Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:19, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма его увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать сущность консолидированного бюджета и рассмотреть источники его финансирования;
- рассмотреть виды налоговых доходов консолидированного бюджета;
- рассмотреть бюджетно-налоговую политики Республики Беларусь;
- произвести анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь;
- определить основные направления оптимизации структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие консолидированного бюджета Республики Беларусь, его сущность и структура 7
1.2 Разработка, утверждение и реализация консолидированного бюджета Республики Беларусь 14
1.3 Состав и классификация налоговых доходов как основного источника финансирования консолидированного бюджета 24
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 40
2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе 40
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 43
2.3 Анализ налогов и сборов и оценка налоговой нагрузки ОАО ГЛЗ «Центролит» 49
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 94
3.1 Направления совершенствования налогового механизма Республики Беларусь 94
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
Таблица 2.12 – Структура и динамика налогов и сборов по источникам уплаты ОАО ГЛЗ «Центролит»
Показатели |
2010 год |
2011 год |
Отклонение |
Темп изменения, % | |||
Сумма, млн р. |
удельный вес, в % |
Сумма, млн р. |
удельный вес, в % |
по сумме, млн р. |
по удельному весу, п.п | ||
Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки от реализации |
-238 |
-3,7 |
-108,7 |
-1,4 |
129,3 |
2,3 |
- |
Налоги и сборы, относимые на расходы по производству и реализации |
5456,3 |
85 |
6737,6 |
85,5 |
1281,3 |
0,5 |
123,48 |
Налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли |
1202,5 |
18,7 |
1251 |
15,9 |
48,5 |
-2,8 |
104,03 |
Итого |
6420,8 |
100 |
7879,9 |
100 |
1459,1 |
0,00 |
Примечание – Источник: таблица составлена на основании данных таблиц 2.8-2.11
Для выявления влияния налогов и сборов, уплачиваемых предприятием, на его экономическое состояние, производится оценка налоговой нагрузки (таблиц 2.13).
Анализ обобщающих показателей налоговой нагрузки по отношению к выручке предприятия от реализации, показал, что за 2011 год налоговая нагрузка на предприятие выросла на 5,2 процентных пункта. Такой рост, вызван, главным образом, за счет роста общей суммы налогов и сборов. Так, за 2011 год общая сумма налогов и сборов выросла на 2553,37 млн р., темп роста при этом оставил 116,9 %, в том числе за счет роста:
Таблица 2.13 – Обобщающие и частные показатели налоговой нагрузки на ОАО ГЛЗ «Центролит» за 2010 и 2011г.
Показатели |
2010 г. |
2011г. |
Отклонение (+, -) |
Темп роста (снижения),% |
1. Выручка от реализации |
84765 |
76455 |
-8310 |
90,2 |
2. Расходы на производство и реализацию |
68210 |
67799 |
-411 |
99,4 |
3. Прибыль отчетного периода |
1168 |
3654 |
2486 |
в 3 раза |
4. Общая сумма налогов и сборов |
15136,33 |
17689,8 |
2553,47 |
116,9 |
5. Обобщающий показатель налоговой нагрузки по отношению к выручке от реализации |
17,9 |
23,1 |
5,2 |
|
6. Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки от реализации |
8477,53 |
9701,2 |
1223,67 |
114,4 |
6.1. Удельный вес в общей сумме налогов и сборов, % |
56 |
54,8 |
-1,2 |
|
6.2 Удельный вес в выручке от реализации, % |
10 |
12,7 |
2,7 |
|
7. Налоги и сборы,
относимые на расходы на |
5456,3 |
6737,6 |
1281,3 |
123,5 |
7.1. Удельный вес в общей сумме налогов и сборов, % |
36 |
38,1 |
2,1 |
|
7.2. Удельный вес в расходах на производство и реализацию, % |
8 |
9,9 |
1,9 |
|
8. Налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли |
1202,5 |
1251 |
48,5 |
104 |
8.1 Удельный вес в общей сумме налогов и сборов, % |
7,9 |
7,1 |
-0,8 |
|
8.2. Удельный вес в прибыли, % |
103 |
34,2 |
-68,8 |
Примечание – Источник: таблица составлена на основании данных таблиц 2.8 – 2 .12
Кроме суммовых изменений объема налоговых платежей, также изменилась и доля некоторых налогов и сборов в общей сумме налогов и сборов: так за 2011 год:
Таким образом, в ходе анализа налогов и сборов, уплачиваемых предприятием, было выявлено, что наибольший удельный вес в общей сумме налогов приходится на налоги и сборы, уплачиваемые из выручки – на налог на добавленную стоимость. Вторыми по объему налогов и сборов, являются налоговые платежи, относящиеся на расходы на производство и реализацию. Существенную долю, более 70%, среди них занимают отчисления от фонда заработной платы в Фонд социальной защиты населения. Наименьшим удельным весом обладают налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли – чуть более 7% в общей сумме налогов и сборов, уплачиваемых предприятием. В их состав входят: налог на прибыль – более 60% и налог на недвижимость – чуть более 30%.
