Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма его увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать сущность консолидированного бюджета и рассмотреть источники его финансирования;
- рассмотреть виды налоговых доходов консолидированного бюджета;
- рассмотреть бюджетно-налоговую политики Республики Беларусь;
- произвести анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь;
- определить основные направления оптимизации структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие консолидированного бюджета Республики Беларусь, его сущность и структура 7
1.2 Разработка, утверждение и реализация консолидированного бюджета Республики Беларусь 14
1.3 Состав и классификация налоговых доходов как основного источника финансирования консолидированного бюджета 24
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 40
2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе 40
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 43
2.3 Анализ налогов и сборов и оценка налоговой нагрузки ОАО ГЛЗ «Центролит» 49
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 94
3.1 Направления совершенствования налогового механизма Республики Беларусь 94
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105

Файлы: 1 файл

Диплом Анна 04.05.2012.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

Полученные от сбора налога средства, согласно принятому сессией решению, будут направляться на закупку сельскохозяйственной техники и оборудования для животноводства, а также на возврат банковских кредитов, направленных на эти цели. Планируется, что размер дополнительных средств составит 20 млрд. бел. руб.

Проблемам повышения наполняемости  бюджета придается важное значение на самом высоком государственном уровне.

Так, Минфин, МНС и ГТК РБ пересмотрели права совместной комиссии по контролю за выполнением плана доходов бюджета.

Названные государственные органы совместным постановлением утвердили состав комиссии и Положение о совместной комиссии по контролю за выполнением плана доходов бюджета.

Несколько переработан перечень основных задач комиссии. Если ранее на комиссию в основном возлагались задачи по контролю выполнения доходной части бюджета и привлечению к ответственности виновных в ее невыполнении, то новая редакция Положения предполагает более творческую роль комиссии. Как следует из документа, теперь члены комиссии должны уделять больше внимания анализу законодательства и правоприменительной практике, осуществлять методическое руководство в вопросах, связанных с формированием доходной части бюджета, вносить предложения по совершенствованию законодательства и поиску новых источников доходов бюджета.

Подводя итог главе, отметим, что проблемы повышения доходной части государственного бюджета Республики Беларусь в условиях экономической интеграции требуют  принятия кардинальных решений по реформированию системы налогообложения на основе научно обоснованного подхода и расширения участия государства в экономической жизни страны в качестве самостоятельного субъекта хозяйствования. В существующих условиях обеспечить выполнение данной задачи возможно при использовании эффективного финансового менеджмента на государственном уровне, направленного на выбор оптимальной финансовой стратегии, управление финансовыми ресурсами, капиталом, привлечение высококвалифицированных кадров, в том числе в сфере финансов и налогообложения.

Необходимо также подчеркнуть, что важнейшим условием увеличения доходной части бюджета является расширение налогооблагаемой базы путем  роста объемов производства и  реализации продукции, повышения ее конкурентоспособности как по качеству, так и по цене. Улучшение собираемости налогов и сборов, своевременность возврата бюджетных ссуд и банковских кредитов под гарантию Правительства также служит одним из факторов роста доходной части бюджета.

Кроме того, улучшение использования  государственной собственности, минимизации ряда льгот, недопущение нецелевого использования дополнительно полученных доходов бюджета.

Усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета, в частности, активизация процессов  разгосударствления и приватизации на новой основе, продажа принадлежащих государству акций, также окажет существенное влияние на расширение налогооблагаемой базы и, соответственно, увеличению доходов бюджета. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В результате проведенного исследования, выяснено, что консолидированный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (консолидированного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Консолидированный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Иными словами, это своеобразный финансовый план страны, центральное звено финансовой системы. Консолидированный бюджет страны − основная форма планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, эффективного развития экономики, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

Консолидированный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

Консолидированные бюджеты как Республики Беларусь в целом, так и административно-территориальных единиц сформированы, главным образом, платежами косвенных налогов (налоги на товары и услуги), удельный вес, который колеблется но, в целом, составляет около половины налоговых поступлений в бюджет.

Среди рассматриваемых налогов, основным видом налоговых поступлений являются налоги на доходы и прибыль. Их удельный вес в общем объеме поступлений также колеблется от 30 до 35 процентов.

Вторым по величине среди прямых налогов, является налог на добавленную стоимость, удельный вес которых составляет около 30% от общего объема налоговых поступлений. Приблизительно равные доли в доходе бюджета имеют подоходный налог (около 15%), и поступления в виде акцизов, удельный вес которых колеблется в районе 12%.

Делая вывод по анализу налоговых  поступлений, можно сказать, что  за исследуемый период в налоговой  политике ведется работа по снижению налоговой нагрузки на экономику. Однако, отмена некоторых налогов не только не снизило денежных поступлений в бюджет республики, но и на оборот, в какой-то степени поспособствовало появления тенденции к росту. 

В результате отмены данных налоговых платежей в 2011 году снижение налоговой нагрузки на экономику составит 0,4 процента к ВВП, что позволит оставить в распоряжении предприятий более 700 млрд. рублей. Указанные средства являются потенциальным источником увеличения инвестиционных ресурсов субъектов хозяйствования

Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она  представляет собой сложный экономический  феномен, тесно связанный состоянием экономики. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики.

