Аудит расчетов по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 06:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изложение на примере конкретного предприятия учета и аудита заработной платы, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме, изучение законодательного регулирования соответствующих расчетов с персоналом по оплате труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- рассмотреть основные понятия и проблемы оплаты труда; изучить положительный опыт существующих форм и систем оплаты труда;
- дать характеристику рабочих счетов по учету расчетов с персоналом по заработной плате и прочим операциям;
- рассмотреть начисление оплаты труда, а также порядок удержания и отчислений с фонда заработной платы;
- изучить особенности бухгалтерского учёта и организации оплаты труда на конкретном предприятии;
- раскрыть методику проведения проверки по оплате труда;

Оглавление

Введение
Глава 1. Заработная плата как объект учета
1.1. Нормативные и законодательные документы по оплате труда
1.2. Состав и структура фонда оплаты труда
1.3. Факторы, влияющие на организацию оплаты труда
Глава 2. Учет расчетов по оплате труда
2.1. Формы и системы оплаты труда
2.2. Синтетический и аналитический учет расходов на оплату труда
2.3. Виды удержаний из заработной платы и их учет
2.4. Совершенствование учета расчетов по оплате труда
Глава 3. Аудит расчетов по оплате труда
3.1.Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда
3.2. Программа проведения аудиторской проверки
3.3. Источники проверки расчетов по оплате труда
3.4. Составление аудиторского отчета по объекту проверки
Заключение
Список литературы
Приложения №1-11

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯЯЯЯЯЯЯ(сдала на 4).doc

— 350.00 Кб (Скачать)

Глава 3. Аудит расчетов по оплате труда

3.1.Методика аудиторской  проверки расчетов по оплате  труда

 

Аудиторская деятельность, аудит -  предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудит осуществляется в  соответствии с Федеральным законом10 другими федеральными законами  и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с вышеуказанным   Федеральным законом.

Целью аудита является выражение  мнения о финансовой (бухгалтерской)

 отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей  и соответствии порядка ведения  бухгалтерского учета законодательству  РФ.

  Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.  

Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.

  Среди документов, подлежащих  проверке, выделяют первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность.

Первичные документы  включают:

1. Кассовую книгу (приложение №10).

2. Расходные кассовые  ордера.

3. Приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма N Т-1); приказ (распоряжение) о переводе  на другую работу (форма N Т-5)(приложение №11); приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма N Т-6); приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (форма N Т-8).

4. Личную карточку (форма  N Т-2);

5. Форму N Т-12 "Табель  учета использования рабочего  времени и расчета заработной  платы"; форму N Т-13 "Табель учета  использования рабочего времени".

6. Ведомость N 8 "Книга  учета депонированной заработной  платы".

7. Форму N Т-49 "Расчетно-платежная  ведомость"; форму N Т-51 "Расчетная  ведомость"; форму N Т-53 "Платежная  ведомость".

8. Формы N Т-54, Т-54а "Лицевой  счет".

Регистры синтетического и аналитического учета включают:

1. Главную книгу.

2. Карточка счета 50

3. Карточка счета 51

Отчетность  включает:

1. Бухгалтерский баланс,  отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4).

2. Статистическую отчетность по форме N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников".   

  В начале проверки следует  обратить внимание на документальное  оформление трудовых отношений  с работниками организации. Взаимоотношения  между работником и организацией регулируются двумя основными нормативными актами: Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Кодексом законов о Трудовым кодексом РФ.11.

В рамках этих документов трудовые отношения  могут быть оформлены одним из трех основных способов:

1.    трудовым договором (контрактом),

2.    коллективным договором или

3.    договором гражданско-правового характера.  

 

Трудовой договор (контракт) - соглашение между трудящимся и  работодателем, по которому одна сторона  обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему распорядку, а другая - выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными договорами организации и соглашением сторон. Трудовым договором не могут устанавливаться условия, противоречащие Трудовому Кодексу РФ (условия увольнения, установление взысканий, порядок рассмотрения индивидуальных споров, введение материальной ответственности).12

Трудовые отношения  с совместителями также оформляются трудовым соглашением. При этом общая продолжительность рабочего времени в месяц не может превышать половины месячной нормы, предусмотренной для соответствующих категорий работников. В процессе проверки необходимо удостовериться по табелю учета рабочего времени в том, что данная норма соблюдается. 

Коллективный договор и другие локальные нормативные акты регулируют трудовые отношения наравне с  трудовым соглашением (контрактом). К  локальным нормативным актам  относятся Положение о системе оплаты труда, Положение о премировании и другие, в которых фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию организации.

Договор гражданско-правового  характера (ГПХ) заключается с физическими  лицами, которые могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица. При проверке необходимо выявить суть договора, с тем, чтобы отличить трудовой договор от договора ГПХ, что важно при начислении страховых взносов. Если трудовой договор заключается на выполнение обязанностей по конкретной должности и в рамках конкретной специальности, то предметом договоров ГПХ являются определенный результат труда, выполнение фиксированного задания, совершение некоторого действия, которые должны быть четко отражены договором. При этом физическое лицо, заключившее трудовой договор, подпадает под действие трудового законодательства, предоставляющего ему те или иные социальные гарантии, а по договорам ГПХ эти льготы не предоставляются.

При проверке  необходимо обратить внимание на наличие трудовых договоров, подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также первичных документов, которыми должны оформляться прием на работу (форма N Т-1), перевод работника из одного структурного подразделения в другое (форма N Т-5), предоставление работнику отпуска (форма N Т-6), увольнение с работы (форма N Т-8). На каждого работника заполняется Личная карточка (форма N Т-2)13.

