Бухгалтерский учет, его сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:02, реферат

Краткое описание

История бухгалтерского учета насчитывает почти шесть тысяч лет и относится к IV веку до н.э. Появление учета связано с хозяйственной деятельностью человека. В течение первых тысячелетий развивался униграфический учет (простая бухгалтерия), который воспроизводил факты хозяйственной жизни в тех единицах измерения, в которых они возникали. Простая бухгалтерия развивалась в пять этапов: инвентарный учет; контокоррент; деньги, выступающие объектом учета ; деньги как объект учета слились с учетом расчетов; деньги и контокоррент поглотили учет инвентаря.

Оглавление

Глава 1. Бухгалтерский учет, его сущность и значение.
1.1 История возникновения бухгалтерского учета…………………………………………3
1.2 Учетные измерители применяемые в хозяйственном учете…………………..5
1.3 Основные принципы бухгалтерского учета………………………………………………6
Глава 2. Предмет и метод бухгалтерского учета.
2.1 Содержание предмета бухгалтерского учета……………………………………..…..…7
2.2 Общие понятие о методе бухгалтерского учета……………………………………....11
Глава 3. Бухгалтерский баланс.
3.1 Общие понятие бухгалтерского баланса……………………………………………….….13
3.2 Содержание и структура бухгалтерского баланса…………………………………….14
3.3 Понятие формы и виды отчетности……………………………………………………………15
Глава 4. Счета бухгалтерского баланса и двойная запись.
4.1 Счета их содержание и строение……………………………………………………………….16
4.2 Двойная запись…………………………………………………………………………………………..18
4.3 Синтетические и аналитические счета. Взаимосвязь этих счетов…….………20
Глава 5. Классификация и план счетов бухгалтерского баланса.
5.1 Принципы классификации счетов…………………………………………………………..…22
5.2 Учет процесса заготовления…………………………………………………………………..….24
5.3 Учет процесса производства…………………………………………………………………..….26
5.4 Учет процесса реализации………………………………………………………………………...32
5.5 Классификация счетов по назначению и структуре…………………………………..34
5.6 Классификация счетов по экономическому содержанию……………………..…35
Глава 6. Документация и инвентаризация.
6.1 Бухгалтерские документы и их назначение……………………………..……………….37
6.2 Классификация документов……………………………………………………………….………39
6.3 Реквизиты документов……..……………………………………………………………….……………………….………41
6.4 Требование к составлению и оформлению документов. Проверка и бухгалтерская обработка документов…………………………………………………………….43
6.5 Документооборот…………………………………………………………………..…………………..46
6.6 Хранение документов………………………………………………………………………………..49
6.7 Инвентаризация и ее виды………………………………………………………………………..50
Глава 7. Учетные регистры.
7.1 Понятие, виды и формы учетных регистров……………………………………………..52
7.2 Формы бухгалтерского учета…………………………………………………………..…………54
Глава 8. Организация бухгалтерского учета в Республики Казахстан.
8.1 Организация бухгалтерского учета его правовое и методическое обеспечение……………………………………………………………………………………………………..56
8.2 Права и обязанности главного бухгалтера………………………………………………..58
8.3 МСФО…………………………………………………………………………………………………………..60
8.4 КСБУ……………………………………………………………………………………………..……………..63

Файлы: 1 файл

основа.docx

— 782.07 Кб (Скачать)

 

 

 

5.4 Учет процесса реализации.

 

Реализация  продукции – это завершающая  стадия процесса  кругооборота финансовых ресурсов промышленного предприятия.

Процесс реализации представляет собой совокупность операций, прошедших все технические  испытания, соответствующая действующим  стандартам или техническим условиям и оформленные приемо-сдаточными  документами. Таким образом, через  процесс реализации продукция,

произведенная одним хозяйствующим субъектом, переходит в собственность другого (покупателя).

Покупатель  возмещает предприятию-изготовителю стоимость готовой продукции  по ценам реализации. Цена реализации устанавливается изготовителем (поставщиком) в зависимости от различных факторов, согласовывается с покупателем  и закрепляется договором поставки. В цену

реализации  также включаются косвенные налоги, определенные  государством. К таким  налогам относятся: налог на добавленную  стоимость и акцизы. Цена реализации всегда выше производственной себестоимости  готовой продукции.

Объектом  бухгалтерского учета в процессе реализации являются: готовая продукция  в двух оценках (фактическая себестоимость  и учетная цена); доходы от реализации готовой продукции или объем  реализации (выручка);

расходы по реализации готовой продукции; косвенные  налоги (акцизы и налог на добавленную  стоимость).

Готовая продукция поступает на склад  из производства по фактической

производственной  себестоимости и отражается в  балансе по этой стоимости. Однако в  течение отчетного периода (текущий  учет) готовая продукция учитывается  по учетным ценам. Поэтому по окончании  отчетного месяца после выявления  фактической  себестоимости учетная  цена регулируется перечислением разницы  между учетной ценой и фактической  себестоимости. Выпуск готовой продукции  из производства отражается записью: Дебет  счета «Готовая продукция» Кредит счета  «Основное производство» - на сумму  фактической себестоимости готовой  продукции. Реализация готовой продукции  отражается в учете записью: Дебет  счета «Счета к получению» Кредит счета «Доход от реализации готовой  продукции (работ, услуг) – на стоимость  готовой продукции по цене реализации за минусом косвенных  налогов. Затем: Дебет счета «Счета к получению» Кредит счета «Налог на добавленную стоимость» - на сумму НДС Кредит счета «Прочие расчеты с бюджетом» – на сумму акцизов. Одновременно списывается с баланса готовая продукция по фактической себестоимости

записью: Дебет счета «Себестоимость реализованной  готовой продукции» (работ, услуг) Кредит счета «Готовая продукция» Доход  от реализации готовой продукции  предназначен для покрытия фактической  производственной себестоимости готовой  продукции и получения чистого  дохода производителя.

Чистый  доход – это разница между  доходом от реализации и себестоимостью реализованной готовой продукции.

И в  конце отчетного года производятся следующие записи: Дебет счета  «Доход от реализации готовой продукции (работ, услуг); Кредит счета «Итоговый  доход (убыток) – на сумму дохода от реализации готовой продукции (работ, услуг); Дебет счета «Итоговый  доход (убыток)» Кредит счета «Себестоимость реализованной готовой продукции (работ, услуг)» - на сумму себестоимости  готовой реализованной продукции (работ, услуг). Этими записями в учете  достигается закрытие счетов: «Доход от реализации готовой продукции (работ, услуг) и «Себестоимость реализованной  готовой продукции (работ, услуг)».

Информация  о затратах, связанных с реализацией, в текущем учете отражается на счете «Расходы по реализации». На данном счете отражаются расходы по заработной плате, премиям и другим аналогичным  выплатам, отчисления на социальное страхование  и пенсионное обеспечение работников, занятых  реализацией, а также  расходы по упаковке, погрузке, доставке, на комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; расходы на коммунальные услуги; содержание помещений для хранения продукции  в местах их реализации; на рекламу; по изучению рынков сбыта и др. аналогичные  по назначению расходы.

Все перечисленные расходы в течение  года отражаются по дебету счета «Расходы по реализации», и в конце года этот счет закрывается путем списания расходов записью : Дебет счета «Итоговый  доход» Кредит счета «Расходы по реализации – на сумму расходов по реализации.

В практике деятельности хозяйствующих субъектов  имеются расходы, несвязанные с  производственным процессом. Эти расходы  учитываются на счете «Общие и  административные расходы». На данном счете обобщается информации о расходах управленческого и хозяйственного характера. В частности,  это могут  быть расходы по оплате труда и  отчисления на социальное страхование  и пенсионное обеспечение работников административно-управленческого персонала; на коммунальные услуги по содержанию помещений административного назначения; начисленные суммы резервов по сомнительным долгам; начисленные суммы штрафов, пени, неустоек, подлежащих уплате; другие расходы. В течение отчетного года эти расходы отражаются на дебете счета «Общие и административные расходы», а в конце года списываются записью: Дебет счета «Итоговый доход» Кредит счета «Общие и административные расходы» - на сумму  расходов, отраженных в дебете этого счета. Сопоставив дебетовые и кредитовые обороты счета «Итоговый доход (убыток)» определяют финансовый результат от реализации, что в учете  отражается записью: Дебет счета «Итоговый  доход (убыток)» Кредит счета «Нераспределенный доход (непокрытый убыток) отчетного года» – на сумму дохода и наоборот, Дебет счета «Нераспределенный доход (непокрытый убыток) отчетного года» Кредит счета «Итоговый доход» - на сумму убытка.

 

 

 

5.5 Классификация счетов по назначению  и структуре.

 

Классификация счетов по назначению и структуре  необходима для:

  • получения информации о наличии тех или иных видов средств или источников их образования;
  • определения обеспеченности организации ресурсами;
  • получения данных о себестоимости единицы продукции и т.д.

Все счета в зависимости от назначения и структуры делятся на:

I. Основные

II. Регулирующие

III. Операционные

IV. Финансово-результативные.

 

I. Основные счета предназначены  для учета и контроля за  наличием и движением средств  и их источников, т.е. основы  хозяйственной деятельности предприятия,  а также состояние расчетов  с дебиторами и кредиторами.  Основные счета могут быть  активными, пассивными и активно-пассивными.

II. Регулирующие счета применяют  для характеристики объектов  учета, корректирования (уточнения)  оценки средств, показанных на  основных счетах. Регулирующие счета  могут иметь структуру как  активных, так и пассивных счетов, в зависимости от регулируемого  объекта. Регулирующий счет может  либо увеличивать оценку средств,  указанную на регулируемом счете  либо уменьшать ее. Регулирующие  счета подразделяются на:

 

 

  • дополнительные;

  • контрарные;

  • контрарно-дополнительные.

III. Операционные счета - группа счетов  бухгалтерского учета, объединяющая  следующие виды счетов:

  • распределительные;

  • калькуляционные;

  • сопоставляющие счета.

IV. Финансово-результативные  счета (сопоставляющие) счета служат  для определения результатов  производственно-хозяйственной деятельности.

 

 

 

5.6 Классификация счетов по экономическому  содержанию

 

Данная  классификация раскрывает ту функциональную роль, которую играют в хозяйственных  процессах, отражаемые в учете, объекты. Она помогает изучить одержание счетов, располагать их правильно в плане счетов. Все счета бухгалтерского учета по их экономическому содержанию следует подразделить на две основные группы:

  1. Счета хозяйственных активов и процессов, отражающих производство, обращение и распределение;
  2. Счета источников хозяйственных активов (собственных и привлеченных).

 

Счета бухгалтерского учета - это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки  имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а  также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных  и трудовых измерителях.   

 

Применительно к номенклатуре счетов действующего Генерального плана счетов классификация  счетов бухгалтерского учета по их экономическому признаку будет следующей:

 

              

 

Глава 6. Документация и  инвентаризация.

6.1 Бухгалтерские документы и  их назначение.

 

Бухгалтерский учет является строго документальным. При посредстве документов каждая хозяйственная операция отражается в учете и приобретает доказательственную силу. Поэтому документация рассматривается как составная часть метода бухгалтерского учета, обеспечивающая объективность данных о работе предприятия. Без

документов не может быть и бухгалтерского учета.

Основанием для записей в бухгалтерском учете служат надлежащим образом оформленные оправдательные документы. Порядок оформления их определяется Стандартом о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий (стандарты по аудиту).

Бухгалтерский документ есть письменное свидетельство, удостоверяющее факт совершения хозяйственной операции. Основным назначение бухгалтерских документов: письменное обоснование и отражение хозяйственных операций (активов), основание и источник бухгалтерских записей, осуществление контрольных функций и целесообразность

хозяйственных операций. Этот контроль осуществляется ответственными лицами при совершении операций (предварительный контроль), работниками бухгалтерии при обработке документов, а также аудиторами

при документальных аудиторских проверках и обследованиях.

Бухгалтерский документ по внешней форме представляет собой бланк, на котором записано содержание хозяйственной операции, время и место ее совершения, натуральные показатели, сумма операции и др. Эти и многие другие сведения, записанные в документе, являются его составными

элементами, именуемые в практике реквизитами. Каждая хозяйственная операция имеет свои особенности, которые фиксируются в документе. Однако у документов есть общие типовые для всех элементы: название

документа (счет-фактура, накладная, платежное поручение, чек, кассовый ордер и т. п.), отражающее характер хозяйственной операции; наименование и адрес предприятия, где совершалась операция, указание сторон участвовавших в совершении операции; дата составления документа и номер; краткое изложение хозяйственной операции; в натуральные и

денежные  измерители; подписи лиц, которые несут материальную и административную ответственность.

При применении электронно-вычислительных машин документы, служащие основанием для бухгалтерских записей, должны также содержать необходимые реквизиты, расположенные в порядке, который отвечает

требованиям компьютерного учета.

К составлению  документов предъявляются определенные требования, утверждающие четкость, ясность и точность информации. Записи в документах делаются чернилами, на машинке или другим пишущим оборудованием с четким заполнением всех реквизитов, предусмотренных формой данного документа. Не допускается записи производить простым карандашом, делать подчистки, исправления сумм или текста, помарки и т. п., что может привести к злоупотреблениям.

Приходные и расходные кассовые документы оформляются в порядке, установленном Правилами о ведении кассовых операций предприятиями, организациями и субъектами.

Порядок оформления банковских документов устанавливается правилами Национального банка РК. Обнаруженные в документах ошибки (за исключением кассовых и банковских) исправляются путем зачеркивания

неправильного текста или суммы и написания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Исправленная ошибка должна быть оговорена и подтверждена подписями лиц, подписавших документ. В приходных и расходных кассовых ордерах исправление не допускается. Порядок исправления в банковских документах устанавливается правилами Национального банка РК.

 

 

 

6.2 Классификация документов.

 

Бухгалтерские документы классифицируются по ряду признаков:

1. назначению,

2. месту  составления, 

3. содержанию,

4. объему  сведений,

5. порядку  использования.

По  их назначению документы подразделяются на  распорядительные,

исполнительные (оправдательные),  документы бухгалтерского оформления и комбинированные, в  которых объединяются распорядительные, исполнительные и документы бухгалтерского оформления или первые два вида документов.

К распорядительным относятся документы, дающие право  на совершение хозяйственной операции – приказы и распоряжения руководителя предприятия или вышестоящей  организации, наряды на работы, требования

на  выдачу материалов, чеки на получение  наличных денег в банке, путевые  листы на право выезда и т. д. Эти  документы не отражают факта совершения хозяйственных операций, они лишь дают право на их совершение. Распорядительные документы составляются не к каждой хозяйственной

Информация о работе Бухгалтерский учет, его сущность и значение