Бухгалтерский учет, его сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:02, реферат

Краткое описание

История бухгалтерского учета насчитывает почти шесть тысяч лет и относится к IV веку до н.э. Появление учета связано с хозяйственной деятельностью человека. В течение первых тысячелетий развивался униграфический учет (простая бухгалтерия), который воспроизводил факты хозяйственной жизни в тех единицах измерения, в которых они возникали. Простая бухгалтерия развивалась в пять этапов: инвентарный учет; контокоррент; деньги, выступающие объектом учета ; деньги как объект учета слились с учетом расчетов; деньги и контокоррент поглотили учет инвентаря.

Оглавление

Глава 1. Бухгалтерский учет, его сущность и значение.
1.1 История возникновения бухгалтерского учета…………………………………………3
1.2 Учетные измерители применяемые в хозяйственном учете…………………..5
1.3 Основные принципы бухгалтерского учета………………………………………………6
Глава 2. Предмет и метод бухгалтерского учета.
2.1 Содержание предмета бухгалтерского учета……………………………………..…..…7
2.2 Общие понятие о методе бухгалтерского учета……………………………………....11
Глава 3. Бухгалтерский баланс.
3.1 Общие понятие бухгалтерского баланса……………………………………………….….13
3.2 Содержание и структура бухгалтерского баланса…………………………………….14
3.3 Понятие формы и виды отчетности……………………………………………………………15
Глава 4. Счета бухгалтерского баланса и двойная запись.
4.1 Счета их содержание и строение……………………………………………………………….16
4.2 Двойная запись…………………………………………………………………………………………..18
4.3 Синтетические и аналитические счета. Взаимосвязь этих счетов…….………20
Глава 5. Классификация и план счетов бухгалтерского баланса.
5.1 Принципы классификации счетов…………………………………………………………..…22
5.2 Учет процесса заготовления…………………………………………………………………..….24
5.3 Учет процесса производства…………………………………………………………………..….26
5.4 Учет процесса реализации………………………………………………………………………...32
5.5 Классификация счетов по назначению и структуре…………………………………..34
5.6 Классификация счетов по экономическому содержанию……………………..…35
Глава 6. Документация и инвентаризация.
6.1 Бухгалтерские документы и их назначение……………………………..……………….37
6.2 Классификация документов……………………………………………………………….………39
6.3 Реквизиты документов……..……………………………………………………………….……………………….………41
6.4 Требование к составлению и оформлению документов. Проверка и бухгалтерская обработка документов…………………………………………………………….43
6.5 Документооборот…………………………………………………………………..…………………..46
6.6 Хранение документов………………………………………………………………………………..49
6.7 Инвентаризация и ее виды………………………………………………………………………..50
Глава 7. Учетные регистры.
7.1 Понятие, виды и формы учетных регистров……………………………………………..52
7.2 Формы бухгалтерского учета…………………………………………………………..…………54
Глава 8. Организация бухгалтерского учета в Республики Казахстан.
8.1 Организация бухгалтерского учета его правовое и методическое обеспечение……………………………………………………………………………………………………..56
8.2 Права и обязанности главного бухгалтера………………………………………………..58
8.3 МСФО…………………………………………………………………………………………………………..60
8.4 КСБУ……………………………………………………………………………………………..……………..63

Файлы: 1 файл

основа.docx

— 782.07 Кб (Скачать)

Систематизация  и система хранения должны обеспечивать быстрый и точный доступ к необходимым  документам.

 

Сроки хранение документов

Наименование документа

Сроки хранения

1

Бухгалтерский учет, баланс, пояснительная записка

Постоянно

2

Первичные документы и  приложения к ним ( кассовые, банковские выписки, табели, авансовые отчеты, акты и т.д.)

5 лет

3

Лицевые счета: рабочих и  служащих предприятия.

75  лет, 5 пенсионный.

4

Расчетные и расчетно-платежные  ведомости при отсутствии лицевых  счетов

75  лет

5

Доверенности на получение  сумм при отсутствии ТМЗ.

5  лет

6

Книга учета  хоз. оплаты, главная книга, журналы, кассовая книга.

5  лет

7

Сведения о расходах займов.

5  лет.

8

Документы об инвентаризации

5  лет.

9

Документы по выплате пособий, пенсий, листки нетрудоспособности.

5  лет

10

Справки на получение льгот  по льготам

Не менее 5 лет 

11

Документы по дебиторской  задолженности а не достачах, и  хищения.

Не менее 5 лет

12

Акты ведомости переоценки ОС и определение износа.

Постоянно

13

Паспорта зданий, сооружений, оборудования.