Сегодня главной задачей  наряду с совершенствованием структуры  и механизмов взимания установленных  налогов и сборов с ориентацией  на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран является радикальное упрощение процедур налогового администрирования.

Все эти мероприятия позволяют  не только повысить налоговую базу, за счет выведения бизнеса из тени, но позволяет инвестиционный климат сделать более привлекательным не только для отечественных, но и иностранных инвесторов.

Тем не менее, необходимо отметить, что  несмотря на положительную динамику функционирования налоговой системы  существуют некоторые проблемы. Так, налоги носят преимущественно фискальный характер. При выборе  налоговых форм главным фактором выступает лишь доходность бюджета, в то время как регулирующей и стимулирующей роли налогов не придается серьезное значение, хотя  именно эти функции налогов могут способствовать экономическому росту государства.

Сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, особенно касающихся налога на прибыль и НДС: существует огромное количество нормативных актов, к которым не гарантируется право доступа. Большие трудности для плательщиков вызывают нечеткости и противоречивость отдельных статей законов, инструкций, которые не дают уверенности плательщику в правильности совершаемых им действий, а налоговые органы оставляют за собой возможность вольного толкования в пользу бюджета. Особые трудности возникают при определении НДС, в налоговую базу которого заложена себестоимость продукции, что в свою очередь вынуждает предприятия уклоняться от уплаты налогов, как легальными, так и не легальными методами.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на имеющиеся трудности, развитие налогового законодательства способствует построению стабильной налоговой системы и облегчению налогового бремени производителей продукции и предотвращения  двойного налогообложения путем четкого определения налоговой базы. Совершенствование налоговой системы Беларуси позволит эффективно и надежно решить сложные проблемы экономического и социального развития.

Таким образом, решение имеющихся  проблем, позволит не только снизить налоговую нагрузки на экономку страны, но и повысит долю налоговых поступлений  консолидированные бюджеты Республики Беларусь, что в свою очередь повлечет повышение благосостояния населения.                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

35. Назаров, А.И. Учетная и налоговая политика и резервы увеличения доходов бюджета // Финансы. 2001. № 10. С.37 38.

36. Основные задачи бюджетно  налоговой политики выполнены.  Стратегические цели определены // Финансы. Учет. Аудит. 2003. №2. С.3 23.

37. Основы экономической теории: Курс лекций / Под общ. ред. А.А.Кочеткова.  М.: ”Дашков и Ко”, 2004. – 492с.

      1. Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики / Н. Б. Антонова. – Минск : Академия управления при Президенте РБ, 1999. – 362 с.
      2. Антонова, Н. Б. Прогнозирование и планирование экономики : Курс лекций / Н. Б. Антонова, А. В. Вечер. – Минск : Академия управления при Президенте Респуб. Беларусь, 2003. − 134 с.
      3. Афанасьев, М. П. Основы бюджетной системы : учеб. пособие. / М. П. Афанасьев. − М. : ГУ ВШЭ, 2004. − 243 с.
      4. Бабич, А. М. Финансы  / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. − М. : Дело, 2000. − 275 с.
      5. Баргесян Л. М. Налоги и налогообложение : курс лекций / Л. М. Баргесян. – Минск : Академия управления при Президенте Респуб. Беларусь, 2009. − 179 с.
      6. Баргесян Л. М. Финансы : курс лекций / Л. М. Баргесян, Т. Г. Струк. – Минск : Академия управления при Президенте Респуб. Беларусь, 2008. – 251 с. – (Система открытого образования).
      7. Бушмин, Е. В. Реформа межбюджетных отношений: первые итоги и задачи на перспективу/ Е. В. Бушмин // Финансы. − 2000. − № 6. − С. 4-8.
      8. Бюджетная классификация Республики Беларусь : нормативные документы /  отв. за выпуск Л. Э. Радыно.  – Минск : ИВЦ Минфина, 2007. − 192 с.
      9. Головачев, А. С. Макроэкономика : Курс лекций / А. С. Головачев, И. В. Головачева. – Минск : Академия управления при Президенте Респуб. Беларусь, 2003. – 256 с.
      10. Голякова, Т. А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствование бюджетного процесса / Т. А. Голякова // Финансы. − 2004. − № 2. − С. 3-6.
      11. Городецкий, Д. Концепция бюджетной сбалансированности / Д. Городецкий // Экономист. − 2000. − № 4. − С. 14-27.
      12. Государственные финансы: Учеб. пособие / Г.К.Мультан, Е.Ф.Киреева, О.А.Пузанкевич. Мн.: БГЭУ, 2005. – 342 с.
      13. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А., Сорокина Т.В. и др.; Под общ. ред. Н.И.Ткачук. Мн.: Выш. шк. 240 с.
      14. Дайнеко, А. Е. Консолидация государством финансовых ресурсов и рост мировой экономики / А. Е. Дайнеко // Белорусская экономика : анализ, прогноз, регулирование. − 2004. − № 2. − С. 13-19.
      15. Ермолович, М.  Привлечение в бюджет дополнительных доходов - одна из задач государства [РБ ] / М. Ермолович  //  Финансы, учет, аудит. − 2003. − № 11. − С. 24-25.
      16. Ерохова, В. О консолидированном бюджете Республики Беларусь на 2008 год  / В.  Ерохова  //  Финансовый директор. − 2008.  − № 3. −С. 35-44.
      17. Карякина, О. А. Финансы : Курс лекций / О. А. Карякина, Н. А. Прокопович. – Минск : Академия управления при Президенте Респуб. Беларусь, 2002. – 174 с.
      18. Криштапович,  М. В. Республиканский бюджет на 2011 г. как оптимальный вариант возможного / М. В. Криштапович, А. В. Хотько //  Планово-экономический отдел. − 2011. − № 1. − С. 18-28.
      19. Лузгина, А. Проблемы формирования бюджета Республики Беларусь в период валютной интеграции с Российской Федерации // Белорусский банковский бюллетень. 2003. №13. С.28 37.
      20. Мировая экономика: Учебник / А.С.Булатов, Е.Б.Рогатных, Р.Ф.Волков и др.; Под ред. А.С.Булатова. М.: Экономистъ, 2004. 736с.
      21. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) : принят Палатой представителей Нац. Собр. Респ. Беларусь 11 дек. 2009 г. : одобрен Советом Респ. Нац. Собр. Респ. Беларусь 18 дек. 2009 г.: по состоянию 01 декабря 2011 г. // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.minfin.gov.by – Дата доступа : 01.12.2011г.
      22. О бюджете Республики Беларусь на 2010 год : Закон Респ. Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.minfin.gov.by – Дата доступа : 05.12.2011г.
      23. О бюджете Республики Беларусь на 2011год : Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.minfin.gov.by – Дата доступа: 05.12.2011г.
      24. О бюджетной классификации Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 05.05.98г. №15-3 // Ведомости НС Республики Беларусь, 1998. − № 20.
      25. О внесении дополнений в закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации» : Закон Республики Беларусь от 04.11.2003 г. № 242-З //  Национальный центр правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.pravo.by − Дата доступа 04.12.2011.
      26. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 20.02.2002г. //  Национальный центр правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.pravo.by − Дата доступа 04.12.2011.
      27. Сорокина, Т. В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь / Т. В. Сорокина. – Минск : БГЭУ, 2000. − 798 с.
      28. Сорокина, Т. В. Государственный бюджет : Учеб. пособие  / Т. В. Сорокина. – Минск : БГЭУ, 2004. − 289 с.
      29. Спицына, О. М. Последствия неуплаты налогов в бюджет : правовые вопросы  / О. М. Спицина //  Бухгалтерский учет. − 2000. − № 13. −С. 28-32.
      30. Фридман, М. Доходная часть бюджета − производная финансового состояния предприятия [РБ ] / М. Фридман // Финансы, учет, аудит. − 2003. − № 7. −С. 8-14.
      31. Шуляк, П. Н. Финансы предприятия / П. Н. Шуляк − М. : Дашков и К, 2001. − 750 с.
      32. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича.  – 3-е изд. – СПб : ГУЭФ, ПИТЕР, 2002. – 544 с.

 

РЕФЕРАТ

 

Дипломная работа: 107 с., 4 рисунка, 22 таблицы, 37 источников.

Тема «Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный              бюджет Республики Беларусь».

Ключевые слова: БЮДЖЕТ, НАЛОГ, ПРЯМЫЕ НАЛОГИ, КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ, МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ, НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА, БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, СБОРЫ, ПОШЛИНЫ, НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ, ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Объект исследования дипломной работы является бюджетно-налоговая политика и консолидированный бюджет Республики Беларусь.

Цель исследования: анализ формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма его увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.

Используемые методы исследования: горизонтальный анализ, методы сравнение, системный подход, а также специальные  методы и приемы.

В процессе работы проведены  следующие исследования и разработки:  в процессе работы проведены исследования сущности и содержания бюджета, его роль в решении социально-экономических задач страны; изучены состав и классификацию доходов бюджета и налогов как их основной доходной части; дана оценка бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь последних лет; определены приоритетные направления и механизм увеличения доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Элементы научной новизны полученных результатов: в результате критического анализа существующей  методики  и организации экономического анализа доходов бюджета определен комплекс методических рекомендаций по совершенствованию консолидированного бюджета, с целью недопущения образования и (или) роста дефицита бюджета в современных условиях.

Областью возможного практического применения является бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.

Экономическая и социальная значимость работы: полученные результаты проведенного курсового исследования позволяют выработать и предложить новые, прогрессивные формы проводимых мероприятий в области управления консолидированным  бюджетом и его дефицитом, в целях недопущения роста государственного долга и повышения благосостояния населения.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источниковтеоретические, методологические  и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

_________________________

                                                                                      (подпись студента)

Информация о работе Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь