Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 01:45, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование бухгалтерского учета и аудита материалов в на примере предприятия ЗАО "Хлебокомбинат Печерский".
В соответствии с вышеуказанной целью, задачами дипломной работы являются:
1) изучение теоретических и методических аспектов бухгалтерского учета материалов на предприятии;
2) анализ нормативно-правового регулирования учета материалов действующей в Российской Федерации;
3) рассмотрение организационно-экономической характеристики и направления деятельности предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. содержание и нормативное регулирование использования МАТЕРИАЛОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ
1.1 Общий анализ деятельности организации
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета материалов в производстве
1.3 Теоретические основы бухгалтерского учета использования материалов в производстве
Глава 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО "ХЛЕБОКОМБИНАТ ПЕЧЕРСКИЙ"
2.1 Первичный учет выбытия материалов на предприятии
2.2 Синтетический и аналитический учет выбытия материалов на предприятии
2.3 Инвентаризация материалов и отражение ее результатов в отчетности
Глава 3. АУДИТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО "ХЛЕБОКОМБИНАТ ПЕЧЕРСКИЙ"
3.1 Нормативная база аудиторской деятельности, цели и задачи
3.2 Планирование аудиторской проверки
3.3 Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Учет материалов производится в двух измерителях — денежном и вещественном (количественном). Количественный учет производится в единицах измерения, присущих данному материалу, — штуки, метры, литры и т. п.
На каждую партию (единицу) материала (в том числе и с одинаковыми входными параметрами), поступающую на предприятие, заводится инвентарная карточка. Учетная цена в этом случае есть фактическая цена закупки. На каждую единицу прикрепляется инвентарный номер, служащий для однозначной идентификации данного материала. В момент отпуска материала бухгалтер делает отметку в специальном учетном регистре о том, какой инвентарный номер и с какого подразделения (склада) отпущен в производство. При этом точно известна стоимость материала, перенесшего свою стоимость на готовую продукцию.
Приходный ордер (форма М-4) применяется в ЗАО "Хлебокомбинат Печерский" для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Составляется приходный ордер на фактическое количество поступивших материальных ценностей материально ответственным лицом в одном экземпляре в день поступления ценностей на склад .
Акт о приемке материалов (форма №М-7) применяется в следующих случаях:
- для оформления приемки
- для оформления приемки
- для оформления приемки
Данный акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
Акт составляется комиссией, в состав которой в обязательном порядке входит материально ответственное лицо, представитель отправителя (поставщика) или представитель незаинтересованной организации.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых с приложенными документами передается в бухгалтерию, а другой – отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику (Приложение 4).
На ЗАО "Хлебокомбинат Печерский" требование-накладная (форма № М-11) заменяет выписку лимитно-заборной карты, так как отпуск материалов в производство не носит массовый характер, и лимиты такого списания в организации не установлены.
Накладная составляется материально ответственным лицом того структурного подразделения, которое сдает материальные ценности. Первый экземпляр накладной служит основанием сдающему складу для списания ценностей, на основании второго экземпляра принимающий склад принимает эти ценности к учету. Накладная подписывается материально ответственными лицами и сдающего, и принимающего подразделения и сдается в бухгалтерию для учета движения материалов.
Следует обратить внимание, что этими же накладными оформляется сдача на склад полученных по требованию, но неизрасходованных материалов, а также сдача отходов и брака из производства.
В том случае, когда отпуск материалов подразделениям осуществляется без указания назначения использования материалов, такой отпуск также учитывается как внутреннее перемещение, а материалы считаются выданными в подотчет получившему их подразделению. Подразделение, получившее материалы, на фактически израсходованное количество материалов составляет акт расхода. Конкретный порядок составления акта расхода, а также перечень подразделений, которые могут его применять, устанавливается организацией. В данном акте должны быть отражены:
Накладная на отпуск материалов на сторону (форма №М-15) применяется для учета отпуска материальных ценностей:
- хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории;
- сторонним организациям
на основании договоров и
Накладную выписывает работник
структурного подразделения на основании
договоров, нарядов и других документов
при предъявлении заполненной в
установленном порядке
Первый экземпляр накладной передают складу для отпуска материалов, а второй экземпляр – получателю материалов (Приложение 6).
Для сокращения количества первичных документов рекомендуется оформлять отпуск материалов в карточках учета материалов (форма №М-17).
Сортовой количественный учет движения материальных ценностей, находящихся на хранении в складах (кладовых) организации, ведется материально ответственными лицами (заведующими складами, кладовщиками и др.) на карточках складского учета (форма № М-17). Учет ведется по каждому наименованию, сорту, артикулу, марке, размеру и другим отличительным признакам материальных ценностей (сортовой учет). При автоматизации учетных работ указанная выше информация формируется на магнитных (электронных) носителях средств вычислительной техники (Приложение 7).
Карточки складского учета регистрируются бухгалтерской службой организации ЗАО "Хлебокомбинат Печерский" в специальном реестре (книге) или на соответствующем машинном носителе при механизированной обработке. При регистрации на карточке ставятся номер карточки и виза работника бухгалтерской службы. Карточки заготавливаются бухгалтерией по мере поступления приходных документов и в соответствий с номенклатурой материалов и передаются кладовщику под расписку в реестре вместе с приходными документами.
По истечении календарного года на карточках складского учета выводятся остатки на 1 января следующего года, которые переносятся во вновь открытые карточки на следующий год, а карточки истекшего года закрываются, брошюруются (подшиваются) и сдаются в архив организации.
На основании оформленных
в установленном порядке и
исполненных первичных
Движение материалов в ЗАО "Хлебокомбинат Печерский" осуществляется в результате операций, связанных с поступлением, перемещением, отпуском и реализацией. Правильное и своевременное документальное оформление движения материалов позволяет предупредить различные нарушения, вскрыть злоупотребления, повышает дисциплинированность материально ответственных работников.
Согласно учетной политике, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. №71а.
Таблица 2.1
Первичные учетные документы
Номер унифицированной формы |
Наименование формы |
По учету материалов | |
М-2 |
Доверенность |
М-2а |
Доверенность |
М-4 |
Приходный ордер |
М-7 |
Акт о приемке материалов |
М-11 |
Требование-накладная |
М-15 |
Накладная на отпуск материалов на сторону |
М-17 |
Карточка учета материалов |
Все первичные учетные документы по движению материальных ценностей на складах подразделений организации должны быть сданы в бухгалтерскую службу в установленные в организации сроки.
Полученные со складов
первичные документы
2.2 Синтетический и аналитический учет выбытия материалов на предприятии.
На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости. При этом в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению. Синтетический учет материалов на предприятии ЗАО «Хлебокомбинат Печерский» ведется на счете 10 "Материалы". Этот счет имеет следующие субсчета:
1. "Сырьё и материалы";
2. "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";
3. "Топливо";
4. "Тара и тарные материалы";
5. "Запасные части";
6. "Прочие материалы";
7. "Материалы, переданные в переработку на сторону";
8. "Строительные материалы";
9. "Инвентарь и хозяйственные принадлежности";
10. "Специальная оснастка и специальная одежда на складе";
11. "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации".
В соответствии с "Планом счетов бухгалтерского учета" синтетический учет материалов на счете 10 "Материалы" ведется по фактической себестоимости. На поступившие из производства материалы в бухгалтерском учете дебетуют счет 10 "Материалы" и кредитуют счет 20 "Основное производство", к которому открыты суп. счета; 20.1 «Производство хлебобулочных изделий», 20.2 «Производство кондитерских изделий» - на стоимость полученных из производства возвратных отходов и др.
Пример бухгалтерских проводок приведен в таблице 2.2
Если при приеме материалов обнаруживается их недостача или порча, то эти операции на материальных счетах не отражаются. В случае, когда недостача сырья и материалов не превышает норму естественной убыли в пути, то она списывается на общехозяйственные расходы предприятия. При обнаружении же недостачи и порчи сырья и материалов по вине поставщика последнему предъявляется претензия. Эта операция в учете отражается по дебету счета 76-2 "Расчеты по претензиям" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
При ведении синтетического учета материалов по фактической себестоимости в рамках счета 10 "Материалы" открываются два аналитических счета:
· материалы по учетным ценам;
· транспортно-заготовительные расходы или отклонение в стоимости материалов.
Отпуск сырья и материалов из центральных складов в кладовые производственных цехов рассматривается как внутреннее перемещение и в бухгалтерском учете отражается записью: дебет счета 10 "Материалы", аналитический счет "Центральный склад"; кредит счета 10 "Материалы", аналитический счет "Производственный цех".
Производственный расход сырья и материалов в бухгалтерском учете отражается путем списания с кредита счета 10 "Материалы" в дебет счетов:
20 "Основное производство" к которому открыты суп. счета; 20.1 «Производство хлебобулочных изделий», 20.2 «Производство кондитерских изделий» - на стоимость сырья и материалов, израсходованных в основном производстве;
23 "Вспомогательные производства" к которому открыт суп. счет; 23.1 «Производство упаковки » - на стоимость материалов, израсходованных во вспомогательных производствах;
28 "Брак в производстве" к которому открыты суп. счета; 28.1 «Брак от производства хлебобулочных изделий», 28.2 «Брак от производства кондитерских изделий», 28.3 «Брак от производства упаковки » - на стоимость материалов, израсходованных на исправление бракованной продукции.
Таблица 2.2
Пример бухгалтерских проводок по использованию материалов в производстве
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Оприходованы из кондитерского цеха возвратные отходы (шоколадная крошка) |
10.6 |
20.2 |
1500 |
Оприходованы из производства возвратные отходы – Горбушки хлеба |
10-6 |
20-1 |
294 |
Отпущена в производство ржаная мука |
20.1 |
10.1 |
1400 |
Отпущен в производство изюм |
20.2 |
10.1 |
100 |
Отпущен в производство картон для изготовления упаковки для пирожных |
23.1 |
10.1 |
400 |
Учтена стоимость материалов, израсходованных для исправления бракованных изделий основного производства |
28.1 |
10.1 |
60 |
В течение месяца списание сырья и материалов производится по учетным ценам. В конце месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по учетным ценам. При этом, если фактическая себестоимость выше учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу -- способом "красное сторно", т. е. отрицательными числами (сторнировочная запись). Материалы могут отпускаться со склада: на производство для изготовления продукции, на ремонтные и хозяйственные нужды, в переработку на другие предприятия; для реализации на сторону; для безвозмездной передачи другим предприятиям.
Списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными характеристиками) или подлежащие сдаче в виде отходов (лом, ветошь и т. п.), приходуются на склад (кладовую) организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей.
Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.