Изменения в структуре и динамике налогов и сборов, вызваны в большей степени, проводимыми реформами в налоговой политике: отмены отдельных налогов (налог на услуги), отмены и реструктуризации налоговых льгот (по земельному налогу, налогу на недвижимость, налог на прибыль и другие), введением понижающих, а местами – повышающих коэффициентов, изменением порядка начисления и уплаты отдельных видов налогов: налог на прибыль, экологический налог.
В целях определения потребности денежных средств, для выполнения своих обязательств перед налоговыми органами на предприятии осуществляется планирование налогов и сборов на планируемый год по каждому налогу, подлежащему уплате в бюджет, в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, на предприятии в 2012 году предполагается уплата следующих налогов:
Для определения потребности в денежных средствах по уплате налогов в бюджет производится расчет плановой суммы по каждому виду налога.
Планирование налога на добавленную стоимость, представлено в таблице 2.14.
Таблица 2.14 – Планирование налога на добавленную стоимость на 2012 год
Объекты налогообложения |
Сумма облагаемой базы и вычетов, млн р. |
Ставка, % |
Планируемая сумма налога | |
2011 год |
2012год | |||
1. Реализация товаров, работ, услуг |
886848 |
975533 |
20 |
195106,6 |
2. Реализация товаров и услуг своим работникам |
1284 |
1412 |
20 |
282,4 |
3. Реализация товаров
на территорию государств-члено |
28080 |
30888 |
20 |
6177,6 |
4.Реализация товаров по розничным цена |
29328 |
32261 |
20 |
6452,2 |
Итого облагаемая база / НДС начисленный |
945540 |
1040094 |
х |
208018,8 |
НДС к вычету |
690552 |
828662 |
х |
165732,4 |
НДС к уплате |
х |
х |
х |
42286,4 |
Примечание – Источник: собственная разработка. Таблица составлена совместно с главным бухгалтером на основании изучения налоговых деклараций за 2010 и 2011 год, а также бизнес-плана развития предприятия, производственных программ на 2012 год
Таким образом, исходя из планируемых объемов реализации продукции, товаров, работ и услуг сумма налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в 2012 году в бюджет должна составить 42289,4 млн р.
Расчет планируемой суммы
Таблица 2.15 – Планирование налога на недвижимость на 2012 год
Объекты налогообложения |
Сумма облагаемой базы и вычетов, млн р. |
Ставка, % |
Планируемая сумма налога | |
2011 год |
2012год | |||
1. Остаточная сумма зданий и сооружений, млн р. |
47561,2 |
52317 |
х |
х |
в том числе: |
||||
1.1. остаточная стоимость льготируемых зданий и сооружений, подлежащих налогообложению, млн р. |
4934,3 |
5428 |
х |
х |
Окончание таблицы 2.15
1.2 остаточная стоимость зданий и сооружений, подлежащих налогообложению, млн р. |
19514,9 |
21466 |
х |
х |
2. Итого облагаемая база/ планируемая сумма налога |
19514,9 |
21466 |
2 |
429,32 |
Примечание – Источник: собственная разработка. Таблица составлена совместно с главным бухгалтером на основании изучения налоговых деклараций за 2010 и 2011 год, а также бизнес-плана развития предприятия, производственных программ на 2012 год
В 2012 году не планируется проведения капитального строительства и ремонта, поэтому не ожидается существенного роста остаточной стоимость задний и сооружений, находящихся на балансе предприятия. Исходя из этого планируется, что сумма налогов на недвижимость составит 429,32 млн р.
