Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:51, курсовая работа
Целью контрольной работы является исследование путей повышения рентабельности с минимизацией затрат.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- рассчитать показатели рентабельности товаров, продукции, работ и услуг;
- провести факторный анализ;
- выявить изменения рентабельности за период 2008-2009 г.г.;
- определить причины изменения рентабельности;
- разработать комплекс мероприятий по улучшению рентабельности.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Описание предприятия и его организационная структура…………..4
2. Анализ рентабельности предприятия………………………………….5
Заключение………………………………………………………………………10
Список литературы………………………………
8
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Описание предприятия и его организационная структура…………..4
2. Анализ рентабельности предприятия………………………………….5
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Рентабельность- важнейший показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли. Рентабельность определяется различными показателями, характеризующими финансовые результаты и эффективность деятельности организации.
Целью контрольной работы является исследование путей повышения рентабельности с минимизацией затрат.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- рассчитать показатели рентабельности товаров, продукции, работ и услуг;
- провести факторный анализ;
- выявить изменения рентабельности за период 2008-2009 г.г.;
- определить причины изменения рентабельности;
- разработать комплекс мероприятий по улучшению рентабельности.
Предметом исследования является рентабельность предприятия.
Объектом исследования выступает ЧУП «Свiтанок» ОАО «Актамир».
В работе использовались: метод сравнения, метод цепных подстановок, табличный метод.
При проведении анализа использовались следующие источники информации:
1. Бухгалтерский баланс за 2008-2009гг. (форма 1);
2. Отчет о прибылях и убытках за 2008-2009 гг. (форма 2);
3. Краткий отчет о финансовых результатах за 2008-2009 гг. (форма 5).
1. Описание ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир»
ЧУП «Свiтанак» является единственным промышленным предприятием в Республике Беларусь, специализирующимся на выпуске кукол и образных игрушек из ПВХ пластизоли. Предприятие создано в 1953 году.
ЧУП «Свiтанак» входит в состав ОАО «Актамир», ведущего производителя детской игрушки в Беларуси.
Согласно Уставу предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
Производство игр и игрушек;
Производство готовых текстильных изделий, кроме одежды;
Производство одежды из текстильных материалов;
Производство прочих пластмассовых изделий;
Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы;
Основные технологические процессы машиностроения;
Производство прочих станков и технологической оснастки;
Обработка неметаллических отходов и лома;
Оптовая торговля непродовольственными товарами потребительского назначения;
Неспециализированная оптовая торговля непродовольственными товарами;
Хранение и складирование;
Сдача внаем собственного недвижимого имущества;
Аренда автомобилей;
Аренда прочих сухопутных транспортных средств и оборудования;
Аренда прочих машин и оборудования.
Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает свыше 195 наименований. Диапазон размеров выпускаемых кукол от 90 до 600 мм.
Пластизольные и мягконабивные, с рисованными и закрывающимися глазами, в игровом и сувенирном наборе, куклы умеющие ходить и говорить, куклы би-ба-бо для кукольного театра и образные игрушки удовлетворяют разнообразные вкусы покупателей.
Выпускаемые игрушки прошли гигиеническую регистрацию в Минздраве Республики Беларусь, России и имеют сертификаты национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь и системы ГОСТ РФ. В 2009 году получен сертификат системы менеджмента качества на базе стандартов серии ИСО 9000.
Основным потребителем продукции данного предприятия является Республика Беларусь. В 2010 году планируется более активно заниматься поиском новых рынков сбыта продукции в Казахстане, Молдове, Украине.
В целях расширения рынков сбыта, установления долгосрочных коммерческих контактов постоянно предприятие принимает участие в международных специализированных выставках, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве.
Предприятие постоянно работает над улучшением дизайна игрушки, внедрением в производство новых образцов тканей, отделочной фурнитуры, звуковых имитаторов, упаковки и т.д.
Организационная структура предприятия представлена на схеме 1.
Схема 1. Организационная структура ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир»
2. Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность – важнейший показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли. Рентабельность определяется различными показателями, характеризующими финансовые результаты и эффективность деятельности организации.
В табл. 2.1 приведены показатели рентабельности реализованной продукции по методике исчисления прибыли к себестоимости, включая управленческие и коммерческие расходы, и прибыли от реализации к объему реализации.
