Анализ рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение показателей рентабельности и применение их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия, рекомендации и мероприятия по улучшению качества услуг, в том числе, от которого зависит увеличение прибыли, используя финансовую и бухгалтерскую отчетность Общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство ЮнионМедиаСервис».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
- рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
- провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ООО «РА ЮМС».
- дать оценку уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия;
- сделать необходимые выводы по показателям рентабельности ООО «РА ЮМС».

Оглавление

Введение _________________________________________________________________3
Глава 1. Экономическое содержание рентабельности предприятия_____________________________________________________________4
1.1 Понятие рентабельности_________________________________________________4
1.2 Система показателей рентабельности______________________________________7
1.3 Факторный анализ рентабельности продаж________________________________11
Глава 2. Факторный анализ рентабельности ОАО «РА ЮМС»________________14
2.1 Краткая характеристика ООО «РА ЮМС»_________________________________14
2.2 Анализ рентабельности ООО «РА ЮМС»__________________________________18
2.3 Двухфакторная модель рентабельности активов____________________________21
3. Предложения по повышению рентабельности на основе выявленных резервов___26
Заключение______________________________________________________________28
Список использованной литературы_________________________________________30

Файлы: 1 файл

ппц.docx

— 206.20 Кб (Скачать)

Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но. и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.

Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов  за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых  товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой  стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым''1 предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.

При анализе  работы объединений, предприятий, особенно при планировании к оценке рентабельности г. изделиям, важное значение имеет  рентабельности определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле

где Р — уровень рентабельности, %;

О — оптовая  цена предприятия на изделие;

С — полная себестоимость изделия.

Показатель  рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного  труда на производство продукции.

В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение  прибыли к себестоимости за вычетом  стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. При  этом может быть использована формула

где — расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом материальных затрат;

— производственные фонды отрасли (под отрасли) промышленности;

— норматив рентабельности к производственным фондам;

С-М - себестоимость товарной продукции за вычетом прямых материальных затрат.

Использование показателя нормативной расчетной  рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким  удельным весом в себестоимости  продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями  в себестоимости отдельных видов  изделий и широкими возможностями  технологической замены используемого  сырья , материалов.

При определении  норматива расчетной рентабельности к себестоимости продукции за вычетом стоимости использованных материальных затрат исключаются из себестоимости продукции в калькуляционном  разрезе только прямые статьи затрат. Так, в машиностроении из себестоимости  продукции вычитаются статьи затрат: Сырье и материалы, «Покупные  комплектующие изделия, полуфабрикаты  и услуги кооперированных предприятий», «Топливо и энергия на технологические  цели».

Основные  пути роста рентабельности производства — развитие наиболее прогрессивных  отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий, повышение удельного  веса специализированного производства, применение современные методов  организации производства и труда  в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения  и освоения новой, более прогрессивной  техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и  повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда..

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия  с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  предприятий. Поэтому они обязательны  при проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования 

Основные  показатели рентабельности можно объединить в следующие группы

1) показатели  рентабельности капитала (активов),

2) показатели  рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков  наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется  как отношение прибыли к различным  показателям авансированных средств, ид которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал 

Несовпадение  уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень  использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных  средств,

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам  все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия  интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных  инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников  и учредителей -доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко  моделируется по факторным зависимостям Рассмотрим следующую очевидную зависимость:

Эта формула  раскрывает связь между рентабельностью  всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим  еще одну факторную модель рентабельности.

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного  капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости. следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции  базисного ( ) и отчетного ( ) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

;

;

или

;

;

,

где - -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

- реализация продукции (работ,  услуг) отчетного и базисного  периодов;

- себестоимость продукции (работ,  услуг) отчетного и базисного  периодов;

- изменение рентабельности в  отчетном периоде по сравнению  с базисным периодом.

Влияние фактора  изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)

Соответственно  влияние изменения себестоимости  составит

Сумма факторных  отклонений дает общее изменение  рентабельности в отчетном периоде  по сравнению с базисным периодом;

Третья группам  показателей рентабельности формируется  аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается  чистый приток денежных средств.

ЧПДС -чистый приток денежных средств

Данные показатели дают представление о степени  возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами  денежными средствами в связи  с использованием имеющего места  денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах  с развитой рыночной экономикой. Она  приоритетна, потому, что операции с  денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

 

 

Таблица 1.

Основные  показатели  финансово-хозяйственной  деятельности  ООО  "РА ЮМС"  за  2011г.,  тыс. руб.

