Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования: определить методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах.

Для достижения целей настоящего исследования необходимо выполнить следующие задачи:

Рассмотреть опыт зарубежных стран в поддержке инновационных малых предприятий,

Выявить наиболее распространенные методы поддержки малых предприятий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Зарубежный опыт создания условий развития малых инновационных предприятий 5
1.1 Опыт США в поддержке инновационных малых предприятий 5
1.2 Опыт Японии в поддержке инновационных малых предприятий 9
1.3 Опыт Китая в поддержке инновационных малых предприятий 16
2 Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах 20
2.1 Государственные программы 20
2.2 Организационные мероприятия 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

Курсовая_Дима_готовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     В западной части Токийского региона  для реализации национальной программы «Проект индустриального кластера» была создана «Зона передовых технологий» (Technology Advanced Metropolitan Area - TAMA), на которой сконцентрировано множество инновационных малых предприятий, научно-исследовательских центров, университетов и крупных высокотехнологичных компаний. Консолидация деятельности этих предприятий и научно-исследовательских организаций способствовала ускоренному развитию передовых технологий и созданию новых видов промышленной деятельности в регионе. Продвижение новых производств и технологий осуществляется исходя из максимизации социальной полезности, особенно в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, улучшения городской среды обитания и общественной безопасности. Особое внимание уделяется повышению конкурентоспособности промышленных малых предприятий, путём обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, принадлежащей малых предприятий, т.к около 50% патентов выданных в Японии принадлежат предприятиям, расположенным в Токийской метрополии. Правительство TMG оказывает финансовую, техническую и консультационную помощь изобретателям в регистрации авторских прав на изобретении, ноу-хау и другие объекты интеллектуальной собственности. В целях повышения эффективности от использования интеллектуальной собственности, а также для ускоренного трансферта научных и технологических разработок в производственную сферу проводится политика на усиление взаимодействия малых предприятий с государственными организациями, университетами и научно-исследовательскими институтами. Для обеспечения гибкого взаимодействия между предпринимателями и этими организациями были созданы высшие школы промышленных технологий, основной целью которых является эффективное сотрудничество в применении первоклассных стандартов качества, обеспечивающих разработку и изготовление высокотехнологичных продуктов и услуг.

     Правительство TMG проводит политику поддержки приоритетных видов производств и сосредотачивает  своё внимание на развитии научно-производственного  комплекса, базирующегося на самых передовых инновационных разработках. В первую очередь поддерживаются перспективные направления промышленного производства, которые широко используют научно-технический потенциал Токио, обладают большими возможностями для дальнейшего развития и обладают высокой социальной значимостью. Администрация TMG энергично стимулирует приоритетные производства в сфере высоких и информационных технологий, а также в области биотехнологий, здравоохранения, и защиты окружающей среды, обеспечивая поддержку их развития на всех стадиях от НИОКР до полной коммерциализации продукта, включая разработку маркетинговой стратегии по обеспечению максимального роста продаж. Это ведёт к созданию новых видов промышленности и к значительному расширению масштабов производств таких перспективных направлениях как информатика, нано- и микротехнология, точное и медицинское приборостроение, фармацевтическая и микробиологическая промышленность. Вышеперечисленные мероприятия осуществляются на основе тщательного изучения и экспертной оценки предложений, подаваемых администрациями городов и районов, входящих в состав Токийской метрополии. Для оказания эффективной помощи сектору малых предприятий в разработке технической документации была привлечена «Японская организация содействия промышленному конструированию» (The Japan Industrial Design Promotion Organization - JIDPO). Эта организация, объединяющая 20000 конструкторов и дизайнеров, работающих в Токио, тесно взаимодействует с городскими агентствами поддержки малых предприятий. Это позволяет многим малым предприятиям осуществлять разработку новых продуктов и проектов модернизации предприятий на высоком техническом уровне. Такое взаимодействие даёт возможность малым предприятиям не создавая собственных конструкторско-технологических служб, быстро и качественно разрабатывать проектно-конструкторскую документацию при умеренных затратах.

     Концентрация  в Токио 123 университетов, множества  НИИ, наличие большого числа талантливых  и квалифицированных специалистов в сочетании с возрастающим количеством  высокотехнологичных малых предприятий делает этот город центром ускоренного развития Японской промышленности. Для повышения эффективности сотрудничества инновационных малых предприятий с крупными научно-производственными предприятиями была создана зона «Центр поддержки малого бизнеса Тама» (the Tama Small Business Promotion Center). Успешный опыт деятельности зоны TAMA позволил активизировать формирование других инновационных кластеров на территории Японии. В целях дальнейшего развития научно-технического и производственного потенциала зоны TAMA, на её территории в 2005 г. была создана корпорация «Ассоциация промышленного возрождения TAMA» (TAMA Industrial Vitalization Association Inc.), которая объединила 660 предприятий и организаций. В их число входит 343 компании, 37 объединений малых предприятий, 39 университетов, 37 коммерческих и общественных организации, 12 финансовых институтов, 7 бизнес-инкубаторов и 22 местные администрации. Основной задачей этой корпорации является создание системы для быстрой концентрации всех имеющихся ресурсов по обеспечению эффективной коммерциализации результатов НИОКР с целью завоевания лидирующих позиций на мировых рынках новейших товаров и услуг. Предполагается, что в 2010 г., деятельность этой корпорации обеспечит создание 2000 венчурных и инновационных малых предприятий. Другим примером успешной политики TMG, направленной на развитие промышленного потенциала метрополии может служить создание одного из крупнейших промышленных кластеров Японии в административных округах Джонан (Jonan) и Джото (Joto). Эти кластеры объединяет свыше 7600 машиностроительных, металлообрабатывающих, электротехнических и других промышленных высокотехнологичных предприятий.

1.3 Опыт Китая в поддержке инновационных малых предприятий

 

     В целях преодоления научно-технического отставания КНР от развитых стран, Правительство  начало широкую программу по созданию научных парков, бизнес-инкубаторов  и специальных технологических  зон для обеспечения экспортного производства. Так в 1985 г. недалеко от Гонконга в г. Шэньчжэне, правительство безвозмездно выделило земли (316 га) и профинансировало работы по созданию первого научного парка. Место в парке предоставлялось только фирмам, обладавшим передовыми или новыми технологиями и имевшим возможности для их внедрения. Обязательными были также наличие рыночной ниши для продукции и экспортная ориентация производства. Этим фирмам Правительство КНР предоставило значительные льготы (налоговые каникулы, привилегии в сфере экспорта и импорта, научно-технические гранты и др.). Фирмам-участницам кредиты выделялись государственными банками под низкие проценты. За десять лет работы парка «Шэньчжэнь» было разработано более 90 новых технологий и продуктов, многие из которых завоевали международное признание. В последствии в стране было создано 53 научно-технических парка, включая специальные технологические зоны.

     В 1996 году, была начата реализация научно-технической  программы социального развития до 2010 года, направленной на повышение качества жизни и улучшения среды обитания, гармонизацию отношений человека с природой и содействие научно-техническому прогрессу в социальной сфере. Эта программа охватывает здравоохранение, совершенствование коммунального хозяйства, рациональное использование природных ресурсов и охрану природы, улучшение экологической среды и защиту от стихийных бедствий.

     В 1998 году государством была инициирована экспериментальная работа по проекту  «созидания новых знаний», на которую  в течение трех лет было выделено около $600 млн. Целью проекта являлось создание функционального механизма интеллектуального новаторства и организация международных центров знания. В том же году правительство КНР выделило около $120 млн. на учреждение «Фонда средних и малых предприятий научно-технического профиля», предназначенного для создания механизмов рисковых инвестиций и трансформации научно-технических достижений в реальное производство.

     Важным  этапом явилось создание национальной системы развития инновационной  деятельности, способствующей раскрытию научно-технического потенциала сектора малых предприятий, основанной на:

     1. Разработке общей стратегии в  отношении инновационных малых  предприятий; 

     2. Создании административного органа  по координации инновационной  деятельности в секторе малых предприятий;

     3. Предоставлении налоговых преференций  для модернизирующихся малых  предприятий; 

     4. Создании системы финансовой  поддержки инновационного развития;

     5. Обеспечение информационного, консультационного  и технического обслуживания инновационных малых предприятий;

     6. Создании бизнес-инкубаторов, технопарков  и специальных технологических  зон для поддержки быстро развивающихся  малых предприятий; 

     7. Содействии в организации венчурных  фондов для малых предприятий. 

     В 2004 г. в стране действовало около 500 бизнес-инкубаторов и в их числе свыше 200 различных «инкубаторов научно-технических предприятий». При этом 109 бизнес-инкубаторов являются сертифицированными национальными центрами поддержки малых предприятий в числе которых 24 специализируются в программном обеспечении и ещё 58 являются научно-техническими центрами при университетах и колледжах. Бизнес–инкубаторы располагают 1515,1 млн. квадратных метров производственных и офисных площадей, на которых расположено около 3 млн. малых предприятий, что составляет почти 25% от всех малых предприятий страны. Правительственное агентство по управлению инкубаторами находится в составе Министерства науки и технологий, поэтому большинство инкубаторов Китая оказывают услуги компаниям, занимающимся технологиями. Основная часть инкубаторов расположена в крупных городах. Например в Шанхае находится более 30 инкубаторов, самый большой из которых обслуживает 300 компаний. Многие из инновационных компаний были созданы так называемыми «вернувшимися учеными», которые получили образование за рубежом и возвратились в Китай, чтобы создать новые компании.

     В 2008 в стране действовало 7298 образовательных  и исследовательских организаций. По числу работающих в них исследователей Китай вышел на второе место в мире после США, опередив Японию и Россию. Общее число инженерных центров, созданных в Китае с привлечением иностранных инвестиций, увеличилось за последние четыре года с 200 до 750. Государственное регулирование деятельности научно-технических организаций, технопарков и инженерных центров проявляется, прежде всего, в определении направлений исследований и в развитии высокотехнологичных производства, а также в бюджетном финансировании стратегически важных разработок. Успех в развитии технологических парков и бизнес–инкубаторов способствовал стремительному расширению инновационной активности особенно в сфере малого бизнеса, что послужило мощным импульсом для формирования в КНР рынка венчурного капитала, Сейчас в стране действует более 180 различных венчурных инвестиционных компаний (90% – правительственные, 8% – иностранные, а остальные 2% – совместные) с общим объёмом капиталовложений около $30 млрд.

     Одной из важных задач реформирования экономики  страны, является передача функций  по управлению научно-техническим прогрессом от государственных организаций в ведение уполномоченных частных научных и технологических специализированных агентств. В этой связи, начиная с 2003 г., Министерство науки и технологий уделяет значительное внимание созданию национальной сети научных и технологических посреднических агентств, организуемых на базе некоторых исследовательских институтов. Наличие таких агентств и высоко-технологичных малых предприятий является одним из важнейших условий, обеспечивающих подъём национальной инновационной системы. Посреднические агентства играют основную роль в популяризации технологических новшеств, в их производственном приложении, в оценке новых научно-технических достижений и в распространении инновационных идей.

     Сейчас  в Китае действует около 6 миллионов научно-технических посреднических организаций, на которых занято почти 110 миллионов специалистов. В 2009 г. Правительством страны утверждён статус «Инновационного предприятия». Этот статус присвоен 90 предприятиям, которые имеют собственный брэнд и, благодаря техническому новаторству, обладают высокой конкурентоспособностью на мировом рынке.

     В «Основных положениях государственного плана средне- и долгосрочного  развития в области науки и  техники на 2006-2020 годы» отмечается необходимость дальнейшего усиления инновационной и научной деятельности. Предполагается, что к 2020 году доля капиталовложений в научные исследования и открытия в валовом внутреннем продукте Китая возрастет до 2,5%; более чем до 60% вырастет коэффициент вклада науки и техники в экономику; до 30% снизится внешняя техническая зависимость. Для этого Правительство Китая последовательно увеличивает вложения в исследования и разработки так в 2004 году общий размер таких инвестиций составил $108,9 млрд. (1,5% ВВП), в 2005 г. – $125,4 млрд., в 2006 г.- $139,6 млрд. и в 2010 г. расходы на научные исследования достигнут $220 млрд., что в 11 раз превышает аналогичные расходы в РК.

     Министерство  науки и техники КНР предполагает, что к 2020 году Китай войдет в число  государств инновационного типа, к которым относятся, в частности, США, Япония, Республика Корея и Финляндия. Это будет обеспечиваться созданием целостной научно-технической системы развития инновационной деятельности в стране. Ныне в научно-технической сфере КНР сосредоточено 38,5 млн. человек и по численности занятых в научно технической сфере, Китай занимает ведущее место в мире.

 

     

2 Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах

2.1 Государственные программы

 

     Следует заметить, что во множестве развитых и динамично развивающихся стран применяются различные методы государственного стимулирования инновационной деятельности в секторе малых предприятий. Здесь и ряд государственных программ финансирования и технической поддержки инновационных разработок малых предприятий по тематике правительственных организаций. Кроме того, имеется множество законодательных, финансовых, налоговых и имущественных рычагов на государственном и региональных уровнях, способствующих развитию инновационной деятельности во всех сферах бизнеса. В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий:

     Государственные программы финансовой и технической  поддержки инновационных малых  предприятий, выполняющих НИОКР  по тематике правительственных организаций (США, Япония, Великобритания, Индия, Китай и др. страны);

     Прямое  финансирование (субсидии, займы), которые  достигают 50% расходов на создание новой  продукции и технологий (Франция, США и другие);

     Предоставление  ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция); безвозмездные ссуды на покрытие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);

     Целевые дотации на научно-исследовательские  разработки (практически во всех развитых странах);

     Создание  фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);

     Снижение  государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление  им налоговых льгот (Австрия, Германия, США, Япония и др.), а также создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования (Япония);

Информация о работе Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах