Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:10, контрольная работа
Постановлением Правительства РФ от 23.09.02 г. № 696 утверждено новое правило (стандарт) №3 "Планирование аудита", которое устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данный стандарт существенно меняет подходы к осуществлению процесса планирования аудиторской проверки.
Сравнивая действующий ранее и вновь введенный стандарты по планированию аудита, можно отметить следующие кардинальные отличия последнего:
Планирование аудита |
|
Постановлением Правительства РФ от 23.09.02 г. № 696 утверждено новое правило (стандарт) №3 "Планирование аудита", которое устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данный стандарт существенно меняет подходы к осуществлению процесса планирования аудиторской проверки. Сравнивая действующий ранее и вновь введенный стандарты по планированию аудита, можно отметить следующие кардинальные отличия последнего: стандарту присвоен определенный по рядковый номер; если ранее стандарт был одобрен Ко миссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, то теперь он утвержден Постановлением Правительства РФ, т.е. является правительственным нормативным документом; новый стандарт разработан с учетом международных стандартов аудита, т.е.ориентирован на требования международного уровня; существенно изменилась структура стандарта. Таким образом, вновь введенный стандарт по планированию аудита, с одной стороны, составлен с учетом требований международных стандартов аудита. С другой стороны, процесс планирования проверки изложен в нем в более сжатой по сравнению с ранее действовавшим стандартом форме, что может вызвать ряд вопросов по организации планирования и методике составления обще го плана и программы аудита. Рассмотрим содержание процесса планирования аудиторской проверки с учетом требований стандарта "Планирование аудита". В соответствии с п.1 стандарта его требования в первую очередь применяются к проверкам, которые аудитор проводит не первый раз в отношении аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него дополнительно вопросы помимо тех, которые указаны в дан ном стандарте. Вопросы должны более деталь но описывать процесс планирования первично го аудита и могут быть рассмотрены во внутреннем стандарте аудиторской организации. В соответствии с п.3 стандарта планирование - это начальная стадия проведения аудита, которая предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. В соответствии с п.4 стандарта планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выделены потенциальные проблемы, а работа была выполнена с минимальными затратами, качественно и своевременно. Поэтому его рекомендуется проводить в соответствии с общими принципа ми проведения аудита, такими как: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение, а также частными принципами: комплексность, непрерывность, оптимальность. Хотя прямое указание на необходимость использования указанных принципов при осуществлении планирования отсутствует, формулировка отдельных положений данного стандарта предполагает их применение. В соответствии с п.6 стандарта планирование аудита позволяет также оптимально распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, и координировать такую работу. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита ,опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности (п.5 стандарта). Планирование аудита включает следующие основные этапы: предварительное планирование аудита; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита. В рассматриваемом стандарте четко не выделяется содержание предварительного планирования .Однако в п.6 стандарта прямо указывается на необходимость этого этапа, поскольку, как формулируется в стандарте, получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. На этапе предварительного планирования аудитору следует ознакомиться с историей развития и становления организации, ее организационно управленческой структурой, целями и видами производственной деятельности, номенклатурой выпускаемой продукции, структурой уставного капитала, технологическими особенностями производства продукции, основными операциями предприятия, основными покупателями и поставщиками, системой внутреннего контроля, оплаты труда и порядком распределения прибыли организации. Основными целями изучения аудитором бизнеса клиента являются: облегчение проведения аудита и повышение его качества; предоставление клиенту действенной консультативной помощи, основанной на изучении его финансово экономического состояния. Для этого рекомендуется собрать информацию как о внутренних, так и о внешних факторах, влияющих на экономическую деятельность экономического субъекта. К внутренним факторам относятся структура бизнеса клиента, форма собственности и структура управления предприятием, цели и виды деятельности и основные операции клиента, стратегия деятельности фирмы, финансовая, маркетинговая политика предприятия, главные заботы руководства, ожидания от проведения аудита и т.д. К внешним факторам относятся состояние отрасли промышленности, в которой осуществляет свою деятельность клиент, а также экономическая ситуация в стране :колебания цен, насыщенность рынка, уровень безработицы, нестабильность законодательной базы, уровень налогообложения и др. Источниками информации об организации для аудитора могут быть устав экономического субъекта, документы о регистрации, протоколы заседания органов управления предприятия, учетная политика, бухгалтерская и статистическая отчетность, документы планирования деятельности, внутренние от четы аудиторов, внутрифирменные инструкции, документы, регламентирующие производственную и организационную структуру клиента, список его филиалов и дочерних компаний, сведения, полученные из бесед с руководством и персоналом предприятия, информация, полученная при осмотре экономического субъекта. При оценке причин приглашения аудитора последний должен определить наиболее вероятных пользователей финансовой отчетности. Если отчетность используется достаточно интенсивно или предприятие будет продано (реорганизовано)в ближайшем будущем, аудитор должен собрать большой объем материала с подтверждением достоверности отчетности. Анализ целей проверяемого предприятия позволяет лучше понять его операции и выработать правильное мнение о проверяемой отчетности. Сведения