Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 11:44, курсовая работа
Цель настоящего исследования: определить методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах.
Для достижения целей настоящего исследования необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть опыт зарубежных стран в поддержке инновационных малых предприятий,
Выявить наиболее распространенные методы поддержки малых предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Зарубежный опыт создания условий развития малых инновационных предприятий 5
1.1 Опыт США в поддержке инновационных малых предприятий 5
1.2 Опыт Японии в поддержке инновационных малых предприятий 9
1.3 Опыт Китая в поддержке инновационных малых предприятий 16
2 Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах 20
2.1 Государственные программы 20
2.2 Организационные мероприятия 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);
Бесплатные услуги патентных поверенных по заявкам индивидуальных изобретателей, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия, Япония, Индия);
Облегчение
налогообложения для
Законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности и авторских прав (во всех развитых странах);
Государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (США, Япония);
Создание широкой сети фондов венчурного капитала используемого для реализации инновационных проектов силами малых предприятий (во всех развитых и развивающихся странах);
Создание сети научных парков, бизнес-инкубаторов и зон технологического развития (во всех развитых и развивающихся странах);
Создание мощных государственных организаций (корпораций, агентств) обеспечивающих всестороннюю научно-техническую, финансовую и производственную поддержку инновационных малых предприятий (США, Япония, Индия, Китай и др. страны);
Информационно-поисковые
специализированные сайты по прогрессивным
технологиям и инновационным
разработкам, позволяющие заинтересованным
предприятиям быстро найти необходимые
технические решения и
Кроме того, во многих странах одним из важнейших финансовых инструментов поддержки инновационных малых предприятий, являются государственные контракты от различных организаций на проведение НИОКР. Такие контракты, предполагают тщательное согласования всех основных характеристик ожидаемого результата, сроков исполнения и необходимых затрат на выполнение. Обычно цена фиксируется до начала работы, а окончательный расчёт осуществляется после их завершения. Субсидии и субвенции обычно предоставляются для поддержки радикальных и рисковых проектов, реализуемых инновационными малых предприятий, входящими в реестр предприятий, обладающих опытом выполнения сложных НИОКР. Государственные контракты обязательно предусматривают следующие важнейшие требования:
получение исполнителем необходимых результатов по решению научно-технической проблемы, заявленной заказчиком, в течение определенного срока;
предоставление заказчиком кредитования, необходимого исполнителю на весь период выполнения работ;
гарантии заказчика на приобретение будущих результатов работы исполнителя.
С целью государственного регулирования инновационной деятельности малых предприятий созданы следующие механизмы:
Формы кредитования крупных инновационных проектов (на примере SBIR и STTR).
Обоснованная
государственная научно-
Предоставление
государственных гарантий по привлеченным
в инновационную сферу
Развитие механизмов консолидации финансовых ресурсов государственного и частного секторов экономики для реализации приоритетных научно-технических задач.
Содействие формированию и регулированию партнёрского взаимодействия государственных структур, НИИ, ВУЗов, венчурных фондов и общественных некоммерческих организаций, специализирующихся в инновационной сфере деятельности.
Создание
действенной государственной
Включение инновационных задач в основные программы экономического и социального развития на федеральном и региональном уровнях.
Разработка государственных программ закупки результатов НИОКР и наукоемкой продукции, выполняемых в инновационных малых предприятиях.
Разработка и сертификация прогнозных методов оценки эффективности инновационных программ и проектов с учётом мирового опыта венчурного финансирования.
Содействие в создании центров технического содействия и передачи технологий малому бизнесу при университетах и исследовательских центрах.
Содействие развитию частных организаций в сфере экспертизы инновационных проектов.
Наиболее существенными шагами государственных органов зарубежных стран в отношение создания условий развития малых инновационных предприятий является:
Определение количественных критериев оценки инновационной активности предприятия, например, таких как степень вовлечённости (в % от общего объема деятельности) в НИОКР, в создание новых продуктов и услуг, их производство; модернизацию ранее производимых продуктов и услуг, обновление и модернизацию оборудования, внедрение новых технологий.
Разработка и реализация программ финансирования инновационных разработок и НИОКР, нацеленных на обеспечение преемственности между стадией исследований и этапом последующей разработки рыночного продукта в целях ускоренной коммерциализации передовых разработок.
Оказание
всесторонней помощи (финансовой, материально-
технической и
Необходимость
оказания всесторонней помощи (финансовой,
материально- технической и
Финансирование инновационных проектов осуществляется из соответствующих бюджетов (федерального, регионального, местного) с привлечением внебюджетных средств (включая средства частного капитала), при обязательном вкладе не менее 30% (в форме финансовых, материальных и нематериальных активов) собственных средств предприятия, реализующего данный проект.
Предоставление государственных гарантий по инвестициям и кредитам, привлеченным для реализации инновационных проектов.
Для
стимулирования инновационной деятельности
в малых предприятий
Получения субсидий (до 50% от стоимости проекта) или льготных кредитов на длительные сроки (5-10 лет), либо на период завершения работ по утверждённому проекту;
Упрощённого оформления таможенных процедур и освобождение от таможенных, пошлин при импорте необходимого оборудования, комплектующих изделий и материалов;
Предоставление налоговых каникул, освобождение от налогообложения затрат, связанных с реализацией утвержденных проектов (разработка или приобретение проектной документации, закупка оборудования, его монтаж и ввод в эксплуатацию, обучение персонала, проведение необходимых исследований по НИОКР, изготовление опытных образцов и макетов, консультационные услуги, патентование, сертификация товаров и услуг, а также оплату услуг других организаций);
Предоставления
налоговых льгот для
Установления ускоренных сроков амортизации (~5 лет), на все закупленное в рамках реализации проекта оборудование, приборы и вспомогательную технику;
Компенсации затрат на услуги по патентованию разработок и проведение других мероприятий по обеспечению защиты авторских прав;
Оказания
бесплатной государственной
Обеспечения преимущественного доступа в технопарки, бизнес-инкубаторы и в производственные зоны для реализации проектов;
Предоставления каникул по подоходному налогу сроком до 10 лет. технопаркам и бизнес-инкубаторам, а также находящимся в них предприятиям, занятым инновационной деятельностью;
Оказания
технической и финансовой поддержки
выдающимся индивидуальным новаторам,
изобретателям и
Получения на льготных условиях технической и организационной помощи при осуществлении экспортных операций и при продвижении экспортируемых товаров и услуг на внешние рынки;
Получения возможности на льготных условиях осуществлять регулярное повышение квалификации управляющего персонала в специализированных учебных заведениях в целях активного продвижения новейших методов управления предприятиями.
Необходимость интенсивного развития и поддержки инновационной деятельности в секторе малых предприятий ставит на первый план задачи финансирования этих работ и обеспечения взаимодействия между разработчиками, НИИ, университетами и испытательными лабораториями. В мировой практике достаточно много примеров объединения финансовых ресурсов различных государственных ведомств в целях выполнение НИОКР по государственной тематике. Наиболее ярким примером может служить программы «Инновационные исследования в малых предприятий» (SBIR) и «Распространение технологий малых предприятий» (STTR), реализуемые в США. Следует заметить, что подобные программы существуют и успешно реализуются во многих развитых странах.
Мощным стимулирующим фактором экономического и инновационного развития многих стран стало формирование кластеров, объединяющих наиболее эффективные и взаимосвязанные предприятия различных размеров, которые образуют лидирующую группу компаний и обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках. Кластерный подход стал активно применяться для формирования общегосударственной промышленной политики при разработке программ регионального развития и стимулирования инновационной деятельности на основе тесного взаимодействия крупного и малого бизнеса. Опыт передовых и развивающихся стран показал, что кластерный подход служит основой для конструктивного взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе.
Осознавая
необходимость наращивания
Информация о работе Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах