Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 11:44, курсовая работа
Цель настоящего исследования: определить методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах.
Для достижения целей настоящего исследования необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть опыт зарубежных стран в поддержке инновационных малых предприятий,
Выявить наиболее распространенные методы поддержки малых предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Зарубежный опыт создания условий развития малых инновационных предприятий 5
1.1 Опыт США в поддержке инновационных малых предприятий 5
1.2 Опыт Японии в поддержке инновационных малых предприятий 9
1.3 Опыт Китая в поддержке инновационных малых предприятий 16
2 Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах 20
2.1 Государственные программы 20
2.2 Организационные мероприятия 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
СОДЕРЖАНИЕ
Наряду
с государственным
Объектом настоящего исследования являются зарубежные малые предприятия.
Предметом исследования выступает опыт создания условий для развития малых инновационных предприятий в зарубежных странах.
Цель настоящего исследования: определить методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах.
Для достижения целей настоящего исследования необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть
опыт зарубежных стран в поддержке
инновационных малых
Выявить наиболее распространенные методы поддержки малых предприятий.
Работа выполнена на страницах, состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения и списка используемых источников.
Одним из важнейших направлений в экономике США является активизация инновационной деятельности с целью создания научно-технического базиса для всестороннего развития страны в ХХI веке. Одним из основных движителей технического прогресса являются предприятия сектора малых предприятий, инновационная активность которых подтверждается тем, что количество нововведений, приходящихся на одного научного сотрудника в них в 4 раза выше, чем в крупных организациях. При этом число нововведений на 1 доллар затрат на НИОКР в секторе малых предприятий - в 24 раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Кроме того, инновационная активность специалистов, занятых в сфере малого бизнеса, выраженная в относительном количестве патентов, выданных на одного работника, почти в 16 раз превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Следует отметить, что малые предприятия, имея ограниченные ресурсные возможности, проявляют высокую активность в инновационной сфере деятельности, которая связана с большими рисками.
В целях удовлетворения национальной потребности в специальных исследованиях и разработках, а также для обеспечения более успешной деятельности инновационных предприятий, занятых научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками (далее НИОКР), в США реализуются комплекс различных по масштабам научно-технических программ. В ряду наиболее эффективных мероприятий федерального масштаба, можно назвать такие программы как «Программа Инновационных исследований в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research - SBIR) и «Программа Трансферта технологий малого бизнеса» (The Small Business Technology Transfer Program - STTR). Обе эти программы координируются отделом технологий «Администрации Малого Бизнеса» (далее - агентство АМБ).
Программа SBIR служит для привлечения инновационных идей малого бизнеса для решения научно-технических проблем по тематике 10 крупнейших федеральных министерств и национальных агентств. В их числе: Министерство сельского хозяйства; Министерство торговли; Министерство обороны; Министерство образования; Министерство энергетики; Министерство здравоохранения и обслуживания населения; Министерство транспорта; Агентство защиты окружающей среды; Национальное управление по аэронавтике и космонавтике; Национальный научный фонд и Комиссия по атомной энергии. Каждая из этих организаций может субсидировать свыше $100 млн. для выполнения НИОКР силами малых предприятий. Эти организации, являясь участниками SBIR, сами определяют размеры и виды финансовой поддержки будущих разработчиков и готовят тематические планы НИОКР, оценивают перспективность предпринимательских предложений и проводят конкурсы по распределению субсидий, грантов или контрактов. SBIR - является конкурсной программой финансирования инновационной деятельности малых предприятий, связанной с исследованиями и разработкой научно-технических проблем государственной важности и обладающих значительным коммерческим потенциалом. Процесс реализации работ по тематике SBIR, а также размер финансовой поддержки основываются на квалификационной оценке малого предприятия, оригинальности инновационного предложения, его промышленных достоинствах и коммерческих перспективах.
Инновационные проекты малых предприятий, получив на конкурсной основе соответствующие субсидии или гранты, приступают к реализации своих проектов. Программой SBIR предусмотрено следующие три фазы развития инновационных проектов:
I
фаза является начальным
II
фазой является дальнейшим
III
фаза программы SBIR является периодом
внедрения результатов II фазы
из лабораторной практики в
рыночную среду и завершается
масштабным коммерческим
По данным агентства АМБ, ежегодно в рамках программы SBIR реализуется свыше 6 тыс. проектов на общую сумму более $2 млрд. при этом успешно завершают II фазу не более 1/3 от общего количества проектов.