3 года после ликвидации

14

Акты ревизий и дополнения к ним

5 лет

15

Договора и соглашения ( хозяйственные и трудовые)

3 года после истечения  срока действия

16

Договора о материальной ответственности

5 лет после увольнения  материально ответственного лица.


 

 

 

6.7 Инвентаризация и ее виды

 

 

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах.

Инвентаризация  позволяет проверить все ли хозяйственные  операции оформлены в документах и отражены в системном бухгалтерском  учете, а также внести необходимые  уточнения и исправления.

Организация обязана проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершенного капитального строительства, капитального ремонта, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей бухгалтерского баланса.

Задачи  инвентаризации:

– выявление  фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, ценных бумаг и объемов  незавершенного производства в натуре;

  – выявление товарно-материальных  ценностей, не отвечающим стандартам  качества, техническим условиям;

– контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств  путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

  – проверка реальной стоимости  учтенных на балансе товарно-материальных  ценностей, сумм денежных средств  в кассе и т.д.;

– выявление  сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью  последующей реализации;

– проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, правил содержания и эксплуатации машин и оборудования, других основных средств.

Виды  инвентаризации:

1) в  зависимости от полноты охвата  проверкой имущества: 

– полная инвентаризация – проверке подлежат все виды имущества, она проводится обязательно в конце года перед  составлением годового отчета;

– частичная  инвентаризация – проверке подвергается один или несколько видов имущества  в определенных местах хранения;

2) в  зависимости от основания проведения:

– плановая инвентаризация – проводится в соответствие с указаниями нормативных актов;

– внеплановая  инвентаризация – организуется по мере надобности, в основном внезапно.

Выявленные  при инвентаризации расхождения  между фактическим наличием имущества  и данными бухгалтерского учета  отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: излишек  имущества приходуется, а соответствующая  сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной  организации – на увеличение финансирования; недостача имущества и его  порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на счет виновных лиц, если виновные лица не установлены либо суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

 

 

 

Глава 7. Учетные регистры.

7.1 Понятие, виды и формы учетных  регистров

Регистры  бухгалтерского учета предназначены  для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных  документах, отражение ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской  отчетности. Правильность отражения  хозяйственных операций в регистрах  бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие  их. Содержание учетных регистров  внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Регистры бухгалтерского учета могут составляться на бумажных или машинных носителях  информации по типовым формам регистров  бухгалтерского учета. При ведении  регистров бухгалтерского учета  на машинных носителях информации они  должны выводится на бумажные носители информации.

Записи  в учетных регистрах используются для контроля за производственно-финансовой деятельностью организации, а также  для проведения экономического анализа  и определения финансовых результатов.

Учетные регистры представляют собой таблицы  специальной формы, предназначенные  для регистрации хозяйственных  операций. Они классифицируются:

 

 

По  назначению учетные регистры классифицируются на хронологические, систематические  и комбинированные. Хронологические  регистры используются для регистрации всех хозяйственных операций по мере их осуществления и поступления документов в бухгалтерию. Например, кассовая книга, опись карточек по учету основных средств, реестр документов по реализации сельскохозяйственной продукции. Систематические регистры применяются для отражения записей экономически однородных по содержанию хозяйственных операций и объектов учета по синтетическим и аналитическим счетам. Например, главная книга, журнал-ордер №10-АПК, ведомости аналитического и синтетического учета.

Комбинированные регистры сочетают в себе хронологические  и систематические записи. Например, журнал-ордер №9-АПК по счетам «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», «Расчеты с персоналам по прочим операциям», «Расчеты с учредителями», «Внутрихозяйственные расчеты».

Синтетические регистры применяются для ведения  хозяйственных операций по синтетическим  счетам. При построении регистров  синтетического учета используется шахматная форма графления учетных  таблиц.

Аналитические регистры используются для отражения  операций по аналитическим счетам, детализируя содержание синтетических  счетов. Для ведения аналитического учета могут применяться регистры, в которых учет строится отдельно от синтетического, параллельно синтетическому (инвентарная карточка по учету основных средств), совмещено с синтетическим (журнал-ордер № 6 по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Итоговые записи синтетических и  аналитических регистров в конце  месяца сверяются путем составления  оборотных ведомостей или иным способом.

Корректирующий  способ заключается в зачеркивании ошибочной записи и написании  над зачеркнутым правильного  текста или суммы. Данный способ применяется  в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспондирующих счетов. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое. Исправление ошибки должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты внесения исправления.

Способ  дополнительной проводки используется, когда корреспонденция счетов указана  правильно, а сумма указана в  меньшем размере, чем следовало. Для исправления такой ошибки составляют дополнительную запись на разность между правильной и преуменьшенной суммами, с той же корреспонденцией счетов.

Способ  «красное сторно» применяется, когда  в учетных записях указана  не правильная корреспонденция счетов или большая, чем следовало, сумма. Исправительная бухгалтерская запись или сумма записывается в учетные  регистры красными чернилами. Цифры, написанные красными чернилами либо взятые в рамку, при подсчете итогов вычитают, в результате чего ошибочная и сторнировочнная записи взаимно уничтожаются, и остается правильная запись.

 

 

 

7.2 Формы бухгалтерского  учета

Формы бухгалтерского учета определяются следующими признаками: количество, структура  и внешний вид учетных регистров, последовательность связи между  документами и регистрами, а также  между самими регистрами и способом записи в них, т. е. использование  тех или иных технических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров  с установленным порядком и способом записи в них.

Система бухгалтерского учета должна соответствовать  виду хозяйственной деятельности, быть полностью достоверной, исключать  возможность пропуска информации о  хозяйственной деятельности, позволять  осуществлять любую выборку о  состоянии, движении или источниках средств организации, обеспечивать простоту в регистрации хозяйственных  операций и составлении бухгалтерской  отчетности, иметь защиту от утечки коммерческой информации, иметь приемлемую себестоимость.

Себестоимость применяемой системы учета должна быть прямо пропорциональна хозяйственным  оборотам организации и не снижать  ее доходность.

 

Мемориально-ордерная форма учета

 

 

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета (рис. 1.1) представляет собой набор мемориальных ордеров, в каждом из которых группируются проводки по однородным хозяйственным  операциям по итогам одного месяца работы организации. Состав и количество мемориальных ордеров в системе  бухгалтерского учета зависят от содержания, количества, степени повторяемости  хозяйственных операций. Каждый мемориальный ордер должен иметь свои реквизиты. В зависимости от величины организации  и его бухгалтерской службы ордера составляются бухгалтером или главным  бухгалтером, а затем проверяются  и подписываются главным бухгалтером. Перечень мемориальных ордеров утверждается директором организации на финансовый год.

Журнально-ордерная форма учета

В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учета  лежат принципы накапливания и систематизации данных первичных  документов в учетных регистрах, которые позволяют обеспечить синтетический  и аналитический учет средств, источников хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Это исключает  необходимость составления мемориальных ордеров.

Кроме того, при журнально-ордерной форме  учета ведутся инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости  учета затрат на производство по калькулируемым объектам, а также сортовые (сальдовые  или оборотные) ведомости по учету  готовых изделий.

 

 

 

Глава 8. Организация бухгалтерского учета в Республики Казахстан.

8.1 Организация бухгалтерского  учета его правовое и методическое  обеспечение

 

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, который обязан создать  необходимые условия для правильного  ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми подразделениями  и службами, работниками организации  требований главного бухгалтера в части  порядка оформления и представления  для учета документов и сведений.

Общее правое и методологическое руководство  бухгалтерским учетом в Республике Казахстан осуществляет Департамент  методологии по бухгалтерскому учету  при Министерстве финансов Республики Казахстан. В последние годы ведется  определенная работа по дальнейшему  совершенствованию всей системы  правового и методологического  регулирования бухгалтерского учета, которая предполагает введение четырехуровневой системы нормативных документов.

  Первый уровень – Указ Президента  Республики Казахстан, имеющий  силу Закона «О бухгалтерском  учете», от 26.12.1995 г., устанавливающий  единые правовые и методологические  основы организации и ведения  бухгалтерского учета в Республике  Казахстан.

  В рамках данного Указа во  всех субъектах создаются такие  системы бухгалтерского учета,  которые обеспечивали бы пользователей  необходимой финансовой информацией.

  Основной задачей системы бухгалтерского  учета и финансовой отчетности, ориентированной на пользователей,  является измерение результатов  деятельности за конкретный период  и создание реальной картины  финансового положения той или  иной структуры. Под структурой  понимаются частные предприятия,  организации, акционерные общества, товарищества, ассоциации, государственные  предприятия, банки, финансовые  учреждения, т.е. все юридические  и физические лица, занимающиеся  предпринимательской деятельностью  без организации юридического  лица, являющиеся резидентами Республики  Казахстан, а также филиалы  и представительства нерезидентов, зарегистрированных на территории  Республики Казахстан.

Информация о работе Бухгалтерский учет, его сущность и значение