Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:54, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - оценить финансовое состояние исследуемого объекта, выявить положительные стороны и недостатки его финансовой деятельности, определить влияние управления стоимостью бизнеса на финансовое состояние предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа финансового состояния и оценки бизнеса предприятия, а именно изложить задачи, рассмотреть показатели финансовых результатов, показать методику анализа и определения стоимости предприятия;
Введение 3
1. Теоретические основы анализа финансового состояния и оценки
бизнеса предприятия 6
1.1. Понятие, содержание и значение анализа финансового состояния предприятия 6
1.2. Методика анализа финансового состояния предприятия и факторы его улучшения 10
1.3. Теоретические основы оценки бизнеса предприятия 20
1.4. Система методов экономической оценки бизнеса действующего перерабатывающего предприятия 25
2. Анализ финансового состояния и оценка бизнеса предприятия (на
примере ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» Волчихинского района) 35
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» Волчихинского района 35
2.2. Бухгалтерский баланс как источник информации для анализа финансового состояния предприятия 48
2.3. Оценка состава, структуры, динамики имущества предприятия и источников его формирования 60
2.4. Анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности 63
2.5. Оценка бизнеса перерабатывающего предприятия ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» 72
3. Пути и факторы улучшения финансового состояния ЗАО
«Волчихинский пивоваренный завод» Волчихинского района 76
3.1. Оценка вероятности несостоятельности (банкротства) предприятия ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» 76
3.2. Влияние управления стоимостью бизнеса на финансовое состояние предприятия, рекомендации по улучшению финансового состояния ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» 80
3.3. Совершенствование анализа финансового состояния в ЗАО
«Волчихинский пивоваренный завод» на основе информационных технологий
(ИНЭК - Аналитик) 88
Выводы и предложения 91
Список используемой литературы 96
7. Определение ставки дисконта
Существуют различные методики определения ставки дисконта, наиболее распространенными из которых являются:
для денежного потока собственного капитала:
• модель оценки капитальных активов;
• метод кумулятивного построения;
для денежного потока всего инвестированного капитала:
• модель средневзвешенной стоимости капитала.
Для денежного потока для собственного капитала применяется ставка дисконта, равная требуемой собственником ставке отдачи на вложенный капитал; для денежного потока для всего инвестированного капитала применяется ставка дисконта, равная сумме взвешенных ставок отдачи на собственный капитал и заемные средства (ставка отдачи на заемные средства является процентной ставкой банка по кредитам), где в качестве весов выступают доли заемных и собственных средств в структуре капитала. Такая ставка дисконта называется средневзвешенной стоимостью капитала (Weighted Average Cost of Capital - WACC).
30
Средневзвешенная стоимость капитала рассчитывается по следующей формуле:
WACC = kd (1 - tc )Wd + kpWp + ksws,
где kd - стоимость привлеченного заемного капитала;
tc - ставка налога на прибыль предприятия;
кр - стоимость привлеченного акционерного капитала (привилегированные акции);
ks- стоимость привлеченного акционерного капитала (обыкновенные
акции);
Wd -доля заемного капитала в структуре капитала предприятия;
wp- доля привилегированных акций в структуре капитала предприятия;
ws - доля обыкновенных акций в структуре капитала предприятия.
В соответствии с моделью оценки капитальных активов (САРМ - Capital
Assets Pricing Model) ставка дисконта определяется по формуле:
| R = Rj + β(Rm-Rj) + S1 + S2 + C,
где R - требуемая инвестором ставка дохода (на собственный капитал);
Rj - безрисковая ставка дохода;
β - коэффициент бета (является мерой систематического риска, связанного с макроэкономическими и политическими процессами, происходящими в стране);
Rm - общая доходность рынка в целом (среднерыночного портфеля ценных бумаг);
S1 - премия для малых предприятии;
S2 - премия за риск, характерный для отдельной компании;
С - страховой риск.
8. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период
В зависимости от перспектив развития бизнеса в постпрогнозный период не пользуют тот или иной способ расчета ставки дисконт:
31
• метод расчета по ликвидационной стоимости. Он применяется в том случае, если в послепрогнозный период ожидается банкротство компании с последующей продажей имеющихся активов.
• метод расчета по стоимости чистых активов.
• метод предполагаемой продажи, состоящий в пересчете денежного потока в показатели стоимости с помощью специальных коэффициентов, полученных из анализа ретроспективных данных по продажам сопоставимых компаний.
