Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:33, доклад
Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности – государственных органов и производителей продукции и услуг - определяется тем, что стандартизация сегодня – это ключевое звено политики в области торговых отношений в мировом масштабе, стабилизирующий фактор обеспечения функционирования социально-экономической сферы жизнедеятельности общества, наконец, совокупность инструментов повышения конкурентоспособности национальных экономик.
Добровольный (в основном) 
характер стандартизации в развитых 
зарубежных странах не исключает 
непосредственного участия 
Ранее в США этика госслужащих 
не позволяла им занимать какие-либо 
посты в организациях частного сектора, 
в частности, в ANSI. Но, как утверждает 
вышеупомянутый «Закон о передаче и 
совершенствованию национальных технологий 
(NTTAA)» это не следует распространять 
на деятельность, связанную с разработкой 
стандартов в рамках ANSI. Такая точка 
зрения в 1998 г. подтверждена Министерством  
юстиции.4) В настоящее время свыше 
35 правительственных органов 
В ФРГ в состав Президиума 
Германского института 
Президентом Бюро по стандартизации Индии (BIS) является министр центрального правительства, отвечающий за вопросы гражданского снабжения и защиты прав потребителей, а вице-президентом – государственный министр. Представители центральных министерств , правительств штатов и члены парламента входят также в состав членов BIS.
Во Франции система управления национальной стандартизацией претерпела в 1991 г. серьезную трансформацию, вызванную необходимостью адаптации к изменениям в сфере международной и западноевропейской стандартизации.
Реформа французской стандартизации начата по инициативе министра промышленности. По его запросу в 1989 г. был подготовлен доклад о состоянии французской стандартизации в свете перехода к единому европейскому рынку.
В рамках реформы упразднены 
Высший совет по стандартизации и 
пост комиссара по стандартизации. 
Одновременно была создана межминистерская 
группа по стандартизации и назначен 
межминистерский уполномоченный по 
стандартизации, что отражает усилившуюся 
заинтересованность государственных 
органов в расширении участия 
в стандартизации, охватывающей практически 
все сферы экономической 
Еще выше степень участия государства в японской стандартизации. Система национальной стандартизации в стране создана на основе Закона о промышленной стандартизации. В соответствия с этим Законом в 1949 г. в качестве консультативного органа при Министерстве внешней торговля и промышленности (МВТП) был учрежден Японский комитет промышленных стандартов (JISC) - орган, занимающийся вопросами стандартизации на общенациональном уровне. Он находится в ведения Управления науки и техники МВТП, которое планирует и координирует работу в области промышленной стандартизации в стране и руководит исследованиями в области промышленной технологии. Отдел стандартов этого управления является секретариатом JISC.
В состав JISC входят Совет 
по стандартизации, который проводит 
Генеральные конференция членов 
Комитета, составляет планы работы 
и следит за их выполнением, советы 
отраслевых отделений и технические 
комитеты, разрабатывающие стандарты. 
Члены Совета по стандартизации, советов 
отделений и технических 
Японские промышленные стандарты 
утверждаются министрами соответствующих 
отраслей, но – и это следует 
подчеркнуть – носит 
Рассмотренный выше многоаспектный 
опыт правового и технического нормотворчества 
за рубежом в социально-
В этих условиях важная роль 
отводится стандартизации и оценке 
соответствия, получающих все большую 
поддержку государства в лице 
его законодательных и 
В зарубежной практике регламентирующая и регулирующая функция государства в области стандартизации реализуется различными способами.
Широко известен принцип 
«нового подхода», применяемый в 
странах ЕС с 1985 года, и устанавливающий 
презумпцию соответствия требованиям 
европейских директив (технических 
регламентов) при условии соответствия 
гармонизированным с ними стандартам. 
Государство, как законодатель, издает 
нормативные акты в сферах, которые 
приобрели в последние годы общенациональный 
характер: охрана жизни и здоровья 
населения, обеспечение безопасности 
продукции, защита среды обитания. В  
директиве (техническом регламенте) 
указываются только существенные (минимально 
необходимые) требования. Конкретные требования 
и методы испытаний устанавливаются 
в национальных стандартах, направленных 
на подтверждение соответствия директиве 
(техническому регламенту). Стандарты 
принимаются на основе консенсуса всех 
заинтересованных сторон в рамках согласительного 
совещания представителей министерств 
и ведомств, предприятий-изготовителей, 
саморегулируемых организаций, научных 
организаций – технических 
Существует ряд международных документов, устанавливающих принципы взаимосвязи стандартов и технических регламентов. Рекомендации для Правительств ЕЭК ООН относительно политики в области стандартизации (приложение Д) устанавливают, что «Правительствам стран – членам ЕЭК следует, по возможности, использовать в законодательных документах ссылки на национальные стандарты, региональные стандарты или, предпочтительно на международные стандарты, если таковые существуют, и поощрять более широкое применение метода «ссылки на стандарты» с применением пяти принципов Руководства ИСО/МЭК 15. В качестве преимуществ метода перечисляются устранение барьеров в торговле, упрощение и ускорение законодательной деятельности, содействие упрощению внесения изменений в документы с учетом технического прогресса и снижению связанных с эти затрат.
Национальный институт стандартов США (NIST) идентифицировал более чем 10000 ссылок на стандарты, включенных в Свод Федеральных Регламентов. В Германии насчитывается более 5600 ссылок из законодательных актов на стандарты, в Австралии – более 2400.
Таким образом, метод ссылки на стандарты представляет единственный выход из ситуации, когда возникает необходимость ежегодного многократного внесения изменений в законодательные акты, ведь эта процедура очень долговременна и дорогостоящая. И это будет сдерживать внедрение новых разработок в производство.
Влияние государства на стандартизацию осуществляется также посредством участия представителей правительства в работе руководящих и рабочих органов (технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп) национальных организаций по стандартизации, а также через финансирование проектов, в которых заинтересованы государственные органы.
В целях удовлетворения возрастающих запросов рынка и общества, а также учета интересов всех заинтересованных сторон, принимающих участие в стандартизации, многие ведущие национальные органы по стандартизации разрабатывают стратегии (концепции) национальных систем стандартизации. При этом учитываются стратегические планы развития международных систем стандартизации ИСО и МЭК, положения соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО. Проекты концепций проходят широкое обсуждение с участием правительственных структур, представителей промышленности и науки, обществ потребителей. В числе действующих стратегий (концепций) можно отметить:
- Немецкая стратегия 
- Национальная стратегия стандартизации США (2000 г.);
- Стратегия французской системы стандартизации на 2002-2005г.г.;
- Национальная стратегия стандартизации Англии (2003г.).
Все эти документы направлены 
на повышение роли и статуса стандартов 
в жизни общества и государства, 
а также предусматривают 
1) www.bsi-global.com
2) ANSI Reporter. – 2001. – Summer. – P.27
3) CONNEX. – 2000. - № 84. – S. 4-5.
4) www.ansi.org
5) Consensus. – Special Edition 2002. – P. 7-21
6) Japanese Strategy in Standardization. International Conference “The Significance of Standardization in the Growing Economics”, - 2002. – 7–8 May. – Ancara, Tyrkey
7) DIN – Mitteilungen + elektronorm. – 2000. - №9. – S. 617-622
8) DIN Geschäftsbericht 2000. – S. 13-14
9) ANSI Reporter. – 2001. – Summer. – P.24
10) ON Jahresbericht 2001. – S. 9,31
11) ISO Bulletin. – 2002. - № 4. – Р.4-8
12) ISO Bulletin. – 2001. - №3. – P. 25-29.
13) DIN Geschäftsbericht - 2002
14) www.afnor.fr
15) Национальные организации 
по стандартизации и качеству 
за рубежом: Обзорная