Международный опыт аудита в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе рассматривается организация аудита во Франции, Японии и России. Во второй главе исследуется международный опыт аудиторской деятельности организаций зарубежных стран. И, наконец, в третье главе рассматривается применение международного опыта в аудиторской деятельности Казахстана.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АУДИТ.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     - Приказ МФ РК от 23.05.2007 N 185 "Об  утверждении типового Плана счетов бухгалтерского учета";

     - Приказ МФ РК от 21.06.2007 N 215 "Об  утверждении форм регистров бухгалтерского учета";

     - Приказ МФ РК от 21.06.2007 N 216 "Об  утверждении форм первичных учетных документов";

     - международные стандарты финансовой  отчетности и интерпретации к ним:

  • международные стандарты бухгалтерского учета MCБУ (IAS);
  • международные стандарты финансовой отчетности МСФО (IFRS);
  • интерпретации ПКИ (S1C) и (IFRIC);
  • концепция по подготовке и составлению финансовой отчетности по МСФО;
  • организационно-распорядительные корпоративные документы организации, в том числе учетная политика, инструкции, указания, руководства, приказы, положения и т.п., касающиеся формирования и применения системы учета и отчетности в конкретной деятельности, разрабатываемые и утверждаемые в форме корпоративных актов.

     В практической деятельности аудиторских  компаний - резидентов РК применяется  документ, регламентирующий правила  и процедуры проведения аудита и  сопутствующих услуг, имеющих различный  юридический статус, а именно международные стандарты аудита в Казахстане, применяемые в основном аудиторскими компаниями с иностранным участием, т.е. "четверкой".

     Первый  Закон РК от 18.10.1993 N 2446 "Об аудиторской  деятельности" вообще не упоминал о  нормативных актах, на основании  которых должен был осуществляться аудит финансовой отчетности в РК.

     В мае 2006 г. в Закон РК "Об аудиторской  деятельности" вносятся изменения, которые упоминают об МСА так  же, как и для МСФО, т.е. повторяется  ситуация с МСФО, так как МСА  также не имеют статуса нормативного правового акта и не являются частью законодательства РК.

     Проблемы  контроля качества отчетности в казахстанских организациях - это совокупность проблем, связанных с высоким риском внешнего аудита и низкой эффективностью системы внутреннего контроля, которые должны быть нацелены на предотвращение и идентификацию искажения в отчетности организаций во избежание предоставления заинтересованным пользователям недостоверной информации.

     Таким образом, системное решение проблемы составления отчетности по МСФО в казахстанских организациях зависит, с одной стороны, от подхода, выработанного руководством предприятий к процессу формирования отчетности, с другой - от работы специализированных государственных органов и бухгалтерского сообщества в отношении проблем, связанных с инфраструктурой и частично контролем за качеством финансовой отчетности. 
Важная роль в решении этой проблемы принадлежит экономической  науке.

     Необходима  разработка  эффективных  для  целей  аудита  процедур  анализа  с учетом  опыта  как  казахстанских  аналитиков,  так и различных   подходов зарубежных партнеров (с необходимой корректировкой). В   проблеме   применения   аналитических   процедур    в    практике отечественного аудита различают два аспекта10 [7].

     Более широкий аспект состоит  в определении методики использования в аудите  процедур  анализа  и  критериев принятия решения по их результатам. Возможно ли вообще  существование  таких стандартов?  Изучение  зарубежного  опыта  показывает  полезность,  и   даже необходимость существования подобных норм.

     При этом они не должны  содержать указаний, какие конкретно процедуры анализа должны быть выполнены в той  или иной ситуации это необходимо оставить на усмотрение аудитора, так как  любые попытки детерминации в условиях разнообразия  аудируемых  объектов  обречены на  провал. 

     Наряду  с  этим  они  должны  представлять  собой  своего  рода руководство  по  применению  процедур  на  различных   стадиях   аудиторской проверки, которые  оказали  бы  помощь  аудиторам  в  достижении  наибольшей эффективности проводимых проверок.

            Более узкий аспект проблемы  заключается  в  непосредственном  выборе аналитических  процедур,  отвечающих  целям   аудита.   Здесь рассмотрение проблемы можно вести в нескольких направлениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     Сегодня практически во всех странах мира с рыночной экономикой существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой. Как видим, страны, вступающие на путь развития рыночной экономики, испытывают одни и те же трудности: нехватку квалифицированных аудиторов, а также времени (и средств) на их подготовку. При этом они используют различные пути для преодоления этих трудностей, в т. ч. опираясь на опыт зарубежных аудиторских организаций.

