Международный опыт стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:33, доклад

Краткое описание

Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности – государственных органов и производителей продукции и услуг - определяется тем, что стандартизация сегодня – это ключевое звено политики в области торговых отношений в мировом масштабе, стабилизирующий фактор обеспечения функционирования социально-экономической сферы жизнедеятельности общества, наконец, совокупность инструментов повышения конкурентоспособности национальных экономик.

Файлы: 1 файл

метрология.docx

— 39.69 Кб (Скачать)

 

Специальные административные акты, распространяющиеся на промышленную продукцию, не подпадающую под действие Закона о безопасности, например Постановление  с требованиями к производству и  эксплуатации подъемно-транспортных механизмов, ссылаются на "общепринятые правила  техники" (стандарты). Одновременно они содержат общую оговорку, касающуюся ограничительного условия применения этих правил. Вместе с тем, в вышеуказанном  Постановлении о подъемно-транспортных механизмах говорится, что использование  методов и средств обеспечения  безопасности, отличных от приведенных  в стандартах, допускается только с согласия компетентных органов  земель, в ведении которых находится  контроль за конкретным объектом.

 

В Японии существует определенный перечень продукции, являющийся потенциально опасной для потребителя. Вся  эта продукция подпадает под  действие законодательства. В качестве примера можно привести такие  законодательные акты, как Закон  о безопасности в горнорудной  промышленности, Закон о контроле электрооборудования и материалов, Закон о разработке и производстве химических веществ и их влияние  на окружающую среду и др.

 

На сегодня в ведущих  странах мира сформировался единый взгляд на стандартизацию как на наиболее эффективный инструмент проведения в жизнь государственной политики в области экологии, энергосбережения и рационального использования  природных ресурсов. Базируясь на основных принципах, заложенных национальными  природоохранными законодательными актами, стандартизация оказывает как прямое, так и опосредованное влияние  на формирование технических характеристик  технологических процессов и  экологических параметров продукции.

 

Передовые позиции в области  законодательного регулирования охраны окружающей среды занимает Германия, где государственная экологическая  политика базируется на программе, принятой правительством ФРГ в 1971 г. Ее основными  целями являются сохранение окружающей среды, обеспечивающей, нормальную жизнедеятельность  человека, защита почвы, воздуха, воды, флоры и фауны от загрязнения  и вредных воздействий, сохранение естественных природных ландшафтов, рациональное использование природных  ресурсов.

 

В Федеральном министерстве по вопросам окружающей среды Германии с 1990 г. действует отдел, основной задачей  которого является содействие стандартизации на национальном и международном  уровне с учетом аспектов охраны окружающей среды.

 

В США контроль за выполнением  природоохранных законов и многочисленных экологических программ возложен на Федеральное агентство по охране окружающей среды (ЕРА), образованное в 1970 г. Основная цель Агентства - защитить и сохранить для будущих поколений  в возможно более полном объеме окружающую среду путем контроля за уровнем  загрязнения воздуха и воды, применением  пестицидов и других токсичных веществ, уровнем радиации и т.д.

 

Следует подчеркнуть, что  в принимаемых в США законах  и учреждаемых программах достаточно подробно указывается весь комплекс необходимых мероприятий (правовая, финансовая деятельность, НИОКР, мониторинг), в особенности меры административного  характера - введение стандартов, сочетание  регулирования на национальном, штатном  и местном уровнях, сроки достижения и контроль.

 

Применяемые в развитых странах  нормативно-правовые механизмы предполагают использование таких рычагов, как  нормирование требований к отдельным  показателям качества продукции  или окружающей среды, закладываемых  в стандарты, а также многочисленные и разнообразные ограничения  и нормы, связанные с производственной деятельностью.

 

Одновременно зарубежный опыт нормативно-правового обеспечения  стандартизации показывает, что чем  меньше регулирующие меры связаны с  техническими параметрами, тем скорее они будут стимулировать инновационные  процессы.

 

В последние годы в связи  с обострением конкуренции и  торгово-политических противоречий между  двумя центрами мировой экономики - США и Европейским Союзом - каждая из сторон формулирует свои цели в  области стандартизации, фиксируя их в документах, устанавливающих своего рода нормы - принципы.

