Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:33, доклад
Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности – государственных органов и производителей продукции и услуг - определяется тем, что стандартизация сегодня – это ключевое звено политики в области торговых отношений в мировом масштабе, стабилизирующий фактор обеспечения функционирования социально-экономической сферы жизнедеятельности общества, наконец, совокупность инструментов повышения конкурентоспособности национальных экономик.
Добровольный (в основном)
характер стандартизации в развитых
зарубежных странах не исключает
непосредственного участия
Ранее в США этика госслужащих
не позволяла им занимать какие-либо
посты в организациях частного сектора,
в частности, в ANSI. Но, как утверждает
вышеупомянутый «Закон о передаче и
совершенствованию национальных технологий
(NTTAA)» это не следует распространять
на деятельность, связанную с разработкой
стандартов в рамках ANSI. Такая точка
зрения в 1998 г. подтверждена Министерством
юстиции.4) В настоящее время свыше
35 правительственных органов
В ФРГ в состав Президиума
Германского института
Президентом Бюро по стандартизации Индии (BIS) является министр центрального правительства, отвечающий за вопросы гражданского снабжения и защиты прав потребителей, а вице-президентом – государственный министр. Представители центральных министерств , правительств штатов и члены парламента входят также в состав членов BIS.
Во Франции система управления национальной стандартизацией претерпела в 1991 г. серьезную трансформацию, вызванную необходимостью адаптации к изменениям в сфере международной и западноевропейской стандартизации.
Реформа французской стандартизации начата по инициативе министра промышленности. По его запросу в 1989 г. был подготовлен доклад о состоянии французской стандартизации в свете перехода к единому европейскому рынку.
В рамках реформы упразднены
Высший совет по стандартизации и
пост комиссара по стандартизации.
Одновременно была создана межминистерская
группа по стандартизации и назначен
межминистерский уполномоченный по
стандартизации, что отражает усилившуюся
заинтересованность государственных
органов в расширении участия
в стандартизации, охватывающей практически
все сферы экономической
Еще выше степень участия государства в японской стандартизации. Система национальной стандартизации в стране создана на основе Закона о промышленной стандартизации. В соответствия с этим Законом в 1949 г. в качестве консультативного органа при Министерстве внешней торговля и промышленности (МВТП) был учрежден Японский комитет промышленных стандартов (JISC) - орган, занимающийся вопросами стандартизации на общенациональном уровне. Он находится в ведения Управления науки и техники МВТП, которое планирует и координирует работу в области промышленной стандартизации в стране и руководит исследованиями в области промышленной технологии. Отдел стандартов этого управления является секретариатом JISC.
В состав JISC входят Совет
по стандартизации, который проводит
Генеральные конференция членов
Комитета, составляет планы работы
и следит за их выполнением, советы
отраслевых отделений и технические
комитеты, разрабатывающие стандарты.
Члены Совета по стандартизации, советов
отделений и технических
Японские промышленные стандарты
утверждаются министрами соответствующих
отраслей, но – и это следует
подчеркнуть – носит
Рассмотренный выше многоаспектный
опыт правового и технического нормотворчества
за рубежом в социально-
В этих условиях важная роль
отводится стандартизации и оценке
соответствия, получающих все большую
поддержку государства в лице
его законодательных и
В зарубежной практике регламентирующая и регулирующая функция государства в области стандартизации реализуется различными способами.
Широко известен принцип
«нового подхода», применяемый в
странах ЕС с 1985 года, и устанавливающий
презумпцию соответствия требованиям
европейских директив (технических
регламентов) при условии соответствия
гармонизированным с ними стандартам.
Государство, как законодатель, издает
нормативные акты в сферах, которые
приобрели в последние годы общенациональный
характер: охрана жизни и здоровья
населения, обеспечение безопасности
продукции, защита среды обитания. В
директиве (техническом регламенте)
указываются только существенные (минимально
необходимые) требования. Конкретные требования
и методы испытаний устанавливаются
в национальных стандартах, направленных
на подтверждение соответствия директиве
(техническому регламенту). Стандарты
принимаются на основе консенсуса всех
заинтересованных сторон в рамках согласительного
совещания представителей министерств
и ведомств, предприятий-изготовителей,
саморегулируемых организаций, научных
организаций – технических
Существует ряд международных документов, устанавливающих принципы взаимосвязи стандартов и технических регламентов. Рекомендации для Правительств ЕЭК ООН относительно политики в области стандартизации (приложение Д) устанавливают, что «Правительствам стран – членам ЕЭК следует, по возможности, использовать в законодательных документах ссылки на национальные стандарты, региональные стандарты или, предпочтительно на международные стандарты, если таковые существуют, и поощрять более широкое применение метода «ссылки на стандарты» с применением пяти принципов Руководства ИСО/МЭК 15. В качестве преимуществ метода перечисляются устранение барьеров в торговле, упрощение и ускорение законодательной деятельности, содействие упрощению внесения изменений в документы с учетом технического прогресса и снижению связанных с эти затрат.
Национальный институт стандартов США (NIST) идентифицировал более чем 10000 ссылок на стандарты, включенных в Свод Федеральных Регламентов. В Германии насчитывается более 5600 ссылок из законодательных актов на стандарты, в Австралии – более 2400.
Таким образом, метод ссылки на стандарты представляет единственный выход из ситуации, когда возникает необходимость ежегодного многократного внесения изменений в законодательные акты, ведь эта процедура очень долговременна и дорогостоящая. И это будет сдерживать внедрение новых разработок в производство.
Влияние государства на стандартизацию осуществляется также посредством участия представителей правительства в работе руководящих и рабочих органов (технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп) национальных организаций по стандартизации, а также через финансирование проектов, в которых заинтересованы государственные органы.
В целях удовлетворения возрастающих запросов рынка и общества, а также учета интересов всех заинтересованных сторон, принимающих участие в стандартизации, многие ведущие национальные органы по стандартизации разрабатывают стратегии (концепции) национальных систем стандартизации. При этом учитываются стратегические планы развития международных систем стандартизации ИСО и МЭК, положения соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО. Проекты концепций проходят широкое обсуждение с участием правительственных структур, представителей промышленности и науки, обществ потребителей. В числе действующих стратегий (концепций) можно отметить:
- Немецкая стратегия
- Национальная стратегия стандартизации США (2000 г.);
- Стратегия французской системы стандартизации на 2002-2005г.г.;
- Национальная стратегия стандартизации Англии (2003г.).
Все эти документы направлены
на повышение роли и статуса стандартов
в жизни общества и государства,
а также предусматривают
1) www.bsi-global.com
2) ANSI Reporter. – 2001. – Summer. – P.27
3) CONNEX. – 2000. - № 84. – S. 4-5.
4) www.ansi.org
5) Consensus. – Special Edition 2002. – P. 7-21
6) Japanese Strategy in Standardization. International Conference “The Significance of Standardization in the Growing Economics”, - 2002. – 7–8 May. – Ancara, Tyrkey
7) DIN – Mitteilungen + elektronorm. – 2000. - №9. – S. 617-622
8) DIN Geschäftsbericht 2000. – S. 13-14
9) ANSI Reporter. – 2001. – Summer. – P.24
10) ON Jahresbericht 2001. – S. 9,31
11) ISO Bulletin. – 2002. - № 4. – Р.4-8
12) ISO Bulletin. – 2001. - №3. – P. 25-29.
13) DIN Geschäftsbericht - 2002
14) www.afnor.fr
15) Национальные организации
по стандартизации и качеству
за рубежом: Обзорная