Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:40, курсовая работа
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
1. Введение………………………………………………………………………2
2. Инвентаризация………………………………………………………………5
3. Реформация баланса………………………………………………………….6
4. Бухгалтерский баланс (форма №1)………………………………………….7
а) Актив баланса………………………………………………………….7
б) Пассив баланса……………………………………………………….19
5. Отчет о прибылях и убытках (форма №2)…………………………………25
6. Отчет об изменениях капитала (форма № 3)………………………………30
7. Отчет о движении денежных средств (форма№ 4)………………………..33
8. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)…………………….36
9. Пояснительная записка ……………………………………………………..42
10. Заключение…………………………………………………………………46
11. Приложение
ОАО содержит котельную для отопления производственных помещений. Учетной политикой предприятия предусмотрен резерв на приобретение топлива для котельной (ведь данные расходы носят сезонный характер и не зависят от объемов производства). Размер отчислений в резерв рассчитывается ежегодно исходя из рыночных цен на топливо. На 2003 год размер резерва составил 24 000 руб. Соответственно ежемесячные отчисления в резервный фонд равны 2001 руб. (24 000 руб.: 12 мес).
Таким образом, ежемесячно в бухгалтерском учете предприятия делается проводка:
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 96 субсчет «Резерв на приобретение топлива для котельной»
- 2000 руб. - направлены средства на формирование резерва на приобретение топлива для котельной.
Таким образом, к декабрю 2003 года размер резерва составлял 24 000 руб. К этому времени предприятие приобрело топлива на 28 800 руб. (в том числе НДС - 4800 руб.). Это топливо было полностью использовано уже к середине декабря:
- в ноябре - на сумму 12 000 руб. (в том числе НДС-2000 руб.);
- в начале декабря-на сумму 16 800 руб. (в том числе НДС - 2800 руб.).
Соответственно к этому времени был полностью использован и созданный резерв в размере 24 000 руб. (28 800 - 4800). В конце же декабря предприятие приобрело топлива еще на 9000 руб. (в том числе НДС -1500 руб.). Поэтому в конце года после проведения инвентаризации резерв был доначислен на 7500 руб. (9000 -1500).
В бухгалтерском учете предприятия делаются следующие проводки:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
- 24 000 руб. - оприходовано топливо на склад;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 4800 руб. - отражен НДС по топливу;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 28 800 руб. - оплачено топливо поставщику;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 4800 руб. - возмещен из бюджета НДС по топливу;
ДЕБЕТ 96 субсчет «Резерв на приобретение топлива для котельной» КРЕДИТ 10
- 10 000 руб. - использовано топливо на отопление в ноябре;
ДЕБЕТ 96 субсчет «Резерв на приобретение топлива для котельной» КРЕДИТ 10
- 14 000 руб. - использовано топливо на отопление в начале декабря;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
- 7500 руб. - оприходовано топливо на склад;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 1500 руб. - отражен «входной» налог на добавленную стоимость по топливу;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 9000 руб. - оплачено топливо поставщику;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 1500 руб. - возмещен из бюджета НДС по топливу;
ДЕБЕТ 96 субсчет «Резерв на приобретение топлива для котельной» КРЕДИТ 10
- 7500 руб. - использовано топливо на отопление;
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 96 субсчет «Резерв на приобретение топлива для котельной»
- 7500 руб. - отражено превышение стоимости использованного топлива над суммой созданного резерва.
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 96 субсчет «Резерв на приобретение топлива для котельной»
- 7500 руб. - доначислен резерв на приобретение топлива для котельной;
ДЕБЕТ 96 субсчет «Резерв на приобретение топлива для котельной» КРЕДИТ 97
- 7500 руб. - списаны за счет резерва расходы на приобретение топлива в конце декабря 2003 года.
Остатка резерва на конец года у предприятия нет. Поэтому, составляя баланс за 2003 год, по строке 650 нужно поставить прочерк.
Чтобы заполнить строку 650 Бухгалтерского баланса, нужно:
кредитовое сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов».
«Прочие краткосрочные обязательства» (строка 660)
По строке 660 Бухгалтерского баланса отражаются суммы краткосрочных обязательств, которые нельзя отнести к другим статьям раздела «Краткосрочные обязательства».
«ИТОГО по разделу V» (строка 690)
По строке 690 вписывается сумма строк 610 «Займы и кредиты», 620 «Кредиторская задолженность», 630 «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов», 640 «Доходы будущих периодов», 650 «Резервы предстоящих расходов» и 660 «Прочие краткосрочные обязательства» баланса.
«Баланс» (строка 700)
по строке 700 вписывается сумма строк 490 «ИТОГО по разделу III», 590 «ИТОГО по разделу IV» и 690 «ИТОГО по разделу V».
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
Все доходы и расходы в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2) сгруппированы в порядке, предусмотренном Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99).
В Отчете их делят на:
♦ доходы и расходы по обычным видам деятельности;
♦ прочие доходы и расходы (операционные и внереализационные).
Чтобы привести бухгалтерский учет финансовых результатов в соответствие с налоговым учетом в Отчете также указывают отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и сумму начисленного налога на прибыль.
Порядок расчета этих показателей изложен в ПБУ «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02).
Отчет о прибылях и убытках должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером фирмы. Руководитель может лично вести бухгалтерию. В этой ситуации достаточно лишь его подписи.
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (строка 010)
Здесь записывают доходы от обычных видов деятельности предприятия. Прежде всего, это выручка за продукцию и товары, а также за выполненные работы и оказанные услуги. При расчете выручки нужно учесть суммовые разницы. Эти разницы возникают, когда товары, цена которых выражена в условных единицах, отгружают раньше, чем поступает оплата за них. Если в договоре с покупателем предусмотрены различные скидки или наценки, то их тоже нужно учесть, определяя выручку. Кроме того, в расчет надо брать и проценты, причитающиеся с покупателя за рассрочку. Такой порядок определен Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н.
Выручку отражают без учета НДС, акцизов, экспортных пошлин и налога с продаж. Ведь, согласно пункту 3 ПБУ 9/99, эти налоги не являются доходами.
Также не считаются доходами деньги, которые посредник получил от покупателей за товары, принадлежащие комитенту (принципалу или доверителю). Не признаются доходами полученные авансы и суммы, поступившие в качестве залога, задатка и т. д.
Разбираясь в том, что относится к доходам организации, нужно обратить внимание на один нюанс. Речь идет об арендной плате и о суммах, поступивших в соответствии с лицензионными договорами. Как поступать с этими средствами? Включать в состав доходов по обычным видам деятельности и отражать по строке 010 или же относить к прочим доходам и показывать по строке 090? В пункте 4 ПБУ 9/99 говорится, что организация вправе самостоятельно решить, как ей быть. Можно подобные поступления отражать по строке 010 тем предприятиям, которые получают их регулярно.
Как уже отмечалось, теперь следует отражать только общую сумму выручки - расшифровывать ее не обязательно. Однако организация вправе расписать, сколько принес тот или иной вид предпринимательства, добавив строки 011, 012 и т. д.
Правда, детализировать стоит только существенные доходы. Как это понимать? Обратимся к пункту 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности. Здесь сказано, что существенной признается сумма, которая составляет не менее 5 процентов от всех доходов фирмы.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (строка 020)
Название говорит само за себя. По этой строке бухгалтер приводит расходы по обычным видам деятельности, выручка от которых отражена по строке 010 Отчета о прибылях и убытках. Согласно пункту 5 ПБУ 10/99, это затраты на изготовление и реализацию продукции, приобретение и продажу товаров, а также расходы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. Тут есть один момент, интересный для бухгалтера организации, которая управленческие и коммерческие расходы не списывает сразу, а распределяет между реализованной и оставшейся продукцией. Так вот, долю таких расходов, приходящуюся на проданную продукцию, также приводят по строке 020.
Валовая прибыль (строка 029)
Тут показывают валовую прибыль предприятия. Она равна разнице между выручкой и себестоимостью.
Коммерческие расходы (строка 030)
По этой строке приводят расходы, которые связаны со сбытом продукции. Скажем, это затраты на рекламу, хранение, перевозку продукции.
Обратим внимание: пункт 9 ПБУ 10/99 позволяет списывать коммерческие расходы двумя способами. Первый - распределять их между реализованной и оставшейся продукцией. То есть все собранные затраты списываются на себестоимость продукции такой проводкой:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 44
— списаны на себестоимость произведенной продукции коммерческие расходы.
Затем часть коммерческих расходов, приходящуюся на реализованную продукцию, списывают с кредита 43 в дебет 90. В таком случае строку 030 не заполняют.
Второй способ - все коммерческие расходы включать в себестоимость продукции, реализованной в отчетном периоде. При этом делается запись:
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 44
— списаны на себестоимость реализованной продукции коммерческие расходы.
И заполняется строка 030.
Отметим, что торговые фирмы по этой же строке приводят издержки обращения.
Управленческие расходы (строка 040)
Здесь приводятся общехозяйственные расходы предприятия. Скажем, заработная плата администрации.
