Таким образом, первый уровень
– нормативные акты Президента
и Правительства РК, других правительственных
органов, которым предоставлено
право разрабатывать и утверждать
в пределах своей компетенции
обязательные для исполнения
нормы. Они используются при
разработке положений на этапах
регулирования системы нормативных
документов.
Второй уровень – стандарты,
генеральный план счетов финансово-
хозяйственной деятельности, инструкции,
приказы и другие нормативные
акты о бухгалтерском учете
по отдельным темам и направлениям.
Этот уровень является главным
и центральным. По нему издаются
нормативные документы с целью
дальнейшего приближения организации
бухгалтерского учета в Республике
Казахстан к международным стандартам
учета и отчетности.
Стандарты бухгалтерского учета
– это официальные правила,
оговаривающие то, как хозяйственные
операции того, или иного типа
должны учитываться и какая
информация подлежит раскрытию
в пояснительной записке к
финансовой отчетности. Как правило,
стандарты принимаются в целях
обеспечения единообразия подходов
в системе учета и отчетности,
сопоставимости финансовой информации
при наличии большого разнообразия
методов учета и отчетности. Принципы
и стандарты учета и отчетности
позволяют определить, каким образом
и когда должны признаваться
финансовые операции, проводиться
по счетам, сводиться в синтетическом
учете, и наконец, отражаться
в отчетности. К стандартам бухгалтерского
учета разрабатываются необходимые
инструкции, методические указания
и рекомендации, технические детали,
необходимые для ведения бухгалтерского
учета, составления достоверных
и беспристрастных финансовых
отчетов.
Третий уровень- инструкции, рекомендации
и указания, предлагающие варианты
организации бухгалтерского учета
непосредственно субъектами в
зависимости от его отраслевой
принадлежности, размеров, типа производства
и других факторов, изложенных
в правовых нормативных документах.
Четвертый уровень – указания,
инструкции, приказы по организации
бухгалтерского учета самого
субъекта, разработанные на основе
Указа, стандартов бухгалтерского
учета и других нормативных
актов, издаваемых уполномоченным
органом, и составляющие учетную
политику субъекта.
Таким образом, четвертый уровень-
документы, которые носят рекомендательный
характер по организации и
ведению бухгалтерского учета
в разрезе отдельных видов
имущества, обязательств и хозяйственных
операций. Они предназначены для
внутреннего использования.
Законодательство о бухгалтерском
учете и финансовой отчетности
определяет что министерства, ведомства
и издаваемые такими министерствами
положения, могут принимать только
те положения, которые дополняют,
но не аннулируют или обходят
Указ и стандарты бухгалтерского
учета с тем, чтобы соблюдать
последовательность и сопоставимость
в бухгалтерском учете субъекта.
Определенную помощь в разработке
учетной политики субъекту окажет
«Концептуальная основа для подготовки
и предоставления финансовой
отчетности». В ней изложены
основные понятия, инструменты
формирования и представления
финансовой отчетности субъекта
для внешних пользователей.
Таким образом, законодательство
о бухгалтерском учете и финансовой
отчетности включает Указ, имеющий
силу Закона «О бухгалтерском
учете», стандарты бухгалтерского
учета, генеральный план счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности, форматы финансовой
отчетности, инструктивные указания
и иные правовые нормативные
акты, издаваемые уполномоченными
органами. Указ, имеющий силу Закона
«О бухгалтерском учете» предусматривает
высокие требования к бухгалтерскому
учету.
8.2 Права и обязанности главного
бухгалтера
Главный
бухгалтер назначается на должность
(освобождается от должности) руководителем
организации и подчиняется непосредственно
ему. В своей работе он должен руководствоваться
нормативными документами, а также
нести ответственность за соблюдение
содержащихся в них единых правовых
и методологических принципов ведения
бухгалтерского учета. В организациях,
основанных на праве хозяйственного
ведения или на праве оперативного
управления, главный бухгалтер назначается
на должность и освобождается от должности
по согласованию с собственником имущества
организации либо органом, уполномоченным
собственником.
Главный
бухгалтер несет ответственность
за формирование учетной политики,
обеспечивает контроль за ее исполнением,
за движением активов, формированием
доходов и расходов и выполнением
обязательств и отражением на счетах
бухгалтерского учета хозяйственной
оперативной информации, составление
в установленные сроки бухгалтерской
отчетности, проведение (совместно
с другими службами) экономического
анализа финансово-хозяйственной
деятельности в целях выявления
и мобилизации внутрихозяйственных
резервов организации. Главный бухгалтер
совместно с руководителем организации
подписывает документы, служащие основанием
для приемки и выдачи товарно-материальных
ценностей и денежных средств, а
также расчетные, кредитные и
финансовые обязательства и хозяйственные
договоры. Без подписи главного бухгалтера
указанные документы недействительны
и к исполнению не принимаются. Право
подписи может быть предоставлено
лицам, уполномоченным на это письменным
распоряжением руководителя организации.
Главному
бухгалтеру запрещается принимать
к исполнению и оформлению документы
по операциям, противоречащим законодательству
и нарушающим договорную и финансовую
дисциплину. О таких документах главный
бухгалтер письменно сообщает руководителю,
который может письменным распоряжением
обязать принять указанные документы
к исполнению; с этого момента
ответственность за незаконность совершенных
операций несет руководитель организации.
С главным
бухгалтером согласовывается назначение,
увольнение и перемещение материально
ответственных лиц (кассиров, заведующих
складами и других). Перечень лиц, имеющих
право подписи первичных учетных
документов, утверждается руководителем
организации по согласованию с главным
бухгалтером. Требования главного бухгалтера
по документальному оформлению хозяйственных
операций и представлению в бухгалтерскую
службу документов и сведений (информации)
обязательны для всех работников
организации.
Главный
бухгалтер не может исполнять
обязанности, непосредственно связанные
с материальной ответственностью за
денежные средства и материальные ценности,
получать по чекам и другим документам
денежные средства и товарно-материальные
ценности для организации.
В малых
организациях, не имеющих в штате
кассира, его обязанности могут
выполняться главным бухгалтером
или другим работником по письменному
распоряжению руководителя организации.
При
освобождении главного бухгалтера от
занимаемой должности производится
сдача дел вновь назначенному
главному бухгалтеру (а при отсутствии
последнего — работнику, назначенному
приказом руководителя). Одновременно
проводится проверка состояния бухгалтерского
учета и его достоверности с составлением
акта, утверждаемого руководителем организации.
8.3 МСФО
Международные стандарты финансовой
отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards)
— набор документов (стандартов и интерпретаций),
регламентирующих правила составления
финансовой отчётности, необходимой внешним
пользователям для принятия ими экономических
решений в отношении предприятия.
Список действующих в настоящее
время стандартов
IFRS
- IFRS 1 Первое применение Международных стандартов финансовой отчётности (First Time Application of International Financial Reporting Standards)
- IFRS 2 Платеж, основанный на акциях (Share-Based Payments)
- IFRS 3 Объединения бизнеса (Business Combinations)
- IFRS 4 Договоры страхования (Insurance Contracts)
- IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность (Non-current Assets Held for Sale and Discontinued Operations)
- IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых (Exploration for and Evaluation of Mineral Resources)
- IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации (Financial Instruments: Disclosures)
- IFRS 8 Операционные сегменты (Operating
segments)
IAS
- IAS 1 Представление финансовой отчётности (Presentation of Financial Statement)
- IAS 2 Запасы (Stocks)
- IAS 7 Отчёты о движении денежных
средств (Cash Flow Statements)
- IAS 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки (Accounting Policies, Changes in Accouting Estimates and Errors)
- IAS 10 События после окончания отчетного периода (Events After the Balance Sheet Date)
- IAS 11 Договоры на строительство (Construction Contracts)
- IAS 12 Налоги на прибыль (Income Taxes)
- IAS 16 Основные средства (Property, Plant and Equipment)
- IAS 17 Аренда (Leases)
- IAS 18 Выручка (Revenue)
- IAS 19 Вознаграждения работникам (Employee Benefits)
- IAS 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи (Accounting for Goverments Grants and Disclosure of Goverment Assistance)
- IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют (The Effects of Changing in Foreign Exange Rates)
- IAS 23 Затраты по займам (Borrowing Costs)
- IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах (Related Party Disclosures)
- IAS 26 Учет и отчётность по пенсионным планам (Accounting and Reporting by Retirement Benefit Plans)
- IAS 27 Консолидированная и отдельная финансовая отчётность (Consolidated and Separate Financial Statements)
- IAS 28 Инвестиции в ассоциированные предприятия (Investments in Associates)
- IAS 29 Финансовая отчётность в гиперинфляционной экономике (Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
- IAS 31 Участие в совместном предпринимательстве (Financial Reporting of Interests in Joint Ventures)
- IAS 32 Финансовые инструменты — представление информации (Financial Instruments: Presentation)
- IAS 33 Прибыль на акцию (Earnings per Share)
- IAS 34 Промежуточная финансовая отчётность (Interim Financial Reporting)
- IAS 36 Обесценение активов (Impairment of Assets)
- IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы (Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets)
- IAS 38 Нематериальные активы (Intangible Assets)
- IAS 39 Финансовые инструменты - признание и измерение (Finansial Instruments: Recognition and Measurement)
- IAS 40 Инвестиционное имущество (Investment Property)
- IAS 41 Сельское хозяйство (Agriculture)
Помимо
стандартов, обязательными для применения
являются толкования, раскрывающие тот
или иной вопрос применения стандартов:
- IFRIC 1 Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательствах (Changes in Existing Decommissioning, Restoration and Similar Liabilities)
- IFRIC 2 Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты (Members' Shares in Co-operative Entities and Similar Instruments)
- IFRIC 4 Определение наличия в сделке отношений аренды (Determining whether an Arrangement contains a Lease)
- IFRIC 5 Права на доли, возникающие в связи с фондами вывода из эксплуатации, восстановления и экологической реабилитации (Rights to Interests arising from Decommissioning, Restoration and
Environmental Rehabilitation Funds)
- IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с участием в специализированном рынке — отходы электротехнического и электронного оборудования (Liabilities arising from Participating in a Specific Market — Waste Electrical
and Electronic Equipment)
- IFRIC 7 Применение подхода, требующего пересчёта финансовой отчётности в соответствии с IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции (Applying the Restatement Approach under IAS 29 Financial Reporting
in Hyperinflationary Economies)
- IFRIC 8 Сфера применения IFRS 2 (Scope of IFRS 2)
- IFRIC 9 Ссылки на пересмотр результатов анализа встроенных производных инструментов (Reassessment of Embedded Derivatives)
- IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчётность и обесценение (Interim Financial Reporting and Impairment)
- IFRIC 11 IFRS 2 — Операции с акциями группы и казначейскими акциями (IFRS 2 — Group and Treasury Share Transactions)
- IFRIC 12 Договоры концессии по предоставлению услуг (Service Concession Arrangements)
- IFRIC 13 Программы лояльности клиентов (Customer Loyalty Programmes)
- IFRIC 14 IAS 19 — Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь (IAS 19 — The Limit on a Defined Benefit Asset, Minimum Funding Requirements
and their Interaction)
- IFRIC 15 Договоры на строительство недвижимости (Agreements for the Construction of Real Estate)
- IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в зарубежную деятельность (Hedges of a Net Investment in a Foreign Operation)
- IFRIC 17 Распределения акционерам в неденежной форме (Distributions of Non-Cash Assets to Owners)
- IFRIC 18 Получение активов от клиентов (Transfers of Assets from Customers)
- SIC 7 Введение евро (Introduction of the Euro)
- SIC 10 Государственная помощь: отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью (Government Assistance — No Specific Relation to Operating Activities)
- SIC 12 Консолидация: организации специального назначения (Consolidation — Special Purpose Entities)
- SIC 13 Совместно контролируемые организации: неденежные вклады со стороны предпринимателей (Jointly Controlled Entities — Non-Monetary Contributions by Venturers)
- SIC 15 Операционная аренда. Стимулы (Operating Leases — Incentives)
- SIC 21 Налоги на прибыль: возмещение переоценённой стоимости активов, не подлежащих амортизации (Income Taxes — Recovery of Revalued Non-Depreciable Assets)
- SIC 25 Налоги на прибыль: изменения в налоговом статусе компании или её акционеров (Income Taxes — Changes in the Tax Status of an Entity of its Shareholders)
- SIC 27 Оценка существа операций, облечённых в юридическую форму аренды (Evaluating the Substance of Transactions Involving the Legal Form
of a Lease)
- SIC 29 Договоры концессии по предоставлению услуг:Раскрытие информации (Service Concession Arrangements: Disclosures)
- SIC 31 Выручка: бартерные операции, включающие рекламные услуги (Revenue — Barter Transactions Involving Advertising Services)
- SIC 32 Нематериальные активы: затраты на Интернет-сайт (Intangible Assets — Web Site Costs)