Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:44, курс лекций

Краткое описание

Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад. Материальные предпосылки становления учета - распад родового строя, появление семьи и частной собственности. Собственнику было необходимо систематически пересчитывать свое имущество для обеспечения его сохранности, рационального использования и приумножения.

Оглавление

Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии
1.1. История возникновения бухгалтерского учета
1.2. Предприятие – хозяйствующий субъект
1.3. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.5. Системы и принципы ведения бухгалтерского учета
1.5.1. Документирование
1.5.2. Оценка
1.5.3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись
1.5.4. Инвентаризация активов и пассивов предприятия
1.5.5. Бухгалтерский баланс и отчетность
1.6. Организация бухгалтерского учета на предприятии
Тема 2: Учет основных средств
2.1. Понятие основных средств, их классификация и оценка
2.2. Синтетический учет основных средств
2.3. Учет арендованных основных средств
Тема 3: Учет нематериальных активов
3.1. Понятие нематериальных активов
3.2. Синтетический учет нематериальных активов
Тема 4: Учет производственных запасов
4.1. Понятие производственных запасов, их классификация и оценка
4.2. Синтетический учет производственных запасов
Тема 5: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды
5.1. Организация оплаты труда и задачи ее учета
5.2. Синтетический учет расчетов по оплате труда
5.3. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Тема 6: Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
6.1. Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство
6.2. Синтетический учет затрат на производство
6.3. Синтетический учет коммерческих расходов
Тема 7: Учет готовой продукции и ее реализация
7.1. Понятие готовой продукции и ее оценка
7.2. Синтетический учет готовой продукции
7.3. Учет коммерческих расходов
7.4. Учет реализации продукции (работ, услуг) и расчетов с покупателями (заказчиками)
7.5. Особенности учета реализации товаров
Тема 8: Учет денежных средств и финансовых вложений
8.1. Учет кассовых операций
8.2. Учет денежных средств на расчетном счете
8.3. Учет денежных средств на валютных счетах
8.4. Учет операций на специальных счетах
8.5. Учет финансовых вложений
Тема 9: Учет расчетных и кредитных операций
9.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
9.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
9.3.Учет расчетов с подотчетными лицами
9.4. Учет отчислений на социальные нужды и расчетов с органами социального страхования и обеспечения
9.5. Учет расчетов с бюджетом
9.6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
9.7. Учет кредитов банков
Тема 10: Учет финансовых результатов
10.1. Состав финансового результата и порядок его формирования
10.1.1. Учет прибыли/убытка от обычной деятельности
10.1.2. Сальдо прочих доходов и расходов
10.2. Чистая прибыль организации. Учет прибыли (убытков) предприятия
10.3. Учет использования прибыли
Тема 11: Учет нераспределенной прибыли, капиталов, фондов и резервов
11.1. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)
11.2. Учет уставного капитала и расчет чистых активов
11.3. Учет добавочного и резервного капитала
11.4. Учет фондов целевого назначения и финансирования
Тема 12: Учет внешнеэкономической деятельности и валютных операций
12.1. Понятие валюты и валютных операций
12.2. Учет денежных средств на валютных счетах
12.3. Учет курсовых разниц
12.4. Учет суммовых разниц
12.5. Оформление и учет зарубежных командировок
Тема 13: Бухгалтерская отчетность предприятия
13.1. Порядок организации работ по завершению финансового года
13.2. Виды и содержание бухгалтерской отчетности
Тема 14: Понятие аудита и его роль в деятельности организации
14. 1. Термины и их определения
14.2. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц
14.3. Обязательный аудит
14.4. Этапы планирования аудита
14.5. Российский и западный подход к проведению аудиторских проверок
14.6. Ценообразование в аудите
Тема 15: Международная практика учета и отчетности
15.1. Типы моделей учета
15.2. Особенности систем учета зарубежных стран
15.3. МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности)
15.4. Унификация систем бухгалтерского учета
15.5. Структура и содержание бухгалтерского баланса
Тема 16: Взаимосвязь бухгалтерского , управленческого и налогового учета
16.1. Управленческий учет
16.2. Особенности ведения налогового учета в организации
Классификация бухгалтерских счетов

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

Жизненный цикл ОС содержит следующие  этапы: поступление – участие  в производственном процессе – выбытие. Учет основных средств в бухгалтерии  ведется по классификационным группам  в разрезе инвентарных объектов.

Инвентарным объектом является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, предназначенный для выполнения самостоятельных функций.

Синтетический учет ОС ведется на счете 01 «Основные средства». Основные средства на нем показываются по первоначальной восстановительной стоимости.

Аналитический учет по счету 01 "Основные средства" ведется по отдельным  инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность  получения данных о наличии и  движении основных средств, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам нахождения и т.д.).

Дебет                             Счет 01 «Основные средства»                          Кредит

Поступление основных средств

Корреспондирующий счет

Выбытие основных средств

Корреспондирующий счет

Сальдо – стоимость основных средств на начало периода

Возврат лизингового имущества  от лизингополучателя 

Ввод в эксплуатацию основных средств

Вклад в уставной капитал

Увеличение стоимости ОС при  переоценке

Сальдо – стоимость основных средств на конец периода

-

03

08,90

75

83

-

Реализация и ликвидация основных средств

Недостача или порча, выявленные при  инвентаризации

Безвозмездное передача основных средств

Уменьшение стоимости ОС при  переоценке

91

94

91

83


Учет поступления основных средств и их налогообложения.

Поступление основных средств может  осуществляться в виде:

·        вклада в уставный капитал

·        безвозмездного получения

·        приобретения

·        оприходования неучтенных объектов и др.

При вкладе ОС в уставный капитал их стоимость определяется по согласованной оценке учредителей. Вклады в уставной капитал НДС не облагаются.(Д 01    К 75)

Безвозмездное получение от юридических лиц отражается в составе добавочного капитала по рыночной стоимости (Д 01   К 91) и подлежит включению в состав налогооблагаемой прибыли расчетным путем. С вводом в действие второй части Гражданского Кодекса РФ с 01.03.96 г. в соответствии со статьей 575 в отношениях между коммерческими организациями не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 5 ММОТ. Предприятия, получившие безвозмездно основные средства, учитывают их на счете 01 по рыночной стоимости, права на возмещение (зачет) НДС по таким основным средствам не имеют и сами не являются плательщиками НДС.

Приобретение основных средств производится за счет капитальных вложений, которые могут осуществляться в следующих формах:

·        строительство объектов основных средств

·        приобретение объектов основных средств.

При приобретении основных средств путем строительства (здания, сооружения, передаточные устройства и т.п.) учет ведется в зависимости от способа строительства:

·        подрядный

·        хозяйственный.

При подрядном способе строительства  строительные работы по их окончании принимаются у подрядчика. При хозяйственном способе в бухгалтерии отражаются фактически произведенные затраты (Д 08 К  02,05,10,70,69…). Стоимость строительных работ увеличивается на сумму НДС по соответствующей ставке. Эти затраты учитываются в составе незавершенного производства по стоимости, включающей в себя цену и НДС до их ввода в эксплуатацию (Д08    К 60). По завершении строительства объекта  составляется акт ввода в эксплуатацию данного объекта основных средств   (Д01  К08).

При приобретении оборудования, требующего монтажа, порядок отражения хозяйственных операций следующий:

·        стоимость оборудования и транспортные расходы по его доставке отражаются на счете 07 (Д 07  К 60)

·        монтажные работы, материалы, заработная плата по монтажу и т.п. по фактическим затратам отражаются на счете 07  (Д 07 К 60,10,70,69…)

·        Завершение монтажа Д 08  К 07)

·        Акт ввода в эксплуатацию и включение оборудования в состав основных средств (Д 01   К 08).

Приобретение  отдельных объектов основных средств (кроме строительства, земельных участков и объектов природопользования) отражается на счете 08 по фактическим затратам с выделением НДС на счете 19 (Д 08  К 60,  Д 19 НДС  К 60). При вводе в эксплуатацию основных производственных средств НДС, уплаченный поставщикам и таможенным органам и учтенный на счете 19, списывается полностью в зачет бюджету  (Д 68 НДС  К 19). Кроме НДС, по подакцизным основным средствам (в настоящее время  - это автомобили) предприятия уплачивают акцизы изготовителям в составе договорной цены, а по импортным основным средствам акцизы уплачивают на таможне. Уплаченный на таможне акциз включается в первоначальную стоимость основных средств.

При обнаружении в результате инвентаризации неучтенных объектов основных средств производится их оприходование по рыночной стоимости с зачислением этой стоимости на финансовый результат  (Д 01  К91).

Учет износа (амортизации) основных средств.

Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации.

Не  начисляется амортизация по основным средствам, полученным по договору дарения или безвозмездно в процессе приватизации, по жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного и дорожного хозяйств, многолетним насаждениям, приобретенным библиотечным фондам (книгам, брошюрам), продуктивному скоту, земельным участкам и объектам природопользования.

Начисление  амортизации проводится в течение  срока полезного использования. Срок полезного использования –  это период, в течение которого использование объекта основных средств  призвано приносить доход или служить для выполнения целей деятельности предприятия. Срок полезного использования объекта определяется при приемке его на учет. Для этого используются либо централизованные данные, либо из технических условий объекта. При отсутствии  таких данных для определения срока полезного использования принимают в расчет:

·     Ожидаемый срок эксплуатации объекта в соответствии с ожидаемой производительностью

·     Ожидаемый физический износ в зависимости от режима эксплуатации, естественных условий, естественных условий, влияния агрессивной среды, системы ремонтов

·     Нормативно-правовые и другие ограничения использования этого объекта (например, срок аренды).

Приостанавливается  начисление амортизации по объектам, которыми по решению руководителя предприятия находятся на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев или переведены на консервацию на срок свыше трех месяцев.

Амортизация (А) для целей бухгалтерского учета начисляется одним из способов:

·        Линейным

·        Способом уменьшающего остатка

·        Способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

·        Способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Линейный способ – списание стоимости объекта равными суммами в течение срока его службы. Например:

Первоначальная стоимость объекта 10000 руб. при сроке службы 5 лет, годовая  сумма амортизации равна 10000:5=2000 руб.

Норма амортизации  (На) является постоянной и выражается в % (5 лет – 20%), накопленная амортизация равномерно увеличивается, а остаточная стоимость равномерно уменьшается до достижения нулевого значения.

А =  С перв   х   На / 100

Способ уменьшающегося остатка – списание стоимости объекта в первые годы эксплуатации большими суммами  по сравнению с суммами, начисленными в дальнейшем. Например: данные из предыдущего примера. Норма приказом руководителя установлена в 40% годовых (удвоена).

Сумма амортизации составит:

В первый год        –   10000  Х  40  : 100 =  4000 руб.

Во второй год       –   6000    Х  40  : 100 =  2400 руб.

В третий год         –   3600    Х  40  : 100 =  1440 руб.

В четвертый год   –   2160    Х  40  : 100 =    864 руб.

В петый год          –   1296    Х  40  : 100 =    518,4 руб.                                               

  Итого             9222,4 руб.

Способ уменьшающего остатка не сводит остаточную стоимость до нуля в течение срока полезного  использования, т.к. норма амортизации  применяется к уменьшающейся (остаточной стоимости), а не к первоначальной как в линейном способе.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет  срока полезного использования (способ суммы годичных чисел) – это также способ ускоренной амортизации, по которому стоимость основных средств списывается в сумме, равной долям оставшихся лет в общей сумме лет. Например: (данные те же)

Сумма годичных чисел равна    5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 15

В первый год        –   10000  Х   5 : 15 =  3333,3 руб.

Во второй год       –   10000  Х   4 : 15 =  2666,7 руб.

В третий год         –   10000  Х   3 : 15 =  2000,0 руб.

В четвертый год   –   10000  Х   2 : 15 =  1333,3 руб.

В петый год          –   10000  Х   1 : 15 =    666,7 руб.                                        

 Итого                 10000 руб.

А =  С перв   х   К,

Где К расчетный коэффициент, в числителе которого число лет, оставшихся до конца службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – это начисление амортизации в зависимости от объема выпущенной продукции и может применяться только для объектов, непосредственно участвующих в производстве. Например: объект стоит 10000 руб., на нем можно произвести 50000 единиц продукции. Амортизация составляет 0,2 руб. на одну произведенную единицу.

В первый год произведено 16000 ед.продукции, амортизация  = 3200 руб.

Во второй год   - 14000 ед.продукции,      амортизация  = 2800 руб. и т.д.  

 А =  Оф   х  С перв  /  Он,

Где Оф –фактический объем продукции, Он –нормируемый объем продукции.

Амортизация основных средств начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету и начисляется до полного погашения стоимости этого объекта либо списания объекта по какой-либо причине. Начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания объекта с бухгалтерского учета.

Учет амортизации основных средств  ведется на пассивном счете 02 «Амортизация основных средств»:

Дебет                 Счет 02 «Амортизация основных средств»                     Кредит

Уменьшение износа

Корреспондирующий счет

Уменьшение износа

Корреспондирующий счет

Реализация и прочее выбытие  основных средств

01

Сальдо – сумма начисленного износа основных средств на начало периода

Начисление износа по ОС:

Основного производства

Торгового назначения

Сданным в текущую аренду

Непроизводственного назначения

Сальдо – сумма начисленного износа основных средств на конец  периода

-

20

44

91

91

-


Учет ремонтов основных средств.

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются. Для поддержания их в исправности производится ремонт основных средств. По объему и периодичности выполнения различают текущий, средний и капитальный ремонт основных средств. Текущий и средний – это частичная замена деталей, исправление отдельных частей объекта и т.п. Капитальный – смена изношенных конструкций или замена их на более прочные и экономичные, за исключением полной замены основных конструкций (каменные и бетонные фундаменты, трубы подземных сетей опоры мостов и т.р.)  Все виды ремонтов производятся за счет издержек производства и обращения.

Д 20, 23, 25,26         К 60   цена ремонта

Д 19                          К 60   НДС, включенный в счет

Учет выбытия  основных средств и их налогообложение.

Выбытие основных средств может осуществляться в результате:

·        Финансовых вложений в уставные капиталы других предприятий

·        Передачи в совместную деятельность

·        Безвозмездной передачи

·        Реализации

·        Ликвидации по причине физического или морального износа

·        Утраты или порчи объектов, выявленных при инвентаризации

Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной  ликвидации, передачи безвозмездно и  др.) к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 "Основные средства" на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Все операции выбытия основных средств  отражаются через счет 91 «Прочие  доходы и расходы», операционный, бессальдовый:

Дебет                         Счет 91 «Прочие доходы и расходы»                   Кредит

Затраты, связанные с выбытием основных средств

Корреспондирующий счет

Доходы, связанные с выбытием основных средств

Корреспондирующий счет

Остаточная стоимость выбывших ОС

Расходы, связанные с выбытием ОС

НДС по выбывшим ОС

Доход от выбытия  ОС

01

60,69,70

68

99

Выручка от реализации ОС

Убыток от выбытия ОС

Убыток от выбытия ОС, подвергшихся дооценке:

А) в пределах дооценки

В) оставшаяся сумма

62,76

99

83

99


Результат от выбытия основных средств  определяется на операционном счете 91, по дебету которого собираются все  затраты, связанные с выбытием, а по кредиту – все доходы. Выявленный на счете 91 результат списывается на финансовые результаты (прибыль – Д 91  К 99, убыток – Д  99  К 91), при этом убыток не уменьшает налогооблагаемую базу.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"