Управленческие расходы списывают на себестоимость продукции так же, как и коммерческие. То есть либо все сразу - тогда бухгалтер заполняет строку 040, либо пропорционально доле проданной продукции - в этом случае запись делают по строке 020, строка 040 в этом случае остается пустой.
Прибыль (убыток) от продаж
По строке 050 организации показывают финансовый результат от продажи продукции, товаров, работ или услуг.
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению (строка 060)
По этой строке организации приводят проценты, которые им причитаются. В данном случае речь идет о процентах по государственным облигациям и ценным бумагам, банковским депозитам и вкладам, а также по предоставленным займам.
Проценты к уплате (строка 070)
В данной строке записывают проценты, которые предприятие должно уплатить по облигациям, акциям, кредитам и займам.
Доходы от участия в других организациях (строка 080)
Здесь показывают доходы от участия в уставных капиталах других организаций (например, дивиденды по акциям и т. д.).
Прочие операционные доходы (строка 090)
По этой строке приводят операционные доходы, которые не были представлены в предыдущих строках Отчета. Прежде всего, это доходы от сдачи имущества в аренду (если такие доходы фирма получает нерегулярно), продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и др. Еще - прибыль, которую организация получила в рамках договора простого товарищества, и т. д.
Выручка от продажи основных средств показывается без НДС и налога с продаж.
Прочие операционные расходы (строка 100)
Тут указывают те операционные расходы, которые не вошли в предыдущие расходные статьи Отчета. Это остаточная стоимость проданных основных средств, суммы, уплаченные банку (за расчетно-кассовое обслуживание, куплю-продажу валюты), начисленный налог на имущество, налог на рекламу и т. п.
Внереализационные доходы (строка 120)
Посмотрим, какие поступления считаются внереализационными доходами. Для этого стоит заглянуть в пункт 8 ПБУ 9/99. Там упомянуты:
- штрафы, пени, неустойки, которые должник признал или обязан выплатить по решению суда;
- суммы, полученные от покупателя, чья задолженность уже списана в убыток;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде;
- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности или которые невозможно взыскать;
- курсовые разницы, образовавшиеся при переоценке имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
- стоимость безвозмездно полученного имущества и т. д.
Внереализационные расходы (строка 130)
Перечень внереализационных расходов, которые отражаются по этой строке, приведен в пункте 12 ПБУ 10/99. Сюда включают штрафы, пени и неустойки, причитающиеся с организации, просроченную «дебиторку», отрицательные курсовые разницы, ущерб, который приходится возмещать. Кроме того, это убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров.
По этой же строке показывают и все непроизводственные расходы организации, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Скажем, затраты на благотворительную деятельность. Также это может быть оплата спортивных и культурно-просветительских мероприятий, отдыха и развлечений и т. д.
Прибыль (убыток) до налогообложения (строка 140)
По этой строке показывают финансовый результат деятельности организации за год. Его рассчитывают по данным Отчета о прибылях убытках. Это не что иное, как «бухгалтерская» прибыль или «бухгалтерский» убыток.
Отложенные налоговые активы (строка 141)
Эта строка предназначена для отложенных налоговых активов, которые образовались в учете организации за предыдущий период. В строку 141 Отчета попадет разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 09. Понятно, что тут может быть две ситуации. Если полученная величина положительна, то разницу (то есть сумму начисленных активов за минусом погашенных и списанных) прибавляют к прибыли до налогообложения. Если же, напротив, она отрицательна, то величину активов в отчетном периоде нужно вычитать из прибыли.
Хотя справедливости ради надо сказать, что большинство организаций свои отложенные налоговые активы должны прибавлять к прибыли. Дело в том, что применять ПБУ 18/02 фирмы стали только в 2003 году, поэтому полностью списать начисленные отложенные налоговые активы они вряд ли успели.
Отложенные налоговые обязательства (строка 142)
Как и в случае с активами, отложенные налоговые обязательства могут как вычитаться из прибыли (убытка) до налогообложения, так и прибавляться. Как и в случае с активами, в Отчет попадает разница между оборотами по счету 77. Если кредитовый (где отражают начисление) превышает дебетовый (тут показывают списание обязательства), то этот показатель уменьшит прибыль. Если наоборот - увеличит. В 2003 году наверняка сумма начисленных налоговых обязательств будет больше списанных. Ведь применять ПБУ 18/02 стали только с 2003 года. Значит, и прибыль будет уменьшаться. То есть показатель по строке 142 нужно привести в круглых скобках.