Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:44, курс лекций

Краткое описание

Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад. Материальные предпосылки становления учета - распад родового строя, появление семьи и частной собственности. Собственнику было необходимо систематически пересчитывать свое имущество для обеспечения его сохранности, рационального использования и приумножения.

Оглавление

Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии
1.1. История возникновения бухгалтерского учета
1.2. Предприятие – хозяйствующий субъект
1.3. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.5. Системы и принципы ведения бухгалтерского учета
1.5.1. Документирование
1.5.2. Оценка
1.5.3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись
1.5.4. Инвентаризация активов и пассивов предприятия
1.5.5. Бухгалтерский баланс и отчетность
1.6. Организация бухгалтерского учета на предприятии
Тема 2: Учет основных средств
2.1. Понятие основных средств, их классификация и оценка
2.2. Синтетический учет основных средств
2.3. Учет арендованных основных средств
Тема 3: Учет нематериальных активов
3.1. Понятие нематериальных активов
3.2. Синтетический учет нематериальных активов
Тема 4: Учет производственных запасов
4.1. Понятие производственных запасов, их классификация и оценка
4.2. Синтетический учет производственных запасов
Тема 5: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды
5.1. Организация оплаты труда и задачи ее учета
5.2. Синтетический учет расчетов по оплате труда
5.3. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Тема 6: Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
6.1. Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство
6.2. Синтетический учет затрат на производство
6.3. Синтетический учет коммерческих расходов
Тема 7: Учет готовой продукции и ее реализация
7.1. Понятие готовой продукции и ее оценка
7.2. Синтетический учет готовой продукции
7.3. Учет коммерческих расходов
7.4. Учет реализации продукции (работ, услуг) и расчетов с покупателями (заказчиками)
7.5. Особенности учета реализации товаров
Тема 8: Учет денежных средств и финансовых вложений
8.1. Учет кассовых операций
8.2. Учет денежных средств на расчетном счете
8.3. Учет денежных средств на валютных счетах
8.4. Учет операций на специальных счетах
8.5. Учет финансовых вложений
Тема 9: Учет расчетных и кредитных операций
9.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
9.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
9.3.Учет расчетов с подотчетными лицами
9.4. Учет отчислений на социальные нужды и расчетов с органами социального страхования и обеспечения
9.5. Учет расчетов с бюджетом
9.6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
9.7. Учет кредитов банков
Тема 10: Учет финансовых результатов
10.1. Состав финансового результата и порядок его формирования
10.1.1. Учет прибыли/убытка от обычной деятельности
10.1.2. Сальдо прочих доходов и расходов
10.2. Чистая прибыль организации. Учет прибыли (убытков) предприятия
10.3. Учет использования прибыли
Тема 11: Учет нераспределенной прибыли, капиталов, фондов и резервов
11.1. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)
11.2. Учет уставного капитала и расчет чистых активов
11.3. Учет добавочного и резервного капитала
11.4. Учет фондов целевого назначения и финансирования
Тема 12: Учет внешнеэкономической деятельности и валютных операций
12.1. Понятие валюты и валютных операций
12.2. Учет денежных средств на валютных счетах
12.3. Учет курсовых разниц
12.4. Учет суммовых разниц
12.5. Оформление и учет зарубежных командировок
Тема 13: Бухгалтерская отчетность предприятия
13.1. Порядок организации работ по завершению финансового года
13.2. Виды и содержание бухгалтерской отчетности
Тема 14: Понятие аудита и его роль в деятельности организации
14. 1. Термины и их определения
14.2. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц
14.3. Обязательный аудит
14.4. Этапы планирования аудита
14.5. Российский и западный подход к проведению аудиторских проверок
14.6. Ценообразование в аудите
Тема 15: Международная практика учета и отчетности
15.1. Типы моделей учета
15.2. Особенности систем учета зарубежных стран
15.3. МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности)
15.4. Унификация систем бухгалтерского учета
15.5. Структура и содержание бухгалтерского баланса
Тема 16: Взаимосвязь бухгалтерского , управленческого и налогового учета
16.1. Управленческий учет
16.2. Особенности ведения налогового учета в организации
Классификация бухгалтерских счетов

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

Материальные ценности, оставшиеся от списания основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания с зачислением на финансовые результаты ( Д  10  К 91).

2.3. Учет арендованных основных  средств

Понятие аренды основных средств. 

По договору аренды арендодатель обязуется  предоставить арендатору имущество за плату во временное владение  и пользование. Договор аренды должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды здания или сооружения сроком не менее года подлежит государственной регистрации.

Существует два вида аренды:

1.    Текущая аренда

2.    Долгосрочная (финансовая, лизинг) аренда (с выкупом основных средств)

Учет текущей аренды у арендодателя (арендатора) включает в себя следующие разделы:

·        Сдача (прием) основных средств в аренду

·        Начисление арендной платы к получению (к перечислению)

·        Отражение затрат по ремонту и капитальным вложениям по арендованным основным средствам

·        Возврат арендованных основных средств.

При сдаче основных  средств в текущую аренду перехода права собственности не происходит, поэтому у арендодателя переданные в аренду основные средства с баланса не снимаются (амортизация начисляется с Д 91  К 02), а у арендатора – ставятся на забалансовый учет  (Д  001).

Суммы начисленных арендных платежей:

·        У арендодателя – включаются с состав прочих операционных доходов 

(Д 76  К  91) и по ним начисляется НДС  (Д 91  К 68)

·        У арендатора – включаются в издержки производства и обращения               (Д 20,26,44    К 76), НДС отражается на счете 19  (Д19  К 76).

Затраты по текущему ремонту арендованных основных средств, производимых арендатором, включаются в издержки производства и обращения  (Д20,26,44,43    К 10,70,69…).

Учет долгосрочной аренды (лизинг).

Лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества  и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Предметом лизинга могут быть любые  непотребляемые вещи, в том числе предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные  объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения.

Отношения при лизинге определяются ФЗ «О лизинге» №164-ФЗ от 29.10.98 г.

Для учета операций долгосрочной аренды (лизинга) в новом плане счетов используются 3 счета:

08 – вложения во внеоборотные активы

62 – расчеты с покупателями  и заказчиками

76 – расчеты с разными дебиторами  и кредиторами

98 – доходы будущих периодов

08,76 для арендатора, 03 и 97 для  арендатора.

Пример: Арендодатель отдает в аренду с правом выкупа ОС, первоначальная стоимость которых 120000, износ 24000. Цена соглашения 150000 под 10% годовых от цены соглашения сроком на 5 лет.

У арендодателя:

1)     списывается с баланса стоимость объекта

 №

Содержание

Дебет

Кредит

Сумма

1

Списывается амортизация по объекту

02

01

24000

2

Списывается остаточная стоимость  объекта

91

01

96000

120000-24000

3

Передаются в аренду ОС по цене соглашения

62

91

150000

4

Списывается разница между остаточной стоимостью и ценой соглашения

91

98

54000

150000-96000

5

Отражается в учете сумма  начисленных процентов

62

91

15000

10% годовых

6

Ежегодное списание части сумм, учтенных как доходы будущих периодов на прибыль  отчетного года

98

91

10800

54000:5 лет

7

Поступление годовой арендной платы  от арендатора и процентов

51,50

62

45000

(150000:5лет)=30000+15000


По истечении срока действия договора сч. 62 закрывается.

Списав таким образом предмет  лизинга со своего баланса, лизингодатель  принимает его на забалансовый учет на счет 011 "Основные средства, сданные  в аренду"). На забалансовом учете  предмет лизинга числится в оценке, указанной в договоре лизинга.

У арендатора, арендующего ОС на условиях долгосрочной аренды возникает следующая  хозяйственная ситуация:

-         с одной стороны, арендованное ОС показывается в балансе как часть имущества

-         с другой стороны, как подлежащее оплате обязательство

Содержание

Дебет

Кредит

Сумма

1

Вступление в силу арендного  договора

08

01

76

08

150000

150000

2

Начисление амортизации

20,26,44

02

3000

3

Выплата арендной платы 

76

50,51

30000

4

Начисление процентов по договору

91(84)

76

15000

5

Выплата начисленных процентов

76

50,51

15000


В конце срока действия арендного  договора сч. 76 закрывается, выкупленные  ОС переводятся в состав собственных  основных средств  Д 01/2   К 01/1  150000, начисленный износ переносится с одного субсчета на другой Д 02/2  К 02/1.

Тема 3: Учет нематериальных активов

Раздел знакомит с содержанием  нематериальных активов, основанием возникновения  прав на них, порядком учета.

Учет нематериальных активов регулируется следующим нормативным документом: Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 г. N 91н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000".

3.1. Понятие нематериальных активов

Нематериальные  активы – это условная стоимость промышленной и интеллектуальной собственности и другие имущественные права, на которые распространяется право собственности предприятия. НА используются в течение длительного периода (свыше 1 года) и приносят доход.

К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты - объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

·               исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель;

·               исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

·               имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

·               исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

·               исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериальных активов учитываются также:

·               деловая репутация организации

·               организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

Нематериальные активы похожи на основные средства: используются в течение длительного периода, приносят прибыль, с течением времени большая часть из них теряет свою стоимость. Но они имеют и особенности – отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, большая неопределенность при определении прибыли от ее применения.

Права на нематериальные активы могут  возникнуть на основании:

§          авторских договоров

§          патентов (свидетельств)

§          договоров о передаче «ноу-хау»

§          учредительных документов

§          договоров купли-продажи.

3.2. Синтетический учет нематериальных  активов

Жизненный цикл НА содержит следующие  этапы: поступление – участие  в производственном процессе – выбытие. Учет нематериальных активов в бухгалтерии  ведется по их видам и отдельным  объектам. Учет нематериальных активов ведется на основе документов, аналогичных основным средствам (акт приемки нематериальных активов, акт передачи и т.п.), основанием для составления акта приемки служат такие документы, как патенты, договора купли-продажи свидетельства и т.д.. 

Синтетический учет НА ведется на активном счете 04 «Нематериальные активы»  по первоначальной стоимости.

Дебет                        Счет 04 «Нематериальные активы»                      Кредит

Поступление нематериальных активов

Корреспондирующий счет

Выбытие нематериальных активов

Корреспондирующий счет

Сальдо – стоимость нематериальных активов на начало периода

Разработка своими силами или силами сторонних организаций

Покупка нематериальных активов

Вклад в уставной капитал

Сальдо – стоимость нематериальных активов на конец периода

-

08

08

75

-

Реализация или другое выбытие  нематериальных активов

Списание амортизации при выбытии  нематериального актива

91

05


Учет поступления нематериальных активов и их налогообложение.

Поступление НА может осуществляться в виде:

§      вклада в уставный капитал по согласованной оценке учредителей. В соответствии с законом «Об акционерных обществах», если стоимость вносимого в уставный капитал нематериального актива более 200 ММОТ , то требуется его оценка независимым оценщиком  (Д 04  К75). Организационные расходы включаются в состав нематериальных активов только в том случае, если они вносятся как вклад в уставный капитал.

§      безвозмездного получения, относятся к прочим доходам  (Д  04  К 91), для целей налогообложения включаются в состав налогооблагаемой прибыли, принимаются по рыночной стоимости, но не ниже, чем у передающей стороны.

§      приобретения и разработки собственными силами. Все затраты на приобретение и сопровождающие этот процесс накапливаются  на 08 счете (Д 08  К 60),        НДС,     уплаченный при покупке относится на 19 счет  (Д 19  К 60). Со счета 19 НДС списывается по мере уплаты и ввода в эксплуатацию в уменьшение задолженности в бюджет ( Д 68   К 19).

Учет амортизации  нематериальных активов.

Стоимость НА включается в себестоимость  продукции путем начисления амортизации. Не начисляется амортизация по организационным  расходам, признанным вкладом в уставный капитал, товарным знакам и знакам обслуживания, по нематериальным активам, полученным по договорам дарения, безвозмездно и приобретенным за счет бюджетных средств.

Срок полезного использования  нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования  нематериальных активов производится исходя из:

·               срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;

·               ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход).

По нематериальным активам, по которым  невозможно определить срок полезного  использования, нормы амортизационных  отчислений устанавливаются в расчете  на 20 лет (но не более срока деятельности организации).

Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого  числа месяца, следующего за месяцем  принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного  погашения стоимости этого объекта  либо выбытия этого объекта с бухгалтерского учета в связи с уступкой (утратой) организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Амортизация нематериальных активов производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений:

·          линейный способ;

·          способ уменьшаемого остатка;

·          способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов по группе однородных нематериальных активов  производится в течение всего  их срока полезного использования. В течение срока полезного использования нематериальных активов начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев консервации организации.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"