В соответствии с Положением о бухгалтерском  учете и отчетности в РФ14 все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании документов, составленных по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В данное время действуют формы, утвержденные постановлением Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"15, которые обязательны для применения юридическими лицами всех форм собственности. Организации при необходимости могут вносить в данные формы, детализирующие и уточняющие изменения, а также дополняющие реквизиты, но основные реквизиты форм должны быть сохранены без изменений. Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается. Налоговые органы вправе налагать административные штрафы на должностных лиц за указанное нарушение.

При проверке документального оформления договоров ГПХ аудитор должен выборочно проверить наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ. Следует иметь в виду, что если договор с предпринимателем на выполнение работ, требующих лицензии (договор перевозки, договор на оказание аудиторских услуг), заключен при ее отсутствии, то он может быть признан ничтожным.         

 

    1. Программа проведения аудиторской проверки

 

Для успешной  деятельности организации ООО «УЭМК», повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения его активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный контроль.

Система контроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на её функционирование не должны превышать потерь предприятия, которые могли бы быть вызваны отсутствием такой системы.

Данное в стандарте  «Изучение и использование работы внутреннего аудита» определение  внутреннего аудита хоть и дается применительно к целям стандарта, в то же время может быть использовано и к анализу этого понятия в настоящей главе. Так, п.2.1 указанного стандарта предусмотрено, что под внутренним аудитом понимается организованная ООО «УЭМК», действующая в интересах его руководства и собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит дает информацию высшему звену управления всей организацией о её финансово-хозяйственной  деятельности, способствует созданию высокоэффективной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, препятствующей возникновению нарушений, и подтверждает достоверность отчетов её обособленных структурных подразделений.

Существующая система  внешнего аудита направлена в первую очередь на подтверждение достоверности  отчетности и не решает многих проблем  совершенствования системы управления.

Отметим, что функционирование служб внутреннего аудита наиболее оправданно на крупных предприятиях, организациях, а также для хозяйствующих субъектов, имеющих филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения. Сказанное, очевидно, объясняется значительным объемом хозяйственных операций, их разнообразием, другими, в том числе чисто техническими причинами, существенно затрудняющими повседневный контроль.

Создание специальной  системы внутреннего контроля целесообразнее в крупных предприятиях, к каковым исследуемое ООО не относится. Эффективным было бы, видимо, специальная внутренняя аудиторская служба, созданная на правах отдела в составе 2-3  сотрудников, но так как ООО «УЭМК» относится к микропредприятиям, общество не может себе позволить содержать штат в составе даже одной штатной единицы аудиторской службы.

Круг задач, стоящий  перед внутренним аудитом, шире. Помимо контроля, службы внутреннего аудита должны вести работу по таким направлениям, как анализ финансово-бухгалтерской  отчетности и предоставление информации руководству для принятия управленческих решений, эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, предупреждение санкций со стороны налоговых и иных органов. Кроме того, внутренний аудит направлен в первую очередь на оказание помощи проверяемому подразделению, а ревизия - на выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных. Различаются и объекты проверки. Внутренний аудит выявляет все, что искажает финансовую отчетность, ухудшает финансовое положение предприятия. Ревизия выявляет все, что нарушает действующее законодательство.

Эффективное функционирование службы внутреннего аудита позволит в некоторых случаях избежать необходимости проведения инициативных внешних аудиторских проверок с  вытекающей отсюда экономией средств на оплату услуг привлеченных аудиторов.

Внешний аудит представляет собой прежде всего предпринимательскую деятельность аудиторов и аудиторских фирм по проведению проверок, консультированию клиентов с целью подтверждения достоверности  бухгалтерской отчетности и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во времени, аудитору всегда важно четко определить её цели, безошибочно выбрать исследуемые  объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения.

Для успешной реализации целей  конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно  выполнялись основные этапы проведения аудита.

Существуют различные  мнения специалистов, в частности  автор практического пособия  по аудиту Камышанов П.И.16делит аудиторскую проверку   на два основных этапа:

- подготовка и планирование - ознакомление с экономикой и  программы проверки,

- документирование и  оформление результатов - проведение  аудиторских процедур, сбор и  документирование аудиторских доказательств,  формирование информации для  руководства проверяемого  предприятия,  оценка результатов проведения  аудита, оформление аудиторского заключения.

Предпочтительной представляется точка зрения Ковалевой О.В. и  Константинова Ю.П., которые указывают  на необоснованность объединения в  рамках одного этапа таких различных  по содержанию и продолжительности  проведения элементов аудита как получение аудиторских доказательств и формулирование аудиторского заключения. Соответственно, выделяются три основных этапа проведения аудита: подготовка и планирование аудиторской проверки, выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации, составление аудиторского заключения.17

 Эффективное проведение  всех процедур в ходе аудита  базируется на их тщательном  планировании и подготовке. Поэтому  первым (начальным) этапом аудиторской  проверки является этап планирования. Хотя масштабы планирования, естественно, в каждом конкретном случае зависят от условий работы с клиентом, планированию уделяется большая доля времени - 20-25% и более от общего времени, затрачиваемого на аудиторскую проверку ( при повторном аудите - 5-10%) 18. Цель планирования аудита - определение  его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

В ходе планирования необходимо соблюдать ряд принципов, к которым  относятся комплексность, непрерывность  и оптимальность. Так, комплексность подразумевает взаимосвязь и согласованность всех этапов планирования. Непрерывность - установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам. Под оптимальностью планирования понимают вариантность планирования для возможного выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных аудиторской организацией19.

Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

  1. предварительное планирование,
  2. подготовка и составление общего плана,
  3. подготовка и составление программы.

Информация о работе Аудит расчетов по оплате труда