Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:09, лекция
Перед вами обновленная версия учебного пособия, подготовленного группой специалистов проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности», который проходит в Российской Федерации при поддержке Европейского Союза.
(5) специфике нормативно-правовой базы (если это применимо), например, в области банковской, страховой деятельности, или коммунального хозяйства.
ПРИМЕРЫ - нормативная правовая база
В состав ваших крупных объектов инвестирования входят банк и компания по электроснабжению внутренних потребителей. Указанные организации подотчетны разным государственным органам, которые контролируют их рентабельность. Вышеуказанные направления деятельности должны рассматриваться как отдельные сегменты.
Компания должна представлять отдельно информацию по операционному сегменту, если его показатели превосходят какое-либо из следующих количественных пороговых значений:
(1) его выручка от продажи внешним клиентам, а также от операций с другими сегментами составляет не менее 10 процентов от совокупной выручки (внутренней и внешней) всех операционных сегментов;
(2) результат соответствующего сегмента, независимо от того, является ли он прибылью или убытком, составляет не менее 10 процентов от:
(i) совокупного результата всех операционных сегментов в отношении прибыли, или
(ii) совокупного результата всех операционных сегментов в отношении убытка,
в зависимости от того, какой показатель имеет более высокое значение.
(3) его активы составляют не менее 10 процентов от совокупных активов всех операционных сегментов.
Операционные сегменты, показатели которых ниже какого-либо из количественных пороговых значений, могут рассматриваться в качестве отчетных, и информация по ним может раскрываться отдельно, если, по мнению руководства, информация по сегменту является полезной для пользователей.
Для формирования отчетного сегмента компания может объединить информацию по операционным сегментам, показатели которых ниже количественных пороговых значений, с информацией по другим операционным сегментам, показатели которых также ниже количественных пороговых значений только в том случае, если операционные сегменты имеют схожие экономические характеристики и отвечают большинству критериев объединения.
Если совокупная выручка от продажи внешним клиентам по операционным сегментам составляет менее 75 процентов от общей выручки компании, то следует дополнительно выделять операционные сегменты (даже если они не отвечают критериям) до тех пор, пока, как минимум, 75 процентов выручки компании не будет приходиться на отчетные сегменты.
Информацию о других видах хозяйственной деятельности и операционных сегментах, которые не являются отчетными, необходимо объединить и раскрыть по категории «все прочие сегменты» отдельно от прочих сверяемых статей (см. ниже). Следует дать описание источников выручки, включенных в категорию «все прочие сегменты».
Схема выделения отчетных сегментов
Если, по мнению руководства, операционный сегмент, выделенный в качестве отчетного сегмента в непосредственно предшествующий период, продолжает представлять значимость, информацию об этом сегменте в текущем периоде следует продолжить представлять отдельно, даже если она более не отвечает установленным критериям.
Если операционный сегмент выделен в качестве отчетного сегмента в текущем периоде, данные по сегменту за предыдущий период, представляемые для целей сопоставления, должны быть пересчитаны для учета нового отчетного сегмента в качестве отдельного сегмента, даже если этот сегмент не удовлетворяет критериям по составлению отчетности в предыдущий период. Это требование не применяется в случаях, когда необходимая информация отсутствует, и затраты на ее подготовку были бы чрезмерно большими.
По практическим соображениям представляется возможным установить предел по количеству отчетных сегментов, по которым компания раскрывает информацию отдельно. Сверх этого предела сегментная информация может стать неоправданно детальной. Несмотря на то, что в стандарте точный предел не был определен, если количество отчетных сегментов превышает десять, компании следует рассмотреть, был ли этот предел превышен.
Компания должна раскрывать следующую общую информацию:
(1) факторы, используемые для выделения отчетных сегментов компании, включая организационную структуру (например, основывается ли организационная структура компании исходя из различий в продукции и услугах, географических регионах, нормативной правовой базе, или комбинации факторов; проводилось ли объединение сегментов);
(2) виды продукции и услуг, от продажи которых каждый отчетный сегмент получает свою выручку.
Компания должна раскрывать
информацию в целях дать возможность
пользователям оценить
По каждому периоду, за который представляется отчет о прибылях и убытках, компания должна раскрыть следующее:
(1) общую информацию, как описано выше;
(2) информацию о прибыли или убытке отчетного сегмента, включая:
- конкретные показатели выручки и расходов, входящие в состав прибыли или убытка отчетного сегмента;
ПРИМЕР - ценообразование по операциям между сегментами
Ваша политика предусматривает, что продажи между сегментами должны осуществляться по цене прейскуранта за минусом 15%.
Этот порядок должен представляться как элемент учетной политики сегмента.
- активы сегмента;
ПРИМЕР - резерв по сомнительным долгам
Учет дебиторской задолженности вы ведете централизованно. В состав активов сегмента будет включаться доля сегмента в дебиторской задолженности, а также часть резерва по сомнительным долгам, относящаяся с соответствующей дебиторской задолженности.
- обязательства сегмента;
ПРИМЕР – обязательства предусматривающие выплату процентов
В результат сегмента включен расход по процентам. В составе обязательств сегмента должны быть представлены обязательства - займы, по которым были начислены соответствующие расходы по процентам.
ПРИМЕР- резерв по гарантийному обслуживанию продукции
Ваш сегмент реализует телевизоры и видеотехнику. Группа формирует централизованный резерв по гарантийному обслуживанию для покрытия расходов на последующий ремонт. Соответствующая доля указанного резерва должна быть включена в обязательства вашего сегмента.
- метод оценки;
(3) результаты сверки совокупных показателей:
- выручки сегмента;
- прибыли или убытка отчетного сегмента;
- активов сегмента;
- обязательств сегмента;
- иных существенных статей сегмента;
с общими показателями компании.
Сверка показателей бухгалтерского баланса по отчетным сегментам с показателями бухгалтерского баланса компании должна проводиться на каждую дату представления бухгалтерского баланса. Информация за предыдущие периоды подлежит пересчету.
По каждому отчетному сегменту компания должна раскрывать показатели прибыли или убытка, а также общую стоимость активов.
Компания должна представлять показатели обязательств по каждому отчетному сегменту, если такие суммы регулярно представляются на рассмотрение ответственному лицу, принимающему операционные решения.
Компания также должна раскрывать следующую информацию по каждому отчетному сегменту, если соответствующие суммы включены в состав прибыли или убытка сегмента, рассматриваемого ответственным лицом, принимающим операционные решения (или регулярно представляются такому лицу при осуществлении иных процедур), даже если эти суммы не включены в состав прибыли или убытка сегмента:
(1) выручку от продажи внешним клиентам;
(2) выручку по операциям, осуществляемым с другими операционными сегментами одной и той же компании;
ПРИМЕР - внутренние остатки по расчетам
При составлении своей сегментной отчетности вы исключаете операции, осуществленные внутри сегмента, такие как продажи от одного подразделения другому внутри сегмента, а также остатки по расчетам между подразделениями внутри сегмента.
В то же время, операции с подразделениями группы за пределами данного сегмента, а также остатки по расчетам между указанными подразделениями из сегментной отчетности исключать не следует. Таковые исключаются из консолидированной финансовой отчетности. Результаты сверки соответствующих показателей разницы приводятся в сегментной отчетности.
(3) процентные доходы;
(4) процентные расходы;
(5) амортизацию (в том числе нематериальных активов);
(6) существенные статьи дохода и расхода (см. МСФО (IAS) 1);
(7) долю компании в прибыли или убытке ассоциированных компаний и совместных предприятий, которая отражается на основе долевого метода;
(8) расходы (или доход) по налогу на прибыль;
(9) существенные неденежные статьи, отличные от амортизации (в том числе нематериальных активов).
По каждому отчетному сегменту компания должна представлять в отчетности процентные доходы отдельно от процентных расходов. Исключение составляют случаи, когда большая часть выручки сегмента получается за счет процентов, и ответственное лицо, принимающее операционные решения, полагается в основном на чистую процентную выручку при оценке результатов деятельности сегмента и принятии решений о выделении ресурсов этому сегменту.
В данной ситуации компания может представить в отчетности процентную выручку сегмента за вычетом процентных расходов, раскрыв факт проведения соответствующих расчетов.
По каждому отчетному сегменту компания должна раскрывать следующую информацию, если конкретные суммы включены в показатели активов сегмента, рассматриваемые ответственным лицом, принимающим операционные решения, или регулярно представляемые такому лицу при осуществлении иных процедур, даже если не включены в показатели активов сегмента:
(1) инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия, которые отражаются на основе долевого метода;
ПРИМЕР - ассоциированная компания
В состав активов сегмента вошла ваша доля в прибыли ассоциированной компании, которая выполняет функции агента по продажам. В состав активов сегмента вам следует включить инвестиции в данную ассоциированную компанию.
(2) суммы приобретенных внеоборотных активов (активов, которые включают суммы, подлежащие возмещению по истечении не менее двенадцати месяцев после отчетной даты), за исключением финансовых инструментов, отложенных налоговых активов, пенсионных активов и прав, возникающих по договорам страхования.
ПРИМЕР - гудвилл
Ваш сегмент получил экономическую выгоду от приобретения другой компании. На сегмент было отнесено 60% гудвилла, связанного с этим приобретением. Позднее был проведен тест на обесценение гудвилла, и доля вашего сегмента в гудвилле была обесценена. В расходах вашего сегмента следует отразить такое обесценение.
Сумма по каждой статье сегмента, указываемая в отчетности, должна являться показателем, представляемым ответственному лицу, принимающему операционные решения, для целей принятия решений о выделении ресурсов сегменту и оценке результатов его деятельности.