Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:09, лекция
Перед вами обновленная версия учебного пособия, подготовленного группой специалистов проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности», который проходит в Российской Федерации при поддержке Европейского Союза.
для профессиональных бухгалтеров
МСФО (IFRS) 8
операционные
сегменты
Перед вами обновленная
версия учебного пособия, подготовленного
группой специалистов проекта
«Осуществление реформы
бухгалтерского учета
и отчетности», который проходит в Российской
Федерации при поддержке Европейского
Союза.
Данная серия
посвящена принципам
Каждый сборник
рассчитан не более чем на три
часа занятий.
Структура сборника:
Проект осуществляется
силами сотрудников компаний ЗАО ПрайсвотерхаусКуперс
Аудит, ФБК, Агроконсалтинг и ACCA.
Список всех
сборников серии можно найти
на веб-сайте проекта.
Авторское право
на материалы каждого сборника принадлежит
Европейскому Союзу, в соответствии,
с политикой которого разрешается бесплатное
использование данных материалов в некоммерческих
целях.
Рабочая группа проекта выражает благодарность всем, кто участвовал в подготовке серии.
Контактная
информация:
Web | |
victoria.stepanova@ru.pwc.com | www.accountingreform.ru |
Тел. | Факс. |
+ 7 495- 967-6000 | + 7 495- 967-6001 |
Москва, Россия, апрель 2007 года
Содержание
Стандарты финансовой
отчетности публикуются в целях раскрытия
информации и/или перевода прибыли из
одного периода в другой. МСФО (IFRS) 8 посвящен
исключительно вопросам раскрытия информации.
По мере укрупнения
компании понимание того, как она функционирует:
- на различных рынках,
- при производстве различных
товаров и предоставлении услуг;
- при обеспечении расширяющейся
клиентуры
становится все
более затруднительным, если только
не предоставляется дополнительная
информация.
Информация о компонентах
компании, предлагаемых товарах и услугах,
зарубежной деятельности и основной клиентуре
представляет значимость для понимания
и принятия решений о компании в целом.
Пользователи осознают, что прогнозная
оценка потоков денежных средств в будущие
периоды представляет собой важнейший
элемент решений о предоставлении инвестиций
и займов.
Такая прогнозная оценка
требует анализа неопределенности
сроков и величины предполагаемого притока
денежных средств в компанию, который,
в свою очередь, влияет на потенциально
возможные поступления денежных средств
инвестору или кредитору. Пользователи
также понимают, что эта неопределенность
частично возникает в результате действия
факторов, связанных с предлагаемыми компанией
товарами и услугами, а также географическими
регионами, в которых осуществляется ее
деятельность.
Для различных сегментов
характерны специфические риски, приводящие
к формированию уникальных стоимостных
показателей, и в результате потоки
денежных средств различаются. Соответственно,
без декомпозиции представляется невозможным
спрогнозировать по компании в целом общие
суммы, сроки будущих потоков денежных
средств или связанные с ними риски.
ПРИМЕР – оценка риска
Ваша группа имеет инвестиции в стране, где политическая ситуация стала нестабильной. В сегментной отчетности разъясняется, в какой степени достигнутые результаты зависят от результатов деятельности в этой стране, что помогает оценить риск возможных убытков бизнеса для всей группы.
Дополнительные сведения призваны:
(1) увеличить число отчетных сегментов, а также объем предоставляемой информации;
(2) дать возможность пользователям взглянуть на компанию глазами руководства;
(3) дать возможность компании своевременно предоставлять сегментную информацию в процессе составления промежуточной отчетности для внешних пользователей при относительно низких дополнительных затратах;
(4) обеспечить последовательность при обсуждении, анализе или раскрытии прочей информации в годовой отчетности;
(5) сформировать систему различных показателей для оценки результатов деятельности по сегментам.
Знание внутренней организационной структуры компании имеет важность само по себе, так как позволяет выявить риски и возможности, которые представляются значимыми руководству.
Сегменты, определяемые на основе внутренней организационной структуры компании, обеспечивают, как минимум, три значительных преимущества:
МСФО (IFRS) 8 подготовлен по результатам рассмотрения Советом по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) постановления No.131 Совета по стандартам финансовой отчетности США (FASB) «Раскрытие информации о сегментах компании и связанной информации» (SFAS 131). При этом был проведен сравнительный анализ вышеуказанного документа с МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность» (в настоящее время отмененном).
МСФО (IFRS) 8 почти полностью гармонизирован с требованиями SFAS 131, за исключением незначительных отличий.
