Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:40, курсовая работа
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
1. Введение………………………………………………………………………2
2. Инвентаризация………………………………………………………………5
3. Реформация баланса………………………………………………………….6
4. Бухгалтерский баланс (форма №1)………………………………………….7
а) Актив баланса………………………………………………………….7
б) Пассив баланса……………………………………………………….19
5. Отчет о прибылях и убытках (форма №2)…………………………………25
6. Отчет об изменениях капитала (форма № 3)………………………………30
7. Отчет о движении денежных средств (форма№ 4)………………………..33
8. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)…………………….36
9. Пояснительная записка ……………………………………………………..42
10. Заключение…………………………………………………………………46
11. Приложение
Реформация баланса
Текущие доходы и расходы организации учитывают нарастающим итогом с начала года. Для этих целей используют следующие счета: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». В конце года эти счета надо «обнулить», то есть провести реформацию баланса.
Реформация баланса проводится в два этапа. На первом этапе нужно закрыть счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».
Каждый месяц, сопоставляя обороты по счету 90, бухгалтер определял финансовый результат от обычных видов деятельности. Если оказывалось, что организация за месяц получила прибыль, то в учете бухгалтер делал такую проводку:
ДЕБЕТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» КРЕДИТ 99
- отражена прибыль за отчетный месяц.
Убыток же списывался следующей записью:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж»
- отражен убыток за отчетный месяц.
В конце же года все субсчета, открытые к счету 90, нужно закрыть внутренними записями на субсчет «Прибыль/убыток от продаж».
В результате на 1 января нового года по всем субсчетам счета 90 «Продажи» будет нулевой остаток. Теперь рассмотрим, как надо закрыть счет 91 «Прочие доходы и расходы». На этом счете в течение года собирались операционные и внереализационные доходы и расходы. При этом каждый месяц бухгалтер, сопоставляя обороты по этому счету, списывал финансовый результат от данных операций на счет 99. Если за месяц была получена прибыль, то в учете делалась такая проводка:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» КРЕДИТ 99
- отражена прибыль за отчетный месяц.
Бухгалтерский баланс
Баланс — это форма № 1 в прямом и переносном смысле. Предприятию, задумавшему получить кредит, нужно представить баланс в банк. С балансом знакомят акционеров, участников организации и других заинтересованных лиц, чтобы они получили представление о финансовом состоянии этого предприятия. Поэтому важно правильно разработать и заполнить баланс, учитывая требования новых приказов Минфина России.
Разрабатывая баланс, бухгалтеру следует взять типовую форму баланса, которая приведена в приказе Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н. В этой форме практически по всем строкам проставлены коды. Мы советуем их не менять. В тех строках, в которых нет кодов в типовой форме баланса, вам надо проставить их самостоятельно. Чтобы облегчить вам работу, мы предложили свои коды «пустых» строк.
Заполняя баланс, бухгалтер должен соблюдать следующие правила:
- нельзя засчитывать активы и пассивы, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету;
- основные средства и нематериальные активы нужно отражать по остаточной стоимости;
- активы и обязательства следует разделять на долгосрочные и краткосрочные;
- данные о расчетах с другими организациями и гражданами нужно показывать в развернутом виде. По тем счетам аналитического учета, где имеется дебетовое сальдо, их записывают в активе, а по счетам с кредитовым сальдо — в пассиве;
- если какой-либо показатель имеет отрицательное значение, то в балансе его нужно записать в круглых скобках;
- в графе 3 даются сальдо по счетам по состоянию на 1 января 2003 года;
- в графе 4 приводят сальдо по счетам по состоянию на 31 декабря 2003 года.
Актив баланса
Раздел I «Внеоборотные активы»
Нематериальные активы (строка 110)
В этой строке бухгалтер приводит остаточную стоимость нематериальных активов которые принадлежат организации. Учет таких активов регулируется двумя документами Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н, и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Хотя эти документы утверждены давно, в них по-прежнему есть противоречия. По мнению Минфина России, которое было высказано еще 23 августа 2001 года в письме № 16-00-12/15, в случае разногласий между документами по учету нематериальных активов нужно руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов».
Согласно пункту 4 ПБУ 14/2000, к нематериальным активам могут быть отнесены:
— исключительные права патентообладателя на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;
— исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных;
— исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
— исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
— имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
— деловая репутация организации, а также организационные расходы, которые в соответствии с учредительными документами признаны вкладом в уставный (складочный) капитал организации.
При этом перечисленные выше активы должны соответствовать ряду условий. В частности, нематериальными признаются активы, которые:
— приносят доход;
— могут быть оценены;
— используются не менее 12 месяцев;
— созданы и приобретены не для перепродажи.
Остаточную стоимость квартиры надо показывать в составе основных средств. А стоимость лицензий и компьютерных программ, на которые нет исключительных прав, нужно указать в составе расходов будущих периодов.
Основные средства (строка 120)
В этой группе строк бухгалтер указывает остаточную стоимость основных средств, которые находятся в эксплуатации, на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе. Порядок учета основных средств регулируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н) и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.
Согласно пункту 4 ПБУ 6/01, активы учитывают в составе основных средств, если они:
— используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;
— используются дольше 12 месяцев;
— в дальнейшем будут приносить организации доход;
— не будут в обозримом будущем проданы.
А в соответствии с пунктом 5 ПБУ 6/01 основные средства — это здания, сооружения, рабочие и силовые машины, а также оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и др.
Кроме того, в состав основных средств входят капитальные вложения в арендованное имущество, земельные участки и объекты природопользования, а также средства, направленные на коренное улучшение почв.
Стоит отметить, что в состав специальной одежды в бухгалтерском учете может входить и специальная одежда со сроком службы более одного года. Это следует из ранее упомянутого пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Однако пункт 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н) гласит, что любая спецодежда независимо от срока ее использования должна учитываться в составе оборотных средств. По нашему мнению, в этом спорном вопросе нужно руководствоваться ПБУ 6/01. Ведь как-никак этот документ имеет больше силы, нежели методические рекомендации. Кстати, наше мнение подтверждено письмом Минфина России от 12 мая 2003 г. № 16-00-14/159.
Поступление основных средств
Бухгалтер, занимаясь постановкой объекта основных средств на учет, в первую очередь решает вопрос о его первоначальной стоимости. В ПБУ 6/01 можно найти различные способы оценки. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Приобретение, сооружение и изготовление основных средств
Если мы покупаем или строим основные средства, то их первоначальная стоимость будет равна сумме фактических затрат. Перечень таких затрат приведен в пункте 8 ПБУ 6/01. В него вошли суммы, которые в соответствии с договором предприятие должно уплатить продавцу или подрядчику, регистрационные сборы, таможенные пошлины, невозмещаемые налоги, вознаграждения посредническим организациям, суммовые разницы и др. Кроме того, согласно пункту 12 ПБУ 6/01, в первоначальную стоимость объектов основных средств включаются еще и затраты на доставку и приведение этих активов в состояние, пригодное для использования.
Однако этот перечень открытый. А значит, в него можно включить любые затраты, которые непосредственно связаны с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Расходы на приобретение учитывают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом в учете предприятия бухгалтер должен сделать такие проводки:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 (76, 10, 70...)
- отражены затраты на приобретение основных средств.
Затем, когда организация вводит основные средства в эксплуатацию, эти расходы списываются в дебет счета 01. В бухгалтерском учете это выглядит следующим образом:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
- введен в эксплуатацию объект основных средств.
Иногда организации покупают объекты основных средств за иностранную валюту. В этом случае стоимость основных средств пересчитывается в рубли по тому курсу, который действовал на дату принятия объекта к учету. Это установлено пунктом 16 ПБУ 6/01.
Амортизация
В бухгалтерском учете не нужно начислять амортизацию на те основные средства, которые перечислены в пункте 17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н. До 1 января 2002 года эти основные средства не амортизировались и при расчете налога на прибыль. Однако с 1 января 2002 года ситуация изменилась. Дело в том, что в статье 256 Налогового кодекса РФ приведен несколько иной перечень имущества, не амортизируемого при расчете налога на прибыль.
Таким образом, появилось имущество, амортизация которого в бухгалтерском учете не начисляется, но учитывается при расчете налога на прибыль. Это:
— многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;
— объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.);
— имущество некоммерческих организаций, используемое в предпринимательской деятельности.
Надо сказать, и в бухгалтерском, и в налоговом учете не нужно начислять амортизацию на основное средство стоимостью менее 10 000 руб.
Его стоимость списывается на расходы сразу, как только его ввели в эксплуатацию.
Как начислять амортизацию
Прежде чем начать начислять амортизацию, организация должна определить срок полезного использования основного средства.
С 1 января 2002 года чтобы установить срок полезного использования основного средства, нужно обратиться к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
Сроки, указанные в Классификации, необходимо использовать только в целях налогообложения. А в бухгалтерском учете срок службы каждого основного средства организация может установить самостоятельно. Так сказано в пункте 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
В бухгалтерском учете можно использовать четыре способа начисления амортизации:
— линейный способ;
— способ уменьшаемого остатка;
— способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
— способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Об этом сказано в пункте 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
Линейный способ
Чтобы рассчитать ежемесячную сумму амортизационных отчислений линейным методом, необходимо первоначальную стоимость объекта основных средств умножить на норму амортизационных отчислений. Норма амортизационных отчислений в свою очередь рассчитывается по формуле:
К=(1:п) х 100%,
где К - месячная норма амортизации в процентах; п - срок полезного использования основного средства в месяцах.
Пример
В феврале 2003 года предприятие приобрело станок для обработки пластмассовых изделий и в этом же месяце ввело его в эксплуатацию. Первоначальная стоимость станка равна 135 000 руб. (без НДС).
Согласно своей учетной политике, предприятие начисляет амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете линейным способом. Организация установила, что станок будет использовать 8 лет (96 месяцев). С марта 2003 года на него стали начислять амортизацию.
Месячная норма амортизации составит 1,04% ((1 :96 мес.) х 100%).
Таким образом, ежемесячно на станок будет начисляться амортизация, равная 1404 руб. (135 000 руб. х 1,04%).
Получается, что в балансе за 2003 год бухгалтер организации покажет станок для обработки пластмассовых изделий по строке 120 в оценке 120 960 руб. (135 000 руб.-1404 руб. х 10 мес).
Чтобы заполнить строку 120 Бухгалтерского баланса, нужно взять: дебетовое сальдо счета 01 «Основные средства» за минусом кредитового сальдо счета 02 «Амортизация основных средств» (за исключением субсчета «Амортизация по имуществу, предоставляемому другим организациям во временное пользование»).
По строке 121 приводится стоимость земельных участков и объектов природопользования.
По строке 122 указывается стоимость зданий, машин и оборудования.
Незавершенное строительство (строка 130)
По строке 130 отражается сумма затрат организации на незавершенное строительство (капитальные вложения). К таким затратам пункт 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации относит:
- расходы на любые строительно-монтажные работы;
- стоимость приобретенных зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря;
- стоимость прочих капитальных работ и затрат (это могут быть проектно-изыскательские, геолого-разведочные и буровые работы, переселение в связи со строительством, подготовка кадров и т. д.);
- стоимость объектов капитального строительства, которые временно используются еще до ввода в эксплуатацию;
— стоимость объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы;