Контроллинг как метод управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение понятия "контроллинг", реального использования его в практической деятельности в качестве метода управления. Выполнение поставленной цели может быть достигнуто через следующих задач:
раскрытия положительных аспектов в использовании контроллинга,
выявления основных особенностей процесса контроллинга в деятельности предприятий,
рассмотрения практического примера применения контроллинга в управлении затратами предприятия.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы контроллинга…………………………………...4
Сущность, цели и функции контроллинга ………………..………………...4
1.2 Стратегический и оперативный контроллинг…………………………..…...6
1.3 Контроллинг как методика совершенствования практической деятельности предприятия…………………………………………..…………………………….9
1.4 Расчет затрат в контроллинге………………………………………………...14
Глава 2. Применение методологии контроллинга на практике.
Функционально – стоимостной анализ деятельности ООО «Оберег…….…...21
2.1 Функции аптеки «Оберег»……………………………………………………21
2.2 Источники информации в организации. Распределение затрат..…………..23
2.3. Предложения по внедрению системы контроллинга
на примере ООО «Оберег».…………………………………………………....….31
Заключение ………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы……………………………………………….39

Файлы: 1 файл

упр учет курсовик.docx

— 150.85 Кб (Скачать)

 

 

Расчет затрат по носителям

Существуют две основных формы отнесения издержек к их носителям: это простая калькуляция и постатейная калькуляция (путем расчета процентных надбавок). Их применение обусловливается производственной программой и технологией предприятия.

В случае массового производства применяется простая калькуляция. Суммарные издержки подразделения за период И (расчет может проводиться для всех издержек МВЗ и для отдельных их видов) делятся на совокупное количество произведенной продукции К.

Частное дает издержки на единицу производимой продукции и: и = И/К.

Этот метод предполагает отсутствие изменений запасов незавершенного производства и готовой продукции в целом по объекту калькуляции (МВЗ), поэтому может быть рекомендован для расчетов в рамках выпускающих один продукт главного МВЗ или для вспомогательных МВЗ.

Если выпускается несколько видов продуктов (сортов одного продукта), стоящих в определенном фиксированном стоимостном соотношении друг с другом, то применяется простая калькуляция с коэффициентами приведения. Необходимым условием является родственное формирование издержек продуктов, например, если используется один и тот же вид сырья, но разного качества, или же различается время обработки при использовании одного и того же технологического оборудования.

Постатейная калькуляция используется в том случае, когда на одном предприятии производятся различные виды продуктов с многоступенчатым производственным процессом с разными причинами возникновения (изменения) издержек и с изменениями складских запасов полуфабрикатов и готовой продукции.

Здесь издержки делятся на прямые, которые относятся к непосредственно к носителям издержек, и косвенные, которые распределяются с использованием выбранных базовых величин. Отправной точкой при составлении схемы распределения затрат по носителям издержек выступают продуктовые рыночные единицы (заказы/продукты).

Для предприятий с серийным производством и торговых предприятий на передний план выдвигается структура продуктов, для единичного производства это отдельные договоры. Непосредственно при распределении затрат по носителям издержек возникает необходимость переструктурировать реализуемые продукты.

 

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРАКТИКЕ.

ФУНКЦИОНАЛЬНО – СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ООО «ОБЕРЕГ».

Основной задачей аптеки является обеспечение населения лекарственными средствами, предметами санитарии, гигиены и ухода за больными, перевязочными материалами, дезинфекционными средствами и другими изделиями медицинского назначения. Аптека осуществляет производственную, снабженческую, торговую, финансовую и хозяйственную деятельность.

Объем работы аптеки определяется двумя показателями:

1. Рецептурой, то есть  количеством лекарственных средств, отпущенных по рецептам врачей  и требованиям лечебно-профилактических  учреждений;

2. Товарооборотом.

В зависимости от объема выполняемой работы в аптеке могут быть организованы следующие самостоятельные структурные подразделения.

1. Отдел запасов (в крупных  аптеках) (03).

2. Рецептурно-производственный  отдел (РПО).

3. Отдел готовых форм (лекарственных  средств) (ОГФ, ОГЛС).

4. Отдел по безрецептурному  отпуску (ОБО).

5. Отдел оптики.

Структурными подразделениями аптеки также являются аптечные пункты и аптечные киоски, находящиеся за пределами аптеки.

 

2.1  ФУНКЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ АПТЕКОЙ.

Производственная деятельность аптеки осуществляется на базе рецептурно-производственного отдела и заключается в изготовлении лекарственных средств по рецептам врачей и фасовке лекарственных средств в индивидуальные упаковки.

Снабженческая функция аптеки осуществляется в том случае, если аптека поставляет лекарственные средства и прочие товары аптечного ассортимента в лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники и др.).

Торговая функция аптеки является преобладающей. Она заключается в отпуске покупателям (физическим и юридическим лицам) товаров за наличный расчет, в порядке оптового отпуска, а также по льготным и бесплатным рецептам.

Финансово-хозяйственная деятельность аптеки заключается в создании оптимальных условий для получения максимального объема прибыли.

Несмотря на то, что в настоящее время, аптека по сути является торговым предприятием, все же существует ряд особенностей, не позволяющих однозначно отнести аптечный бизнес к торговле. Основной причиной этого является специфический характер ассортимента товаров, реализуемых в аптеке. Это обстоятельство оказывает влияние на:

1. уровень торговой надбавки;

2. структуру ассортимента;

3. величину и структуру  издержек.

Частные аптеки, как правило, не занимаются изготовлением и фасовкой лекарственных средств, а также отпуском наркотических, сильнодействующих и ядовитых лекарственных препаратов. В ассортименте таких аптек редко встречаются специфические лекарственные средства. Кроме того, частные аптеки не реализуют медикаменты в порядке льготного и бесплатного отпуска. Ассортимент данной сети аптек полностью ориентирован на получение прибыли.

В зависимости от формы собственности, объема и видов деятельности аптеки и ряда других факторов, по-разному будут расставлены акценты в общей системе управления аптекой.

Выделим ряд наиболее важных элементов системы управления:

1. Экономический анализ  деятельности предприятия;

2. Управление персоналом;

3. Бизнес-планирование;

4. Проведение маркетинговых  исследований.

Экономический анализ деятельности аптеки помимо самостоятельного значения также является базой для последующего составления бизнес-плана.

Для того чтобы понять место экономического анализа в системе управления аптекой, вначале необходимо рассмотреть движение информационных потоков на предприятии.

На данном этапе управленческий персонал осуществляет следующие функции:

1. оперативно отслеживает  изменения в законодательстве  с целью внесения соответствующих  корректив в деятельность предприятия;

2. осуществляет контакты  с местными и вышестоящими  органами управления фармацевтической  деятельностью;

3. контролирует соблюдение  налоговой дисциплины;

4. ведет работу с акционерами;

5. на макро-уровне решает вопросы о поставках товаров.

Передача данных статистической отчетности в органы государственной статистики, а также взаимодействие с единой информационной сетью (справка о наличии медикаментов), как правило, не требует вмешательства управленческого персонала.

Аптека представляет собой сравнительно небольшое предприятие, и управленческие функции осуществляются непосредственно директором аптеки. Если аптека крупная и имеет много подразделений, то часть управленческих функций может выполняться заместителями руководителя.

К руководителю информация поступает как от внешних, так и от внутренних источников. По отношению к директору внутренними источниками информации являются бухгалтерия, подразделения аптеки и персонал предприятия.

Внешними источниками информации являются органы государственной власти, акционеры или собственники аптеки (не принимающие непосредственного участия в деятельности предприятия), покупатели, а также фирмы-поставщики и прочие контрагенты (например, фирмы, оказывающие информационные, консалтинговые, ремонтные, строительные и другие услуги).

 

2.2 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ  В ОРГАНИЗАЦИИ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ.

 

Схема информационных потоков между руководителем аптеки и источниками управленческой информации:

1. Директор - бухгалтерия. В  бухгалтерии любого предприятия  собирается всесторонняя информация  о его деятельности. С точки  зрения пригодности для целей  управления директору могут понадобиться:

· данные бухгалтерской отчетности;

· данные о состоянии расчетов с поставщиками и покупателями;

· данные о товарообороте;

· данные об издержках;

· информация о финансовой деятельности предприятия;

· другая информация учетного характера.

2. Директор - подразделения. На данном этапе директору  может потребоваться следующая  информация:

· данные о товарообороте данного подразделения;

· данные о структуре ассортимента данного подразделения;

· информация о трудозатратах в данном подразделении;

· данные о качестве обслуживания в данном подразделении;

· другая информация управленческого характера.

3. Директор - персонал. На  этом этапе директор контролирует  трудовую деятельность коллектива  в целом. Одновременно решаются  вопросы подбора и перестановки  кадров.

4. Директор - поставщики. В  рамках данного информационного  потока директора может интересовать  следующая информация:

· общее количество организаций, обеспечивающих поставку товаров в аптеку;

· величина и динамика абсолютных показателей кредиторской задолженности;

· удельный вес доли каждого поставщика в общем объеме кредиторской задолженности;

· условия поставок и расчетов, сложившиеся на предприятии;

· другая информация о поставщиках.

5. Директор - покупатели. Если  рассматривать данный информационный  поток в широком понимании, то  в его рамках директор получит  следующую информацию:

  • структуру и динамику покупательского спроса;

  • состояние расчетов с покупателями (особенно расчетов за медикаменты, отпущенные по бесплатным и льготным рецептам);

  • абсолютную величину, структуру и динамику дебиторской задолженности;

  • информация о масштабах неудовлетворенного спроса;

  • структуру реализации (информация об удельных весах разных видов реализации в товарообороте аптеки).

6. Директор - органы власти. Информационное взаимодействие  с органами власти подразумевает  своевременное доведение до сведения  дирекции изменений в налоговом, гражданско-правовом законодательстве, а также принятия разнообразных  подзаконных нормативных документов (например, писем местного комитета  фармации).

Рассмотрим подробнее информационные потоки внутри аптеки.

Каждое подразделение получает информацию и из внешних и из внутренних источников. Но информация, получаемая, например, от поставщиков подразделением аптеки, бухгалтерией и директором буде разной. Каждое подразделение накапливает "свою" информацию. Далее разные информационные "блоки" складываются и дают полную картину деятельности аптеки в широком смысле.

Информационный поток, предназначенный для дирекции, рассмотрен выше, поэтому подробнее остановимся на двух других звеньях системы.

К "Подразделениям" отнесены все отделы аптеки, занятые основной деятельностью.

Рассмотрим подробно содержание каждого информационного потока, замыкающегося на подразделении аптеки.

1. Подразделение - дирекция. Нисходящий информационный поток  к подразделению заключается  в руководстве его деятельностью  дирекцией. От подразделения руководству  передается следующая информация:

· объем реализации;

· данные о неудовлетворенном спросе;

· структура реализации.

2. Подразделение - бухгалтерия. Взаимодействие с бухгалтерией  заключается в передаче данных  о поступивших и реализованных  товарах. Все подразделения составляют  товарные отчеты. Каждый товарный  отчет содержит информацию, как  правило, за три календарных дня. Принятые отделом льготные и  бесплатные рецепты подлежат  отдельному учету внутри подразделения. Данные из рецептов должны  ежедневно вноситься в специализированную  программу учета льготных рецептов. Полученная база данных по  льготному отпуску представляет  аналитический интерес. Её ценность  с точки зрения экономического  анализа будет рассмотрена ниже.

По данным отпуска по льготным и бесплатным рецептам за каждый день автоматически формируются реестры, которые затем вместе с рецептами передаются в бухгалтерию.

3. Подразделение - другие  подразделения. В аптеке нередко  бывает ситуация, когда товар  в подразделение поступает от  других подразделений. Если в  аптеке имеется отдел запасов, то товар от поставщиков вначале  поступает в него. Затем из  отдела запасов товар по накладным  передается в подразделения, где  и подлежит реализации. В случае, если товар длительное время  не реализован, то он возвращается  в отдел запасов, который далее  либо, если это возможно, возвращает  товар поставщику, либо ищет другие  варианты реализации.

Если отдел запасов в аптеке отсутствует, то заказом товара у поставщиков занимается руководство каждого подразделения. В этом случае нередко движение товаров между отделами, которое оформляется накладными на внутреннее перемещение.

4. Подразделение - поставщики. Этот информационный поток содержит  данные о поставщиках, вариантах  предлагаемых ими условий поставок, расчетов, сравнительный анализ  прайс-листов и т. д..

5. Подразделение - покупатели. Подразделение предоставляет покупателям  информацию:

· о наличии товаров в аптеке,

Информация о работе Контроллинг как метод управленческого учета