Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:40, курсовая работа
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
1. Введение………………………………………………………………………2
2. Инвентаризация………………………………………………………………5
3. Реформация баланса………………………………………………………….6
4. Бухгалтерский баланс (форма №1)………………………………………….7
а) Актив баланса………………………………………………………….7
б) Пассив баланса……………………………………………………….19
5. Отчет о прибылях и убытках (форма №2)…………………………………25
6. Отчет об изменениях капитала (форма № 3)………………………………30
7. Отчет о движении денежных средств (форма№ 4)………………………..33
8. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)…………………….36
9. Пояснительная записка ……………………………………………………..42
10. Заключение…………………………………………………………………46
11. Приложение
Если опытно-конструкторские работы еще не завершены, то затраты по ним отразите по строке 320. При этом данные возьмите на начало и конец отчетного периода.
Если же работы завершены, но не дали положительных результатов, расходы по ним в бухучете спишите на внереализационные расходы. Эту сумму за отчетный и предыдущий год отразите в последней строке данного раздела.
Расходы на освоение природных ресурсов
Этот раздел заполняют в том же порядке, что и раздел «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Здесь отразите данные о затратах фирмы на разведку природных месторождений полезных ископаемых и их оценку, пробное бурение скважин и т. д.
Финансовые вложения
Этот раздел подробно расшифровывает показатели строк 140 «Долгосрочные финансовые вложения» и 250 «Краткосрочные финансовые вложения» Бухгалтерского баланса. Для их учета используется счет 58. Данные по его субсчетам на начало и конец отчетного года приведите в форме № 5.
В графе 3 раздела указывают остаток по счету 58 субсчет «Долгосрочные финансовые вложения» на начало отчетного года, в графе 4 - остаток на конец этого года.
В графах 5 и б отражают остатки по счету 58 субсчет «Краткосрочные финансовые вложения».
Данные в форме № 5 приведите по видам финансовых вложений:
♦ вклады в уставные капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых обществ) - строки 510 и 511;
♦ покупка государственных и муниципальных ценных бумаг (облигаций, казначейских билетов и т. п.) - строка 515;
♦ приобретение ценных бумаг других организаций (облигаций, векселей и др.) - строка 520;
♦ выдача займов другим организациям и гражданам - строка 525;
♦ открытие депозитных вкладов в банках - строка 530;
♦ прочие - строка 535.
В строке 540 Приложения № 5 подведите общую сумму финансовых вложений (сумма строк 510, 515, 520, 525, 530 и 535).
В средней части таблицы (строки 550-570) указывают величину финансовых вложений в ценные бумаги, которые котируются на фондовом рынке.
Сравнив балансовую оценку бумаг с рыночной, указывают разницу в разделе «Справочно». Для этого отведены строки 580 и 590.
Дебиторская и кредиторская задолженность
Этот раздел детализирует дебиторскую (строки 230 и 240 баланса) и кредиторскую (строка 620 баланса) задолженность фирмы.
Чтобы заполнить таблицу, используют данные по счетам:
♦ 58 «Финансовые вложения»;
♦ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по авансам выданным»;
♦ 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
♦ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
♦ 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
♦ 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
♦ 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
♦ 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (излишне начисленная работникам зарплата);
♦ 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
♦ 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
♦ 75 «Расчеты с учредителями»;
♦ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (выборочно), например, долг фирме за оказанные ею услуги, по претензиям и т. п.
Предварительно всю задолженность разделите по срокам ее погашения на краткосрочную (должна быть оплачена в течение года) и долгосрочную (со сроком погашения более года).
Заполняя данный раздел формы № 5, в графе 3 отражают сальдо по соответствующим счетам на 1 января отчетного года: по дебиторской задолженности - дебетовое, по кредиторской - кредитовое. В графе 4 укажите остатки дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного года.
Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)
Данный раздел содержит подробный перечень расходов фирмы, которые отражаются за отчетный и предыдущий годы.
При заполнении формы № 5 распределяют расходы по основным элементам в соответствии с ПБУ «Расходы организации» (ПБУ 10/99):
♦ материальные затраты;
♦ затраты на оплату труда;
♦ отчисления на социальные нужды;
♦ амортизация;
♦ прочие затраты.
Чтобы заполнить строку 710 «Материальные затраты» Приложения № 5, нужно сложить кредитовые обороты по счетам 10 «Материалы», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (в части работ и услуг производственного характера) в корреспонденции со счетами учета затрат (20, 23, 25,26, 29 и 44).
Если фирма занимается торговлей, то в строке 710 отражают также суммы, списанные с кредита счета 41 «Товары» в дебет счета 90 «Продажи».
В строке 720 «Затраты на оплату труда» отражают кредитовый оборот по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции со счетами учета затрат.
По строке 730 «Отчисления на социальные нужды» указывают суммы, списанные на счета учета затрат с кредита счетов 68 субсчет «Расчеты по ЕСН» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Для заполнения строки 740 «Амортизация» суммируют обороты по кредиту счетов 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов» в корреспонденции со счетами учета затрат.
В строке 750 «Прочие затраты» приводят стоимость работ и услуг непроизводственного характера. Это могут быть консультационные, юридические, рекламные услуги, а также представительские и командировочные расходы, не связанные с производством, и другие аналогичные затраты. Информацию о них берем из кредита счетов 60, 71 и 76 в корреспонденции со счетами учета расходов.
Все показатели приводят за отчетный (графа 3) и предыдущий (графа 4) годы.
В этом разделе Приложения не надо учитывать:
♦ затраты, связанные с передачей материальных ценностей для нужд собственного производства и обслуживающих хозяйств;
♦ затраты по браку;
♦ затраты, связанные с простоями по внешним причинам;
♦ расходы, возмещаемые виновными лицами.
В строке 760 «Итого по элементам затрат» отражают общую сумму затрат фирмы по обычным видам деятельности за отчетный и предшествующий годы. Это сумма строк с 710 по 740 включительно.
По следующим строкам (765-767) показывают изменение стоимости незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов по сравнению с предыдущим годом. Увеличение этих показателей приводят в таблице со знаком «плюс», уменьшение - со знаком «минус».
Обеспечения
Для его заполнения используют данные забалансового счета 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Суммы обеспечений, учтенные на этом счете, списывают по мере погашения задолженности, в счет которой они выданы (например, займа).
Отдельно представьте информацию о стоимости имущества, полученного в залог от других фирм.
В этом же разделе приводят данные, отраженные в учете по счету 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». По ним также отдельно указывают сведения о стоимости имущества, переданного вашей фирмой в залог.
Государственная помощь
Его заполняют фирмы, которые в отчетном или предыдущем году получили из бюджета деньги на осуществление своей деятельности.
Этот раздел заполняют в соответствии с ПБУ «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000).
Государственная помощь может предоставляться в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (кроме налоговых) и т. д. Данные о бюджетном финансировании для заполнении формы № 5 можно взять из оборотов по счету 86 «Целевое финансирование». Показатели приводят на начало и конец отчетного и предыдущего года.
В строке 910 указывают размер полученных бюджетных средств, а в следующей свободной строке расшифруйте их целевое назначение. В строка 920 отражает данные о сумме бюджетных кредитов.
Пояснительная записка
В состав бухгалтерской отчетности организаций помимо утвержденных форм входит Пояснительная записка. Этого требует статья 13 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Малые предприятия могут записку не представлять.
В Пояснительной записке указывают дополнительные сведения о финансовом положении фирмы, не нашедшие отражения в основных формах отчетности. Такие сведения могут быть выражены не только количественными показателями. Информация о них может носить также описательный характер.
В Пояснительную записку включают лишь ту информацию о фирме, которая отвечает основным критериям существенности для заинтересованных пользователей. Например, поставщиков в первую очередь интересует платежеспособность фирмы, отсутствие просроченной кредиторской задолженности, а инвесторов — перспективные направления деятельности и возможность быстрой окупаемости вложений.
Оформляют Пояснительную записку только при сдаче годовой бухгалтерской отчетности. С промежуточной отчетностью ее представлять не нужно, если этого не требует устав фирмы. Записка составляется в произвольной форме.
При необходимости она может содержать следующие разделы:
♦ сведения о деятельности фирмы;
♦ изменения в учетной политике;
♦ сведения о финансовой деятельности, например, покупке акций других предприятий;
♦ сведения об инвестиционной деятельности фирмы, например, развитии материально-технической базы;
♦ информация о дочерних и зависимых обществах, например, размер доли в чужих уставных капиталах;
♦ сведения о реорганизации фирмы;
♦ события после отчетной даты и др.
Сведения о деятельности фирмы
В этом разделе можно привести:
♦ краткую характеристику размеров и структуры фирмы;
♦ краткую характеристику ее основных видов деятельности;
♦ объемы продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам и географическим рынкам сбыта;
♦ данные о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;
♦ сведения о деловой активности организации;
♦ показатели эффективности использования ресурсов и т. д. Информацию в Пояснительной записке по возможности представьте в динамике (за несколько лет). При этом укажите факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты фирмы.
О размерах фирмы отчасти можно судить по величине ее уставного капитала, численности работающих, размерах производственных площадей и других ресурсов. Кратко описывают производственную структуру организации: все ее производства, цеха, службы, а также обособленные подразделения, филиалы и представительства.
Характеризуя деятельность фирмы по видам, приводят сведения:
♦ об ассортименте и объемах производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) за отчетный и предшествующие годы;
♦ о направлениях ее инвестиций (покупка, создание и продажа основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг; предоставление займов; участие в уставных капиталах других организаций);
♦ о планах расширения или изменения отраслевой и видовой структуры деятельности фирмы.
Раскрывая информацию об объемах продаж продукции (товаров, работ и услуг) по видам, приведите не только общие данные, но и сведения в разрезе основных географических районов сбыта (в том числе за рубеж).
Если в истекшем году произошли чрезвычайные события, то в Пояснительной записке указывают их. Это могут быть пожар, наводнение, технологическая авария, кража имущества и другие аналогичные ситуации.
Отражают также экономические последствия этих происшествий: размер прямого ущерба и расходов на ликвидацию, сумму полученного с виновных граждан и организаций или от страховых компаний возмещений и т. д.
О деловой активности фирмы свидетельствуют следующие данные:
♦ наличие договоров на экспортные поставки, косвенно подтверждающие качество выпускаемой продукции (работ, услуг) и широту рынков сбыта;
♦ наличие известных клиентов, приобретающих продукцию, работы и услуги фирмы;
♦ участие фирмы в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, эффективность такой деятельности;
♦ проведение природоохранных и других аналогичных мероприятий.
Изменения в учетной политике
Согласно пункту 16 ПБУ «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), фирма может поменять учетную политику, если:
♦ поменялось законодательство России или нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету;
♦ разработан новый способ ведения бухгалтерского учета;
♦ изменились условия деятельности организации (фирма была реорганизована, появились новые виды деятельности и т. п.).
В записке указывают те положения учетной политики на текущий год, которые отличаются от соответствующих положений за прошлый год, а также перечислите причины этих изменений.
Это нужно сделать только при одном условии - изменения существенно повлияли на бухгалтерскую отчетность.
В данном разделе Пояснительной записки приводят также сведения о планируемых изменениях учетной политики на следующий год.
Финансовая деятельность
В данном разделе пояснительной записки показывают динамику важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за последние несколько лет.
Прежде всего, расшифруйте состав прибылей и убытков, внереализационных доходов и расходов фирмы (строки 050,120 и 130 Отчета о прибылях и убытках).
При характеристике платежеспособности фирмы обращают внимание:
♦ на денежную наличность в кассе и на расчетных счетах;
♦ на сумму убытков;
♦ на просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженность;
♦ на непогашенные в срок кредиты и займы;
♦ на расчеты с бюджетом по налогам, сборам и штрафным санкциям.
В этом разделе можно привести решение учредителей фирмы о распределении чистой прибыли:
♦ на выплату дивидендов;
♦ на формирование специальных резервных фондов (потребления, социальной сферы, накопления и других);
♦ на покрытие убытков;
♦ на погашение тех или иных расходов.