Показатели

1 кв. 2012 г.

2011 г.

Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акциза и  аналогичных платежей)

45 038 750

96 173 000

Полная себестоимость  реализованной продукции (работ, услуг)

40 133 250

92 243 000

Прибыль  от  реализации  продукции (работ, услуг)

4 908 250

3 930 000

Прибыль  отчетного  периода

5 009 250

4 147 000

Налог  на  прибыль

1 631 000

1 345 000

Чистая  прибыль

3 466 250

2 802 000


 

 

 

 

2.3 Двухфакторная модель рентабельности активов

 

Двухфакторная модель рентабельности активов имеет  следующий вид:

 

 (6)

 

где - рентабельность всех активов предприятия, рассчитанная по чистой прибыли, полученной в отчетном периоде

- рентабельность продаж, рассчитанная  по чистой прибыли, полученной  в отчетном периоде

- оборачиваемость всех активов  предприятия в отчетном периоде.

Формула (6) означает, что рентабельность всех активов  предприятия равняется произведению двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости всех активов. Первый фактор отражает эффективность  продаж, второй – деловую активность предприятия (скорость осуществления  финансово-хозяйственных операций).

Рентабельность  всех активов предприятия включает в себя оба важнейших аспекта  деятельности предприятия в отчетном периоде, которые по отдельности  отражаются указанными факторами.

Поскольку рентабельность всех активов является критериальным показателем, т.е. показателем, определенный уровень и динамика которого составляют одну из основных целей собственников и руководства предприятия, то ценность модели состоит также в том, что она дает метод достижения планируемого уровня рентабельности всех активов:

- при фиксированной  положительной рентабельности продаж  увеличение рентабельности всех  активов достигается за счет  увеличения оборачиваемости всех  активов предприятия, т.е. за  счет увеличения скорости осуществления  финансово-хозяйственных операций;

- при фиксированной  оборачиваемости всех активов  увеличение рентабельности продаж, которая в свою очередь определяется объемами продаж в натуральном измерении и уровнем затрат на производство продаваемых продукции, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Факторные модели, аналогичные (6), могут быть построены  не только по показателю чистой прибыли, но и по прибыли от продаж и по прибыли до налогообложения, а также  – для отдельных групп активов.

В последних  моделях показатель рентабельности всех активов заменяется показателями рентабельности оборотных активов  или рентабельности внеоборотных активов, а показатель оборачиваемости всех активов или отдачи внеоборотных активов.

Оценка динамики рентабельности всех активов на основе факторной модели осуществляется на основе сопоставления с динамикой  рентабельности продаж и оборачиваемости  всех активов. Рассмотрим модель (6), записанную в индексной форме:

 

, (7)

 

- где - индекс изменения рентабельности продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом

- индекс изменения оборачиваемости  всех активов в отчетном периоде  по сравнению с предыдущим

- индекс изменения рентабельности  всех активов в отчетном периоде  по сравнению по сравнению  с предыдущим периодом.

 

, (8)

, (9)

, (10)

 

Вывод: или , т.е. рентабельность всех активов выросла в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом.

 

Таблица 3.

Факторный анализ изменения рентабельности всех активов (двухфакторная модель).

Показатели

2007

2008

Изменения показателя

1

2

3

4

1. Рентабельность всех активов

0,21

0,22

+0,01

2. Рентабельность продаж

0,07

0,08

+0,01

3. Оборачиваемость всех активов

2,51

2,5

 -0,01




 

 

 и  , т.е. рост рентабельности всех активов происходит за счет роста рентабельности продаж при одновременном снижении оборачиваемости всех активов. В этом варианте динамики замедляются хозяйственные процессы, что может быть обусловлено как индивидуальными субъективными условиями деятельности данного предприятия, так и объективными региональными или отраслевыми особенностями.

Факторный анализ изменения рентабельности активов, проводимый в случае двухфакторной  модели служит основание для принятия управленческих решений. Наряду с факторным  анализом для управления эффективностью деятельности предприятия используется также идентификация варианта соотношений  динамики показателей, входящих в двухфакторную  модель рентабельности активов.

 

 

3. Предложения по повышению рентабельности на основе выявленных резервов

 

Как было сказано выше, на любом предприятии, в любой организации существует достаточно резервов для повышения  эффективности производственной деятельности.

 Для повышения рентабельности на анализируемом предприятии ОАО «Ново-Рязанского предприятия промжелдортранса» можно предложить следующее:

1. Для  увеличения объема реализации  выпущенной продукции и расширения  рынка сбыта продукции более  широко использовать рекламу. 

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия