Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:40, курсовая работа
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
1. Введение………………………………………………………………………2
2. Инвентаризация………………………………………………………………5
3. Реформация баланса………………………………………………………….6
4. Бухгалтерский баланс (форма №1)………………………………………….7
а) Актив баланса………………………………………………………….7
б) Пассив баланса……………………………………………………….19
5. Отчет о прибылях и убытках (форма №2)…………………………………25
6. Отчет об изменениях капитала (форма № 3)………………………………30
7. Отчет о движении денежных средств (форма№ 4)………………………..33
8. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)…………………….36
9. Пояснительная записка ……………………………………………………..42
10. Заключение…………………………………………………………………46
11. Приложение
— расходы по формированию основного стада.
Кроме того, в строке «Незавершенное строительство» отражаются:
— стоимость приобретенного оборудования, еще не переданного в монтаж;
— авансы, выданные подрядчику на осуществление капитальных вложений.
Чтобы заполнить строку 130 Бухгалтерского баланса, нужно взять:
сумму остатков по дебету счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по авансам, выданным по капитальному строительству».
Доходные вложения в материальные ценности (строка 135)
По строке 135 Бухгалтерского баланса дается остаточная стоимость имущества, предназначенного для сдачи в аренду или прокат. Заполняя данную группу строк, бухгалтеру нужно руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26н. Также можно учитывать приказ Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга». Доходные вложения в материальные ценности учитываются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». На этом счете отражается первоначальная стоимость этого имущества. Что касается амортизации доходных вложений в материальные ценности, то она отражается на счете 02 «Амортизация основных средств».
Также по строке 135 нужно показать остаточную стоимость предметов, предназначенных для передачи в аренду по договору лизинга. Посмотрим на примере, как ведет учет лизингодатель.
Чтобы заполнить строку 135, необходимо:
дебетовое сальдо счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» за минусом кредитового сальдо счета 02 «Амортизация основных средств» субсчет «Амортизация по имуществу, предоставляемому другим организациям во временное пользование».
По строке 136 отражается остаточная стоимость имущества, приобретенного для передачи в лизинг.
По строке 137 приводится остаточная стоимость имущества, приобретенного для предоставления в прокат.
Долгосрочные финансовые вложения (строка 140)
По строке 140 Бухгалтерского баланса указываются все виды финансовых вложений организации на срок более одного года: инвестиции в дочерние и зависимые общества, в уставные (складочные) капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, а также в займы, предоставленные другим организациям.
Покупая ценные бумаги, по которым срок погашения не установлен, учитывать их нужно как долгосрочные, если предприятие приобрело их с намерением получать по ним доход более года.
Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат инвестора. Это установлено пунктом 44 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. А фактическими затратами инвестора, в частности, являются:
— суммы, уплаченные продавцу ценных бумаг;
— суммы, которые уплачены за консультационные и информационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг;
— вознаграждения посредническим организациям, с помощью которых приобретены ценные бумаги;
— проценты по заемным средствам, использованным для приобретения ценных бумаг;
— другие расходы, которые непосредственно связаны с приобретением ценных бумаг.
Чтобы заполнить строку 140, нужно взять: сумму дебетового сальдо счета 58 «Финансовые вложения» субсчет «Предоставленные долгосрочные займы» и дебетового сальдо счета 58 «Финансовые вложения» субсчет «Паи и акции» за минусом кредитового сальдо счета 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» субсчет «Вложения в другие общества».
Отложенные налоговые активы (строка 145)
По строке 145 Бухгалтерского баланса нужно показать отложенные налоговые активы. Такие активы предприятия должны определять с 2003 года. Этого требует Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), которое утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.
Как рассчитать отложенный налоговый актив? Нужно умножить сумму вычитаемой разницы на ставку налога на прибыль. Согласно пункту 11 ПБУ 18/02, вычитываемые разницы образуются, в частности, когда:
- сумма амортизации, которая начислена в бухучете, превышает ту, что рассчитана по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
- коммерческие и управленческие расходы в бухгалтерском учете и для целей налогообложения списываются по-разному;
- в бухгалтерском учете переносится на будущее убыток, который уменьшит налогооблагаемые доходы в последующих отчетных периодах;
- переплата по налогу на прибыль не возвращается организации, а засчитывается в счет будущих платежей;
- предприятие, использующее кассовый метод в налоговом учете, в бухучете включает в стоимость материалов затраты, которые еще не оплачены, и т. д.
После того как мы определили отложенный налоговый актив, его нужно отразить в бухгалтерском учете. Такой актив нужно отразить в аналитическом учете соответствующего счета учета активов и обязательств, в оценке которых возникла вычитаемая временная разница.
Пример
В ноябре 2003 года ООО приняло к учету автомобиль. В бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость автомобиля одинакова и составляет 120 000 руб. Согласно Классификации основных средств (утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1), этот автомобиль относится к третьей амортизационной группе. Срок его полезного использования может составлять от 3 лет одного месяца до 5 лет включительно. ООО решило, что автомобиль прослужит 5 лет.
В учетной политике для целей налогообложения у ООО определено, что амортизация начисляется линейным способом. А в бухгалтерском учете предприятие начисляет амортизацию методом уменьшаемого остатка.
Предположим, что в 2003 году в бухгалтерском учете сумма начисленной амортизации составила 3333 руб., а в налоговом - 2000 руб. Поэтому вычитаемая временная разница равна:
3333 руб. - 2000 руб. = 1333 руб.
В бухгалтерском учете начисление амортизации отражается так:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
- 3333 руб. - начислена амортизация по автомобилю.
В аналитическом регистре к счету 02 «Амортизация основных средств» бухгалтеру ЗАО следует записать:
№
№ п/п | Виды расходов | Суммы, которые включаются в затраты в бухгалтерском учете, руб. | Суммы, которые включаются в расходы в налоговом учете, руб. | Временные вычитаемые разницы, возникшие в отчетном периоде, руб. |
1 | Амортизация автомобиля «ВАЗ-2106» | 3333 | 2000 | 1333 |
Следовательно, сумма отложенного налогового актива равна 319,92 руб. (1333 руб. х 24%).
Что касается синтетического учета, то в нем отложенный налоговый актив нужно отразить на счете 09 «Отложенные налоговые активы».
В том периоде, когда образовалась вычитаемая временная разница, нужно сделать проводку:
ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- отражен отложенный налоговый актив.
Пример
Воспользуемся данными предыдущего примера.
Итак, в декабре 2003 года у ЗАО сумма отложенного налогового актива равна 319,92 руб. В бухгалтерском учете она отражается следующей записью:
ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 319,92 руб. - учтен отложенный налоговый актив.
По мере того как уменьшаются вычитаемые временные разницы, погашают и отложенные налоговые активы. Это отражается так:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09
- погашен отложенный налоговый актив.
Однако такую проводку можно сделать лишь в том случае, если в отчетном периоде организация получила прибыль.
Пример
ООО определяет доходы и расходы кассовым методом.
В сентябре 2003 года организация получила материалов на 105 000 руб. (без НДС). Тогда же это сырье было списано в производство. Оплачено оно было только лишь в декабре 2003 года.
В налоговом учете стоимость купленных материалов можно исключить из прибыли лишь когда организация оплатит их. Поэтому в сентябре 2003 года у ЗАО возникла вычитаемая временная разница-105 000 руб. А отложенный налоговый актив равен 25 200 руб. (105 000 руб. х 24%). В бухгалтерском учете в сентябре 2003 года следует записать:
ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 25 200 руб. - учтен отложенный налоговый актив.
Как только ООО оплатит материалы, бухгалтер исключит их стоимость из налогооблагаемой прибыли 2003 года. Тогда же будет погашен отложенный налоговый актив. В бухгалтерском учете ЗАО в декабре 2003 года нужно сделать следующую проводку:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09
- 25 200 руб. - уменьшен налог на прибыль отчетного периода на сумму отложенного налогового актива.
А если организация продала или передала безвозмездное пользование основное средство, с которым связан отложенный налоговый актив? В этом случае оставшаяся сумма актива списывается следующей проводкой:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 09
- списана сумма отложенного налогового актива в связи с выбытием объекта актива.
Чтобы заполнить строку 145 Бухгалтерского баланса, нужно взять:
дебетовое сальдо счета 09 «Отложенные налоговые активы».
Прочие внеоборотные активы (строка 150)
По строке 150 вписываются данные о средствах и вложениях, которые не были отражены по другим строкам раздела I «Внеоборотные активы» Бухгалтерского баланса.
Итого по разделу I (строка 190)
По строке 190 указывается сумма строк ПО «Нематериальные активы», 120 «Основные средства», 130 «Незавершенное строительство», 135 «Доходные вложения в материальные ценности», 140 «Долгосрочные финансовые вложения», 145 «Отложенные налоговые активы» и 150 «Прочие внеоборотные активы» баланса.
Раздел II «Оборотные активы»
Запасы (строка 210)
По строке 210 Бухгалтерского баланса приводятся данные о всех запасах организации (материалах, готовой продукции, товарах, незавершенном производстве, расходах будущих периодов и т. п.). Заполняя данную группу строк, бухгалтеру нужно учитывать требования:
— Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н;
- Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденного приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н;
— Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн.
Уточняют же виды материально-производственных запасов по строкам 211—217 данного раздела.
По строке 211 указывается фактическая себестоимость материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, тары, запасных частей. Согласно пункту 6 ПБУ 5/01, в фактическую себестоимость таких запасов включаются все расходы, связанные с их приобретением и доведением до состояния, в котором их можно использовать.
В соответствии с пунктом 6.6 ПБУ 10/99 фактическая себестоимость материально-производственных запасов увеличивается или уменьшается на суммовые разницы, возникающие при расчетах.
Учет спецодежды
Спецодежда — это не только костюмы, халаты, комбинезоны, обувь, но и рукавицы, шлемы, противогазы и т. п. В пункте 8 Методических указаний по бухгалтерскому учету спецодежды, утвержденных приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н (далее — Методические указания) сказано, что организация сама должна определить перечень вещей, которые она будет учитывать как спецодежду. Исходить при этом нужно из конкретных условий труда каждого сотрудника. Например, очевидно, что столяр должен работать в рукавицах, а строитель — в каске.
Купленную и самостоятельно изготовленную спецодежду учитывают на субсчете «Специальная одежда на складе» счета 10 «Материалы». Это следует из пункта 13 Методических указаний.
В налоговом учете в этом случае поступают так же. А именно: стоимость спецодежды списывают на материальные расходы. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.
Ну а если какая-либо спецодежда стоит более 10 000 руб. и при этом срок ее службы больше года? Как тогда быть? Казалось бы, в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ мы должны относить такое имущество к основным средствам. И тогда начислять по нему амортизацию нужно исходя из срока службы, который указан в постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (далее — постановление № 1). Однако данное постановление разработано на основе Общероссийского классификатора основных фондов (ОК 013-94). А там говорится, что спецодежда независимо от ее стоимости и срока службы не может относиться к основным средствам. Следовательно, ни в классификаторе, ни в постановлении № 1 она не указана.