Таблица 2.1
Расчет показателей рентабельности проданных товаров, продукции, работ и услуг
Показатель | По плану | По отчету | Изменение,+- |
| 1 | 2 | 3 |
1.выручка (нетто) от реализации продукции(товаров, работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов, пошлин на экспорт и др., вычитаемых из объема реализации, млн р. | 3690 | 3799 | +109 |
2.полная себестоимость реализованных товаров, млн р. | 3471,4 | 3528 | +56,6 |
2.1.себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам, млн р. | 3440 | 3435 | -5 |
2.2.управленческие и коммерческие расходы, млн р. | - | - | - |
3.валовая прибыль от реализации продукции(товаров, работ, услуг), млн р. | 250 | 364 | +114 |
4.прибыль от реализации (валовая прибыль-управленческие и коммерческие расходы), млн р. | 31,6 | 93 | +61,6 |
5.нераспределенная (чистая) прибыль, млн р. | 214,4 | 271 | +56,6 |
6.рентабильность реализованной продукции, исчисленная по валовой прибыли, прибыли от реализации и нераспределенной (чистой) прибыли по отношению к себестоимости и к выручке (нетто) от реализации |
|
|
|
6.1.валовая прибыль / себестоимость реализованных товаров и продукции по прямым переменным затратам *100% | 7,3% | 10,5% | +3,2 |
6.2.валовая прибыль / выручка (нетто) от реализации за вычетом налогов из реализации *100% | 6,8% | 9,5% | +2,7 |
6.3.прибыль от реализации / себестоимость реализованной продукции, товаров, работ и услуг по прямым переменным затратам + управленческие и коммерческие расходы *100% | 0,9% | 2,6% | +1,7 |
6.4.прибыль от реализации / выручка (нетто) от реализации *100% | 0,8% | 2,4% | +1,6 |
Окончание табл. 2.1
6.5.нераспределенная (чистая) прибыль / выручка (нетто) от реализации за вычетом налогов из реализации *100% | 5,8% | 7,1% | +1,3 |
6.6.нераспределенная (чистая) прибыль / себестоимость реализации по прямым переменным затратам + управленческие и коммерческие расходы *100% | 6,2% | 7,6% | +1,4 |
В результате анализа показателей рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг, можно сделать следующие выводы.
1. Рентабельность, исчисленная по валовой прибыли к себестоимости реализованных товаров и продукции по прямым переменным затратам, в отчетном периоде составила 10,5% и увеличилась по сравнению с планом на 3,2%. Это значит, что фактически на 1 рубль, вложенный в прямые переменные затраты произведенной и реализованной продукции, получено 10,5 копеек валовой прибыли вместо 7,3 копеек по плану.
2. Рентабельность, исчисленная по валовой прибыли к выручке-нетто от реализации продукции, в отчетном периоде составила 9,5%, возросла по сравнению с планом на 2,7%. Из этого следует, что на 1 рубль выручки-нетто фактически приходится 9,5 копеек валовой прибыли вместо 6,8 планируемых.
3. Рентабельность, исчисленная по прибыли от реализации к полной себестоимости продукции (себестоимость реализованной продукции по прямым переменным затратам + коммерческие и управленческие расходы), возросла на 1,7% по сравнению с плановым показателем, т.е. фактическая прибыль от реализации на 1 рубль полной себестоимости составила 2,6 копеек вместо 0,9 по плану.
Влияние факторов на данный показатель рентабельности можно рассчитать методом цепных подстановок, используя при этом следующую факторную модель рентабельности:
,
где ПР- прибыль от реализации; - себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам; - сумма коммерческих и управленческих расходов.
Алгоритм расчета[2]:
31,6/(3440+0)* 100=0,9%;
93/(3440+0)*100=2,7;
93/(3435+0)*100=2,7%;
93/(3435+0)*100=2,7%;
2,7-0,9=1,8.
Изменение рентабельности за счет:
- увеличения прибыли от реализации
2,7-0,9=1,8;
-снижение себестоимости реализованной продукции по прямым переменным затратам
2,7-2,7=0;
-снижения управленческих и коммерческих расходов
Итого
4. Рентабельность продаж, исчисленная по прибыли от реализации к выручке-нетто, в отчетном периоде составила 2,4% вместо планируемых 0,8 %. Перевыполнение плана составило 1,6%
Рассчитаем влияние факторов на данный показатель методом цепных подстановок:
R=Прибыль от реализации/Выручка-нетто*100%;
R=Прибыль от реализации/Выручка-нетто*100%=
= 0,8%;
R=Прибыль от реализации/Выручка-нетто*100%=
R=Прибыль от реализации/Выручка-нетто*100%=
R=R-R=2,4-0,8=1,6%.
Изменение рентабельности, исчисленной по прибыли от реализации к выручке-нетто, за счет:
-увеличение прибыли от реализации
R=R-R=2,5-0,8=1,7%;
-снижение выручки-нетто
R=R-R=2,4-2,5=-0,1%
Итого
5. Рентабельность, исчисленная по чистой прибыли к выручке-нетто, фактически в отчетном периоде составила 7,1% против 5,8% по плану. Другими словами, на 1 рубль выручки от реализации пришлось на 1,3 копейку больше, чем планировалось.