Важнейшую задачу по совершенствованию технологий выполняет программа STTR, которая стимулирует малые предприятия к взаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами. Эта программа даёт возможность малых предприятий получить финансовую и техническую помощь в создании совместных предприятий и/или временных объединений, ориентированных на разработку новых технологий от первоначальной идеи и до полной их реализации. Основными заказчиками исследований по этой программе с общим годовым бюджетом более $1 млрд. являются крупнейшие правительственные ведомства США. Департамент технологий агентства АМБ осуществляет координацию программы STTR на всех этапах её реализации. Программа STTR финансируется из бюджетных средств, направляемых на выполнение НИОКР, имеющих важное значение для дальнейшего развития страны. Эти средства предназначаются участникам инновационных разработок - малым предприятиям и некоммерческим исследовательским институтам, которые не имеют достаточных средств для выполнения дорогостоящих и длительных НИОКР. Ежегодно по этой программе реализуется около 1000 инновационных технологических проектов. Основной упор делается на практическое применение теоретических разработок в виде новых продуктов и высоких технологий, востребованных рынком. При этом малые предприятия могут получать высокие прибыли от коммерциализации их разработок, что в свою очередь стимулирует экономическое развитие США. Важность выполняемых работ, накладывает следующие квалификационные требования ко всем участникам программы STTR для малых предприятий:
Предприятие должно быть частным, коммерческим, принадлежать гражданину США и быть независимым в своём управлении.
Предприятие должно работать с прибылью.
Ведущие исследователи могут не состоять в штате предприятия.
Размер предприятия ограничен 500 работниками.
В
соответствии с тематикой НИОКР,
администрация программы STTR рассматривает
предложения возможных
Агентство АМБ играет роль основного координатора программ SBIR и STTR, осуществляя руководство и контроль реализации всех проектов. В целях привлечения частного капитала для коммерциализации завершённых инновационных проектов, агентство АМБ разработало компьютеризированную систему поиска потенциальных источников капитала, заинтересованных в реализации конкурсных проектов программы SBIR и STTR.
Эффективность инновационных разработок сектора МП определяется в рамках национальной программы «Исследования о результативности НИОКР в малом бизнесе», координируемой департаментом технологий агентства АМБ. Отчеты по этой программе обобщают ежегодную оценку объёмов федеральных капиталовложений в НИОКР, проводимых в секторе малых предприятий и их результативности (за исключением программ SBIR и STTR). Кроме того, в рамках этой программы, 18 федеральных агентств, каждое из которых располагает ежегодным бюджетом на НИОКР до $20 млн., проводят конкурсы на размещение в секторе малых предприятий различных контрактов на специальные исследования и разработки. В рамках этой программы агентство АМБ формирует реестр инновационных малых предприятий, успешно участвовавших в реализации различных НИОКР. Такой реестр позволяет ускорить процесс поиска и отбора наиболее перспективных инновационных предприятий для выполнения НИОКР по заявкам правительственных и частных организаций. Кроме того, сам факт зачисления в этот реестр является мощным свидетельством инновационной эффективности малых предприятий, что способствует их рыночному успеху.
Другим действенным механизмом финансирования инновационной деятельности малых предприятий, является программа «Инвестиционные компании малого бизнеса» (Small Business Investment Company – SBIC), которая служит для обеспечения малых предприятий рисковым и инвестиционным капиталом в период их старта, роста и последующего расширения. Эта программа реализуется и координируется агентством АМБ и в настоящее время в США действует свыше 400 инвестиционных компаний - SBICs, которые, используя свой собственный капитал и привлекая заимствованные средства, осуществляют различные виды инвестиций в малых предприятий по приемлемым ставкам на основании гарантийных обязательств агентства АМБ. Побудительным стимулом для деятельности SBICs является возможность участия в прибылях в случае успешного развития и дальнейшего расцвета малых предприятий.
К числу достаточно активных механизмов содействия освоения новых технологий, в том числе и в инновационных малых предприятий можно отнести и две следующие программы.
Информация о работе Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах