Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:09, лекция
Перед вами обновленная версия учебного пособия, подготовленного группой специалистов проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности», который проходит в Российской Федерации при поддержке Европейского Союза.
Оценка сегментной информации
МСФО (IFRS) 8 требует, чтобы суммы, отраженные в отчетности по каждой статье операционного сегмента, являлись показателями, представляемыми ответственному лицу, принимающему операционные решения, для целей выделения сегменту ресурсов и оценке результатов его деятельности. МСФО (IAS) 14 требовал, чтобы информация о сегменте готовилась в соответствии с учетной политикой, применяемой при составлении и представлении консолидированной финансовой отчетности группы или компании.
МСФО (IAS) 14 содержит определения выручки сегмента, расходов сегмента, результата сегмента, активов и обязательств сегмента. МСФО (IFRS) 8 не дает определений этих понятий, но требует объяснения, как осуществлялась оценка прибыли или убытка сегмента, активов и обязательств сегмента по каждому отчетному сегменту.
Раскрытие информации
МСФО (IFRS) 8 требует от компании раскрытия следующей информации:
(1) факторы, которые учитывались при выделении операционных сегментов компании, включая организационную структуру (например, основывается ли организационная структура компании исходя из различий в продукции и услугах, географических регионах, нормативной правовой базе, или комбинации факторов; проводилось ли объединение сегментов);
(2) виды продукции и услуг, от продажи которых каждый отчетный сегмент получает свою выручку.
МСФО (IAS) 14 требовал от компании раскрытия конкретных показателей о ее первичных сегментах. МСФО (IFRS) 8 требует от компании раскрытия конкретных показателей по каждому отчетному сегменту, если такие показатели учитываются при определении показателя прибыли или убытка сегмента и представляются на рассмотрение (или в рамках иной регулярно осуществляемой процедуры) ответственному лицу, принимающему операционные решения.
МСФО (IFRS) 8 требует от компании представления в отчетности процентного дохода отдельно от процентного расхода по каждому отчетному сегменту. Исключение составляют ситуации, когда большая часть выручки сегмента получена от процентов, и ответственное лицо, принимающее операционные решения, руководствуется в основном информацией о процентной выручке, при оценке результатов деятельности сегмента и принятии решений о выделении ресурсов этому сегменту. МСФО (IAS) 14 не требовал раскрытия информации о процентном доходе и расходах.
МСФО (IFRS) 8 требует от компании, в том числе компании с единственным отчетным сегментом, раскрывать информацию по компании в целом: о ее продукции и услугах, географических регионах и крупных клиентах.
Указанное требование применяется независимо от организационной структуры компании, если информация не раскрывается в составе информации о сегментах. МСФО (IAS) 14 требовал раскрытия информации о вторичных сегментах, определяемых либо по отраслевому или географическому принципу. Указанная информация была призвана дополнить информацию, представляемую по первичным сегментам.
Компания должна раскрывать информацию в целях дать возможность пользователям ее финансовой отчетности оценить специфику, финансовые результаты и экономические условия ее хозяйственной деятельности.
МСФО (IFRS) 8 применяется в отношении:
(1) отдельной или индивидуальной финансовой отчетности компании;
(i) долговые или долевые инструменты которой обращаются на публичном рынке (на национальной/зарубежной фондовой биржи или на рынке ценных бумаг, не котирующихся на обычных фондовых биржах в силу строгости правил котирования на них, в том числе на местном и региональном рынке);
(ii) которая представляет или в находится в процессе представления своей финансовой отчетности в комиссию по ценным бумагам или иной уполномоченный регулирующий орган с целью выпуска инструментов любого класса для обращения на публичном рынке;
(2) консолидированной финансовой отчетности группы с материнской компанией:
(i) долговые или долевые инструменты которой обращаются на публичном рынке (на национальной/зарубежной фондовой биржи или на рынке ценных бумаг, не котирующихся на обычных фондовых биржах в силу строгости правил котирования на них, в том числе на местном и региональном рынке);
(ii) которая представляет или в находится в процессе представления своей финансовой отчетности в комиссию по ценным бумагам или иной уполномоченный регулирующий орган с целью выпуска инструментов любого класса для обращения на публичном рынке;
Если компания, не обязанная применять МСФО (IFRS) 8, решит раскрыть информацию по сегментам, которая не соответствует требованиям МСФО (IFRS) 8, такая информация не должна описываться как сегментная информация.
Если финансовая отчетность содержит как консолидированную финансовую отчетность материнской компании, подпадающей под сферу применения МСФО (IFRS) 8, а также отдельную финансовую отчетность материнской компании, сегментная информация требуется только по консолидированной финансовой отчетности.
ПРИМЕРЫ - отчетность группы
1. Вы составляете консолидированную отчетность группы, включенной в биржевой листинг. Вы консолидируете отчетность материнской компании с отчетностью тех дочерних компаний, которые находятся в вашей стране.
Информацию по сегментам необходимо представлять только в консолидированной отчетности группы.
2. Вы составляете
консолидированную отчетность
ПРИМЕР - ассоциированные компании
1. Вы составляете
консолидированную отчетность
Вам необходимо представить сегментную информацию о компаниях, составляющих группу, помимо котируемой ассоциированной компании, которая будет представлять сегментную информацию в своей индивидуальной отчетности.
Операционный сегмент может осуществлять хозяйственную деятельность, от которой выручка еще только ожидается. Например, деятельность по запуску производства может быть выделена в качестве операционного сегмента еще до получения выручки.
Не каждая часть компании непременно представляет собой операционный сегмент или часть операционного сегмента. Например, корпоративная штаб-квартира или некоторые функциональные департаменты могут не приносить выручку (или же приносимая ими выручка является побочной в деятельности компании) не будут являться операционными сегментами.
Пенсионные планы компании не являются операционными сегментами.
Компания может готовить отчетность, в которой ее хозяйственная деятельность представлена различными способами. Если ответственное лицо, принимающее операционные решения, использует несколько комплектов сегментной информации, то с помощью иных факторов можно выделить единый комплект компонентов в качестве составляющих операционные сегменты компании (включая характер хозяйственной деятельности каждого компонента, существование руководителей, ответственных за них, и информации, представляемой совету директоров).
ПРИМЕР - более низкий уровень внутренней сегментации
Ваше руководство желает использовать информацию по сегментам, но получает сведения только по перечню основных показателей, характеризующих группу в целом, без аналитических деталей. Вам необходимо изучить порядок формирования сводных показателей в целях идентификации следующего, более низкого уровня внутренней сегментации. Необходимые сведения можно найти в отчетах руководителей структурных подразделений.
Как правило, операционный сегмент имеет руководителя сегмента, который непосредственно подотчетен ответственному лицу, принимающему операционные решения, и осуществляет регулярное взаимодействие с ним в целях обсуждения вопросов операционной деятельности, финансовых результатов, прогнозов или планов по сегменту.
Понятие «руководитель сегмента» обозначает функцию, и не обязательно руководителя с конкретным наименованием должности.
Ответственное лицо, принимающее операционные решения, также может быть руководителем отдельных операционных сегментов. Один руководитель может являться руководителем нескольких операционных сегментов. Если эти характеристики касаются нескольких компонентов организации, но существует только один набор, за который несут ответственность руководители сегментов, именно этот набор компонентов и составляет операционные сегменты.
Указанные характеристики могут применяться к двум или более частично перекрывающих компонентов, за которые несут ответственность руководители. Эта структура иногда именуется матричной формой организации. В этой ситуации компания должна определить, какие наборы компонентов составляют операционные сегменты исходя из основного принципа.
ПРИМЕР
– матричная форма организации
В некоторых компаниях одни руководители несут ответственность за различные категории продукции и услуг в глобальном масштабе, в то время как другие руководители ответственны за конкретные географические регионы. Ответственное лицо, принимающее операционные решения, регулярно рассматривает результаты деятельности по обоим наборам компонентов, при этом по обоим имеется финансовая информация. |
Компания должна представлять отдельно информацию по каждому операционному сегменту, который:
(1) был выделен или сформирован в результате объединения двух или более сегментов;
(2) превышает количественные пороговые значения (см. ниже).
Критерии объединения
Часто, если операционные сегменты в течение продолжительного времени имеют схожие экономические характеристики, то они демонстрируют схожие финансовые результаты деятельности. Например, если два операционных сегмента имеют схожие экономические характеристики в долгосрочной перспективе, можно ожидать, что средние значения валовой прибыли также будут схожими.
Два или более операционных сегментов могут быть объединены в единый операционный сегмент, если такое объединение соответствует основному принципу МСФО (IFRS) 8: сегменты имеют схожие экономические характеристики, а также схожи по всем нижеприведенным факторам:
(1) характеру продукции или услуг;
ПРИМЕР - несхожие услуги
В состав вашей группы входят обувные мастерские и банки. Они не подлежат включению в один сегмент.
(2) характеру производственных процессов;
(3) виду или категории клиентов их продукции или услуг;
ПРИМЕР - несхожие расположения
Ваша группа поставляет лекарства по всему миру. Страны, где преобладают тропические инфекционные заболевания, имеют характерные отличия от стран, где в большей степени распространены простуда и грипп. Две группы стран не подлежат включению в один сегмент.
ПРИМЕР - географические сегменты
Все ваши производственные мощности расположены в южном полушарии, а все клиенты - в северном. Вы можете выделять сегменты или по расположению производственных мощностей, или по нахождению своей клиентуры. Структура отчетности вашей группы будет отражать выбранный вами вариант.
(4) способам распространения продукции или предоставления услуг;
ПРИМЕР - несхожесть способов распространения продукции
Вы занимаетесь производством и продажей продуктов питания. Частью вашей деятельности является оптовая торговля, для которой характерна низкая норма прибыли, но значительные объемы.
Другой частью деятельности является ресторанный бизнес - с более высокой нормой прибыли, но меньшим объемом. Вышеуказанные направления деятельности должны рассматриваться как отдельные сегменты.