• по модели Гордона годовой доход послепрогнозного периода капитализируется в показатели стоимости при помощи коэффициента капитализации, рассчитанного как разница между ставкой дисконта и долгосрочными темпами роста. При отсутствии темпов роста коэффициент капитализации будет равен ставке дисконта. Модель Гордона основана на прогнозе получения стабильных доходов в остаточный период и предполагает, что величины износа и капиталовложений равны.
Расчет конечной стоимости в соответствии с моделью Гордона производится по формуле
Vterm=CF(t+i):(R-g),
где Vterm - стоимость в постпрогнозный период;
CF(t+i) - денежный поток доходов за первый год постпрогнозного (остаточного) периода;
R - ставка дисконта;
g - долгосрочные темпы роста денежного потока.
Конечная стоимость V(term) по формуле Гордона определяется на момент окончания прогнозного периода. Полученную таким образом стоимость бизнеса в постпрогнозный период приводят к текущим стоимостным показателям по той же ставке дисконта, что применяется для дисконтирования денежных потоков прогнозного периода.
9. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в
постпрогнозный период
32
Расчеты текущих стоимостей представляют собой техническую задачу. При применении в оценке метода ДДП необходимо суммировать текущие стоимости периодических денежных потоков, которые приносит объект оценки в прогнозный период, и текущую стоимость в постпрогнозный период, ожидаемую в будущем.
Предварительная величина стоимости бизнеса состоит из двух составляющих:
• текущей стоимости денежных потоков в течение прогнозного
периода;
• текущего значения стоимости в послепрогнозный период.
10.Внесение итоговых поправок
После определения предварительной величины стоимости предприятия для получения окончательной величины рыночной стоимости необходимо внести итоговые поправки. Среди них выделяются две: поправки на величину стоимости нефункционирующих активов и коррекция величины собственного оборотного капитала.
Первая поправка основывается на том, что при расчете стоимости учитываются активы предприятия, которые участвуют в производстве, получении прибыли, т.е. в формировании денежного потока. Но у любого предприятия в каждый конкретный момент времени могут быть активы, не занятые непосредственно в производстве. Здесь их стоимость не учитывается в денежном потоке, но это не значит, что они не имеют стоимости. В настоящее время у многих российских предприятий есть в наличии такие нефункционирующие активы (в основном недвижимость, машины и оборудование), поскольку вследствие затяжного спада производства уровень утилизации производственных мощностей крайне низок. Многие такие активы имеют определенную стоимость, которая может быть реализована, например, при продаже. Поэтому необходимо определить рыночную стоимость таких активов и суммировать ее со стоимостью, полученной при дисконтировании денежного потока.
33
Вторая поправка - это учет фактической величины собственного оборотного капитала. В модель дисконтированного денежного потока включается требуемая величина собственного оборотного капитала, привязанная к прогнозному уровню реализации (обычно она определяется по отраслевым нормам). Фактическая величина собственного оборотного капитала, которой располагает предприятие, может не совпадать с требуемой.
Соответственно, необходима коррекция: избыток собственного оборотного капитала должен быть прибавлен, а дефицит — вычтен из величины предварительной стоимости [45, с. 128].
Метод рынка капитала и метод отраслевых коэффициентов.
Метод рынка капитала или метод компании-аналога предполагает использование в качестве базы для сравнения реальную цену купли-продажи, сложившуюся на фондовом рынке. Метод применяется для оценки -неконтрольного пакета акций.
Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными, финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате обобщения были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия. Например, цена бензозаправочной станции колеблется в диапазоне 1,2-2,0-месячной выручки. Цена предприятия розничной торговли формируется следующим образом: 0,75-1,5 величины чистого годового дохода увеличивается на стоимость оборудования и запасов, которыми располагает предприятие.
Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения.
34
Суть сравнительного подхода при определении стоимости предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было недавно продано. Рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу. Это соотношение называется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получаем ее стоимость.
Однако, в Российской Федерации в условиях современной экономики, для определения наиболее точной рыночной стоимости действующего предприятия имеющего определенную историю хозяйственной деятельности (желательно прибыльной) и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития целесообразнее применять метод дисконтирования денежных потоков. В связи с этим, стоимость предприятия (ЗАО Волчихинский пивоваренный завод»), как действующего бизнеса, будет определена с помощью метода дисконтирования денежных потоков.
35
2. Анализ финансового состояния и оценка бизнеса предприятия (на примере ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» Волчихинского района)
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО Волчихинский пивоваренный завод» Волчихинского района
Наименование организации: ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод». Организационно-правовая форма: Закрытое Акционерное Общество.
