Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:44, курс лекций
Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад. Материальные предпосылки становления учета - распад родового строя, появление семьи и частной собственности. Собственнику было необходимо систематически пересчитывать свое имущество для обеспечения его сохранности, рационального использования и приумножения.
Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии
1.1. История возникновения бухгалтерского учета
1.2. Предприятие – хозяйствующий субъект
1.3. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.5. Системы и принципы ведения бухгалтерского учета
1.5.1. Документирование
1.5.2. Оценка
1.5.3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись
1.5.4. Инвентаризация активов и пассивов предприятия
1.5.5. Бухгалтерский баланс и отчетность
1.6. Организация бухгалтерского учета на предприятии
Тема 2: Учет основных средств
2.1. Понятие основных средств, их классификация и оценка
2.2. Синтетический учет основных средств
2.3. Учет арендованных основных средств
Тема 3: Учет нематериальных активов
3.1. Понятие нематериальных активов
3.2. Синтетический учет нематериальных активов
Тема 4: Учет производственных запасов
4.1. Понятие производственных запасов, их классификация и оценка
4.2. Синтетический учет производственных запасов
Тема 5: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды
5.1. Организация оплаты труда и задачи ее учета
5.2. Синтетический учет расчетов по оплате труда
5.3. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Тема 6: Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
6.1. Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство
6.2. Синтетический учет затрат на производство
6.3. Синтетический учет коммерческих расходов
Тема 7: Учет готовой продукции и ее реализация
7.1. Понятие готовой продукции и ее оценка
7.2. Синтетический учет готовой продукции
7.3. Учет коммерческих расходов
7.4. Учет реализации продукции (работ, услуг) и расчетов с покупателями (заказчиками)
7.5. Особенности учета реализации товаров
Тема 8: Учет денежных средств и финансовых вложений
8.1. Учет кассовых операций
8.2. Учет денежных средств на расчетном счете
8.3. Учет денежных средств на валютных счетах
8.4. Учет операций на специальных счетах
8.5. Учет финансовых вложений
Тема 9: Учет расчетных и кредитных операций
9.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
9.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
9.3.Учет расчетов с подотчетными лицами
9.4. Учет отчислений на социальные нужды и расчетов с органами социального страхования и обеспечения
9.5. Учет расчетов с бюджетом
9.6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
9.7. Учет кредитов банков
Тема 10: Учет финансовых результатов
10.1. Состав финансового результата и порядок его формирования
10.1.1. Учет прибыли/убытка от обычной деятельности
10.1.2. Сальдо прочих доходов и расходов
10.2. Чистая прибыль организации. Учет прибыли (убытков) предприятия
10.3. Учет использования прибыли
Тема 11: Учет нераспределенной прибыли, капиталов, фондов и резервов
11.1. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)
11.2. Учет уставного капитала и расчет чистых активов
11.3. Учет добавочного и резервного капитала
11.4. Учет фондов целевого назначения и финансирования
Тема 12: Учет внешнеэкономической деятельности и валютных операций
12.1. Понятие валюты и валютных операций
12.2. Учет денежных средств на валютных счетах
12.3. Учет курсовых разниц
12.4. Учет суммовых разниц
12.5. Оформление и учет зарубежных командировок
Тема 13: Бухгалтерская отчетность предприятия
13.1. Порядок организации работ по завершению финансового года
13.2. Виды и содержание бухгалтерской отчетности
Тема 14: Понятие аудита и его роль в деятельности организации
14. 1. Термины и их определения
14.2. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц
14.3. Обязательный аудит
14.4. Этапы планирования аудита
14.5. Российский и западный подход к проведению аудиторских проверок
14.6. Ценообразование в аудите
Тема 15: Международная практика учета и отчетности
15.1. Типы моделей учета
15.2. Особенности систем учета зарубежных стран
15.3. МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности)
15.4. Унификация систем бухгалтерского учета
15.5. Структура и содержание бухгалтерского баланса
Тема 16: Взаимосвязь бухгалтерского , управленческого и налогового учета
16.1. Управленческий учет
16.2. Особенности ведения налогового учета в организации
Классификация бухгалтерских счетов
За неотфактурованные поставки
счет 60 "Расчеты с поставщиками
и подрядчиками" кредитуется на
стоимость поступивших ценносте
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а учитываются обособленно в аналитическом учете.
Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Уменьшение задолженности |
Корреспондирующий счет |
Увеличение задолженности |
Корреспондирующий счет |
Оплата счетов п и п - наличными - с р/c - с вал./с - за счет кредита Зачет по товарообменным Операциям Положительная курсовая разница |
50 51 52 66 62 99 |
Сальдо – задолженность Поставщикам и подрядчикам на начало периода Акцепт счетов и поступление мат.цен. от п и п - матер.ценности - доставка - НДС Недостачи Отрицательная курсовая разница Сальдо – задолженность Поставщикам и подрядчикам на конец периода |
- 10,08,41, 20,44 19 94 99 - |
В бухгалтерском учете необходимо иметь информацию о расчетах с покупателями и заказчиками, которым была отгружена продукция, для которых выполнены работы или услуги, также были реализованы прочие активы.
Счет "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).
Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на активном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Увеличение задолженности |
Корреспондирующий счет |
Уменьшение задолженности |
Корреспондирующий счет |
Сальдо – задолженность Суммы предъявленных расчетных документов покупателям (заказчикам) Положительные курсовые разницы Сальдо – задолженность |
- 90 99 - |
Суммы поступивших платежей Отрицательные курсовые разницы |
50,51,52 99 |
9.3. Учет расчетов с подотчетными лицами
Подотчетными лицами являются работники предприятия, получившие авансом наличные суммы денежных средств на предстоящие операционные, административные и командировочные расходы.
В соответствии с порядком ведения кассовых операций в РФ выдача наличных денег под отчет производится на основании приказа, заявления работника с разрешительной визой руководителя и др.
Предприятия выдают наличные деньги под отчет на операционные и хозяйственные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику (ст. 168 ТК РФ):
1. расходы по проезду;
2. расходы по найму жилого помещения;
3. дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
4. иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или приказами организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров (норм), установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Выдача наличных денег под отчет
на командировочные расходы
Нормы установлены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 г. N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета":
а) расходов по найму жилого помещения
- в размере фактических
б) расходов на выплату суточных - в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке;
в) расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами. При отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, - в размере минимальной стоимости проезда.
Синтетический учет расчетов с подотчетными лицами ведется на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами»:
Увеличение задолженности |
Корреспондирующий счет |
Уменьшение задолженности подотчетных лиц |
Корреспондирующий счет |
Сальдо –сумма долга подотчетных лиц на начало периода Выданы ден.средства на хознужды, ком.расходы, в возмещение перерасходов п/о лиц Выданы ден.документы под отчет Положительная курсовая разница по подотчетным суммам Сальдо –сумма долга подотчетных лиц на конец периода |
- 50 50 91 - |
Сальдо –сумма долга подотчет-ным лицам на начало периода Приобретены мат.ценности за счет п/о сумм Использованы п/о суммы: · На производственные цели · НДС по приобретенным мат.ценностям, работам и услугам · На непроизводственные цели Возврат неиспользованных п/о сумм: · В кассу · Удержанием из зарплаты Отрицательная курсовая разница по подотчетным суммам Сальдо –сумма долга подотчетным лицам на конец периода |
- 07,08,10, 41 26,44 19 91 50 70 91 - |
Командировочные расходы включаются в издержки производства и обращения в фактически произведенном размере. Для целей налогообложения затраты на командировки принимаются в пределах установленных норм. Командировочные расходы сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу. НДС по сверхнормативным затратам в зачет бюджету не представляется, а списывается за счет собственных средств предприятия.
Суточные, выданные сверх норм, включаются в совокупный годовой доход подотчетного лица и облагаются налогом на доходы физических лиц. На выданные сверх норм суточные не начисляются страховые взносы по ЕСН.
Пример. Инженеру Иванову И.И. выдано на командировочные расходы 1500 рублей, срок командировки 3 дня. Иванов И.И. представил квитанцию за проживание в гостинице (двое суток) – 600 рублей, железнодорожные билеты 450 рублей.
В авансовом отчете Иванова И.И. отражено:
За проживание в гостинице (2 суток) - 600 рублей без НДС
Проезд – 450 рублей с учетом НДС
Суточные за три дня - 360 (3х120 руб.) по приказу директора
Всего: 1410 рублей.
Делаем расчет по авансовому отчету
· За проживание в гостинице
Расходы за проживание в пределах норм 300 х2 =600 руб., расходов за проживание сверх норм нет,
· По проезду
НДС= 450 х 18 / 118 =69 руб., расходы по проезду 450-69=381 руб.
· Суточные:
В пределах норм – 100 х 3 =300 руб, сверх норм – 360-300 =60 руб.
Отражаем перечисленные
№ |
Содержание |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
1 |
Выдано Иванову И.И. под отчет |
71 |
50 |
1500 |
2 |
Расходы по авансовому отчету в пределах норм (600+381+300=1281) |
26 |
71 |
1281 |
3 |
Расходы по авансовому отчету сверх норм (из суточных - 60) |
26 |
71 |
60 |
4 |
НДС по командировочным расходам (из ж/д билетов) |
19 |
71 |
69 |
5 |
Начислен налог на доходы физ.лиц по превышению суточных (60х13%=7,8) |
70 |
68 |
7,8 |
Для целей налогообложения принимае
Неизрасходованные наличные деньги, выданные под отчет, должны быть возвращены в кассу предприятия не позднее 3-х дней по истечении срока, на который они были выданы, или со дня возвращения из командировки. (1500-1410 = 90 рублей).
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны предъявлять в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах с приложением оправдательных документов, вернуть неизрасходованные суммы или получить из кассы перерасходованные суммы.
Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета по ранее выданным суммам.
В соответствии с НК РФ глава 24 Единый социальный налог работники предприятия подлежат социальному страхованию и обеспечению.
Для этой цели на предприятиях производятся ежемесячные отчисления на социальные нужды. Отчисления производятся от начисленной заработной платы и других приравненных к ней выплат по установленному тарифу.
Учет ЕСН и расчетов по нему ведется на пассивном счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Учет расчетов с каждым фондом осуществляется на соответствующих субсчетах счета 69 на основании расчетов бухгалтера, выписок из расчетного счета и платежных поручений на перечисление средств.
Установлены следующие максимальные ставки страховых платежей:
1) фонд социального страхования 2,9% от начисленной заработной платы
2) пенсионный фонд 20% от начисленной заработной платы
3) федеральный фонд медицинского страхования 1,1% от начисленной заработной платы
4) территориальный фонд медицинского страхования 2,0% от начисленной заработной платы
Не начисляется ЕСН на такие выплаты, как, компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, различные виды денежных пособий, компенсационные выплаты (суточные по командировкам), все виды пенсий и пособий по социальному страхованию и некоторые другие.
Учет отчислений в фонд социального страхования и расчетов с ним, учет отчислений в Пенсионный фонд и расчетов с ним, учет отчислений в фонд обязательного медицинского страхования и расчетов с ним подробно рассмотрены в Теме 5: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды.
Отчет по ЕСН предоставляется в
территориальные И ФНС
Для целей бухгалтерского учета можно различать две группы налогов и организацию учета по ним: простая и сложная.