Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:54, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - оценить финансовое состояние исследуемого объекта, выявить положительные стороны и недостатки его финансовой деятельности, определить влияние управления стоимостью бизнеса на финансовое состояние предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа финансового состояния и оценки бизнеса предприятия, а именно изложить задачи, рассмотреть показатели финансовых результатов, показать методику анализа и определения стоимости предприятия;
Введение 3
1. Теоретические основы анализа финансового состояния и оценки
бизнеса предприятия 6
1.1. Понятие, содержание и значение анализа финансового состояния предприятия 6
1.2. Методика анализа финансового состояния предприятия и факторы его улучшения 10
1.3. Теоретические основы оценки бизнеса предприятия 20
1.4. Система методов экономической оценки бизнеса действующего перерабатывающего предприятия 25
2. Анализ финансового состояния и оценка бизнеса предприятия (на
примере ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» Волчихинского района) 35
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» Волчихинского района 35
2.2. Бухгалтерский баланс как источник информации для анализа финансового состояния предприятия 48
2.3. Оценка состава, структуры, динамики имущества предприятия и источников его формирования 60
2.4. Анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности 63
2.5. Оценка бизнеса перерабатывающего предприятия ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» 72
3. Пути и факторы улучшения финансового состояния ЗАО
«Волчихинский пивоваренный завод» Волчихинского района 76
3.1. Оценка вероятности несостоятельности (банкротства) предприятия ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» 76
3.2. Влияние управления стоимостью бизнеса на финансовое состояние предприятия, рекомендации по улучшению финансового состояния ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» 80
3.3. Совершенствование анализа финансового состояния в ЗАО
«Волчихинский пивоваренный завод» на основе информационных технологий
(ИНЭК - Аналитик) 88
Выводы и предложения 91
Список используемой литературы 96
Таблица 1.1 наглядно показывает, что во многих случаях необходимо применять разные методы оценки стоимости компании, что позволит, в конечном счете, получить более достоверный результат.
Возможно также разделение подходов оценки бизнеса организации на компонентный и результативный.
23
В первом — оценка фирмы осуществляется через композицию оценок ее уставных частей, во втором — прогнозируется результат деятельности всей фирмы.
Инструментарий для оценок бизнеса, опирающийся на указанные подходы, можно условно разделить на две группы.
Первая группа инструментария базируется на определении бухгалтерской прибыли, нормы рентабельности, окупаемости, внутренней нормы доходности, Инструментарий, используемый в этой группе оценок, основан на анализе финансовой отчетности предприятия или на моделировании денежных потоков фирмы на некотором отрезке времени. Воздействие внешних факторов учитывается в значениях параметров, входящих в финансовую отчетность или влияющих на составляющие денежного потока.
Ко второй группе отнесем инструментарий, базирующийся на определении стоимости фирмы. Инструментарий, используемый в данной группе оценок, основан на вычислении значений E/R, где Е— величина прибыли или денежного потока; R – размер дисконта. Значения Е и R получаются моделированием денежного потока на заданном временном отрезке. Учет влияния внешних факторов заключается либо в непосредственной коррекции значений указанных величин, либо в определении их значений с использованием понятия риска. Например, это влияние учитывается при установлении величины дисконта, который выбирается таким образом, чтобы компенсировать суммарный риск, возникающий в результате воздействия неопределенных факторов. Значения Е и R могут вычисляться либо в статике (когда временной отрезок, на котором моделируются потоки, невелик и составляет не более года), либо в динамике (когда участок моделирования большой и составляет несколько лет). Иногда к отрезку, на котором моделируется денежный поток, добавляется «постпрогнозный» участок бесконечной длины, где денежный поток определяется исходя из некоторого допущения о величинах потока.
Ограниченность потока на «постпрогнозном» участке обусловлена снижением ценности денег со временем [48, с. 8].
Данный подход нашел практическое применение в зарубежной практике, : тогда как в нашей стране он рассматривается пока в основном в теоретическом плане.
В понятии стоимость предприятия должны учитываться не только факторы производства, составляющие имущество, но и экономические отношения, реализующие право собственности на него и соответственно, на получаемые в процессе его функционирования доходы. Такая двойственность предприятия обусловила два подхода к его оценке. Первый основан на рассмотрении предприятия как имущественного комплекса, стоимость которого определяется, в первую очередь, затратами на его создание. Второй подход к оценке предприятия заключается в выяснении, сколько стоят права собственности, в том числе технологии, конкурентные преимущества и активы.
В данной работе понятие оценки бизнеса и стоимости предприятия определены как равнозначные и идентичные. Стоимость бизнеса - это стоимость всего имущественного комплекса функционирующего предприятия, включая нематериальные активы.
К понятию стоимости примыкает понятие потенциала фирмы определяемое как степень использования ресурсов или как совокупность предпосылок развития. Традиционно сформировался подход к выделению составляющих экономического потенциала фирмы как совокупности ресурсов различного вида. Инструментарий, используемый для вычисления потенциала, основан на наиболее полном выявлении перечня видов ресурсов и определении ограничений в использовании данных ресурсов. Влияние внешней среды учитывается через понятие организационно-деловых ресурсов, характеризующее эффективность взаимодействия предприятия с контрагентами.
Изучив основные составляющие бизнеса, методики оценки бизнеса в современных условиях необходимо привести общую схему
25
последовательности оценки бизнеса от начала выбора объекта оценки до полного определения стоимости капитала предприятия (рис. 2).
Подготовительный этап
1. Изучение и анализ учредительных документов.
2. Установление предмета, цели и даты оценки.
3. Формирование группы специалистов, привлекаемых к оценке.
4. Сбор исходной информации.
5. Разработка задания и заключение договора на оценку.
Аналитический этап
1. Анализ социально-экономической ситуации в стране, регионе.
2. Анализ состоя н и я отрасли.
3. Оценка общей тенденции финансового состояния предприятия.
4. Оценка обеспеченности собственными оборотными средствами.
5. Анализ движения средств предприятия.
Расчетный этап
1.Определение стоимости предприятия:
- затратным методом;
- методом сопоставимых продаж;
- доходным методом.
2.Установление рейтинга каждого метода.
3.Определение итоговой стоимости предприятия.
Рис. 2. Процедура оценки бизнеса предприятий
1.4. Система методов экономической оценки бизнеса действующего
перерабатывающего предприятия
Переход в России к рыночной экономике, процесс приватизации и акционирования приводят к тому, что предприятия из государственной собственности переходят в частную (индивидуальную, акционерную). В настоящее время стало возможным купить пакет акций предприятия и стать его собственником. Кроме того, в стране начался процесс купли-продажи предприятий-банкротов. Владелец предприятия имеет право продать, заложить, застраховать свою собственность. Таким образом, предприятие как собственность, то есть собственный капитал предприятия приобретает свойство товара. Законодательно данное положение закреплено в статье 132 Гражданского Кодекса РФ, пункт 1 которой гласит: «Предприятие в целом или
26
часть его могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав».
Таким образом, имея свойства товара, предприятие в целом, как отдельный бизнес, должно иметь стоимостную оценку. При этом оценку обоснованную, подтвержденную необходимыми расчетами. Кроме того потребность в оценке бизнеса возникает при инвестировании, кредитовании, страховании, принятии управленческих решений при изменении организационно-правовой формы и так далее.
Оценка бизнеса основана на трех подходах: затратный, доходный и сравнительный, каждый из подходов выделяет особые характеристики предприятия. Для оценки бизнеса действующего перерабатывающего предприятия применяют.
• метод дисконтирования денежных потоков (доходный подход);
• метод рынка капитала и метод отраслевых коэффициентов (сравнительный подход).
Метод дисконтирования денежных потоков.
Определение стоимости бизнеса методом дисконтирования денежных "стоков (ДДП) основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая шость будущих доходов от этого бизнеса. Собственник не продаст свой 5изнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов.
Данный метод оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете, покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т.д., а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние.
27
С этой точки зрения все предприятия, к каким бы отраслям экономики они ни принадлежали, производят всего один вид товарной продукции - деньги.
Метод ДДП может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Тем не менее существуют ситуации, когда он объективно дает наиболее точный результат рыночной стоимости предприятия. Применение данного метода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности (желательно прибыльной) и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. Данный метод в меньшей степени применим к оценке предприятий, терпящих систематические убытки (хотя и отрицательная величина стоимости бизнеса может быть фактом для принятия управленческих решений). Следует соблюдать разумную осторожность в применении этого метода для оценки новых предприятий, пусть даже и многообещающих. Отсутствие ретроспективы прибылей затрудняет объективное прогнозирование будущих денежных потоков бизнеса [44, с. 153].
Основные этапы оценки предприятия методом дисконтированных денежных потоков:
1. Выбор модели денежного потока
При оценке бизнеса можно применять одну из двух моделей денежного потока (ДП): ДП для собственного капитала или ДП для всего инвестированного капитала. В таблице 1.2 показано, как рассчитывается денежный поток для собственного капитала. Применяя эту модель, рассчитывается рыночная стоимость (акционерного) капитала предприятия.
Таблица 1.2- Методика расчета денежного потока собственного капитала
| Чистая прибыль после уплаты налогов |
Плюс | Амортизационные отчисления |
плюс (минус) | Уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала |
плюс (минус) | Уменьшение (прирост) инвестиций в основные средства |
плюс (минус) | Прирост (уменьшение) долгосрочной задолженности |
Итого равно | Денежный поток |
28
Применяя модель денежного потока для всего инвестированного капитала, мы условно не различаем собственный и заемный капитал предприятия и считаем совокупный денежный поток. Исходя из этого, мы прибавляем к денежному потоку выплаты процентов по задолженности, которые ранее были вычтены при расчете чистой прибыли.
Поскольку проценты по задолженности вычитались из прибыли до уплаты налогов, возвращая их назад, следует уменьшить их сумму на величину залога на прибыль. Итогом расчета по этой модели является рыночная стоимость всего инвестированного капитала предприятия.
В обеих моделях денежный поток может быть рассчитан как на номинальной основе (в текущих ценах), так и на реальной основе (с учетом фактора инфляции).
2. Определение длительности прогнозного периода
В качестве прогнозного берется период, продолжающийся до тех пор, пока темпы роста компании не стабилизируются (предполагается, что в прогнозный период должны иметь место стабильные долгосрочные темпы или бесконечный поток доходов). По сложившейся в странах с развитой рыночной экономикой практике прогнозный период для оценки предприятия может составлять в зависимости от цели оценки и конкретной ситуации от 5 до 10 лет. В странах с переходной экономикой, в условиях нестабильности, где адекватные долгосрочные прогнозы особенно затруднительны допустимо сокращение прогнозного периода до 3 лет. Для точности результата следует осуществлять дробление прогнозного периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал.
3. Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации
В ходе ретроспективного анализа и прогнозирования расходов и доходов компании фактически определяются величины отдельных элементов денежного потока: прибыли, амортизационных отчислений, капитальных вложений, размеров процентных платежей по кредитам, изменения в долгосрочных пассивах и собственном капитале.
29
4. Анализ и прогноз расходов
5. Анализ и прогноз инвестиций
6. Расчет величины денежного потока для каждого прогнозного периода
Существуют два основных метода расчета величины потока денежных средств: косвенный и прямой. Косвенный метод анализирует движение денежных средств по направлениям деятельности. Он наглядно демонстрирует использование прибыли и инвестирование располагаемых денежных средств. Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по статьям прихода и расхода, т.е. по бухгалтерским счетам.
Суммарное изменение денежных средств должно быть равным увеличению (уменьшению) остатка денежных средств между двумя отчетными периодами.