 

В США в марте 1998 г. Национальный институт стандартов и технологий (NIST), входящий в структуру Управления технологий Министерства торговли, выступил с предложением о разработке национальной стратегии стандартизации. В сентябре 1998 г. NIST и Американский национальный институт стандартов (ANSI) - координатор  системы добровольной стандартизации США - совместно выступили организаторами встречи 300 специалистов, представлявших интересы промышленности, а также  государственных органов и других  организаций. В течение последующих  двух лет шла работа над документом "Национальная стратегия стандартизации", который был единогласно одобрен  Советом директоров ANSI 31 августа 2000 г., а уже 31 сентября 2000 г. явился предметом слушаний в Подкомитете по технологиям Комитета по науке Палаты представителей США.2)

 

Новая стратегия совершенствует правовую основу для руководства  разработкой стандартов в США  и защиты их интересов в области  технологий на международной арене. Ключевым моментом является гибкий подход, позволяющий удовлетворять различные  индивидуальные потребности в рамках общей стратегии. Документ подчеркивает важность соблюдения основных принципов  в процессе разработки стандартов: консенсуса, открытости и прозрачности. Кроме того, стратегия включает 12 тактических инициатив - от расширения использования правительством добровольных стандартов до активной работы с торговыми  партнерами США с целью содействия удовлетворению взаимных технических  и политических интересов.3)

 

В документе подчеркивается, что краеугольным камнем на федеральном  уровне, создающим основу все возрастающему  применению добровольных стандартов, является "Закон о передаче и  совершенствовании национальных технологий (NTTAA)" № 104-113 от 1995 года. Сообщается также, что Конгресс США дал указание федеральным службам опираться  на добровольные стандарты там, где  это совместимо с их деятельностью, повышая значимость процессов национальной стандартизации как для рынка, так  и для общества.

 

В этом русле действует  ряд законов США. Так «Закон о  медицинском страховании» от 1995 г. предписывает министру здравоохранения по мере возможности  использовать только стандарты, разработанные  аккредитованными ANSI разработчиками. «Закон о телекоммуникации» от 1996 г. содержит несколько положений, предписывающих Федеральной комиссии по связи активно  участвовать в деятельности ANSI по разработке добровольных стандартов в  области телекоммуникации. «Закон о  реорганизации Управления по безопасности пищевых продуктов и медикаментов» (FDA) от 1997 г. содержит положения, позволяющие FDA в некоторых случаях в процессе предрыночной оценки принимать от производителей декларации о соответствии   стандартам электрических медицинских приборов. Предполагается, что такая процедура  приводит к существенному уменьшению времени поступления на рынок  ряда медицинских приборов при соблюдении  определяемого регламентами уровня безопасности и здоровья. 

 

Что касается военной сферы  США, то еще в 1994 г. министр обороны  страны заявил, что одним из приоритетных направлений деятельности его министерства является переход от военных стандартов и технических условий к добровольным нормативным документам по стандартизации.4) 

 

Один из тематических блоков «Стратегии национальной стандартизации Канады»5) рассматривает стандартизацию как составную часть политики государства. В данном документе  одной из задач национальной организации  по стандартизации – Совета по  стандартам  Канады (SCC) - предложено считать информирование всех заинтересованных сторон, включая  представителей государственных органов, о возможностях использования стандартизации в сфере государственной политики.

 

Некоторые правительственные  департаменты Канады уже активно  используют системы стандартов, в  частности, в области менеджмента  качества и охраны окружающей среды, для достижения соответствующих  целей государственной политики.

 

Национальная организация  по стандартизации Японии – Японский комитет промышленных стандартов (JISC) – разработал стратегию деятельности  по стандартизации в стране с учетом ряда основополагающих факторов, включая  широкое использование добровольных стандартов в законодательно регулируемых сферах (безопасность, защита окружающей среды и др.)

 

Стратегия участия Японии в  международной стандартизации учитывает, в частности, необходимость:

 

правительственной поддержки  деятельности по разработке международных  стандартов в стратегически важных секторах промышленности;

 

правительственной поддержки  инициатив промышленности по расширению участия представителей Японии в  работе технических комитетов ИСО  и МЭК6).  

 

Как уже упоминалось выше, государственные органы ведущих  зарубежных стран первостепенное внимание уделяют законодательному и техническому регулированию ряда приоритетных сфер жизнедеятельности общества , что  не исключает появления новых  потенциальных направлений деятельности по стандартизации, в которых правительства  заинтересованы и которые они  инициируют. Это относится, например, к сфере услуг.