Юридические реквизиты: Юридический и почтовый адрес предприятия. 658930, Россия, Алтайский край, Волчихинский район, с. Волчиха, ул. Калинина, 26. Тел./факс: (385-65) 21-7-03, 2-25-81, 2-21-93. E-mail:
VOLCHPZ@ALTGATE.ALTAI.RU. Код по ОКОНХ: 18144, код по ОКПО: 00354169.
Банковские реквизиты: Расчетный счет: 4070281022530002008 в АБ СБ РФ, г. Барнаула, Рубцовского ОСБ № 270 г. Рубцовск. Кор. счет: 30101810200000000604. БИК: 040173604. ИНН: 2238000152. КПП: 223801001.
В ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» ведение бухгалтерского учетa полностью автоматизировано, на предприятии установлена платформа «1С: Предприятие» с типовой конфигурацией для крупных предприятий в которой входят программы: «1С: Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием», - предназначена для ведения бухгалтерского управленческого учета. Ведение бухгалтерского финансового и налогового учета осуществляется в программе «1С:Бухгалтерия 8.О.»; учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется в программе «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.0.»; также у предприятия имеется возможность обмена информацией с системами типа «Клиент-банк» и обмен данными через текстовые файлы, DBF-файлы и XML-документы.
Система управления ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» - система иерархического типа, по принципу построения относится к линейно- функциональным и представлена в приложении 2. Система управления
36
предприятием устанавливает взаимосвязи между функциями, обеспечивая реализацию оперативных и стратегических целей.
Организационная структура ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» основе укрупненных бизнес-процессов деятельности приведена в приложении 3. Организационная структура предприятия является оптимальной, она обеспечивает функциональную поддержку основной деятельности.
Краткая историческая справка. «Волчихинский пивоваренный завод» был введен в эксплуатацию в 1936 году. В 1993 году завод был приватизирован и зарегистрирован как Акционерное Общество Закрытого Типа (АОЗТ) «Волчихинский пивоваренный завод». За 70 лет работы технологами завода было освоено производство более 10 наименований безалкогольных газированных напитков. В настоящее время завод перешел преимущественно к выпуску фирменных безалкогольных газированных напитков и минеральной воды на основе технологических разработок специалистов предприятия. Высокое качество продукции завода было неоднократно подтверждено дипломами и медалями на выставках и ярмарках международного, национального и регионального масштабов. Размер уставного капитала ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» 24 000 (двадцать четыре тысячи) рублей, территория завода занимает земельную площадь равную 35800кв. м.
Номенклатура выпускаемой на предприятии продукции включает следующие ее виды:
1) Безалкогольные газированные напитки;
2) Природная натуральная минеральная столовая вода;
3) Пиво.
Все напитки, производимые на заводе, разливаются в ПЭТ-бутылку емкостью 0,5 л, 0,75 л, 1 л, 1,25 л, 1,5 л и кеги (емкость 50 л). На данный момент времени ассортимент производимой ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» продукции включает 3 наименования безалкогольных газированных напитков - «Грушевый», «Экстра-Ситро», «Крем-Сода-Люкс»,
37
одно наименование мин. воды - «Касмалинская» и одно наименование пива –«Волчихинское Хмельное».
Продукция ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» имеет ряд отличительных преимуществ в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами:
- высокое качество продукта, основанное на использовании оригинальной
рецептуры, экологически чистой природной натуральной минеральной воды «Касмалинская» и отличного исходного сырья, поставляемого от ведущих отечественных поставщиков;
- наличие сильного брэнда, устойчиво позиционированного в Алтайском крае, Кемеровской и Новосибирской областях;
- яркий и запоминающийся дизайн этикетки, бутылки и упаковки.
Для определения производственной специализации исследуемого предприятия ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» необходимо рассмотреть состав и структуру товарной продукции.
В приложении 4 представлен состав и структура товарной продукции ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» за 2003-2007 гг., из него видно, что в структуре товарной продукции предприятия в среднем за пять лет наибольший удельный вес занимают безалкогольные напитки («Грушевый», «Экстро-Ситро», «Крем-Сода-Люкс») и минеральная вода «Касмалинская» на их долю приходится 45% и 28,5% всей товарной продукции соответственно.
Главным направлением в течении 2007 г. является производство минеральной воды «Касмалинская» - 31,6% и безалкогольного напитка «Грушевый» - 24,2%. Перспективы развития предприятие связывает, прежде всего, с минеральной водой и напитками. Пивоваренное производство на заводе сейчас не является основным видом деятельности и его расширение не планируется.
38
| 100000 |
й | 00000 |
3 | ЗО000 |
3 | 70000 |
- | 60000 |
к |
|
|£ | 40000 |
в | 30000 |
1 | 20000 |
1 | 10000 |
fi | 0 |