Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:44, курс лекций

Краткое описание

Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад. Материальные предпосылки становления учета - распад родового строя, появление семьи и частной собственности. Собственнику было необходимо систематически пересчитывать свое имущество для обеспечения его сохранности, рационального использования и приумножения.

Оглавление

Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии
1.1. История возникновения бухгалтерского учета
1.2. Предприятие – хозяйствующий субъект
1.3. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.5. Системы и принципы ведения бухгалтерского учета
1.5.1. Документирование
1.5.2. Оценка
1.5.3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись
1.5.4. Инвентаризация активов и пассивов предприятия
1.5.5. Бухгалтерский баланс и отчетность
1.6. Организация бухгалтерского учета на предприятии
Тема 2: Учет основных средств
2.1. Понятие основных средств, их классификация и оценка
2.2. Синтетический учет основных средств
2.3. Учет арендованных основных средств
Тема 3: Учет нематериальных активов
3.1. Понятие нематериальных активов
3.2. Синтетический учет нематериальных активов
Тема 4: Учет производственных запасов
4.1. Понятие производственных запасов, их классификация и оценка
4.2. Синтетический учет производственных запасов
Тема 5: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды
5.1. Организация оплаты труда и задачи ее учета
5.2. Синтетический учет расчетов по оплате труда
5.3. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Тема 6: Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
6.1. Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство
6.2. Синтетический учет затрат на производство
6.3. Синтетический учет коммерческих расходов
Тема 7: Учет готовой продукции и ее реализация
7.1. Понятие готовой продукции и ее оценка
7.2. Синтетический учет готовой продукции
7.3. Учет коммерческих расходов
7.4. Учет реализации продукции (работ, услуг) и расчетов с покупателями (заказчиками)
7.5. Особенности учета реализации товаров
Тема 8: Учет денежных средств и финансовых вложений
8.1. Учет кассовых операций
8.2. Учет денежных средств на расчетном счете
8.3. Учет денежных средств на валютных счетах
8.4. Учет операций на специальных счетах
8.5. Учет финансовых вложений
Тема 9: Учет расчетных и кредитных операций
9.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
9.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
9.3.Учет расчетов с подотчетными лицами
9.4. Учет отчислений на социальные нужды и расчетов с органами социального страхования и обеспечения
9.5. Учет расчетов с бюджетом
9.6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
9.7. Учет кредитов банков
Тема 10: Учет финансовых результатов
10.1. Состав финансового результата и порядок его формирования
10.1.1. Учет прибыли/убытка от обычной деятельности
10.1.2. Сальдо прочих доходов и расходов
10.2. Чистая прибыль организации. Учет прибыли (убытков) предприятия
10.3. Учет использования прибыли
Тема 11: Учет нераспределенной прибыли, капиталов, фондов и резервов
11.1. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)
11.2. Учет уставного капитала и расчет чистых активов
11.3. Учет добавочного и резервного капитала
11.4. Учет фондов целевого назначения и финансирования
Тема 12: Учет внешнеэкономической деятельности и валютных операций
12.1. Понятие валюты и валютных операций
12.2. Учет денежных средств на валютных счетах
12.3. Учет курсовых разниц
12.4. Учет суммовых разниц
12.5. Оформление и учет зарубежных командировок
Тема 13: Бухгалтерская отчетность предприятия
13.1. Порядок организации работ по завершению финансового года
13.2. Виды и содержание бухгалтерской отчетности
Тема 14: Понятие аудита и его роль в деятельности организации
14. 1. Термины и их определения
14.2. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц
14.3. Обязательный аудит
14.4. Этапы планирования аудита
14.5. Российский и западный подход к проведению аудиторских проверок
14.6. Ценообразование в аудите
Тема 15: Международная практика учета и отчетности
15.1. Типы моделей учета
15.2. Особенности систем учета зарубежных стран
15.3. МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности)
15.4. Унификация систем бухгалтерского учета
15.5. Структура и содержание бухгалтерского баланса
Тема 16: Взаимосвязь бухгалтерского , управленческого и налогового учета
16.1. Управленческий учет
16.2. Особенности ведения налогового учета в организации
Классификация бухгалтерских счетов

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

Расходы будущих периодов списываются  с  К  97  в  Д 25,26 в доле, относящейся к отчетному периоду.

На третьем этапе распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Учтенные предварительно на счетах 25,26 расходы сначала распределяются между выпущенной продукцией и остатками незавершенного производства пропорционально нормативной их величине.

Расходы, учтенные на счетах 25 и 26, списываются по окончании отчетного периода в Д 20 счета с К 25,26.

На четвертом этапе при наличии производственного брака на счете 28 выявляются окончательные потери от брака и списываются с К 28 в Д 20. По завершении данного этапа на счете 20 собираются все прямые и косвенные затраты на производство продукции (работ, услуг) за отчетный период.

На пятом этапе определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции. Для расчета фактической себестоимости определяется незавершенное производство на конец периода, т.е. затраты на продукцию, не прошедшую всех стадий обработки, испытаний, приемки, неукомплектованную.

Стоимость незавершенного производства остается как сальдо на счете 20 «Основное  производство» в разрезе каждого  изделия. Остальная сумма затрат списывается на выпущенную продукцию  (Д 43   К 20)

Аналитический учет по 20 счету организуется по видам изделий или услуг.

6.2. Синтетический учет затрат  на производство

Выбор метода учета затрат и калькулирования  себестоимости зависит от типа производственного процесса и от вида продукции.

Производственные процессы делятся  на следующие типы:

·      Единичное производство

·      Серийное производство

·      Массовое производство

·      Непрерывное производство.

Для определения себестоимости  применяются следующие методы:

·          Позаказный

·          Попроцессный.

Позаказный метод используется в единичном или серийном производстве, попроцессный метод  - в массовом и непрерывном производстве.

На практике часто производится комбинирование методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Для учета затрат на производство используются активные счета: 20 «Основное  производство»,23 - «Вспомогательные производства», 25 -«Общепроизводственные расходы», 26 -«Общехозяйственные расходы», 97- «Расходы будущих периодов», 28 – «Брак в производстве».

Дебет                       Счет 20 «Основное производство»                        Кредит

Формирование затрат

Корреспондирующий счет

Списание затрат

Корреспондирующий счет

Сальдо – стоимость основного незавершенного производство на начало периода

Начисление затрат по статьям калькуляции:

·         Стоимость материалов, покупных изделий и полуфабрикатов

·         стоимость топлива на технологические цели

·         Стоимость энергии на технологические цели

·         Основная заработная плата производ.рабочих

·         Отчисление на социальные нужды

·         Расходы на подготовку и освоение производства

·         Общепроизводственные расходы

·         Общехозяйственные расходы

·         Потери от брака

Сальдо – стоимость основного  незавершенного производство на конец  периода

-

10

10

60

70

69

97

25

26

28

Списание фактической производственной себестоимости готовой продукции:

1 вариант

·         по учетным ценам

·         отклонение фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам

2 вариант

фактическая себестоимость готовой  продукции

43

43

43


Для расчета сальдо по 20 счету применяется  следующая формула:

С  = З + О1 - В - О2  , где

З    – затраты за месяц (дебетовый оборот по счету 20),

О1 – незавершенное производство на начало месяца (Д 20 на начало месяца),

В   – возвраты и списания (кредитовый оборот счета 20),

О2 – незавершенное производство на конец месяца (Д 20 на конец месяца).

6.3. Синтетический учет коммерческих  расходов

Учет затрат при ведении торговой деятельности аналогичен учету затрат на производство. Применяется активный  счет 44 «Расходы на продажу»

Дебет                       Счет 44 «Расходы на продажу»                             Кредит

Формирование затрат

Корреспондирующий счет

Списание затрат

Корреспондирующий счет

Сальдо –остаток затрат на начало периода

Начисление затрат:

·         Стоимость материалов, тары,

·         Расходы по арендной плате, э/энергии, водоснабжению и т.п.

·         Основная заработная плата

·         Отчисление на социальные нужды

·         Расходы будущих периодов

·         Общехозяйственные расходы

Сальдо –остаток затрат на конец  периода

-

10

60

70

69

97

26

Списание затрат

90


При формировании конечного сальдо выделяются транспортные расходы (доставка покупных товаров до склада), в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Все остальные расходы, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Сумма прямых расходов, относящаяся, к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1. Определяется сумма транспортных  расходов, приходящихся на остаток  товаров на складе на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

2. Определяется стоимость товаров,  реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров  на складе на конец месяца.

3. Рассчитывается средний процент  как отношение суммы транспортных  расходов к стоимости товаров.

4. Определяется сумма транспортных  расходов, относящаяся к остатку  товаров на складе, как произведение  среднего процента на стоимость  остатка товаров на конец месяца.

Пример.

руб.

Счет 41 "Товары"

Счет 44 "Расходы на продажу"

субсчет "Транспортные расходы")

Остаток на начало отчетного периода

Поступило за отчетный период

Реализовано за отчетный период

Остаток на конец отчетного периода

Остаток на начало отчетного периода

Произведено за отчетный период

Учтено за отчетный период

Остаток на конец отчетного периода

Сальдо счета 41

Оборот по Дебету счета 41

Оборот по Кредиту счета 41

Сальдо счета 41

Сальдо счета 44

Оборот по Дебету счета 44, субсчет  «Транспортные расходы»

Оборот по Кредиту счета 44, субсчет  «Транспортные расходы»

Сальдо счета 44

320 000

440 000

300 000

460 000

300

1 500

696

1 104


1. Суммируются транспортные расходы  на остаток товаров на начало  периода и произведенные в  отчетном периоде: 1800 руб. (300 руб. + 1500 руб.).

2. Определяется сумма товаров,  реализованных в отчетном  месяце, и остатка товаров на конец месяца: 760 000 руб. (300 000 руб. + 460 000 руб.).

3. Определяется средний процент  транспортных расходов к общей  стоимости товаров: 0,24% (1800 руб. : 760 000 руб. х 100%).

4. Умножением суммы остатка товаров  на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца: 1104 руб. (460 000 руб. х 0,24%).

5. Подлежит списанию в отчетном  периоде сумма транспортных расходов:

696 руб. (300 руб. + 1500 руб. - 1104 руб.).

Расходы на рекламу.

Реклама - это распространяемая в  любой форме с помощью любых  средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях  и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного  круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Согласно пп.28 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых услуг. В п.4 ст.264 НК РФ указаны три группы расходов на рекламу, которые принимаются на расходы в полном объеме, а именно:

·      расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

·      расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

·      расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов.

Остальные расходы учитываются  только в пределах 1 % выручки от реализации за отчетный налоговый период.

Пример: рекламные расходы  на транспортном средстве (автобус) произведены на сумму 17000 рублей, выручка от реализации – 1500000 руб. Следовательно, 1% = 15000 руб., 17000-15000=2000 руб. к расходам для целей налогообложения не относятся.

Представительские расходы

Согласно п.2 статьи 264 представительские  расходы - расходы налогоплательщика  на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих  в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий, расходы на проведение официального приема для указанных лиц и другие аналогичные расходы.

Представительские расходы в течение  отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов  на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Расходы на оплату процентов банков

Принимаются в размере ставки рефинансирования, увеличенной на 10%.

Пример. ЗАО "Актив" получило кредит в сумме 500 000 руб. под 18 % годовых. Ставка рефинансирования, установленная Банком России, составила 12 % годовых.

Облагаемую прибыль уменьшают проценты, рассчитанные исходя из ставки рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза.

Ставка процентов, которые учитываются  при налогообложении, составит:

12% x 1,1 = 13,2%.

Этот показатель меньше, чем проценты по займу, которые платит фирма.

Следовательно, в состав внереализационных  расходов можно включить проценты в  пределах 13,2 процента годовых.

Сумма процентов, учитываемых при  налогообложении прибыли, составит:

500 000 руб. x 13,2% = 66 000 руб.

Расходы на компенсации (использование личного автотранспорта)

Постановление Правительства РФ от 08.02. 02 г. N 92

Нормы расходов организаций на выплату  компенсации за использование для  служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:                                         

                                           (рублей в месяц)      

 легковые автомобили с      

  рабочим объемом двигателя   

 до 2000 куб. см включительно                 - 1200   

 свыше 2000 куб. см                                   - 1500    

 мотоциклы                                                 - 600.

Тема 7: Учет готовой продукции и  ее реализация

Настоящий раздел посвящен организации  учета готовой продукции, выполненных  работ и оказанных услуг. Дается понятие готовой продукции, способы  ее оценки.

7.1. Понятие готовой продукции  и ее оценка

Готовой продукцией называется продукция, которая полностью закончена обработкой, принята техническим контролем, сдана на склад, или принята заказчиком, согласно акту приемки. Изделия, не прошедшие всех стадий обработки и не принятые техническим контролем, учитываются в составе незавершенного производства.

Готовая продукция оценивается в учете по фактической производственной себестоимости или по учетной цене, в зависимости от установленного учетной политикой варианта учета.

В этой оценке она отражается и  в балансе предприятия.

При организации синтетического учета готовой продукции по фактической производственной себестоимости ведется аналитический учет отдельных наименований готовой продукции. Как правило, такая оценка применяется в индивидуальном производстве продукции. Для других производств такой способ оценки слишком трудоемок, поэтому применяется оценка готовой продукции по учетным ценам. В качестве учетных цен могут быть использованы: плановая или нормативная себестоимость, отпускная цена, договорные цены и т.п.

При использовании в текущем  учете учетных цен выделяются отклонения фактической производственной себестоимости от их стоимости по учетным ценам. Эти отклонения отражаются не по отдельным наименованиям, а по однородным группам готовых изделий.

При организации синтетического учета  готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости аналитический учет ведется в той же оценке. По окончании отчетного периода (месяца) определяются и отдельно учитываются отклонения фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой) себестоимости готовой продукции.

7.2. Синтетический учет готовой  продукции

Жизненный цикл готовой продукции  на предприятии составляют этапы: выпуск из производства – отпуск (отгрузка) покупателям. В соответствии с этим в учете выделяются следующие  группы учетных операций: учет выпуска, учет отгрузки (отпуска) и расходов, связанных со сбытом.

Активный счет 43 "Готовая продукция" предназначен для учета (наличия) готовой  продукции, ее движения (поступление, отгрузка). Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность.

Готовые изделия, приобретенные для  комплектации (стоимость которых  не включается в себестоимость выпускаемой  продукции организации) или в  качестве товаров для продажи, учитываются на счете 41 "Товары". Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 "Готовая продукция" не отражается, а фактические затраты по ним по мере продажи списываются со счетов учета затрат на производство на счет 90 "Продажи".

Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции, изготовленной для продажи, в том числе и продукции, частично предназначенной для собственных нужд организации, отражается по дебету счета 43 "Готовая продукция" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".

При признании в бухгалтерском  учете выручки от продажи готовой  продукции ее стоимость списывается  со счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 90 "Продажи".

Если выручка от продажи отгруженной  продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), то до момента признания выручки эта продукция учитывается на счете 45 "Товары отгруженные". При фактической отгрузке ее производится запись по кредиту счета 43 "Готовая продукция" в корреспонденции со счетом 45 "Товары отгруженные".

При учете готовой продукции  на синтетическом счете 43 "Готовая  продукция" по фактической производственной себестоимости в аналитическом  учете движение ее отдельных наименований возможно отражать по учетным ценам (плановой себестоимости, отпускным ценам и т.п.) с выделением отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам. Такие отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции, которые формируются организацией исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"