентах.

Основные характеристики МСФО (IFRS)

 

МСФО (IFRS) 8 регламентирует представление компанией информации об операционных сегментах в годовой финансовой отчетности и в промежуточной финансовой отчетности. Он также устанавливает требования к раскрытию информации о связанных продукции и услугах, географических регионах и крупных клиентах.

 

МСФО (IFRS) 8 требует от компании представления финансовой и описательной информации о своих отчетных сегментах.

 

Отчетные сегменты представляют собой операционные сегменты деятельности или агрегированные группы сегментов деятельности, отвечающие определенным критериям.

 

Операционные сегменты – это компоненты компании, по которым имеется отдельная финансовая информация, регулярно рассматриваемая ответственным лицом, принимающим операционные решения, при принятии решений о выделении ресурсов и оценке результатов деятельности.

 

В целом, финансовая информация должна представляться на такой же основе, что и используемая внутри компании для оценки результатов деятельности операционных сегментов и принятии решений о выделении им ресурсов.

 

МСФО (IFRS) 8 требует от компании указывать в отчетности показатели прибыли или убытка операционного сегмента, а также активы сегмента. Также от компании требуется указывать в отчетности обязательства сегмента и конкретные статьи расходов и доходов, если такие показатели регулярно предоставляются ответственному лицу, принимающему операционные решения.  

 

Стандарт требует  сверки показателей совокупной выручки по отчетным сегментам, совокупной прибыли или убытка, совокупных активов, обязательств и иных сумм, раскрываемых по отчетным сегментам, с соответствующими показателями в финансовой отчетности компании. 

 

МСФО (IFRS) требует от компании представления информации о выручке, полученной от продаж своей продукции или услуг (или группах схожей продукции или услуг), о странах, в которых она получает выручку и держит активы, а также о крупных клиентах, независимо от того, используется ли эта информация руководством в принятии операционных решений.

 

Однако МСФО (IFRS) 8 не требует от компании представления информации, которая не готовится для внутреннего использования, если необходимая информация отсутствует, и затраты на ее подготовку были бы чрезмерны.

 

МСФО (IFRS) 8 также требует от компании представления информации описательного характера: способ определения операционных сегментов, продукция и услуги, предоставляемые сегментами, разница в оценке, используемой при представлении сегментной информации и при составлении финансовой отчетности компании, а также изменения в оценке показателей сегмента в различные периоды.

Отличия от МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность»

 

Выделение сегментов

 

Требования МСФО (IFRS) 8 основываются на информации о компонентах компании, которую использует руководство для принятия решений по операционным вопросам. МСФО (IFRS) 8 требует выделения операционных сегментов на основе внутренней отчетности, которая регулярно рассматривается ответственным лицом компании, принимающим операционные решения, в целях выделения ресурсов сегменту и оценке результатов его деятельности. МСФО (IAS) 14 требовал выделения двух категорий сегментов – один на основе связанной продукции и услуг, другой – по географическим регионам. МСФО (IAS) 14 рассматривал первую категорию в качестве первичных сегментов, а другую – в качестве вторичных сегментов.

 

Компонент компании, который продает в основном или исключительно другим операционным сегментам компании, согласно МСФО (IFRS) 8 подпадает под определение операционного сегмента (если компания управляется таким способом). 

 

ПРИМЕР  - вертикальная интеграция – нефтяные компании

Многие международные  нефтяные компании представляют отчетность, выделяя в качестве сегментов  бизнеса операции начальных этапов (добыча и производство) и конечных этапов  (перегонка нефти и сбыт), несмотря на то, что большая часть продукции начальных этапов (сырая нефть) передается на перегонку внутри компании.

 

МСФО (IAS) 14 ограничивал отчетные сегменты теми, в которых основная часть выручки получена от продажи внешним клиентам, и, соответственно, не требовал выделения различных стадий вертикально-интегрированной деятельности в качестве отдельных сегментов.

Информация о работе МСФО (IFRS) 8 операционные сегменты