 

По данным Всемирной торговой организации (ВТО), доля услуг в мировом  валовом социальном продукте составляет более 60%. Еврокомиссия сообщила, что  в 1996г. соответствующая доля услуг  стран ЕС была на уровне 62%. Одновременно отмечалось значительное отставание от этих показателей доли услуг в  мировой торговле – около 20%. Этот дефицит объясняется, с одной  стороны, наличием различного рода барьеров, включая правовые ограничения, препятствующих доступу услуг на рынок, с другой, нехваткой или невысоким уровнем  соответствующих стандартов, которые  обеспечивали бы, как это имеет  место в случае материальных продуктов, экспорт услуг и торговлю ими.

 

С учетом вышеуказанных факторов Федеральное министерство по вопросам образования и исследований Германии выступило с проектом “Стандарты на услуги для глобальных рынков”,7) который оно обязалось финансировать.

 

Главным координатором проекта  и стороной, ответственной за реализацию и интеграцию результатов проекта, а также предоставление необходимой  инфраструктуры для проведения стандартизации, назначен Германский институт стандартизации (DIN). Вместе с DIN в осуществлении проекта  принимают участие несколько  высших учебных заведений и научно-исследовательских  институтов.

 

В области финансирования деятельности национальных организаций  по стандартизации за рубежом действует  общее правило: государственные  субсидии не должны превышать порог, за которым государство может  в решающей степени влиять на независимый  статус национальной организации. Так, в Германии, государственные дотации  покрывают 15% финансовых потребностей DIN.8)

 

В 2000-2001 гг. Американский национальный институт стандартов получал ежегодный  правительственный грант в размере 500 тыс. долларов на поддержку деятельности, направленной на расширение мировой  торговли, обеспечение безопасности и охрану здоровья населения, защиту окружающей среды.9)

 

В Австрии в 2001 г. различные  государственные органы страны оказали  поддержку Австрийскому институту  стандартизации (ON) в размере 1 млн. 90 тыс. евро, что составило 8% от совокупного  годового дохода ON.10)

 

Характерно, что Шведский институт стандартизации (SIS) финансируется (в размере 10% доходов SIS), не Министерством  экономики, а в соответствии с  направлением деятельности Института (ориентация на экспорт) Министерством  иностранных дел. Государство проводит также опосредованное финансирование SIS путем размещения заказов на конкретные работы, или направляя экспертов  шведских правительственных агентств для участия в работах по стандартизации.11)

 

Вместе с тем, анализ стран-членов ИСО (в настоящее время – 146 стран) показывает, что правительственные  субсидии занимают основную долю в  бюджетах национальных органов по стандартизации, составляя для 57% органов от 50% до 100% их бюджета, а для 30% органов –  от 1% до 49% бюджета. Только 13% национальных органов по стандартизации не получают субсидий от правительства. В свою очередь 28% органов получают от правительства  весь свой бюджет.

 

Принципиальные особенности, включая финансовые аспекты, характеризуют  системы стандартизации стран Восточной  Европы, осуществившие поворот к  принципу добровольной стандартизации и включившиеся в международное  сообщество стандартизаторов.

 

Так, в Чехии методы и  цели стандартизации в этот период зависели от фундаментальных решений  на правительственном уровне, определявших направление развития общества и  экономики одновременно. Поскольку  национальной целью являлось построение демократического общества и рыночной экономики с перспективой вступления в ЕС, трансформация стандартизации должна была идти в ногу с этими  решениями.

 

Первым важным условием для  успешной перестройки стандартизации была реформа законодательной базы, а вторым – финансовая поддержка  этой перестройки. Государственный  бюджет  взял на себя основной груз финансирования стандартизации хотя бы потому, что в период глубоких изменений  всей экономической системы, за которыми идет интенсивный процесс приватизации, финансовую стабильность системы может  обеспечить только финансовая помощь государства. Невозможно было сразу  же отменить государственное финансирование, которое существовало в течение  многих десятилетий, с другой стороны, процесс финансирования стандартизации должен был быть изменен. И это  зависело от законодательства, успехов  всей экономики, вовлечения пользователей  стандартов в процесс стандартизации и от обязательств по международным  соглашениям. Основное звено национальной системы стандартизации страны –  Чешский институт стандартизации (ČSNI) – был учрежден 1 января 1993 г. по постановлению  Министерства торговли и промышленности Чехии.12)

Информация о работе Международный опыт стандартизации