Операционный сегмент – это компонент компании:
(1) осуществляющий хозяйственную деятельность, которая позволяет получить выручку и предусматривает несение расходов (включая выручку и расходы, связанные с совершением операций с другими компонентами одной и той же компании);
(2) результаты деятельности которого регулярно анализируются ответственным лицом компании, принимающим операционные решения, в целях принятия решений о выделении сегменту ресурсов и оценки эффективности его деятельности;
(3) по которому имеется отдельная финансовая информация.
Понятие «ответственное лицо, принимающее операционные решения» обозначает функцию, и вовсе не обязательно руководителя с конкретным наименованием должности. Эта функция состоит в выделении ресурсов и оценке результатов деятельности операционных сегментов компании. Часто ответственное лицо, принимающее операционные решения, является исполнительным директором компании или главным операционным директором, но, это может быть и группа исполнительных директоров или иных лиц.
МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» устанавливает требования к раскрытию информации об операционных сегментах компании, а также о производимой компанией продукции и предоставляемых услугах, географических регионах, в которых осуществляется ее деятельность, и крупных клиентах.
МСФО (IFRS) 8 регламентирует представление компанией информации об операционных сегментах в годовой финансовой отчетности и в промежуточной финансовой отчетности. Он также устанавливает требования к раскрытию информации о связанных продукции и услугах, географических регионах и крупных клиентах.
МСФО (IFRS) 8 требует от компании представления финансовой и описательной информации о своих отчетных сегментах.
Отчетные сегменты представляют собой операционные сегменты деятельности или агрегированные группы сегментов деятельности, отвечающие определенным критериям.
Операционные сегменты – это компоненты компании, по которым имеется отдельная финансовая информация, регулярно рассматриваемая ответственным лицом, принимающим операционные решения, при принятии решений о выделении ресурсов и оценке результатов деятельности.
В целом, финансовая информация должна представляться на такой же основе, что и используемая внутри компании для оценки результатов деятельности операционных сегментов и принятии решений о выделении им ресурсов.
МСФО (IFRS) 8 требует от компании указывать в отчетности показатели прибыли или убытка операционного сегмента, а также активы сегмента. Также от компании требуется указывать в отчетности обязательства сегмента и конкретные статьи расходов и доходов, если такие показатели регулярно предоставляются ответственному лицу, принимающему операционные решения.
Стандарт требует сверки показателей совокупной выручки по отчетным сегментам, совокупной прибыли или убытка, совокупных активов, обязательств и иных сумм, раскрываемых по отчетным сегментам, с соответствующими показателями в финансовой отчетности компании.
МСФО (IFRS) требует от компании представления информации о выручке, полученной от продаж своей продукции или услуг (или группах схожей продукции или услуг), о странах, в которых она получает выручку и держит активы, а также о крупных клиентах, независимо от того, используется ли эта информация руководством в принятии операционных решений.
Однако МСФО (IFRS) 8 не требует от компании представления информации, которая не готовится для внутреннего использования, если необходимая информация отсутствует, и затраты на ее подготовку были бы чрезмерны.
МСФО (IFRS) 8 также требует от компании представления информации описательного характера: способ определения операционных сегментов, продукция и услуги, предоставляемые сегментами, разница в оценке, используемой при представлении сегментной информации и при составлении финансовой отчетности компании, а также изменения в оценке показателей сегмента в различные периоды.
Выделение сегментов
Требования МСФО (IFRS) 8 основываются на информации о компонентах компании, которую использует руководство для принятия решений по операционным вопросам. МСФО (IFRS) 8 требует выделения операционных сегментов на основе внутренней отчетности, которая регулярно рассматривается ответственным лицом компании, принимающим операционные решения, в целях выделения ресурсов сегменту и оценке результатов его деятельности. МСФО (IAS) 14 требовал выделения двух категорий сегментов – один на основе связанной продукции и услуг, другой – по географическим регионам. МСФО (IAS) 14 рассматривал первую категорию в качестве первичных сегментов, а другую – в качестве вторичных сегментов.
Компонент компании, который продает в основном или исключительно другим операционным сегментам компании, согласно МСФО (IFRS) 8 подпадает под определение операционного сегмента (если компания управляется таким способом).
ПРИМЕР - вертикальная интеграция – нефтяные компании
Многие международные нефтяные компании представляют отчетность, выделяя в качестве сегментов бизнеса операции начальных этапов (добыча и производство) и конечных этапов (перегонка нефти и сбыт), несмотря на то, что большая часть продукции начальных этапов (сырая нефть) передается на перегонку внутри компании.
МСФО (IAS) 14 ограничивал отчетные сегменты теми, в которых основная часть выручки получена от продажи внешним клиентам, и, соответственно, не требовал выделения различных стадий вертикально-интегрированной деятельности в качестве отдельных сегментов.