Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:33, доклад
Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности – государственных органов и производителей продукции и услуг - определяется тем, что стандартизация сегодня – это ключевое звено политики в области торговых отношений в мировом масштабе, стабилизирующий фактор обеспечения функционирования социально-экономической сферы жизнедеятельности общества, наконец, совокупность инструментов повышения конкурентоспособности национальных экономик.
Международный опыт стандартизации
Современный подход к стандартизации
со стороны основных субъектов этой
деятельности – государственных
органов и производителей продукции
и услуг - определяется тем, что стандартизация
сегодня – это ключевое звено
политики в области торговых отношений
в мировом масштабе, стабилизирующий
фактор обеспечения функционирования
социально-экономической сферы
Зарубежная практика правового регулирования деятельности по стандартизации на национальном уровне имеет дело со следующими видами нормативных актов:
законы о стандартизации (Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Израиль, Китай, Республика Корея, Мексика, Новая Зеландия, Япония и др.);
законы о создании и правовом статусе национальной организации по стандартизации (Великобритания, Италия, Канада и др.);
договоры (меморандумы о взаимопонимании') между правительствами и национальными организациями по стандартизации (Великобритания, Германия, Франция);
законы, регулирующие такие социально-экономические сферы, как охрана здоровья населения, техническая безопасность, контроль и охрана окружающей среды, защита интересов и прав потребителей и требующие для конкретизации своих нормативов разработки национальных стандартов (во всех развитых странах).
Следует отметить, что такая категория правовых актов, как договоры о сотрудничестве, возникла сравнительно недавно – в последней трети 20-го века. Так, в 1975 г. правительство ФРГ заключило с Германским институтом стандартизации (DIN) договор о сотрудничестве, в котором DIN признавался национальной организацией по стандартизации, полномочия которой распространялись на территорию ФРГ и Западный Берлин и которая наделялась правом представлять интересы ФРГ в неправительственных международных организациях по стандартизации.
Со второй половины 1990 г. в результате воссоединения Германии и на основе специального соглашения между DIN и Управлением по стандартизации, метрологии и контролю продукции ГДР полномочия DIN были распространены и на территорию бывшей ГДР.
Согласно договору от 1975
г. за DIN сохранился правовой статус
частного зарегистрированного
Национальные стандарты страны наделены статусом нормативно-технических рекомендаций. Любое юридическое лицо имеет право применять или не применять стандарт DIN. Таким образом, национальные стандарты - не правовые нормы, а так называемые "общепризнанные правила техники". Однако, ни с кого не снимается ответственность за последствия того или иного действия в промышленно-экономической сфере, даже в случае применения стандарта DIN.
В определенных, строго ограниченных
законодательством случаях, национальные
стандарты ФРГ приобретают
Согласно договору правительство
ФРГ выразило готовность поддерживать
деятельность по стандартизации из средств
федерального бюджета. DIN обязался
представлять правительству места
в своих руководящих органах.
DIN должен отдавать предпочтение заявкам
правительственных органов на проведение
работ по стандартизации, представляющих
государственный интерес. При этом
устанавливаются
Если правительство ФРГ издает постановление, то DIN обязуется привести в соответствие с ним определенные стандарты или же отменить их.
Правительство и DIN взаимно информируют друг друга о всех проблемах и работах, связанных со стандартизацией и оценкой соответствия, если они имеют государственное значение.
DIN обязуется способствовать
выполнению всех международных
соглашений и двусторонних
Правительство ФРГ пользуется
стандартами DIN в сфере управления
и при реализации правительственных
закупок, а также воздействует на
других официальных партнеров, чтобы
они поступали аналогичным
В 1972 году правительство Великобритании и Британская организация по стандартизации (BSI) подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором подтвержден статус BSI как независимого органа, ответственного за развитие национальной стандартизации и действующего в соответствии с законодательством. В 1995 г. была подписана новая редакция Меморандума, которая в июне 2002 г. заменена очередной версией, отражающей реалии быстро изменяющегося мира. В данном документе1) правительство Великобритании и BSI заявляют об идентичности своих позиций по следующим вопросам:
● Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды, государственные поставки и т.д.
● Стандартизация имеет
чрезвычайно важное значение для
глобализации торговли и конверсии
технологий для международной торговли
в рамках Соглашения ВТО о технических
барьерах в торговле, европейских
нормативных актов, применяющихся
при продаже продукции в
● Стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне.
● Поскольку стандарты
обладают некоторыми характеристиками
“общественного продукта”, ориентация
только на потребности рынка не может
обеспечить всех преимуществ от применения
стандартизации. Например, инновационные
компании склонны уклоняться от национальной
стандартизации, поощряя разработку
своих собственных
● Правительство и BSI считают, что разработка и распространение национальных стандартов (BS) имеет государственное значение, поскольку другие нормативные документы по стандартизации не в такой степени отвечают интересам всех сторон, в частности, потребителей.
● Правительство и BSI подчеркивают
важность международной стандартизации.
BSI должна играть эффективную роль в
ИСО, МЭК и других международных
организациях по стандартизации, влияя
на разработку стандартов с учетом
интересов Великобритании, способствуя
повышению эффективности
● Правительство и BSI признают важность европейской стандартизации в рамках ЕС.
● Правительство будет
играть активную роль в развитии европейской
стандартизации совместно с другими
европейскими правительствами и
организациями, как в плане поддержки
европейских законодательных
Мировая практика накопила значительный опыт административно-правового обеспечения стандартизации в сфере защиты интересов и прав потребителей, в особенности таких ее аспектов, как охрана здоровья и обеспечение безопасности, включая экологическую безопасность.
Совокупность средств
защиты интересов и прав потребителей
на государственном уровне состоит,
как правило, из двух основных звеньев,
включающих соответствующие нормативные
акты (общенациональные законы, указы
и распоряжения органов местного
самоуправления), и государственные
органы, вырабатывающие генеральную
политическую линию, исполняющие координационные
функции, осуществляющие надзор за применением
правовых норм, проводящие контроль качества
товаров, разрешающие возникающие
конфликты, занимающиеся информационно-просветительской
деятельностью среди
В США деятельность государства
в области правового
В Японии в сфере правовой защиты потребителей действует более 50 одобренных парламентом общенациональных законов, десятки указов и распоряжений, принятых органами местного самоуправления на уровне префектур, округов, а также городов, поселков и деревень. Среди них Основной закон об охране интересов потребителей (принят в 1968 г.), Закон о питании, Закон о стандартизации и маркировке сельскохозяйственной продукции, Закон о маркировке предметов бытового назначения и др.
В Австрии принято около 200 законов, охраняющих права потребителей, причем в одном из них - Законе об ответственности за качество продукции от 1 июля 1988 г. резко поднимается значение стандартизации и стандартов.
Национальные организации
по стандартизации зарубежных стран
избрали путь комплексного решения
проблемы безопасности, позволяющий
учитывать все ее аспекты, включая
требования безопасности при конструировании,
создание безопасных условий труда,
обеспечение безопасности производственного
оборудования и товаров массового
спроса для различных категорий
потребителей. Многие стандарты безопасности
разрабатываются при
В США такими органами являются
Министерство труда, Федеральное агентство
по охране труда и здоровья на производстве,
Федеральное агентство по охране
окружающей среды, Управление по безопасности
пищевых продуктов и
Помимо национальных стандартов безопасности статус обязательных имеют многочисленные рекомендации и постановления органов федерального правительства, органов власти отдельных штатов и городов.
В ФРГ свыше 30 лет действует Закон о безопасности технических устройств, направленный на обеспечение безопасности при работе с оборудованием, машинами, приборами и т.д.
Личная безопасность, согласно Закону, обеспечивается проведением надлежащих мероприятий по защите, которые должны быть изложены в технических правилах или инструкциях по предупреждению несчастных случаев.
Технические правила могут состоять из отдельных положений (инструкций, параграфов), но согласно Закону, юридически обязательны только те, которые относятся к личной безопасности.
Определенная ответственность возлагается и на составителя технической документации, если допущенные в ней неточности явились причиной ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в процессе эксплуатации или технического обслуживания устройства.
В январе 1985 г. в ФРГ было издано постановление о безопасности приборов, используемых при обследовании (включая лабораторные приборы и установки) и лечении людей. С его опубликованием медицинские приборы были исключены из области распространения Закона о безопасности технических устройств.