Международный опыт стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:33, доклад

Краткое описание

Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности – государственных органов и производителей продукции и услуг - определяется тем, что стандартизация сегодня – это ключевое звено политики в области торговых отношений в мировом масштабе, стабилизирующий фактор обеспечения функционирования социально-экономической сферы жизнедеятельности общества, наконец, совокупность инструментов повышения конкурентоспособности национальных экономик.

Файлы: 1 файл

метрология.docx

— 39.69 Кб (Скачать)

 

Добровольный (в основном) характер стандартизации в развитых зарубежных странах не исключает  непосредственного участия государственных  чиновников и государственных органов  в руководстве национальных систем стандартизации, причем в последнее  десятилетие 20-ого века эта тенденция, как показывает пример США, особенно заметна.

 

Ранее в США этика госслужащих  не позволяла им занимать какие-либо посты в организациях частного сектора, в частности, в ANSI. Но, как утверждает вышеупомянутый «Закон о передаче и  совершенствованию национальных технологий (NTTAA)» это не следует распространять на деятельность, связанную с разработкой  стандартов в рамках ANSI. Такая точка  зрения в 1998 г. подтверждена Министерством  юстиции.4) В настоящее время свыше 35 правительственных органов являются членами системы ANSI.

 

В ФРГ в состав Президиума Германского института стандартизации (DIN) (по состоянию на 1 января 2003 г.) входит 8 представителей правительственных  органов, делегированных Министерством экономики и труда, Министерством по вопросам образования и исследований, а также министерствами: транспорта, строительства и жилищного хозяйства; внутренних дел; окружающей среды, защиты природы и обеспечения ядерных реакторов и др.13)

 

Президентом Бюро по стандартизации Индии (BIS)  является министр центрального правительства, отвечающий за вопросы  гражданского снабжения и защиты прав потребителей, а вице-президентом  – государственный министр. Представители  центральных министерств , правительств штатов и члены парламента входят также в состав членов BIS.

 

Во Франции система  управления национальной стандартизацией  претерпела в 1991 г. серьезную трансформацию, вызванную необходимостью адаптации  к изменениям в сфере международной  и западноевропейской стандартизации.

 

Реформа французской стандартизации начата по инициативе министра промышленности. По его запросу в 1989 г. был подготовлен  доклад о состоянии французской  стандартизации в свете перехода к единому европейскому рынку.

 

В рамках реформы упразднены Высший совет по стандартизации и  пост комиссара по стандартизации. Одновременно была создана межминистерская  группа по стандартизации и назначен межминистерский уполномоченный по стандартизации, что отражает усилившуюся  заинтересованность государственных  органов в расширении участия  в стандартизации, охватывающей практически  все сферы экономической деятельности. Одной из функций членов группы является, например, контроль в рамках соответствующего министерства за использованием стандартов. При этом реорганизацию не следует  понимать как усиление давления и  контроля со стороны государства, что  противоречило бы в принципе целям  и задачам предпринятой реформы. Речь идет о развитии отношений взаимопонимания  и сотрудничества между государством и органами по стандартизации.14)

 

Еще выше степень участия  государства в японской стандартизации. Система национальной стандартизации в стране создана на основе Закона о промышленной стандартизации. В  соответствия с этим Законом в 1949 г. в качестве консультативного органа при Министерстве внешней торговля и промышленности (МВТП) был учрежден Японский комитет промышленных стандартов (JISC) - орган, занимающийся вопросами  стандартизации на общенациональном уровне. Он находится в ведения Управления науки и техники МВТП, которое  планирует и координирует работу в области промышленной стандартизации в стране и руководит исследованиями в области промышленной технологии. Отдел стандартов этого управления является секретариатом JISC.

 

В состав JISC входят Совет  по стандартизации, который проводит Генеральные конференция членов Комитета, составляет планы работы и следит за их выполнением, советы отраслевых отделений и технические  комитеты, разрабатывающие стандарты. Члены Совета по стандартизации, советов  отделений и технических комитетов  назначаются  МВТП из представителей организаций потребителей и производителей, научных и деловых кругов, специалистов и т.д. 15)

 

Японские промышленные стандарты  утверждаются министрами соответствующих  отраслей, но – и это следует  подчеркнуть – носит добровольный характер.

 

Рассмотренный выше многоаспектный опыт правового и технического нормотворчества  за рубежом в социально-экономических  сферах, являющихся критически важными  для жизнеобеспечения современного общества, позволяет сделать вывод  о том, что государственные органы развитых зарубежных стран ведут  в течение последних десятилетий  интенсивную законодательную деятельность в области защиты интересов и  прав потребителей, обеспечения безопасности населения, охраны среды обитания, повышения  конкурентоспособности национальных экономик.

 

В этих условиях важная роль отводится стандартизации и оценке соответствия, получающих все большую  поддержку государства в лице его законодательных и административных органов.

 

В зарубежной практике регламентирующая и регулирующая функция государства  в области стандартизации реализуется  различными способами.

 

Широко известен принцип  «нового подхода», применяемый в  странах ЕС с 1985 года, и устанавливающий  презумпцию соответствия требованиям  европейских директив (технических  регламентов) при условии соответствия гармонизированным с ними стандартам. Государство, как законодатель, издает нормативные акты в сферах, которые  приобрели в последние годы общенациональный характер: охрана жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности продукции, защита среды обитания. В  директиве (техническом регламенте) указываются только существенные (минимально необходимые) требования. Конкретные требования и методы испытаний устанавливаются  в национальных стандартах, направленных на подтверждение соответствия директиве (техническому регламенту). Стандарты  принимаются на основе консенсуса всех заинтересованных сторон в рамках согласительного  совещания представителей министерств  и ведомств, предприятий-изготовителей, саморегулируемых организаций, научных  организаций – технических комитетов  по стандартизации. Это единственный апробированный на практике организационный  инструмент разработки и принятия стандартов. Техническому персоналу привычнее использовать в своей повседневной практике стандарты, а не законы. Кроме того, внесение изменений (дополнений) в стандарт при появлении новых технических решений гораздо проще, чем внесение изменений в закон. Перечень стандартов, обеспечивающих соответствие директивам (нормативным актам) публикуется в официальном издании Европейской комиссии. В случае отсутствия таких стандартов разработка поручается национальным органам по стандартизации с учетом существенных требований нормативных актов – технических регламентов. Только под 22 европейские директивы «нового подхода» в официальном журнале Европейской комиссии опубликован перечень из 2233 европейских стандартов, отвечающих требованиям этих директив. Данный вид ссылок на стандарты называется «косвенным» и вполне может применяться при разработке технических регламентов в России.

 

Существует ряд международных  документов, устанавливающих принципы взаимосвязи стандартов и технических  регламентов. Рекомендации для Правительств ЕЭК ООН относительно политики в  области стандартизации (приложение Д) устанавливают, что «Правительствам  стран – членам ЕЭК следует, по возможности, использовать в законодательных  документах ссылки на национальные стандарты, региональные стандарты или, предпочтительно  на международные стандарты, если таковые  существуют, и поощрять более широкое  применение метода «ссылки на стандарты» с применением пяти принципов  Руководства ИСО/МЭК 15. В качестве преимуществ метода перечисляются  устранение барьеров в торговле, упрощение  и ускорение законодательной  деятельности, содействие упрощению  внесения изменений в документы  с учетом технического прогресса  и снижению связанных с эти  затрат.

 

Национальный институт стандартов США (NIST) идентифицировал более чем 10000 ссылок на стандарты, включенных в  Свод Федеральных Регламентов. В  Германии насчитывается более 5600 ссылок из законодательных актов на стандарты, в Австралии – более 2400.

 

Таким образом, метод ссылки на стандарты представляет единственный выход из ситуации, когда возникает  необходимость ежегодного многократного  внесения изменений в законодательные  акты, ведь эта процедура очень  долговременна и дорогостоящая. И это будет сдерживать внедрение  новых разработок в производство.

 

Влияние государства на стандартизацию осуществляется также посредством  участия представителей правительства  в работе руководящих и рабочих  органов (технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп) национальных организаций  по стандартизации, а также через  финансирование проектов, в которых  заинтересованы государственные органы.

 

В целях удовлетворения возрастающих запросов рынка и общества, а также  учета интересов всех заинтересованных сторон, принимающих участие в  стандартизации, многие ведущие национальные органы по стандартизации разрабатывают  стратегии (концепции) национальных систем стандартизации. При этом учитываются  стратегические планы развития международных  систем стандартизации ИСО и МЭК, положения соглашения по техническим  барьерам в торговле ВТО. Проекты  концепций проходят широкое обсуждение с участием правительственных структур, представителей промышленности и науки, обществ потребителей. В числе  действующих стратегий (концепций) можно отметить:

 

- Немецкая стратегия стандартизации (2004 г.);

 

- Национальная стратегия  стандартизации США (2000 г.);

 

- Стратегия французской  системы стандартизации на 2002-2005г.г.;

 

- Национальная стратегия  стандартизации Англии (2003г.).      

 

Все эти документы направлены на повышение роли и статуса стандартов в жизни общества и государства, а также предусматривают основные направления развития стандартизации, которая должна соответствовать  требованиям и запросам изменяющегося  мира и рынка.

 

1)  www.bsi-global.com

 

2) ANSI Reporter. – 2001. – Summer. – P.27

 

3) CONNEX. – 2000. - № 84. –  S. 4-5.

 

4) www.ansi.org

 

5) Consensus. – Special Edition 2002. –  P. 7-21

 

6) Japanese Strategy in Standardization. International Conference “The Significance of Standardization in the Growing Economics”, - 2002. – 7–8  May. – Ancara, Tyrkey

 

7) DIN – Mitteilungen + elektronorm. –  2000. - №9. – S. 617-622

 

8)  DIN Geschäftsbericht 2000. – S. 13-14

 

9) ANSI Reporter. – 2001. – Summer. – P.24

 

10) ON Jahresbericht 2001. – S. 9,31

 

11) ISO Bulletin. – 2002. - № 4. –  Р.4-8

 

12) ISO Bulletin. – 2001. - №3. –  P. 25-29.

 

13) DIN Geschäftsbericht - 2002

 

14) www.afnor.fr

 

15) Национальные организации  по стандартизации и качеству  за рубежом: Обзорная информация.  – 1992. – С.37-38

 


Информация о работе Международный опыт стандартизации