Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:33, доклад
Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности – государственных органов и производителей продукции и услуг - определяется тем, что стандартизация сегодня – это ключевое звено политики в области торговых отношений в мировом масштабе, стабилизирующий фактор обеспечения функционирования социально-экономической сферы жизнедеятельности общества, наконец, совокупность инструментов повышения конкурентоспособности национальных экономик.
Специальные административные 
акты, распространяющиеся на промышленную 
продукцию, не подпадающую под действие 
Закона о безопасности, например Постановление 
с требованиями к производству и 
эксплуатации подъемно-транспортных механизмов, 
ссылаются на "общепринятые правила 
техники" (стандарты). Одновременно 
они содержат общую оговорку, касающуюся 
ограничительного условия применения 
этих правил. Вместе с тем, в вышеуказанном 
Постановлении о подъемно-
В Японии существует определенный 
перечень продукции, являющийся потенциально 
опасной для потребителя. Вся 
эта продукция подпадает под 
действие законодательства. В качестве 
примера можно привести такие 
законодательные акты, как Закон 
о безопасности в горнорудной 
промышленности, Закон о контроле 
электрооборудования и 
На сегодня в ведущих 
странах мира сформировался единый 
взгляд на стандартизацию как на наиболее 
эффективный инструмент проведения 
в жизнь государственной 
Передовые позиции в области 
законодательного регулирования охраны 
окружающей среды занимает Германия, 
где государственная 
В Федеральном министерстве по вопросам окружающей среды Германии с 1990 г. действует отдел, основной задачей которого является содействие стандартизации на национальном и международном уровне с учетом аспектов охраны окружающей среды.
В США контроль за выполнением 
природоохранных законов и 
Следует подчеркнуть, что в принимаемых в США законах и учреждаемых программах достаточно подробно указывается весь комплекс необходимых мероприятий (правовая, финансовая деятельность, НИОКР, мониторинг), в особенности меры административного характера - введение стандартов, сочетание регулирования на национальном, штатном и местном уровнях, сроки достижения и контроль.
Применяемые в развитых странах нормативно-правовые механизмы предполагают использование таких рычагов, как нормирование требований к отдельным показателям качества продукции или окружающей среды, закладываемых в стандарты, а также многочисленные и разнообразные ограничения и нормы, связанные с производственной деятельностью.
Одновременно зарубежный 
опыт нормативно-правового 
В последние годы в связи с обострением конкуренции и торгово-политических противоречий между двумя центрами мировой экономики - США и Европейским Союзом - каждая из сторон формулирует свои цели в области стандартизации, фиксируя их в документах, устанавливающих своего рода нормы - принципы.
В США в марте 1998 г. Национальный 
институт стандартов и технологий (NIST), 
входящий в структуру Управления 
технологий Министерства торговли, выступил 
с предложением о разработке национальной 
стратегии стандартизации. В сентябре 
1998 г. NIST и Американский национальный 
институт стандартов (ANSI) - координатор 
системы добровольной стандартизации 
США - совместно выступили 
Новая стратегия совершенствует 
правовую основу для руководства 
разработкой стандартов в США 
и защиты их интересов в области 
технологий на международной арене. 
Ключевым моментом является гибкий подход, 
позволяющий удовлетворять 
В документе подчеркивается, что краеугольным камнем на федеральном уровне, создающим основу все возрастающему применению добровольных стандартов, является "Закон о передаче и совершенствовании национальных технологий (NTTAA)" № 104-113 от 1995 года. Сообщается также, что Конгресс США дал указание федеральным службам опираться на добровольные стандарты там, где это совместимо с их деятельностью, повышая значимость процессов национальной стандартизации как для рынка, так и для общества.
В этом русле действует 
ряд законов США. Так «Закон о 
медицинском страховании» от 1995 г. предписывает 
министру здравоохранения по мере возможности 
использовать только стандарты, разработанные 
аккредитованными ANSI разработчиками. 
«Закон о телекоммуникации» от 1996 
г. содержит несколько положений, предписывающих 
Федеральной комиссии по связи активно 
участвовать в деятельности ANSI по 
разработке добровольных стандартов в 
области телекоммуникации. «Закон о 
реорганизации Управления по безопасности 
пищевых продуктов и 
Что касается военной сферы 
США, то еще в 1994 г. министр обороны 
страны заявил, что одним из приоритетных 
направлений деятельности его министерства 
является переход от военных стандартов 
и технических условий к 
Один из тематических блоков 
«Стратегии национальной стандартизации 
Канады»5) рассматривает стандартизацию 
как составную часть политики 
государства. В данном документе 
одной из задач национальной организации 
по стандартизации – Совета по  стандартам  
Канады (SCC) - предложено считать информирование 
всех заинтересованных сторон, включая 
представителей государственных органов, 
о возможностях использования стандартизации 
в сфере государственной 
Некоторые правительственные 
департаменты Канады уже активно 
используют системы стандартов, в 
частности, в области менеджмента 
качества и охраны окружающей среды, 
для достижения соответствующих 
целей государственной 
Национальная организация 
по стандартизации Японии – Японский 
комитет промышленных стандартов (JISC) 
– разработал стратегию деятельности  
по стандартизации в стране с учетом 
ряда основополагающих факторов, включая 
широкое использование 
Стратегия участия Японии в международной стандартизации учитывает, в частности, необходимость:
правительственной поддержки деятельности по разработке международных стандартов в стратегически важных секторах промышленности;
правительственной поддержки инициатив промышленности по расширению участия представителей Японии в работе технических комитетов ИСО и МЭК6).
Как уже упоминалось выше, 
государственные органы ведущих 
зарубежных стран первостепенное внимание 
уделяют законодательному и техническому 
регулированию ряда приоритетных сфер 
жизнедеятельности общества , что 
не исключает появления новых 
потенциальных направлений 
По данным Всемирной торговой 
организации (ВТО), доля услуг в мировом 
валовом социальном продукте составляет 
более 60%. Еврокомиссия сообщила, что 
в 1996г. соответствующая доля услуг  
стран ЕС была на уровне 62%. Одновременно 
отмечалось значительное отставание от 
этих показателей доли услуг в 
мировой торговле – около 20%. Этот 
дефицит объясняется, с одной 
стороны, наличием различного рода барьеров, 
включая правовые ограничения, препятствующих 
доступу услуг на рынок, с другой, 
нехваткой или невысоким 
С учетом вышеуказанных факторов 
Федеральное министерство по вопросам 
образования и исследований Германии 
выступило с проектом “Стандарты 
на услуги для глобальных рынков”,7) 
который оно обязалось 
Главным координатором проекта 
и стороной, ответственной за реализацию 
и интеграцию результатов проекта, 
а также предоставление необходимой 
инфраструктуры для проведения стандартизации, 
назначен Германский институт стандартизации 
(DIN). Вместе с DIN в осуществлении проекта 
принимают участие несколько 
высших учебных заведений и научно-
В области финансирования деятельности национальных организаций по стандартизации за рубежом действует общее правило: государственные субсидии не должны превышать порог, за которым государство может в решающей степени влиять на независимый статус национальной организации. Так, в Германии, государственные дотации покрывают 15% финансовых потребностей DIN.8)
В 2000-2001 гг. Американский национальный 
институт стандартов получал ежегодный 
правительственный грант в 
В Австрии в 2001 г. различные государственные органы страны оказали поддержку Австрийскому институту стандартизации (ON) в размере 1 млн. 90 тыс. евро, что составило 8% от совокупного годового дохода ON.10)
Характерно, что Шведский институт стандартизации (SIS) финансируется (в размере 10% доходов SIS), не Министерством экономики, а в соответствии с направлением деятельности Института (ориентация на экспорт) Министерством иностранных дел. Государство проводит также опосредованное финансирование SIS путем размещения заказов на конкретные работы, или направляя экспертов шведских правительственных агентств для участия в работах по стандартизации.11)
Вместе с тем, анализ стран-членов ИСО (в настоящее время – 146 стран) показывает, что правительственные субсидии занимают основную долю в бюджетах национальных органов по стандартизации, составляя для 57% органов от 50% до 100% их бюджета, а для 30% органов – от 1% до 49% бюджета. Только 13% национальных органов по стандартизации не получают субсидий от правительства. В свою очередь 28% органов получают от правительства весь свой бюджет.
Принципиальные особенности, включая финансовые аспекты, характеризуют системы стандартизации стран Восточной Европы, осуществившие поворот к принципу добровольной стандартизации и включившиеся в международное сообщество стандартизаторов.
Так, в Чехии методы и цели стандартизации в этот период зависели от фундаментальных решений на правительственном уровне, определявших направление развития общества и экономики одновременно. Поскольку национальной целью являлось построение демократического общества и рыночной экономики с перспективой вступления в ЕС, трансформация стандартизации должна была идти в ногу с этими решениями.
Первым важным условием для 
успешной перестройки стандартизации 
была реформа законодательной базы, 
а вторым – финансовая поддержка 
этой перестройки. Государственный 
бюджет  взял на себя основной груз 
финансирования стандартизации хотя бы 
потому, что в период глубоких изменений 
всей экономической системы, за которыми 
идет интенсивный процесс