Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:33, доклад
Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности – государственных органов и производителей продукции и услуг - определяется тем, что стандартизация сегодня – это ключевое звено политики в области торговых отношений в мировом масштабе, стабилизирующий фактор обеспечения функционирования социально-экономической сферы жизнедеятельности общества, наконец, совокупность инструментов повышения конкурентоспособности национальных экономик.
Специальные административные
акты, распространяющиеся на промышленную
продукцию, не подпадающую под действие
Закона о безопасности, например Постановление
с требованиями к производству и
эксплуатации подъемно-транспортных механизмов,
ссылаются на "общепринятые правила
техники" (стандарты). Одновременно
они содержат общую оговорку, касающуюся
ограничительного условия применения
этих правил. Вместе с тем, в вышеуказанном
Постановлении о подъемно-
В Японии существует определенный
перечень продукции, являющийся потенциально
опасной для потребителя. Вся
эта продукция подпадает под
действие законодательства. В качестве
примера можно привести такие
законодательные акты, как Закон
о безопасности в горнорудной
промышленности, Закон о контроле
электрооборудования и
На сегодня в ведущих
странах мира сформировался единый
взгляд на стандартизацию как на наиболее
эффективный инструмент проведения
в жизнь государственной
Передовые позиции в области
законодательного регулирования охраны
окружающей среды занимает Германия,
где государственная
В Федеральном министерстве по вопросам окружающей среды Германии с 1990 г. действует отдел, основной задачей которого является содействие стандартизации на национальном и международном уровне с учетом аспектов охраны окружающей среды.
В США контроль за выполнением
природоохранных законов и
Следует подчеркнуть, что в принимаемых в США законах и учреждаемых программах достаточно подробно указывается весь комплекс необходимых мероприятий (правовая, финансовая деятельность, НИОКР, мониторинг), в особенности меры административного характера - введение стандартов, сочетание регулирования на национальном, штатном и местном уровнях, сроки достижения и контроль.
Применяемые в развитых странах нормативно-правовые механизмы предполагают использование таких рычагов, как нормирование требований к отдельным показателям качества продукции или окружающей среды, закладываемых в стандарты, а также многочисленные и разнообразные ограничения и нормы, связанные с производственной деятельностью.
Одновременно зарубежный
опыт нормативно-правового
В последние годы в связи с обострением конкуренции и торгово-политических противоречий между двумя центрами мировой экономики - США и Европейским Союзом - каждая из сторон формулирует свои цели в области стандартизации, фиксируя их в документах, устанавливающих своего рода нормы - принципы.
В США в марте 1998 г. Национальный
институт стандартов и технологий (NIST),
входящий в структуру Управления
технологий Министерства торговли, выступил
с предложением о разработке национальной
стратегии стандартизации. В сентябре
1998 г. NIST и Американский национальный
институт стандартов (ANSI) - координатор
системы добровольной стандартизации
США - совместно выступили
Новая стратегия совершенствует
правовую основу для руководства
разработкой стандартов в США
и защиты их интересов в области
технологий на международной арене.
Ключевым моментом является гибкий подход,
позволяющий удовлетворять
В документе подчеркивается, что краеугольным камнем на федеральном уровне, создающим основу все возрастающему применению добровольных стандартов, является "Закон о передаче и совершенствовании национальных технологий (NTTAA)" № 104-113 от 1995 года. Сообщается также, что Конгресс США дал указание федеральным службам опираться на добровольные стандарты там, где это совместимо с их деятельностью, повышая значимость процессов национальной стандартизации как для рынка, так и для общества.
В этом русле действует
ряд законов США. Так «Закон о
медицинском страховании» от 1995 г. предписывает
министру здравоохранения по мере возможности
использовать только стандарты, разработанные
аккредитованными ANSI разработчиками.
«Закон о телекоммуникации» от 1996
г. содержит несколько положений, предписывающих
Федеральной комиссии по связи активно
участвовать в деятельности ANSI по
разработке добровольных стандартов в
области телекоммуникации. «Закон о
реорганизации Управления по безопасности
пищевых продуктов и
Что касается военной сферы
США, то еще в 1994 г. министр обороны
страны заявил, что одним из приоритетных
направлений деятельности его министерства
является переход от военных стандартов
и технических условий к
Один из тематических блоков
«Стратегии национальной стандартизации
Канады»5) рассматривает стандартизацию
как составную часть политики
государства. В данном документе
одной из задач национальной организации
по стандартизации – Совета по стандартам
Канады (SCC) - предложено считать информирование
всех заинтересованных сторон, включая
представителей государственных органов,
о возможностях использования стандартизации
в сфере государственной
Некоторые правительственные
департаменты Канады уже активно
используют системы стандартов, в
частности, в области менеджмента
качества и охраны окружающей среды,
для достижения соответствующих
целей государственной
Национальная организация
по стандартизации Японии – Японский
комитет промышленных стандартов (JISC)
– разработал стратегию деятельности
по стандартизации в стране с учетом
ряда основополагающих факторов, включая
широкое использование
Стратегия участия Японии в международной стандартизации учитывает, в частности, необходимость:
правительственной поддержки деятельности по разработке международных стандартов в стратегически важных секторах промышленности;
правительственной поддержки инициатив промышленности по расширению участия представителей Японии в работе технических комитетов ИСО и МЭК6).
Как уже упоминалось выше,
государственные органы ведущих
зарубежных стран первостепенное внимание
уделяют законодательному и техническому
регулированию ряда приоритетных сфер
жизнедеятельности общества , что
не исключает появления новых
потенциальных направлений
По данным Всемирной торговой
организации (ВТО), доля услуг в мировом
валовом социальном продукте составляет
более 60%. Еврокомиссия сообщила, что
в 1996г. соответствующая доля услуг
стран ЕС была на уровне 62%. Одновременно
отмечалось значительное отставание от
этих показателей доли услуг в
мировой торговле – около 20%. Этот
дефицит объясняется, с одной
стороны, наличием различного рода барьеров,
включая правовые ограничения, препятствующих
доступу услуг на рынок, с другой,
нехваткой или невысоким
С учетом вышеуказанных факторов
Федеральное министерство по вопросам
образования и исследований Германии
выступило с проектом “Стандарты
на услуги для глобальных рынков”,7)
который оно обязалось
Главным координатором проекта
и стороной, ответственной за реализацию
и интеграцию результатов проекта,
а также предоставление необходимой
инфраструктуры для проведения стандартизации,
назначен Германский институт стандартизации
(DIN). Вместе с DIN в осуществлении проекта
принимают участие несколько
высших учебных заведений и научно-
В области финансирования деятельности национальных организаций по стандартизации за рубежом действует общее правило: государственные субсидии не должны превышать порог, за которым государство может в решающей степени влиять на независимый статус национальной организации. Так, в Германии, государственные дотации покрывают 15% финансовых потребностей DIN.8)
В 2000-2001 гг. Американский национальный
институт стандартов получал ежегодный
правительственный грант в
В Австрии в 2001 г. различные государственные органы страны оказали поддержку Австрийскому институту стандартизации (ON) в размере 1 млн. 90 тыс. евро, что составило 8% от совокупного годового дохода ON.10)
Характерно, что Шведский институт стандартизации (SIS) финансируется (в размере 10% доходов SIS), не Министерством экономики, а в соответствии с направлением деятельности Института (ориентация на экспорт) Министерством иностранных дел. Государство проводит также опосредованное финансирование SIS путем размещения заказов на конкретные работы, или направляя экспертов шведских правительственных агентств для участия в работах по стандартизации.11)
Вместе с тем, анализ стран-членов ИСО (в настоящее время – 146 стран) показывает, что правительственные субсидии занимают основную долю в бюджетах национальных органов по стандартизации, составляя для 57% органов от 50% до 100% их бюджета, а для 30% органов – от 1% до 49% бюджета. Только 13% национальных органов по стандартизации не получают субсидий от правительства. В свою очередь 28% органов получают от правительства весь свой бюджет.
Принципиальные особенности, включая финансовые аспекты, характеризуют системы стандартизации стран Восточной Европы, осуществившие поворот к принципу добровольной стандартизации и включившиеся в международное сообщество стандартизаторов.
Так, в Чехии методы и цели стандартизации в этот период зависели от фундаментальных решений на правительственном уровне, определявших направление развития общества и экономики одновременно. Поскольку национальной целью являлось построение демократического общества и рыночной экономики с перспективой вступления в ЕС, трансформация стандартизации должна была идти в ногу с этими решениями.
Первым важным условием для
успешной перестройки стандартизации
была реформа законодательной базы,
а вторым – финансовая поддержка
этой перестройки. Государственный
бюджет взял на себя основной груз
финансирования стандартизации хотя бы
потому, что в период глубоких изменений
всей экономической системы, за которыми
идет интенсивный процесс