об операциях клиента помогают аудитору правильно оценить свои риски, составить эффективную программу проверки и сэкономить время на ее проведение. Знание финансовой структуры предприятия позволяет аудитору установить потребности организации в средствах и источники их поступления, определить истинную платежеспособность предприятия и тем самым установить, сможет ли оно продолжать свою деятельность в будущем. Существенное значение на предварительном этапе планирования проверки имеет анализ финансовой отчетности, который позволяет оценить финансовое положение клиента, определить важнейшие показатели хозяйственной деятельности фирмы, что по может правильно установить плановый уровень существенности, выявить слабые (критические)места в отчетности предприятия. Данный анализ может включать в себя следующие этапы: описание необычных для данного типа статей отчетности величин или неожиданных соотношений между ними; объяснение важнейших изменений статей отчетности по сравнению с аналогичными статьями прошлого года или плановыми показателями; описание влияния нестандартных приемов учета и порядка представления учетных данных в отчетности на правильность формирования учетной и отчетной информации; расчет и контроль динамики основных финансовых показателей деятельности клиента, а также ряда аналитических коэффициентов; заключение об изменениях в имущественном и финансовом положении предприятия и о возможности предприятия продолжать работу в будущем. Знание учетной политики клиента позволяет аудитору разрабатывать эффективные методы проверки различных счетов. Обсуждения с работниками управления, встречи с высшим руководством и исполнительным персоналом позволяют установить основные (конкуренция, налоговые вопросы, финансовое положение предприятия, кредитная, инвестиционная политика и т.п.)и специфические проблемы, на которых руководство хотело бы сосредоточить внимание аудитора. Посещение и осмотр основных участков, производственных единиц, складов позволяют аудитору самостоятельно убедиться в наличии и сохранности активов, сформировать представление об условиях производства. На основе полученной информации аудитору необходимо четко определить следующее: с какими отраслевыми рисками ему придется столкнуться; компетентен ли он в решении специфических проблем данной отрасли; необходимо ли привлечение экспертов для консультаций по отдельным вопросам. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае если аудиторская организация считает возможным его проведение, она переходит к подбору необходимых для осуществления проверки сотрудников. После предварительного планирования аудиторской проверки аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита ,который согласно п.8 стандарта должен содержать предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита (п.8 стандарта).Данное положение стандарта предполагает использование принципа комплексности и оптимальности при планировании аудиторской проверки. Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования, т.е.план и программа аудита должны быть связаны между собой и не противоречить друг другу. Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудитору следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита, т.е.определение степе ни детализации общего плана предполагает использование возможности выбора оптимального варианта общего плана. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита мо гут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором (п.8 стандарта). При разработке общего плана аудиторской организации рекомендуется основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С помощью проведения аналитических процедур аудитор может выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур зависят от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности клиента. В соответствии с п.9 стандарта при разработке общего плана аудитору необходимо принимать во внимание следующие моменты. 1. Деятельность аудируемого лица, в том числе, общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица, особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской)или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита, общий уровень компетентности руководства. 2. Системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе учетная политика, принятая аудируемым лицом, и ее изменения; влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово хозяйственной деятельности аудируемого лица; планы использования в ходе проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу. В процессе подготовки общего плана аудитор оценивает эффективность системы внутреннего контроля и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска).Система внутреннего контроля считается эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также вы являет такую информацию. При оценке эффективности системы внутреннего контроля аудитору необходимо собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудитор решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета в процессе осуществления проверки, то он может соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита. 3. Риск и существенность ,в том числе ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита; установление уровней существенности для аудита; возможность существенных искажений или мошеннических действий; выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от объективного суждения бухгалтера. При планировании аудитору следует установить приемлемые для него уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудитор выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. 4.Характер,временные рамки и объем процедур, в том числе относительная важность различных разделов учета для проведения аудита; влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета; существование подразделения внутреннего аудита клиента и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита. 5.Координаци и направление работы, текущий контроль и проверка выполненной работы, в том числе привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний клиента; привлечение экспертов; количество подразделений клиента и их удаленность друг от друга; количество и квалификация специалистов, необходимых для работы с данным клиентом. В процессе планирования управления и контроля качества выполняемого аудита аудитору рекомендуется предусмотреть: формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов; распределение аудиторов по конкретным участкам аудита; инструктирование аудиторов об их обязанностях, ознакомление их с финансово хозяйственной деятельностью клиента, а также с положениями общего плана аудита; контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и оформлением результатов аудита; разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с реализацией процедур; документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы. В процессе планирования затрат времени аудитору рекомендуется учитывать: реальные трудозатраты; расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита)и его связь с текущим расчетом; уровень существенности; оценки рисков аудита. 6. Прочие аспекты ,в том числе вероятность того, что допущение о непрерывности деятельности предприятия может оказаться под вопросом; обстоятельства, требующие особого внимания; особенности договора об оказании аудиторских услуг; срок работы сотрудников аудитора; форма и сроки подготовки заключений и иных отчетов. В общем плане аудитору необходимо определить способ проверки аудита (сплошной или выборочный)на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку. Аудитор вправе также обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также членами совета директоров и члена ми ревизионной комиссии предприятия для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала клиента. Данное положение стандарта так же предполагает использования принципа оптимальности при планировании аудита. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита (п.7 стандарта). Заключительным этапом процесса планирования является разработка и документальное оформление программы аудита. Программа аудиторской проверки определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита (п.10 стандарта).Таким образом, по существу программа аудита является более детальным развитием плана аудита для полного сбора информации, достаточной для составления обоснованного и объективного заключения о проверяемом субъекте в соответствии с договором. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы (п.10 стандарта).Из этого положения следует, что программа аудита должна быть подробно проработана по каждому разделу аудита с тем, чтобы одновременно служить руководством при выполнении задания рядовым аудитором и базовым документом для контроля выполнения работы аудиторами и ассистентами. В соответствии с п.11 стандарта аудитор в процессе подготовки программы аудита обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы следует учитывать вопросы, принятые во внимание при разработке общего плана аудита. Таким образом, в программе аудита рекомендуется детально рассмотреть все процедуры, необходимые для реализации плана аудиторской проверки, цели и задачи по каждому участку проверки, предельные сроки обработки и пре доставления материалов для составления заключения, численность необходимого для аудита персонала, объем, последовательность и содержание работы каждого аудитора и ассистента, график их работы. Аудиторскую программу рекомендуется составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень процедур для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Данные тесты позволяют выявить существенные недостатки средств контроля клиента. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку достоверности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам. Для более детальной проверки аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому раз делу учета. Аудитору следует также документально оформить программу аудита, обозначить номе ром или кодом каждую проводимую аудитор скую процедуру с тем, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах. В соответствии с п.12 стандарта общий план и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пере сматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении все го времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами и неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы. Данное положение подтверждает использование принципа непрерывности при планировании аудиторской проверки, который выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам). При планировании аудита аудитору следует в случае необходимости корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово хозяйственной деятельности пред приятия и результатов промежуточных аудиторских проверок. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы являются основанием для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также для формирования объективного мнения о бухгалтерской отчетности клиента. Анализируя содержание нового стандарта по планированию аудита, можно сделать вывод о том, что в отличие от предыдущего в нем не рассмотрены многие вопросы планирования аудиторской проверки, поэтому практические рекомендации по отдельным проблемам планирования, изложенные в данной статье, носят рекомендательный характер. Аудиторская организация может разработать внутренние стандарты, детально регламентирующие вопросы планирования в соответствии с требованиями данного стандарта. | |
|
БЮЛЛЕТЕНЬ | |
2003 г. | № 3 (63) |
Материалы с официального сайта Счетной Палаты РФ |
|
Правило (стандарт) №3
"Планирование аудита"
Введение
1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).
2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.
3. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование работы
4. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
5. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
6. Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
7. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
Общий план аудита
8. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
9. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том числе:
ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
установление уровней существенности для аудита;
возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
привлечение экспертов;
количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Программа аудита
10. Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
11. В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в пункте 9 настоящего правила (стандарта).
Изменения в общем плане и программе аудита
12. Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.