Годовой отчет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положе­ния по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный харак­тер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и по­становления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………2
2. Инвентаризация………………………………………………………………5
3. Реформация баланса………………………………………………………….6
4. Бухгалтерский баланс (форма №1)………………………………………….7
а) Актив баланса………………………………………………………….7
б) Пассив баланса……………………………………………………….19
5. Отчет о прибылях и убытках (форма №2)…………………………………25
6. Отчет об изменениях капитала (форма № 3)………………………………30
7. Отчет о движении денежных средств (форма№ 4)………………………..33
8. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)…………………….36
9. Пояснительная записка ……………………………………………………..42
10. Заключение…………………………………………………………………46
11. Приложение

Файлы: 1 файл

Годовой.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Реформация баланса

Текущие доходы и расходы организации учитывают нарастающим итогом с на­чала года. Для этих целей используют следующие счета: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». В конце года эти счета надо «обнулить», то есть провести реформацию баланса.

Реформация баланса проводится в два эта­па. На первом этапе нужно закрыть счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».

Каждый месяц, сопоставляя обороты по счету 90, бухгалтер определял финансовый ре­зультат от обычных видов деятельности. Если оказывалось, что организация за месяц получи­ла прибыль, то в учете бухгалтер делал такую проводку:

ДЕБЕТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж»   КРЕДИТ 99

-   отражена прибыль за отчетный месяц.

 

Убыток же списывался следующей записью:

ДЕБЕТ 99   КРЕДИТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

-   отражен убыток за отчетный месяц.

 

В конце же года все субсчета, открытые к счету 90, нужно закрыть внутренними запися­ми на субсчет «Прибыль/убыток от продаж».

В результате на 1 января нового года по всем субсчетам счета 90 «Продажи» будет нулевой остаток. Теперь рассмотрим, как надо закрыть счет 91 «Прочие доходы и расходы». На этом счете в течение года собирались операционные и внереализационные доходы и расходы. При этом каждый месяц бухгалтер, сопоставляя обо­роты по этому счету, списывал финансовый ре­зультат от данных операций на счет 99. Если за месяц была получена прибыль, то в учете дела­лась такая проводка:

 

ДЕБЕТ 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»   КРЕДИТ 99

-   отражена прибыль за отчетный месяц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бухгалтерский баланс

Баланс — это форма № 1 в прямом и переносном смысле. Предприятию, задумавшему получить кредит, нужно представить баланс в банк. С балансом знакомят акционеров, участников организации и других заинтересованных лиц, чтобы они получили представление о финансовом состоянии этого предприятия. Поэтому важно правильно разработать и заполнить баланс, учитывая требования новых приказов Минфина России.

Разрабатывая баланс, бухгалтеру следует взять типовую форму баланса, которая приведена в при­казе Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н. В этой форме практически по всем строкам простав­лены коды. Мы советуем их не менять. В тех строках, в которых нет кодов в типовой форме баланса, вам надо проставить их самостоятельно. Чтобы облегчить вам работу, мы предложили свои коды «пус­тых» строк.

Заполняя баланс, бухгалтер должен соблюдать следующие правила:

-  нельзя засчитывать активы и пассивы, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответ­ствующими положениями по бухгалтерскому учету;

-  основные средства и нематериальные активы нужно отражать по остаточной стоимости;

-  активы и обязательства следует разделять на долгосрочные и краткосрочные;

-  данные о расчетах с другими организациями и гражданами нужно показывать в развернутом ви­де. По тем счетам аналитического учета, где имеется дебетовое сальдо, их записывают в активе, а по счетам с кредитовым сальдо — в пассиве;

-  если какой-либо показатель имеет отрицательное значение, то в балансе его нужно записать в круглых скобках;

-  в графе 3 даются сальдо по счетам по состоянию на 1 января 2003 года;

-  в графе 4 приводят сальдо по счетам по состоянию на 31 декабря 2003 года.

 

 

Актив баланса

Раздел I «Внеоборотные активы»

 

Нематериальные активы (строка 110)

 

В этой строке бухгалтер приводит остаточную стоимость нематериальных активов которые принадлежат организации. Учет таких активов регулируется двумя документами Положением по бухгалтерскому учету «Учет не­материальных активов» (ПБУ 14/2000), утверж­денным приказом Минфина России от 16 октяб­ря 2000 г. № 91н, и Положением по ведению бух­галтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным прика­зом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Хотя эти документы утверждены давно, в них по-прежнему есть противоречия. По мне­нию Минфина России, которое было высказано еще 23 августа 2001 года в письме № 16-00-12/15, в случае разногласий между документами по уче­ту нематериальных активов нужно руководство­ваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов».

Согласно пункту 4 ПБУ 14/2000, к немате­риальным активам могут быть отнесены:

—  исключительные права патентообладате­ля на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;

—  исключительные   авторские   права  на программы для ЭВМ и базы данных;

—  исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

—  исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

—  имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

—  деловая репутация организации, а также организационные расходы, которые в соответ­ствии с учредительными документами призна­ны вкладом в уставный (складочный) капитал организации.

При этом перечисленные выше активы должны соответствовать ряду условий. В част­ности, нематериальными признаются активы, которые:

—  приносят доход;

—  могут быть оценены;

—  используются не менее 12 месяцев;

—  созданы и приобретены не для перепро­дажи.

Остаточную стоимость квартиры надо показывать в составе основных средств. А стои­мость лицензий и компьютерных программ, на которые нет исключительных прав, нужно ука­зать в составе расходов будущих периодов.

 

Основные средства (строка 120)

В этой группе строк бухгалтер указыва­ет остаточную стоимость основных средств, которые находятся в эксплуата­ции, на реконструкции, модернизации, восста­новлении, консервации или в запасе. Порядок учета основных средств регулируется Положе­нием по ведению бухгалтерского учета и бухгал­терской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н) и Положением по бух­галтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

Согласно пункту 4 ПБУ 6/01, активы учи­тывают в составе основных средств, если они:

—  используются в производстве продук­ции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;

—  используются дольше 12 месяцев;

—  в дальнейшем будут приносить организа­ции доход;

—  не будут в обозримом будущем проданы.

А в соответствии с пунктом 5 ПБУ 6/01 ос­новные средства — это здания, сооружения, ра­бочие и силовые машины, а также оборудова­ние, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транс­портные средства, инструменты, рабочий, про­дуктивный и племенной скот, многолетние на­саждения, внутрихозяйственные дороги и др.

Кроме того, в состав основных средств вхо­дят капитальные вложения в арендованное имущество, земельные участки и объекты при­родопользования, а также средства, направлен­ные на коренное улучшение почв.

Стоит отметить, что в состав специальной одежды в бухгалтерском учете может входить и специальная одежда со сроком службы более одного года. Это следует из ранее упомянутого пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Однако пункт 13 Методических указаний по бухгалтер­скому учету специального инструмента, специ­альных приспособлений, специального обору­дования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н) гласит, что любая спецодежда независимо от срока ее использования должна учитываться в составе оборотных средств. По нашему мнению, в этом спорном вопросе нуж­но руководствоваться ПБУ 6/01. Ведь как-ни­как этот документ имеет больше силы, нежели методические рекомендации. Кстати, наше мнение подтверждено письмом Минфина Рос­сии от 12 мая 2003 г. № 16-00-14/159.

 

Поступление основных средств

Бухгалтер, занимаясь постановкой объекта основных средств на учет, в первую очередь решает вопрос о его первоначальной стоимости. В ПБУ 6/01 можно найти различные способы оценки. Рассмотрим каждый из них более под­робно.

 

Приобретение, сооружение и изготовление основных средств

Если мы покупаем или строим основные средства, то их первоначальная стоимость будет равна сумме фактических затрат. Перечень та­ких затрат приведен в пункте 8 ПБУ 6/01. В не­го вошли суммы, которые в соответствии с до­говором предприятие должно уплатить продав­цу или подрядчику, регистрационные сборы, таможенные пошлины, невозмещаемые нало­ги, вознаграждения посредническим организа­циям, суммовые разницы и др. Кроме того, со­гласно пункту 12 ПБУ 6/01, в первоначальную стоимость объектов основных средств включа­ются еще и затраты на доставку и приведение этих активов в состояние, пригодное для ис­пользования.

Однако этот перечень открытый. А значит, в него можно включить любые затраты, кото­рые непосредственно связаны с приобретени­ем, сооружением и изготовлением объекта ос­новных средств.

Расходы на приобретение учитывают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом в учете предприятия бухгалтер дол­жен сделать такие проводки:

 

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 60 (76, 10, 70...)

- отражены затраты на приобретение ос­новных средств.

Затем, когда организация вводит основные средства в эксплуатацию, эти расходы списыва­ются в дебет счета 01. В бухгалтерском учете это выглядит следующим образом:

ДЕБЕТ 01    КРЕДИТ 08

- введен в эксплуатацию объект основных средств.

Иногда организации покупают объекты ос­новных средств за иностранную валюту. В этом случае стоимость основных средств пересчитывается в рубли по тому курсу, который действо­вал на дату принятия объекта к учету. Это уста­новлено пунктом 16 ПБУ 6/01.

 

Амортизация

В бухгалтерском учете не нужно начислять амортизацию на те основные средства, которые перечислены в пункте 17 ПБУ 6/01 «Учет ос­новных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н. До 1 января 2002 года эти основные средства не амортизировались и при расчете налога на при­быль. Однако с 1 января 2002 года ситуация из­менилась. Дело в том, что в статье 256 Налого­вого кодекса РФ приведен несколько иной перечень имущества, не амортизируемого при расчете налога на прибыль.

Таким образом, появилось имущество, амортизация которого в бухгалтерском учете не начисляется, но учитывается при расчете нало­га на прибыль. Это:

—  многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;

—  объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.);

—  имущество некоммерческих организа­ций, используемое в предпринимательской дея­тельности.

Надо сказать, и в бухгалтерском, и в налого­вом учете не нужно начислять амортизацию на основное средство стоимостью менее 10 000 руб.

Его стоимость списывается на расходы сразу, как только его ввели в эксплуатацию.

 

Как начислять амортизацию

Прежде чем начать начислять амортиза­цию, организация должна определить срок полезного использования основного сред­ства.

С 1 января 2002 года чтобы установить срок по­лезного использования основного средства, нужно обратиться к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные груп­пы, утвержденной постановлением Правитель­ства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

Сроки, указанные в Классификации, необходимо использовать только в целях налогообложения. А в бухгалтер­ском учете срок службы каждого основного средства организация может установить само­стоятельно. Так сказано в пункте 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

В бухгалтерском учете можно использовать четыре способа начисления амортизации:

—  линейный способ;

—  способ уменьшаемого остатка;

—  способ списания стоимости по сумме чи­сел лет срока полезного использования;

—  способ списания стоимости пропорцио­нально объему продукции (работ).

Об этом сказано в пункте 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

 

Линейный способ

Чтобы рассчитать ежемесячную сумму амортизационных отчислений линейным мето­дом, необходимо первоначальную стоимость объекта основных средств умножить на норму амортизационных отчислений. Норма     амортизационных     отчислений в свою очередь рассчитывается по формуле:

К=(1:п) х 100%,

где К - месячная норма амортизации в процен­тах; п - срок полезного использования основ­ного средства в месяцах.

 

Пример

В феврале 2003 года предприятие приобрело станок для обработки пластмассовых изделий и в этом же меся­це ввело его в эксплуатацию. Первоначальная стои­мость станка равна 135 000 руб. (без НДС).

Согласно своей учетной политике, предприятие начис­ляет амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете линейным способом. Организация установила, что станок будет использовать 8 лет (96 месяцев). С марта 2003 года на него стали начислять аморти­зацию.

Месячная норма амортизации составит 1,04% ((1 :96 мес.) х 100%).

Таким образом, ежемесячно на станок будет на­числяться амортизация, равная 1404 руб. (135 000 руб. х 1,04%).

Получается, что в балансе за 2003 год бухгалтер организации покажет станок для обработки пласт­массовых изделий по строке 120 в оценке 120 960 руб. (135 000 руб.-1404 руб. х 10 мес).

 

Чтобы заполнить строку 120 Бухгалтерского баланса, нужно взять: дебетовое сальдо счета 01 «Основные сред­ства» за минусом кредитового сальдо счета 02 «Амортизация основных средств» (за исключе­нием субсчета «Амортизация по имуществу, предоставляемому другим организациям во временное пользование»).

По строке 121 приводится стоимость земель­ных участков и объектов природопользования.

По строке 122 указывается стоимость зда­ний, машин и оборудования.

 

Незавершенное строительство (строка 130)

По строке 130 отражается сумма затрат организации на незавершенное строи­тельство   (капитальные   вложения). К таким затратам пункт 41 Положения по веде­нию бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности в Российской Федерации относит:

-  расходы на любые строительно-монтаж­ные работы;

-  стоимость приобретенных зданий, обо­рудования, транспортных средств, инструмен­та, инвентаря;

-  стоимость прочих капитальных работ и затрат (это могут быть проектно-изыскательские, геолого-разведочные и буровые работы, переселение в связи со строительством, подго­товка кадров и т. д.);

-  стоимость объектов капитального строи­тельства, которые временно используются еще до ввода в эксплуатацию;

—  стоимость объектов недвижимости, пра­ва на которые не зарегистрированы;

Информация о работе Годовой отчет