Расчет планируемой суммы
Таким образом, из таблицы 2.16, видно, что при планируемом уровне прибыли предприятия и возможных расходах в 2012 год, а также учитывая, что с 01.01.2012г. установлена ставка на прибыль в размере 18%, предполагается, что сумма налога на прибыль в 2012 году составит 32580,4 млн р.
Таблица 2.16 – Планирование налога на прибыль на 2012 год
Показатели |
Сумма |
1.Планируемая прибыль от реализации, млн р. |
127590 |
2.Сумма расходов, неучитываемых при налогообложении, в году, предшествующем планируемому, млн р. |
94670 |
3. Планируемый темп изменения (снижения, роста) сумм расходов, неучитываемых в при налогообложении в планируемом году, % |
120 |
4. Планируемая сумма расходов, не учитываемая при налогообложении в планируемом году, млн р. |
113604 |
5. Увеличение (уменьшение)
суммы прибыли в результате
ее корректировки для нужд
налогообложения в |
637 |
6. Планируемая сумма
налогов на недвижимость, относимая
в целях налогообложения на
расходы, учитываемые при налог |
429,32 |
7. Планируемая сумма прибыли от реализации в целях налогообложения, млн р. |
14193,68 |
Окончание таблицы 2.16
Показатели |
Сумма |
8. Планируемая прибыль от прочей реализации, внереализационных операций, млн р. |
3908,4 |
9.Планируемая сумма льготируемой прибыли, млн р. |
0 |
10. Налоговая база по налогу на прибыль (стр.7 + стр.8 - стр.9) |
18102,08 |
11. Сумма налога на прибыль (стр.10 х 18 : 100), млн р. |
3258,4 |
Примечание – Источник: собственная разработка. Таблица составлена совместно с главным бухгалтером на основании изучения налоговых деклараций за 2010 и 2011 год, а также бизнес-плана развития предприятия, производственных программ на 2012 год
Учитывая специфику работы предприятия, ОАО ГЛЗ «Центролит» обязано уплачивать экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (таблица 2.17).
Таблица 2.17 - Планирование экологического налога на 2012 год
Наименование веществ, загрязняющих окружающую среду |
Установленный годовой лимит, тонн |
Ставка, р. |
Коэффициент к ставке налога за выбросы |
Планируемая сумма налога, млн р. |
Азота диоксид, 0301 |
12,901000 |
1635215 |
0,9 |
18,986 |
Аммиак,0303 |
2,424800 |
268610 |
0,9 |
0,586 |
Азота оксид, 0304 |
0,366300 |
540580 |
0,9 |
0,178 |
Серная кислота, 0322 |
0,007500 |
0 |
0,9 |
0 |
Серы диоксид,0337 |
9,000000 |
540580 |
0,9 |
4,378 |
Углерода оксид, 0337 |
105,065600 |
268610 |
0,9 |
25,399 |
Углеводороды предельные алифатического ряда С1-С10 (алканы),0401 |
2,673500 |
268610 |
0,9 |
0,646 |
Углеводороды не предельные (алкены), 0550 |
1,724200 |
268610 |
0,9 |
0,416 |
Углеводороды алициклицеские (нафтены),0551 |
1,758400 |
268610 |
0,9 |
0,425 |
Ксилол, 0616 |
12,583500 |
540580 |
0,9 |
6,122 |
Тоулол (метилбензол), 0621 |
3,990100 |
540580 |
0,9 |
1,941 |
Информация о работе Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь