Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:44, курс лекций

Краткое описание

Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад. Материальные предпосылки становления учета - распад родового строя, появление семьи и частной собственности. Собственнику было необходимо систематически пересчитывать свое имущество для обеспечения его сохранности, рационального использования и приумножения.

Оглавление

Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии
1.1. История возникновения бухгалтерского учета
1.2. Предприятие – хозяйствующий субъект
1.3. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.5. Системы и принципы ведения бухгалтерского учета
1.5.1. Документирование
1.5.2. Оценка
1.5.3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись
1.5.4. Инвентаризация активов и пассивов предприятия
1.5.5. Бухгалтерский баланс и отчетность
1.6. Организация бухгалтерского учета на предприятии
Тема 2: Учет основных средств
2.1. Понятие основных средств, их классификация и оценка
2.2. Синтетический учет основных средств
2.3. Учет арендованных основных средств
Тема 3: Учет нематериальных активов
3.1. Понятие нематериальных активов
3.2. Синтетический учет нематериальных активов
Тема 4: Учет производственных запасов
4.1. Понятие производственных запасов, их классификация и оценка
4.2. Синтетический учет производственных запасов
Тема 5: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды
5.1. Организация оплаты труда и задачи ее учета
5.2. Синтетический учет расчетов по оплате труда
5.3. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Тема 6: Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
6.1. Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство
6.2. Синтетический учет затрат на производство
6.3. Синтетический учет коммерческих расходов
Тема 7: Учет готовой продукции и ее реализация
7.1. Понятие готовой продукции и ее оценка
7.2. Синтетический учет готовой продукции
7.3. Учет коммерческих расходов
7.4. Учет реализации продукции (работ, услуг) и расчетов с покупателями (заказчиками)
7.5. Особенности учета реализации товаров
Тема 8: Учет денежных средств и финансовых вложений
8.1. Учет кассовых операций
8.2. Учет денежных средств на расчетном счете
8.3. Учет денежных средств на валютных счетах
8.4. Учет операций на специальных счетах
8.5. Учет финансовых вложений
Тема 9: Учет расчетных и кредитных операций
9.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
9.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
9.3.Учет расчетов с подотчетными лицами
9.4. Учет отчислений на социальные нужды и расчетов с органами социального страхования и обеспечения
9.5. Учет расчетов с бюджетом
9.6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
9.7. Учет кредитов банков
Тема 10: Учет финансовых результатов
10.1. Состав финансового результата и порядок его формирования
10.1.1. Учет прибыли/убытка от обычной деятельности
10.1.2. Сальдо прочих доходов и расходов
10.2. Чистая прибыль организации. Учет прибыли (убытков) предприятия
10.3. Учет использования прибыли
Тема 11: Учет нераспределенной прибыли, капиталов, фондов и резервов
11.1. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)
11.2. Учет уставного капитала и расчет чистых активов
11.3. Учет добавочного и резервного капитала
11.4. Учет фондов целевого назначения и финансирования
Тема 12: Учет внешнеэкономической деятельности и валютных операций
12.1. Понятие валюты и валютных операций
12.2. Учет денежных средств на валютных счетах
12.3. Учет курсовых разниц
12.4. Учет суммовых разниц
12.5. Оформление и учет зарубежных командировок
Тема 13: Бухгалтерская отчетность предприятия
13.1. Порядок организации работ по завершению финансового года
13.2. Виды и содержание бухгалтерской отчетности
Тема 14: Понятие аудита и его роль в деятельности организации
14. 1. Термины и их определения
14.2. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц
14.3. Обязательный аудит
14.4. Этапы планирования аудита
14.5. Российский и западный подход к проведению аудиторских проверок
14.6. Ценообразование в аудите
Тема 15: Международная практика учета и отчетности
15.1. Типы моделей учета
15.2. Особенности систем учета зарубежных стран
15.3. МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности)
15.4. Унификация систем бухгалтерского учета
15.5. Структура и содержание бухгалтерского баланса
Тема 16: Взаимосвязь бухгалтерского , управленческого и налогового учета
16.1. Управленческий учет
16.2. Особенности ведения налогового учета в организации
Классификация бухгалтерских счетов

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

 

7.5. Особенности учета реализации  товаров

Процесс реализации товаров представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных с продажей товаров. Оптовая торговля -  это реализация товарно-материальных ценностей предприятиям, учреждениям, организациям (за исключением населения) для дальнейшего их использования в производстве и для перепродажи. Розничная торговля – это продажа товаров населению (в обмен на его денежные средства), или недокументированных расход населению, как правило, с применением контрольно-кассовых машин. Целью отражения хозяйственных операций по реализации на счетах бухгалтерского учета является выявление финансового результата от реализации товаров. Для учета реализации используется бессальдовый счет 90 «Продажи».

 

 

Дебет                                      Счет 90 «Продажи»                                  Кредит

Реализованные товары по полной себестоимости

Корреспондирующий счет

Реализованные товары по продажным  ценам

Корреспондирующий счет

2.Списана фактическая себестоимость  товаров

3. Списаны издержки обращения

4. Начислен НДС:

5. Начислен акциз

6. Прибыль от реализации товаров

(1>2+3+4+5)

41

44

68

68

99

1.

Предъявлен к оплате счет за отгруженные  товары

Поступили деньги в кассу 

7. Убыток от реализации товаров

(1<2+3+4+5)

62

50

99


На счете 90 как по дебету, так  и по кредиту отражается один и тот же объем реализации товаров, но в разных оценках – по кредиту -  по ценам реализации (свободным, договорным и т.п.), а по дебету -  по полной себестоимости с налогом на добавленную стоимость, акцизом и аналогичными обязательными платежами. Сопоставляя выручку от реализации продукции с суммой, отраженной по дебету счета 90, выявляют результат от реализации продукции (работ, услуг)  - прибыль или убыток, который относят на счет 99 «Прибыли и убытки».

Тема 8: Учет денежных средств и  финансовых вложений

В настоящем разделе рассматривается организация синтетического и аналитического учета денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и прочих счетах в банке, а также финансовых вложений.

8.1. Учет кассовых операций

Порядок ведения кассовых операций регламентируется соответствующим положением, утвержденным Центральным банком РФ 04.10.93 г. №18.

Каждое предприятие для осуществления  расчетов наличными деньгами и хранения денежных документов должно иметь кассу. Помещение должно быть специально оборудовано  для обеспечения сохранности денежных средств. Выполняет кассовые операции кассир, с которым заключается договор о материальной ответственности. В соответствии с правилами все предприятия, независимо от формы собственности, должны хранить свои денежные средства в учреждении банка. Наличные деньги, полученные кассой, расходуются только на те цели, на которые они были получены (выдача заработной платы, командировочные или хозяйственные расходы). Предприятие может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимита их остатка, установленного учреждением банка по согласованию с руководителем этого предприятия. Сверх лимита наличные деньги в кассе могут храниться только во время выдачи заработной платы не более трех рабочих дней. Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с банком могут расходовать ее на оплату труда, командировочные и хозяйственные расходы. Всю денежную наличность сверх лимита предприятия обязаны сдавать в банк.

Порядок оформления кассовых операций следующий:

·          оформление первичных документов по приходу и расходу (приходные и расходные кассовые ордера)

·          записи в кассовую книгу (под копирку в двух экземплярах), ежедневное подведение остатка по кассовой книге, сдача в бухгалтерию отчета кассира (2-й экземпляр кассовой книги) с приходными и расходными документами под расписку в кассовой книге.

Форма кассовой книги

Касса за 19 апреля 200__ года                                                          Лист 22

№ документа

От кого получено или кому выдано

Корреспондирующий счет

Приход

Расход

 

Остаток на начало дня

 

100

 

100

125

От Орлова И.С.

Перову А.А.

71

71

50

100

 

Итого за день

Остаток на конец дня

50

50

100

 

Кассир   Иванова

Проверил и принял документы    в  количестве одного приходного и одного расходного.

Бухгалтер   Сидорова

Учет денежных средств в кассе  ведется на активном счете 50 «Касса».

Дебет                                      Счет 50 «Касса»                                        Кредит

Поступление денег в кассу

Корреспондирующий счет

Выдача денег из кассы

Корреспондирующий счет

Сальдо – остаток денег на начало периода

За реализованные основные средства

С расчетного счета

За реализованную продукцию

Аванс от покупателя, заказчика

От подотчетных лиц остаток  неиспользованного аванса

От учредителей вклад в уставный капитал

От дебиторов в погашение  задолженности

Сальдо – остаток денег на конец периода

-

91

51

90

62

71

75

76

-

На оплату производственных, хозяйственных  расходов

На расчетный счет

Работникам заработная плата

Подотчетным лицам аванс и возмещение перерасхода средств

20,26

51

70

71


Расчеты через кассу между юридическими лицами ограничены суммой 60 тысяч рублей по одному сделке (договору).

Если предприятие осуществляет продажу продукции непосредственно  населению, то оно использует контрольно-кассовые машины и ведет учет поступающей выручки в книге кассира-операциониста.

В кассе хранятся также денежные документы:

·      марки государственной пошлины

·      вексельные марки

·      оплаченные авиабилеты

·      оплаченные путевки и т.п.

Денежные документы учитываются на синтетическом счете 56 «Денежные документы» по номинальной стоимости. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

8.2. Учет денежных средств на  расчетном счете

Предприятия могут открывать в  банках расчетные и текущие счета.

Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня.

Текущие счета открываются для обособленных операций. К текущим счетам относятся: валютные счета, ссудные счета, счета по операциям со средствами целевого назначения и т.п.

Для открытия расчетного счета предприятие  предоставляет в банк следующие  документы:

·      заявление на открытие счета

·      решение учредителя о создании предприятия

·      уставные документы (копии, заверенные нотариально)

·      свидетельство о регистрации предприятия (копия)

·      справка налоговой инспекции  о постановке на налоговый учет

·      карточка с образцами подписи и оттиском печати (2 экземпляра)

Между банком и предприятием заключается  договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, кроме правовых норм, оговариваются тарифы – стоимость банковских услуг.

Прием и выдача наличных денег или  безналичные перечисления оформляются  денежно-расчетными  документами установленной формы:

·      платежные поручения

·      платежные требования-поручения

·      расчеты по инкассо

·      аккредитивы

·      чеки

·      объявление на взнос наличными

Платежное поручение – это поручение банку о перечислении определенной суммы со счета предприятия на счет получателя средств (поставщика). Платежное поручение составляется в 2-3 экземплярах под копировальную бумагу, первый (мемориальный) экземпляр оформляется подписями предприятия (в соответствии с карточкой) и оттиском его печати. 2 экземпляра предоставляются в банк для местных платежей, 3 экземпляра для междугородных платежей.

Платежное требование-поручение – это требование поставщика к покупателю и поручение покупателя своему банку - оплатить стоимость поставленной продукции (работ, услуг) на основании расчетных и отгрузочных документов. Поставщик  направляет требование-поручение в банк покупателя минуя свой банк.

Расчеты по инкассо  - это требование о бесспорном списании денежных средств (ИФНС, социальные фонды и т.п.)

Аккредитив  – это поручение банка, обслуживающего предприятие иногороднему предприятию, обслуживающему поставщика, производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в заявлении на открытие аккредитива.

Чек (денежный)   - это поручение баку о выдаче со счета предприятия указанной в чеке суммы наличных денег. Денежные чеки являются документами строгой отчетности и выдаются учреждениями банка на основании заявления установленного образца.

Объявление  на взнос наличными  выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. В подтверждение о получении денег банк выдает вносящему лицу квитанцию, которая служит оправдательным документом.

Подчистки и исправления в расчетных  документах не допускаются.

Для учета операций по расчетному счету применяется активный счет 51 «Расчетный счет», по дебету которого отражается поступление денежных средств, а по кредиту – их списание (перечисление, снятие). Дебетовое сальдо по счету 51 на каждую дату должно соответствовать остатку денег на расчетном счете (по выписке банка).

Основанием для отражения операций по счету 51 являются выписки банка. 

Выписка -  это копия лицевого счета предприятия, открытого банком. Выписка содержит номер счета предприятия и даты, за которые производились операции по расчетному счету (текущая и предыдущая). Храня денежные средства предприятия банк считает себя его должником, т.е. на эту сумму имеет кредиторскую задолженность. Поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет банк записывает по кредиту расчетного счета, а списания и выдачу наличными – по дебету. Обрабатывая выписки необходимо учитывать эту особенность и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списание – по кредиту.

Предприятие ежедневно получает от банка выписку с приложенными копиями документов, на основании которых зачислены или списаны средства.

Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51 «Расчетный счет».

Дебет                       Счет 51 «Расчетный счет»                                       Кредит

Поступление денежных средств

Корреспондирующий счет

Списание денежных средств

Корреспондирующий счет

Сальдо – остаток денежных средств  на начало периода

Из кассы предприятия

От покупателей за продукцию (работы, услуги)

От покупателей (заказчиков) аванс

Возврат излишне перечисленных  средств: налоги

Социальные фонды 

От разных дебиторов 

От арендатора арендная плата

От банка кредит

Сальдо – остаток денежных средств  на конец периода

-

50

62

62

68

69

76

91

66,67

-

В кассу предприятия 

На открытие аккредитива

В оплату задолженности поставщикам

Поставщикам и подрядчикам аванс

В оплату задолженности 

Бюджету

Социальным фондам

Учредителям

Кредиторам

Банку

50

55

60

60

68

69

75

76

66,67


 

8.3. Учет денежных средств на  валютных счетах

Валютные счета открываются  резидентам и нерезидентам в банках, имеющих лицензию ЦБ РФ на ведение валютных операций. Валютные счета могут открываться в следующих свободно конвертируемых валютах: австралийский доллар, австрийский шиллинг, английский фунт стерлингов, бельгийский франк, немецкая марка, голландский гульден, датская крона, итальянская лира, канадский доллар, норвежская крона, доллар США, финляндская марка, французский франк, шведская крона, швейцарский франк, японская иена, ЭКЮ, испанская песета, греческая драхма, ирландский фунт, португальское эскудо, сингапурский фунт, турецкая лира.

Валютные счета также могут  открываться в замкнутых (национальных) валютах в пределах установленных  квот на экспорт товаров (работ, услуг).

По экспортно-импортным операциям  наиболее часто применяются следующие формы расчетов: банковских перевод, расчеты по открытому счету, расчеты аккредитивами, расчеты по инкассо.

Все предприятия, включая предприятия  с иностранными инвестициями, обязаны 50% своей валютной выручки продать  на внутреннем рынке через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля.

На валютном счете учет одновременно ведется в валюте и  рублях (валюта, пересчитанная в рубли по курсу ЦБ РФ на день совершения операции.

Для учета операций открываются  два валютных счета: транзитный –для зачисления валютной выручки, ее продажи на внутреннем рынке и оплаты накладных расходов, и текущий –для учета наличия и движения иностранной валюты.

Дебет               Счет 52 «Транзитный валютный счет»                         Кредит

Поступление валютных средств

Корреспондирующий счет

Списание валютных средств

Корреспондирующий счет

От покупателей  продукции (работы, услуги)

62

В оплату накладных расходов за товары за рубежом

В процессе обязательной продажи валюты.

На текущий валютный счет

60,76

57

52 тек


 

Дебет                 Счет 52            «Текущий валютный счет»                  Кредит

Поступление валютных средств

Корреспон

Дирующий 

счет

Списание валютных средств

Корреспондирующий счет

Сальдо – остаток валютных средств  на начало периода

С транзитного валютного счета

Взносы в уставный капитал

При покупке валюты (по курсу ЦБ РФ)

От дебиторов

Доходы (дивиденды) от участия в  капитале

Кредит банка

Сальдо – остаток валютных средств  на конец периода

-

52 транз

75

76

76

91

66,67

-

Перечисление взносов в УК другого  предприятия

В оплату комиссионных банку за продажу  валюты

На  командировочные расходы

Для продажи на внутреннем рынке  (по курсу ЦБ РФ)

В оплату задолженности поставщикам

В оплату задолженности 

Учредителям

Кредиторам

Банку

58

91

50

57

60,76

75

76

66,67

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"