Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 11:44, курсовая работа
Цель настоящего исследования: определить методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах.
Для достижения целей настоящего исследования необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть опыт зарубежных стран в поддержке инновационных малых предприятий,
Выявить наиболее распространенные методы поддержки малых предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Зарубежный опыт создания условий развития малых инновационных предприятий 5
1.1 Опыт США в поддержке инновационных малых предприятий 5
1.2 Опыт Японии в поддержке инновационных малых предприятий 9
1.3 Опыт Китая в поддержке инновационных малых предприятий 16
2 Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах 20
2.1 Государственные программы 20
2.2 Организационные мероприятия 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
В западной части Токийского региона для реализации национальной программы «Проект индустриального кластера» была создана «Зона передовых технологий» (Technology Advanced Metropolitan Area - TAMA), на которой сконцентрировано множество инновационных малых предприятий, научно-исследовательских центров, университетов и крупных высокотехнологичных компаний. Консолидация деятельности этих предприятий и научно-исследовательских организаций способствовала ускоренному развитию передовых технологий и созданию новых видов промышленной деятельности в регионе. Продвижение новых производств и технологий осуществляется исходя из максимизации социальной полезности, особенно в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, улучшения городской среды обитания и общественной безопасности. Особое внимание уделяется повышению конкурентоспособности промышленных малых предприятий, путём обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, принадлежащей малых предприятий, т.к около 50% патентов выданных в Японии принадлежат предприятиям, расположенным в Токийской метрополии. Правительство TMG оказывает финансовую, техническую и консультационную помощь изобретателям в регистрации авторских прав на изобретении, ноу-хау и другие объекты интеллектуальной собственности. В целях повышения эффективности от использования интеллектуальной собственности, а также для ускоренного трансферта научных и технологических разработок в производственную сферу проводится политика на усиление взаимодействия малых предприятий с государственными организациями, университетами и научно-исследовательскими институтами. Для обеспечения гибкого взаимодействия между предпринимателями и этими организациями были созданы высшие школы промышленных технологий, основной целью которых является эффективное сотрудничество в применении первоклассных стандартов качества, обеспечивающих разработку и изготовление высокотехнологичных продуктов и услуг.
Правительство
TMG проводит политику поддержки приоритетных
видов производств и
Концентрация
в Токио 123 университетов, множества
НИИ, наличие большого числа талантливых
и квалифицированных
В
целях преодоления научно-
В 1996 году, была начата реализация научно-технической программы социального развития до 2010 года, направленной на повышение качества жизни и улучшения среды обитания, гармонизацию отношений человека с природой и содействие научно-техническому прогрессу в социальной сфере. Эта программа охватывает здравоохранение, совершенствование коммунального хозяйства, рациональное использование природных ресурсов и охрану природы, улучшение экологической среды и защиту от стихийных бедствий.
В 1998 году государством была инициирована экспериментальная работа по проекту «созидания новых знаний», на которую в течение трех лет было выделено около $600 млн. Целью проекта являлось создание функционального механизма интеллектуального новаторства и организация международных центров знания. В том же году правительство КНР выделило около $120 млн. на учреждение «Фонда средних и малых предприятий научно-технического профиля», предназначенного для создания механизмов рисковых инвестиций и трансформации научно-технических достижений в реальное производство.
Важным этапом явилось создание национальной системы развития инновационной деятельности, способствующей раскрытию научно-технического потенциала сектора малых предприятий, основанной на:
1. Разработке общей стратегии в отношении инновационных малых предприятий;
2.
Создании административного
3.
Предоставлении налоговых
4.
Создании системы финансовой
поддержки инновационного
5.
Обеспечение информационного,
6.
Создании бизнес-инкубаторов,
7.
Содействии в организации
В 2004 г. в стране действовало около 500 бизнес-инкубаторов и в их числе свыше 200 различных «инкубаторов научно-технических предприятий». При этом 109 бизнес-инкубаторов являются сертифицированными национальными центрами поддержки малых предприятий в числе которых 24 специализируются в программном обеспечении и ещё 58 являются научно-техническими центрами при университетах и колледжах. Бизнес–инкубаторы располагают 1515,1 млн. квадратных метров производственных и офисных площадей, на которых расположено около 3 млн. малых предприятий, что составляет почти 25% от всех малых предприятий страны. Правительственное агентство по управлению инкубаторами находится в составе Министерства науки и технологий, поэтому большинство инкубаторов Китая оказывают услуги компаниям, занимающимся технологиями. Основная часть инкубаторов расположена в крупных городах. Например в Шанхае находится более 30 инкубаторов, самый большой из которых обслуживает 300 компаний. Многие из инновационных компаний были созданы так называемыми «вернувшимися учеными», которые получили образование за рубежом и возвратились в Китай, чтобы создать новые компании.
В
2008 в стране действовало 7298 образовательных
и исследовательских
Одной из важных задач реформирования экономики страны, является передача функций по управлению научно-техническим прогрессом от государственных организаций в ведение уполномоченных частных научных и технологических специализированных агентств. В этой связи, начиная с 2003 г., Министерство науки и технологий уделяет значительное внимание созданию национальной сети научных и технологических посреднических агентств, организуемых на базе некоторых исследовательских институтов. Наличие таких агентств и высоко-технологичных малых предприятий является одним из важнейших условий, обеспечивающих подъём национальной инновационной системы. Посреднические агентства играют основную роль в популяризации технологических новшеств, в их производственном приложении, в оценке новых научно-технических достижений и в распространении инновационных идей.
Сейчас в Китае действует около 6 миллионов научно-технических посреднических организаций, на которых занято почти 110 миллионов специалистов. В 2009 г. Правительством страны утверждён статус «Инновационного предприятия». Этот статус присвоен 90 предприятиям, которые имеют собственный брэнд и, благодаря техническому новаторству, обладают высокой конкурентоспособностью на мировом рынке.
В «Основных положениях государственного плана средне- и долгосрочного развития в области науки и техники на 2006-2020 годы» отмечается необходимость дальнейшего усиления инновационной и научной деятельности. Предполагается, что к 2020 году доля капиталовложений в научные исследования и открытия в валовом внутреннем продукте Китая возрастет до 2,5%; более чем до 60% вырастет коэффициент вклада науки и техники в экономику; до 30% снизится внешняя техническая зависимость. Для этого Правительство Китая последовательно увеличивает вложения в исследования и разработки так в 2004 году общий размер таких инвестиций составил $108,9 млрд. (1,5% ВВП), в 2005 г. – $125,4 млрд., в 2006 г.- $139,6 млрд. и в 2010 г. расходы на научные исследования достигнут $220 млрд., что в 11 раз превышает аналогичные расходы в РК.
Министерство
науки и техники КНР
Следует заметить, что во множестве развитых и динамично развивающихся стран применяются различные методы государственного стимулирования инновационной деятельности в секторе малых предприятий. Здесь и ряд государственных программ финансирования и технической поддержки инновационных разработок малых предприятий по тематике правительственных организаций. Кроме того, имеется множество законодательных, финансовых, налоговых и имущественных рычагов на государственном и региональных уровнях, способствующих развитию инновационной деятельности во всех сферах бизнеса. В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий:
Государственные программы финансовой и технической поддержки инновационных малых предприятий, выполняющих НИОКР по тематике правительственных организаций (США, Япония, Великобритания, Индия, Китай и др. страны);
Прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и другие);
Предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция); безвозмездные ссуды на покрытие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);
Целевые дотации на научно-исследовательские разработки (практически во всех развитых странах);
Создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);
Снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление им налоговых льгот (Австрия, Германия, США, Япония и др.), а также создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования (Япония);
Информация о работе Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах