Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:40, курсовая работа
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
1. Введение………………………………………………………………………2
2. Инвентаризация………………………………………………………………5
3. Реформация баланса………………………………………………………….6
4. Бухгалтерский баланс (форма №1)………………………………………….7
а) Актив баланса………………………………………………………….7
б) Пассив баланса……………………………………………………….19
5. Отчет о прибылях и убытках (форма №2)…………………………………25
6. Отчет об изменениях капитала (форма № 3)………………………………30
7. Отчет о движении денежных средств (форма№ 4)………………………..33
8. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)…………………….36
9. Пояснительная записка ……………………………………………………..42
10. Заключение…………………………………………………………………46
11. Приложение
Движение денежных средств по финансовой деятельности
В нем раскройте информацию о полученных и потраченных деньгах в рамках финансовой деятельности фирмы.
Строку «Поступления от эмиссии акций или иных долевых бумаг» заполняют только акционерные общества. В ней указывают объем средств, поступивших в результате размещения (продажи) фирмой собственных акций. Если в отчетном (прошлом) году фирма выпустила облигации, то средства от их продажи показывают здесь же.
Суммы, полученные фирмой в долг от других организаций, указывают в строке «Поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями». Для заполнения этой строки возьмем обороты по кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции дебета счетов учета денежных средств (50, 51, 52...).
Если фирма взяла оборудование в лизинг, то вам придется заполнить строку «Погашение обязательств по финансовой аренде». Здесь указывают суммы лизинговых платежей, перечисленные лизингодателю в отчетном (предыдущем) году.
По строке «Чистые денежные средства от финансовой деятельности» отразите разницу между поступившими и потраченными деньгами в рамках финансовой деятельности фирмы.
В следующей строке «Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов» указывают остаток денег по всем видам деятельности фирмы (текущей, инвестиционной и финансовой). Определите его как разницу между всей суммой поступивших и израсходованных денежных средств.
Остаток денежных средств на конец отчетного периода
Итоговая строка отчета по форме № 4 «Остаток денежных средств на конец отчетного периода» равна сумме средств на начало отчетного года и чистого увеличения (уменьшения) денег фирмы за год. Если форма заполнена правильно, то значение этой строки должно совпасть с остатком денег в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах фирмы по состоянию на 31 декабря отчетного (прошлого) года.
Заканчивается форма данными о курсовых разницах, образовавшихся при расчетах в иностранной валюте. Показать в форме № 4 нужно не все курсовые разницы, а только возникшие по оплаченным доходам и расходам.
Пример заполнения формы
Порядок заполнения формы № 4 за отчетный год на примере.
Пример
По состоянию на 1 января отчетного года ООО «Пассив» имеет остатки денежных средств:
♦ на счете 50 «Касса» - 3000 руб.;
♦ на счете 51 «Расчетный счет» - 60 000 руб.
По строке «Остаток денежных средств на начало года» фирма отразила сумму:
3000 + 60 000 = 63 000 руб.
Общая сумма выручки от продажи продукции, поступившей в кассу и на расчетный счет «Пассива» в течение года, составила 1 770 000 руб. (в том числе НДС-270 000 руб.). «Пассиву» поступили также авансовые платежи от покупателей в сумме 472 000 руб. (в том числе НДС - 72 000 руб.).
Эти операции были отражены проводками:
ДЕБЕТ 50(51) КРЕДИТ 62
- 1 770 000 руб. - поступили деньги от покупателей;
ДЕБЕТ 50(51) КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
- 472 000 руб. - поступили авансы от покупателей.
По строке «Средства, полученные от покупателей и заказчиков» указано:
1 770 000 + 472 000 = 2 242 000 руб.
В отчетном году «Пассив» безвозмездно получил от другой организации денежные средства на развитие производства в размере 70 000 руб. Фирма использовала их в текущей деятельности. Полученные деньги были оприходованы записью:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
- 70 000 руб. - поступили деньги безвозмездно.
Эта сумма в отчете отражена по вписанной строке «Безвозмездно полученные средства».
Сотрудник «Пассива» вернул в кассу неиспользованный остаток подотчетных сумм, выданных ему на закупку материалов (10 000 руб.).
Кроме того, от покупателей поступили штрафные санкции (неустойка) за нарушение условий хозяйственных договоров о продаже продукции в сумме 210 000 руб.
Бухгалтер «Пассива» сделал записи:
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 71
- 10 000 руб. - возвращен остаток подотчетных средств;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
- поступили штрафные санкции.
Поступившие средства в размере 220 000 руб. (10 000 + + 210 000) отражены по строке «Прочие доходы».
В течение отчетного года «Пассив» перечислил поставщикам сырья и материалов 944 000 руб. (в том числе НДС -144 000 руб.). В учете была сделана проводка:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 944 000 руб. - перечислены деньги поставщикам.
Эти деньги отражены по строке 150 « На оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов ».
За год из кассы фирмы на оплату труда сотрудников выдано 150 000 руб. В учете была сделана запись:
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 50
- 150 000 руб. - выдана зарплата сотрудникам.
Эта сумма показана по строке 160 «На оплату труда».
Общая сумма налоговых платежей, перечисленных в бюджет в отчетном году, составила 360 000 руб. Перечисление денег было отражено проводкой:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51
- 360 000 руб. - перечислены налоги в бюджет.
Эта сумма отражена по строке180 «На расчеты по налогам и сборам».
В течение года работникам «Пассива» выданы из кассы материальная помощь и другие выплаты, не относящиеся к заработной плате, на общую сумму 210 000 руб. Бухгалтер сделал проводку:
ДЕБЕТ 91-1 КРЕДИТ 50
- 210 000 руб. - выданы деньги из кассы.
Эти выплаты показаны по строке «Прочие расходы».
По строке «Чистые денежные средства от текущей деятельности» подведен итог по текущей деятельности. Здесь показана разница между полученными и потраченными в рамках текущей деятельности деньгами фирмы. Она составляет:
2 242 000 + 70 000 + 220 000 - 944 000 - 150 000 - 360 000 --210 000 = 868 000 руб.
В отчетном году «Пассив» продал станок и недостроенное здание. Выручка от их реализации составила 1 180 000 руб. (в том числе НДС - 180 000 руб.). Также были проданы акции другой организации на сумму 40 000 руб. Эти операции отражены проводкой:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 60(76)
- 1 220 000 руб. (1180 000 + 40 000) - поступили деньги от покупателей.
Полученные средства отражены по строкам 210 «Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов» (1180 000 руб.) и 220 «Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений» (40 000 руб.).
В отчетном году «Пассиву» был возвращен долгосрочный заем в сумме 80 000 руб. При поступлении денег была сделана запись:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 67
- 80 000 руб. - возвращен заем.
Он отражен по строке «Поступления от погашения займов, предоставленных другим организациям».
На покупку основных средств фирма потратила 885 000 руб. (в том числе НДС - 135 000 руб.). Другим организациям «Пассив» выдал долгосрочные займы на сумму 60 000 руб. Бухгалтер сделал проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 885 000 руб. - перечислены деньги поставщикам основных средств;
ДЕБЕТ 58 КРЕДИТ 51
- 60 000 руб. - выдан заем.
Эти суммы показаны соответственно по строкам 290 «Приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов» и 310 «Займы, предоставленные другим организациям».
По строке 340 «Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности» показан итог по инвестиционной деятельности фирмы. Его определили как разницу между полученными и потраченными деньгами. Эта разница составила:
1 180 000 + 40 000 + 80 000 - 885 000 - 60 000 = 355 000 руб.
В отчетном году «Пассив» получил от другой организации краткосрочный заем в сумме 12 000 руб. Бухгалтер сделал проводку:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 66
- 12 000 руб.— поступил заем.
Сумма займа отражена по строке «Поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями».
В то же время фирма вернула взятый в банке кредит в сумме 320 000 руб. Возврат денег был отражен проводкой:
ДЕБЕТ 66 КРЕДИТ 51
- 320 000 руб. - возвращен кредит.
Он указан по строке «Погашение займов и кредитов (без процентов)».
По строке « Чистые денежные средства от финансовой деятельности» подведен соответствующий итог. Он составил:
12 000 - 320 000 = -308 000 руб.
Эта сумма отражена в Отчете по форме № 4 в круглых скобках.
Разница между всеми денежными поступлениями и расходами фирмы составила:
868 000 + 355 000 - 308 000 = 915 000 руб.
Эта сумма отражена по строке « Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов».
По строке «Остаток денежных средств на конец отчетного периода» указана сумма денег фирмы на 1 января следующего за отчетным года. Она составила:
63 000 + 915 000 = 978 000 руб.
Отчет о движении денежных средств (форма № 4) будет заполнен так:
Отчет об изменениях капитала
Одним из приложений к Бухгалтерскому балансу является Отчет о движении капитала. В нем показывается структура и движение собственного капитала организации.
Предприятие должно самостоятельно разработать форму Отчета об изменениях капитала (форма № 3). При этом можно воспользоваться образцом этой формы, которая приведена в приказе Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н.
Чтобы воспользоваться типовой формой, нужно самостоятельно проставить коды строк. Однако и после этого некоторые организации не смогут воспользоваться образцом формы № 3. Дело в том, что в приведенной форме не предусмотрены строки для всех случаев изменения капитала. Поэтому перед тем, как заполнять форму № 3, в нее нужно включить дополнительные строки. В этих строках нужно показать основные причины изменения капитала, которых нет в типовой форме № 3.
ТАБЛИЦА I. «ИЗМЕНЕНИЯ КАПИТАЛА»
В таблице первого раздела нужно отразить движение капитала организации за предыдущий год и за отчетный период. В состав капитала предприятия входят: уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль. Это установлено пунктом 66 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Таблица первого раздела заполняется таким образом, что данные об изменениях каждого вида капитала заносятся в отдельную графу. Так, в графе 3 нужно показать изменения уставного капитала, в графе 4 — добавочного капитала, в графе 5 — резервного капитала. А вот в графе 6 записываются изменения величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Что касается графы 7, то в ней дается общая величина движения капитала. Чтобы заполнить эту графу, вам необходимо сложить (или вычесть) данные граф 3—6 по каждой строке таблицы в отдельности.
Поэтому мы советуем заполнять первый раздел Отчета об изменениях капитала отдельно по каждой графе. В этой же последовательности и в нашей книге дается порядок заполнения первого раздела формы № 3.
Условно первый раздел можно разделить на пять частей. Причем первая и третья части, а также вторая и четвертая части заполняются аналогично, только данные в этих частях приводятся за разные периоды.
Часть 1. В ней нужно привести данные о величине собственного капитала организации на конец года, который предшествовал предыдущему, и на начало предыдущего года. Иными словами, заполняя эту часть в отчетности за 2003 год, бухгалтер должен указать остатки капитала на 31 декабря 2001 года и на 1 января 2002 года.
Если данные в графах 4, 6 и 7 по указанным строкам не совпадают, то в этой части таблицы нужно записать причину изменения капитала организации, а также величину этого изменения. Чаще всего причинами таких изменений могут быть как переоценка основных средств, так и изменения в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Часть 2. В этой части таблицы бухгалтер должен указать изменения капитала организации (увеличение или уменьшение) в период с 1 января по 31 декабря предыдущего года. При составлении отчета за 2003 год здесь приводятся данные об изменении капитала за 2002 год.
Вторая часть делится на три элемента. В первый элемент входят строки:
— «Результат от пересчета иностранных валют»;
— «Чистая прибыль»;
— «Дивиденды»;
— «Отчисления в резервный фонд». Показатели по этим строкам могут быть как
положительными, так и отрицательными (в этом случае они отражаются в круглых скобках).
Второй элемент состоит из строки «Увеличение величины капитала за счет:» с последующей расшифровкой. Показатели в этом элементе могут быть только положительными.
Третий элемент образуют строки «Уменьшение величины капитала за счет:» с последующей расшифровкой. Все показатели в этом элементе нужно указывать в круглых скобках.
Часть 3. В ней приводятся данные о величине собственного капитала организации на конец года, который предшествовал отчетному, и на начало отчетного года. Иными словами, заполняя эту часть, надо указать остаток капитала на 31 декабря 2002 года и на 1 января 2003 года. Данные по указанным срокам приводятся в отношении собственного капитала организации в целом, а также в отношении всех составляющих капитала.
Если данные в графах 4, 6 и 7 по указанным строкам не совпадают, то в этой части таблицы нужно указать причину изменения капитала организации и величину изменения.
Часть 4. В этой части таблицы бухгалтер должен указать изменение капитала организации в период с 1 января по 31 декабря отчетного года. В отчете за 2003 год здесь приводятся данные об изменении капитала за 2003 год.
Часть 5. В ней нужно привести данные о величине собственного капитала организации на конец отчетного года. Следовательно, заполняя форму № 3 за 2003 год, здесь нужно указать остаток капитала на 31 декабря 2003 года.
В заключение хотелось бы обратить внимание на следующий момент. В Отчете об изменениях капитала резервный капитал, а также нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) нужно показать с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный
год. Это значит, что в годовой форме № 3 нужно отразить решение собственников предприятия о распределении полученной прибыли или о покрытии убытков. Такое положение установлено пунктом 13 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, которые утверждены приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н,
Раздел II «Резервы»
В этом разделе приводят данные о резервах, которые создало предприятие. Все резервы подразделяют на:
- резервы, образованные в соответствии с законодательством;
- резервы, образованные в соответствии с учредительными документами;
- оценочные резервы;
- резервы предстоящих расходов.
Данные по каждому виду резервов показывают за предыдущий и отчетный год, то есть за 2002 и 2003 годы.