Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:54, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - оценить финансовое состояние исследуемого объекта, выявить положительные стороны и недостатки его финансовой деятельности, определить влияние управления стоимостью бизнеса на финансовое состояние предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа финансового состояния и оценки бизнеса предприятия, а именно изложить задачи, рассмотреть показатели финансовых результатов, показать методику анализа и определения стоимости предприятия;
Введение 3
1. Теоретические основы анализа финансового состояния и оценки
бизнеса предприятия 6
1.1. Понятие, содержание и значение анализа финансового состояния предприятия 6
1.2. Методика анализа финансового состояния предприятия и факторы его улучшения 10
1.3. Теоретические основы оценки бизнеса предприятия 20
1.4. Система методов экономической оценки бизнеса действующего перерабатывающего предприятия 25
2. Анализ финансового состояния и оценка бизнеса предприятия (на
примере ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» Волчихинского района) 35
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» Волчихинского района 35
2.2. Бухгалтерский баланс как источник информации для анализа финансового состояния предприятия 48
2.3. Оценка состава, структуры, динамики имущества предприятия и источников его формирования 60
2.4. Анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности 63
2.5. Оценка бизнеса перерабатывающего предприятия ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» 72
3. Пути и факторы улучшения финансового состояния ЗАО
«Волчихинский пивоваренный завод» Волчихинского района 76
3.1. Оценка вероятности несостоятельности (банкротства) предприятия ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» 76
3.2. Влияние управления стоимостью бизнеса на финансовое состояние предприятия, рекомендации по улучшению финансового состояния ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» 80
3.3. Совершенствование анализа финансового состояния в ЗАО
«Волчихинский пивоваренный завод» на основе информационных технологий
(ИНЭК - Аналитик) 88
Выводы и предложения 91
Список используемой литературы 96
В условиях рыночной экономики основной целью любой предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли. Рост прибыли обеспечивает улучшение финансового состояния организации, возможности для ее самофинансирования и осуществления расширенного воспроизводства, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственников и трудовых коллективов. За счет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом и, через собственный капитал, перед банками и другими организациями.
Следовательно, задачами анализа финансовых результатов по улучшению финансового состояния предприятия являются, оценка динамики показателей валовой и чистой прибыли; выявление степени влияния различных факторов на прибыль; оценка показателей рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли на основании оптимизации влияющих на нее факториальных признаков.
Информационной основой для проведения такого анализа являются данные отчета о прибылях и убытках (форма № 2) ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» за 2007 г. (приложение 6).
Таблица 3.3 - Анализ финансовых результатов ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» за 2007 г.
Показатели | Единицы измерения | На начало 2007 г. | На конец 2007 г. | Отклонение (+;-) | Темп роста, % |
Выручка от реализации (без НДC и акцизов) | тыс. руб. | 321882 | 310409 | -11473 | 96,4 |
Затраты на производство и реализацию | тыс. руб. | 243992 | 233486 | - 10506 | 96,7 |
Прибыль (убыток) от продаж | тыс. руб. | 50597 | 44110 | -6487 | 87,2 |
Валовая прибыль | тыс. руб. | 77890 | 76923 | -967 | 98,8 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | тыс. руб. | 35433 | 26261 | -9172 | 74,1 |
81
Из данных таблицы 3.3 следует, что балансовая и чистая прибыль организации за отчетный период снизились (соответственно на 3,6% и 3,3%).
Снижение указанных показателей произошло в основном за счет снижения выручки от реализации продукции. Валовая прибыль ЗАО «Волчихинскии пивововаренный завод» на 57,3% формируется за счет прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Поэтому далее необходимо провести анализ степени влияния различных факторов на изменения прибыли от реализации продукции (работ, услуг):
1. Общее изменение прибыли (ΔП1) от реализации продукции (работ, услуг): ΔП1 = П1 – П0 ,
где П1 — прибыль отчетного периода;
П0 — прибыль базисного периода.
2. Отклонение прибыли за счет изменений отпускных цен на
реализованную продукцию (ΔП2):
I ΔП2 = ΣЦ1К1-ΣЦ0К1,
где ΣЦ1K1 — реализация в отчетном периоде в ценах отчетного периода (Ц — цена продукции; К - количество продукции);
ΣЦ0 К1 — реализация в отчетном периоде в ценах базисного периода.
3. Отклонение прибыли за счет изменений в объеме продукции (ΔП3): ΔП3 = П0Т1-П0,
где T1 - темп (коэффициент) роста объема реализованной продукции;
Т1 = ΣК1С0 / ΣK0C0,
где С0 — себестоимость единицы продукции в базисном периоде.
4. Отклонение прибыли за счет изменений структуры реализованного объема продукции (ΔП4):
ΔП4 = П0 (Т2-Т1),
где Т2 — темп (коэффициент) роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
Т2 = ΣЦ0К1 / ΣЦ0К0,
82
где ΣЦ0К0 — реализация в базисном периоде.
5. Отклонение прибыли за счет изменений себестоимости реализованной продукции (ΔП5):
ΔП5 = ΣK1C0 – ΣK1C1
где ΣK1C0 — фактическая реализация продукции в оценке по себестоимости базисного периода;
ΣK1C1- себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде.
6. Отклонение прибыли за счет структурных изменений себестоимости реализованного объема продукции (ΔП6):
ΔП6 = ΣК0 С0 *Т2-ΣК1С0.
Таблица 3.4 - Влияние различных факторов на уровень финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) в ЗАО
«Волчихинский пивоваренный завод» за 2007 год
Показатели | Единицы измерения | На начало 2007 г. | На конец 2007 г. | Фактическая реализация продукции в базисной оценке |
Выручка от реализации (без НДС и акцизов) | тыс. руб. | 321882 | 310409 | 313470 |
Полная себестоимость реализованной продукции | тыс. руб. | 243992 | 233486 | 231536 |
Финансовый результат: прибыль (+), убыток (-) от продаж | тыс. руб. | 50597 | 44110 | 81934 |
Отклонение финансового результата, всего (ΔП1 ) | тыс. руб. |
| -6487 |
|
В том числе за счет изменений: | - | - | - | - |
Отпускных цен (ΔП2) | тыс. руб. | - | -3061 | - |
объема продукции (ΔП3) | тыс. руб. | - | -2583 | - |
структуры реализованной продукции (ΔП4) | тыс. руб. | - | + 1260 | - |
стоимости реализованной продукции (ΔП5) | тыс. руб. | - | - 1950 | - |
Структурных сдвигов себестоимости реализованного объема продукции (ΔП6) | тыс. руб. | - | - 153 | - |
Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» за 2007 год составило (табл. 3.4):
83
ΔП1= ΔП2 + ΔП3+ ΔП4+ ΔП5 =
(- 3061) +(- 2583) +1260 + (- 1950) + (-153) = - 6487тыс. руб.
В виде потенциальных резервов увеличения прибыли ЗАО
«Волчихинский пивоваренный завод» в 2007 году следует рассматривать состав себестоимости продукции (соотношение постоянных и переменных затрат и их соотношение относительно объема производства); увеличение объема производства (100% загруженность производственных мощностей, увеличение производительности труда); исследование рынков конкурентной продукции и уровень ценообразования на этих рынках, а так же повышение конкурентоспособности продукции (введение новых технологий, совершенствования качества продукции).
Для более детального и глубокого анализа, кроме вышеприведенных факторов, можно рассчитать влияние на прибыль: изменений цен на материалы, тарифов на электроэнергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплаты труда. Для этого необходимо использовать сведения о составе и структуре себестоимости продукции (работ, услуг); нарушениях хозяйственной дисциплины - устанавливается с помощью анализа экономии в результате нарушения стандартов, технологических процессов, невыполнения отдельных мероприятий общепроизводственного или общехозяйственного характера.
Рассмотрим экономико-статистическую многофакторную модель, которая представлена следующими факторами:
Y - прибыль предприятия, млн. руб.
Х1- денежный поток, млн. руб.
Х2- среднегодовая стоимость активной части ОПФ, млн. руб.
Х3- среднегодовая стоимость пассивной части ОПФ, млн. руб.
Для кореляционно-регрессионного анализа использовались данные за 10 лет, период исследования 1998-2007 гг. Корреляционно-регрессионный анализ выполнен при помощи табличного процессора MS Excel, результаты представлены в приложении 15.
84
Таблица 3.5 - Исходные данные для расчета зависимости прибыли и влияющих на нее факторов в ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» за
1998-2007 гг.
Годы | Прибыль, млн. руб. | Денежный поток, млн. руб. | Среднегодовая стоимость активной части ОПФ, млн. руб. | Среднегодовая стоимость пассивной части ОПФ, млн. руб. |
1998 | 22,777 | 16,292 | 27,564 | 5,425 |
1999 | 26,456 | 15,892 | 28,123 | 6,663 |
2000 | 27,458 | 17,654 | 29,324 | 7,465 |
2001 | 29,846 | 18,218 | 30,000 | 9,987 |
2002 | 33,365 | 18,674 | 30,559 | 11,395 |
2003 | 34,527 | 28,493 | 31,440 | 13,354 |
2004 | 29,722 | 13,039 | 38,531 | 27,231 |
2005 | 25,589 | 60,661 | 53,507 | 34,444 |
2006 | 50,597 | 17,437 | 68,851 | 42,278 |
2007 | 44,110 | 12,455 | 81,697 | 58,422 |
В ходе корреляционно-регрессионного анализа выявлена следующая связь между факторами:
Анализируя данные корреляционной матрицы видно, что корреляция между размером прибыли и денежным потоком равна (-0,27) - обратная связь, а между размером прибыли и стоимостью активной и пассивной частью ОПФ - 0,76 и 0,72 соответственно. Коэффициент корреляции между величиной денежного потока и стоимостью активной и пассивной частью ОПФ равен соответственно - 0,08 и 0,12, следовательно линейную взаимосвязь между параметрами выявить не удалось. Коэффициент корреляции между стоимостью активной и пассивной частью ОПФ (объясняющими переменными) равен 0,98.
Таким образом, в результате анализа выявлены зависимости: тесная степень линейной взаимосвязи между размером прибыли и стоимостью активной и пассивной частью ОПФ (r = 0,76 и r = 0,72). Между стоимостью активной и пассивной частью ОПФ имеется сильная линейная взаимосвязь r = 0,98) - факторы находятся в коллинеарной зависимости, следовательно одну из коллинеарных переменных необходимо исключить. Для
усовершенствования модели исключим из нее стоимость пассивной части
85
ОПФ. Проведем новый вариант корреляционно-регрессионного анализа, результаты представлены в приложении 16.
Анализируя данные корреляционной матрицы видно, что изменения значений ее коэффициентов не наблюдается, следовательно фактор Х3 -среднегодовая стоимость пассивной части ОПФ, млн. руб. не имел значительного влияния на результат.
Регрессионная статистика показала, что все факторы при построении модели учтены, так как множественный коэффициент корреляции (множественный R) равен 0,89. Данная совокупность факторов на 75,5% оказывает влияние на результат, так как коэффициент детерминации (R- квадрат) равен 0,755, что свидельствует об удовлетворительной
аппроксимации (т. е. модель в целом адекватна описываемому явлению). Данная модель является значимой, так как критерий Фишера (значимость F) меньше чем 0,05 и равен 0,015.
Далее необходимо определить значения коэффициентов модели. Они определяются из таблицы в столбце Коэффициенты — в строке Y-пересечение приводится свободный член; в строках соответствующих переменных приводятся значения коэффициентов при этих переменных.
Уравнение регрессии имеет следующий вид:
У = 21,95 – 0,2x1 + 0,35x2
На основе полученного регрессионного уравнения можно сделать прогноз прибыли предприятия: при увеличении денежного потока на 1 млн. руб. прибыль снизится на 200 тыс. руб., а при увеличении стоимости активной части ОПФ на 1 млн. руб. прибыль увеличивается на 350 тыс. руб.
Стоимость предприятия не только напрямую зависит от его финансового состояния и потенциальных возможностей, но и является основополагающим фактором выбора обоснованного направления реструктуризации предприятия. Современное развитие методов оценки бизнеса выделяет два во многом исключающих друг друга типа менеджмента (управления предприятием):
86
1) управление, ориентированное на максимизацию текущих и четко просчитываемых на ближайшее время прибылей;
2) менеджмент, нацеленный на создание предпосылок для гораздо больших, но четко не просчитываемых (их нельзя надежно планировать) прибылей в более отдаленном будущем.
Концепция управления стоимостью предприятия предполагает, что менеджеры предприятия нацеливаются на действия и управленческие решения, которые не столько увеличивают текущие либо надежно планируемые на ближайшие периоды прибыли, сколько создают основу для получения гораздо больших и даже, возможно, четко не прогнозируемых прибылей в более отдаленном будущем, что, однако, способно резко повысить текущую или будущую рыночную стоимость компании.
В реальной управленческой практике на рыночную стоимость предприятия ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» могут повлиять конкретные инвестиционные проекты, связанные, как правило, с созданием и освоением продуктовых и процессных инноваций (открытие новой линии безалкогольных напитков в ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод»), а также освоение новых технологических процессов, применение современного оборудовании. Данные проекты способны принести компании дополнительные прибыли и денежные потоки в результате выведения на рынок новых продуктов, повышения качества ранее выпускавшейся продукции и снижения себестоимости продукции и операционных издержек предприятия.
Другим типом проектов, которые способны существенно повлиять на уровень текущих и особенно ожидаемых измененных издержек и прибылей ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод», выступают проекты по реорганизации (более широко — реструктуризации) предприятия с целью, увеличить степень его вертикальной и горизонтальной интегрированности в отношении выпускаемой профильной продукции либо повысить ее инвестиционную привлекательность, кредитоспособность, надежность в качестве делового партнера.
87
Содержанием подобных проектов служат мероприятия по: слиянию с поставщиками покупных ресурсов, (вертикальная интеграция «вниз» с с/х предприятиями занимающимися выращиванием пивоваренных сортов ячменя) и фирмами — держателями сбытовых и дилерских сетей (вертикальная интеграция «вверх» ООО ТД «Касмалинский»), слиянию с поставщиками комплементарных продуктов, дополняющих основную продукцию фирмы в потреблении, так как эти поставщики при обновлении последней также должны соответствующим образом обновлять свою продукцию (горизонтальная интеграция фирмы); поглощению поставщиков покупных ресурсов, сбытовиков и производителей комплементарных продуктов; выделению дочерних фирм, которые будут привлекать капитал для развития выгодного бизнеса или начала нового дела; разделению и объединению.