     Не  отрицая полезности изучения зарубежного аудиторского опыта, мы считаем, что целиком и полностью он не может быть применен в наших условиях. Необходимо обобщить и внимательно изучить тот опыт, который уже накоплен в нашей стране. Это позволит уточнить учебные программы и подготовить необходимые методические пособия и учебную литературу, используя те лекционные курсы, которые уже читают в различных учебных заведениях. Для этого потребуется объединить усилия научных и практических работников, занимающихся становлением и развитием аудита в стране.

     Переход Казахстана на международные стандарты учета и аудита потребовал дополнительных средств на их разработку, апробацию, создание условий для внедрения и непосредственное внедрение стандартов. Было предусмотрено постепенное создание научно-методического и информационного обеспечения существенной реорганизации учета, и в этом плане к середине90-х гг. тоже намечались серьезные сдвиги.

     Вообще  необходимо очень большое значение придавать профессиональной этике  в аудите. Этика важна для аудитора, как ни для кого другого. Принято считать, что соблюдение этических норм делает честь любому бизнесу и бизнесмену. Да и вообще, клиент не станет доверять беспринципному услугодателю, будь это продавец или аудитор.

     Таким образом, аудит при надлежащей его организации в соответствии общепринятыми международными стандартами станет надежным барьером на пути развития в нашей республике новых видов экономической преступности, способствуя формированию нового общества, основанного на рыночных условиях хозяйствования.

     В сложном мире бизнеса аудит помогает быстро определить, что искать, чего остерегаться, что и как делать.

     По  мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта  работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.

     Однако  дальнейшее развитие аудита требует  укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов  аудиторской деятельности, без которых  аудит утрачивает свою независимость  и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. И это в настоящее время основная проблема аудита, решение которой не зависит ни от одного работника этой сферы услуг.

     В заключение хотелось бы подчеркнуть, что  аудит в Республике Казахстан, как особая отрасль услуг, все-таки состоялся и вышел на качественно новый этап развития. Самое убедительное свидетельство тому – существование аттестованных аудиторов и утверждение нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности, правил (стандартов) аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Поэтому от того, насколько грамотно и быстро будут решаться проблемы, связанные с аудиторской деятельностью, будет напрямую зависеть «здоровье» национальной экономики в целом. 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы 

      
  1. Международные стандарты аудита в Казахстане. Алматы: Раритет, 2004. 786 с.
  2. Международные стандарты финансовой отчетности 2006. Алматы: ИД "БИКО", 2008. 512 с.
  3. Об аудиторской деятельности: Закон РК от 05.05.2006 N 139-III ЗРК. Астана: Аккорда, 2006. 3 с.
  4. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности: Закон РК от 28.02.2007 N 234-III ЗРК. Алматы: ТОО LEM, 2007. 15 с.
  5. Международные стандарты учета (проекты, комментарии к ним и материалы обсуждений) / Под ред. В.Г. Гетьмана. Ч. 1 - 7. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999.
  6. Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол N 56 от 31 мая 2007 г.) // Финансовая газета от 5 июля 2007 г. N 27.
  7. Исакова С.А. «Проблемы применения МСФО и МСА в национальной системе учета Республики Казахстан» [Электронный ресурс]// "Экономический анализ: теория и практика" - электрон.данн, 1 оптич. CD -диск - 2009-№ 35
  8. Болонин Н. Какое будущее у российского аудита? [Текст] // Современный бухучет. – 2000. - № 6. – с.4-8.
  9. Меньшикова Г. Кому нужен аудит? [Текст] // Курган и курганцы. – 2000. – 17 марта. – с.2.
  10. Меньшикова Г. Больше аудиторов – хороших и разных! [Текст] // Курган и курганцы. – 2001. – 31 янв. – с. 2.
  11. Жарылгасова Б.Т. Аудиторское заключение по финансовой отчетности [Электронный ресурс] // Аудиторские ведомости - электрон.данн, 1 оптич. CD -диск - 2007- №4
  12. Адамс Р. Основы аудита [Текст] / Под ред. Соколова Я.В. -М.:ЮНИТИ,1995 - 398 с.
  13. Ворст Й. Экономика фирмы. [Текст]/ Ворст Й., Ревентлоу П. - М.: Высшая школа, 1994 - 272 с.
  14. Кармайкл Д.Р. Стандарты и нормы аудита [Текст]/ Кармайкл Д.Р.- - М.: Аудит, ЮНИТИ,1995 - 526 с.
  15. Кирушева  Г.А.  Методы  проведения  аудиторской  проверки  для   российского аудита [Текст]/ Кирушева  Г.А. - Санкт-Петербург: СПб ГУ, 1995 - 15 с.
  16. Ковалев В. В. Финансовый анализ [Текст]/ Ковалев В. В. - М.: Финансы и статистика, 1997 - 511 с.
  17. Мезенцева Т.М. Методология и организация аудита в  странах  СНГ [Электронный ресурс]  /  Мезенцева Т.М. Полоцкий Гос. Ун-т, Факультет Экономики и Права.- электрон.данн, 1 оптич. CD -диск - М., 1995 - 55 с.
  18. Подольский В.И. Аудит: учебник [Электронный ресурс] / Под. ред. В.И. Подольского Издание второе, переработанное и дополненное. - электрон.данн, 1 оптич. CD -диск - М.: Экономистъ, 2007.
  19. Ендовицкий Д.А.Международные стандарты аудиторской деятельности. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Ендовицкий Д.А, Панкова И.В. - электрон.данн, 1 оптич. CD -диск - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  20. Жарылгасова Б.Т. Международные стандарты аудита. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Жарылгасова Б.Т. Суглобов А.Е. - электрон.данн, 1 оптич. CD -диск - М.: КНОРУС, 2007.
  21. Ковалева О.В. Аудит: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Ковалева О.В., Контантинов Ю.П. - электрон.данн, 1 оптич. CD -диск – М.: Приор, 2002.
  22. Шеремет А.Д. Аудит: Учеб.пособие [Электронный ресурс] / Шеремет А.Д., Суйц В.Л- электрон.данн, 1 оптич. CD -диск – М.: ИНФРА-М, 2003.
  23. www.seminars.ru
  24. www.managementclub.com.ua
 

      
 

     Приложение 1

История бухгалтерского учета и аудита в Японии

1890 Принят Коммерческий кодекс Японии
1948 Приняты Закон  про ценные бумаги и фондовый рынок  и Закон про дипломированных  общественных бухгалтеров (CPA)
1949 Опубликованы  стандарты финансового учета  для коммерческих предприятий.

Создан японский Институт димломированных общественных бухгалтеров (JICPA) как саморегулирующаяся асоциация

1950 Опубликована  Инструкция про терминологию, формы  и методы подготовки финансовых отчетов.

Впервые опубликованы стандарты аудита и связанные  с ними правила

1951 Аудит, проводимый дипломированными общественными бухгалтерами, стал обязательным в соответствии с  Законом про ценные бумаги и фондовый рынок
1966 JICPA реорганизован  в соответствии с новыми положениями  Закона про дипломированных общественных  бухгалтеров, согласно которым все CPA должны быть членами JICPA
1967 Создана первая аудиторская компания в соответствии с пересмотренным Законом про  дипломированных общественных бухгалтеров
1971 Опубликованы  стандарты бухгалтерского учета  для частных школ
1973 JICPA стал одним из членов-основателей Международного комитета по стандартам бухгалтерского учета (IASC)
1974 Аудит, проводимый дипломированными общественными бухгалтерами, стал обязательным в соответствии с  Коммерческим кодексом Японии
1975 Опубликованы стандарты, связанные с составлением консолидированной финансовой отчетности

Стал обязательным аудит банков и страховых компаний

1977 Началось проведение независимого аудита промежуточных  и консолидированных финансовых отчетов 

JICPA стал одним  из членов совета основателей Международной федерации бухгалтеров (IFAC)

1979 Опубликованы  стандарты бухгалтерского учета  операций в иностранной валюте
1987 В Токио состоялся 13-й Всемирный конгресс бухгалтеров
1988 Существенно пересмотренны  требования к раскрытию информации про сегменты деятельности в финансовых отчетах.

Исправлены требования к раскрытию операций со связанными сторонами и представлению информации про рыночную стоимость ценных бумаг, представленных на фондовом рынке

1991 Существенно пересмотрены стандарты аудита и связанные с ними правила
1992 Внесены изменения  в Закон про димломированных  общественных бухгалтеров, связанные  с проведением экзаменами для CPA и другими проблемами
1993 Внесены изменения  в Коммерческий кодекс с целью  расширения прав акционеров и полномочий штатных аудиторов, а также улучшения процедур, связанных с возникающими долговыми обязательствами
1995 Изменены стандарты  бухгалтерского учета операций в  иностранной валюте.

Появился Закон  про улучшение и расширение сферы  контроля и менеджмента в финансовых учреждениях

1998 Отмечена пятидесятая  годовщина с начала деятельности CPA в Японии
1999 Опубликованы  стандарты бухгалтерского учета  финансовых инструментов.

Внесены изменения  в Коммерческий кодекс с целью  создания новой фондовой биржи и трансфертной системы.

Исправлены стандарты  бухгалтерского учета операций в  иностранной валюте

Информация о работе Международный опыт аудита в РК