Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 12:52, дипломная работа
Цель дипломной работы – в ходе анализа производственно-хозяйственной деятельности исследуемой организации изучить учет денежных средств и методику управления денежными средствами организации с использованием анализа денежных потоков, а также выработать пути по оптимизации денежных средств организации и совершенствованию путей по их управлению.
В связи с поставленной целью задачами дипломной работы являются:
рассмотреть понятие и сущность денежных средств;
раскрыть понятие денежного потока;
изучить нормативно-правовую базу, регулирующую учет денежных средств;
изучить порядок учета денежных средств на примере ООО «РавираБай»;
Введение……………………………………………...…………….5
Сущность денежных средств и их организационно-нормативное регулированиЕ…………………………………..…………..7
1.1 Сущность денежных средств, их состав,
значение, цели и задачи учета………………………………..7
1.2 Основные нормативные документы,
определяющие порядок совершенствования
операций с денежными средствами……………….……..12
1.3 Особенности учета денежных средств в
международной учетной практике……………………….15
Учет денежных средств субъектами хозяйствования…………………………………………...21
2.1 Порядок открытия, переоформления и закрытия
текущих и других счетов……………………………………...21
2.2 Документальное оформление движения денежных
средств на счетах в банке……………………………………..29
2.3. Синтетический и аналитический учет денежных
средств на счетах в банке……………………………………..31
Анализ денежных потоков в ООО «РАВИРАбАЙ»…………...…..…………….……………………34
3.1 Значение, задачи и характеристика
информационного обеспечения анализа
денежных потоков…………………………...........……………..34
3.2 Анализ динамики и факторов изменения объемов
денежных потоков…………………………..…………………...42
3.3 Анализ сбалансированности денежных потоков…..52
3.4 Анализ интенсивности и эффективности
денежного потока……………………………………..…………56
3.5 Пути оптимизации денежных потоков………………….60
Заключение……………………………….……..……………....64
Список использованных источников……..……...67
В отличие от экономически развитых стран Западной Европы и Южной Америки, где наличные расчеты проводятся редко и в небольших размерах вследствие развитых форм безналичных расчетов (чеки, векселя, пластиковые карточки, широкое использование систем электронных платежей и новейших средств телекоммуникаций), в большинстве стран СНГ наличные расчеты во время начального развития рыночных отношений получили широкое распространение.
Информация о движении денежных средств компании полезна для пользователей бухгалтерской отчетности, так как помогает им оценивать потребности компании в денежных средствах и способность создавать денежные средства (и эквиваленты денежных средств). Пользователям также необходимы сведения о времени и определенности создания денежных потоков. Всю необходимую информацию они могут найти в отчете о движении денежных средств, который является предметом стандарта МСФО (IAS) 7.
Цель МСФО (IAS) 7 состоит в установлении требований по представлению информации об изменениях суммы денежных средств (и их эквивалентов) компании в отчете о движении денежных средств. В соответствии с указанным стандартом движение денежных средств в течение отчетного периода классифицируется по следующим направлениям деятельности:
- операционная;
- инвестиционная;
- финансовая.
Компания должна составлять отчет о движении денежных средств в соответствии с положениями МСФО (IAS) 7 и представлять такой отчет как неотъемлемый компонент своей финансовой отчетности за каждый отчетный период.
Пользователей финансовой отчетности интересует, как компания создает и использует денежные средства (и их эквиваленты). В хозяйственной деятельности денежные средства необходимы для выполнения операций, осуществления платежей по обязательствам, а также для выплаты доходов инвесторам. МСФО (IAS) 7 требует представления отчета о движении денежных средств всеми компаниями.
Отчет о движении денежных средств, используемый в увязке с другими компонентами финансовой отчетности, представляет информацию, которая помогает пользователям оценить изменения чистых активов компании, ее финансовой структуры (в том числе ликвидности и платежеспособности), а также способность компании влиять на объемы (и сроки) денежных потоков в целях адаптации к изменяющимся обстоятельствам и возможностям.
Информация о движении денежных средств используется для анализа способности компании создавать денежные средства (и их эквивалентны), что позволяет пользователям разрабатывать модели для сопоставления приведенной стоимости денежных потоков различных компаний. Такая информация также расширяет возможности сопоставления отчетности разных компаний, так как устраняет эффект применения различных методов в учете аналогичных операций. Информация о движении денежных средств за предыдущие периоды часто используется в качестве основы для формирования представлений о размерах, сроках и определенности денежных потоков в будущем. Она также полезна при проверке точности составления прогнозов о будущих потоках денежных средств и при анализе связей между рентабельностью, чистыми денежными потоками и ценовыми изменениями.
Согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) (IAS) 7 к денежным средствам относятся наличные денежные средства в кассе, монеты, банкноты, валюта и депозиты до востребования, текущие и депозитные счета в банках, на использование которых нет ограничений.
Кроме того, к денежным средствам относятся:
К эквивалентам денежных средств относятся краткосрочные высоколиквидные инвестиции, свободно конвертируемые в соответствующие суммы денежных средств, которым присущ незначительный риск изменения стоимости.
Поступление и выбытие денежных средств и их эквивалентов происходит вследствие операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Оценка денежных средств и отображение их в отчетности в соответствии с ОПБУ США, а также другими учетными системами, осуществляется по объявленной или фактической номинальной стоимости. Основные проблемы, связанные с денежными средствами, - это проблемы не учетные, а управленческие: организация контроля хранения и использования денежных средств.
В таблице 1.1 приведена классификация денежных средств в международной практике.
Таблица 1.1 – Классификация денежных средств, эквивалентов денежных средств и неденежных статей
Активы |
Классификация |
Комментарии |
Денежные средства |
денежные средства |
не должно быть никаких ограничений на использование; если эти ограничения существуют, то денежные средства отображаются как прочие активы |
Денежные эквиваленты |
краткосрочные обязательства |
только для тех ценных бумаг, срок погашения которых менее 3-х месяцев |
краткосрочные инвестиции |
для тех ценных бумаг, срок погашения которых 3-12 месяцев | |
Дебиторская задолженность |
отсроченные чеки |
предполагается, что деньги будут оплачены |
долговые расписки |
предполагается, что деньги будут оплачены | |
авансы на транспортные расходы |
предполагается, что деньги будут возвращены сотрудникам | |
Предоплаченные расходы |
почтовые марки |
могут быть классифицированы как запасы |
Компенсационный остаток |
включается в состав денежных средств или отображается отдельно |
раскрывается в примечаниях; в случае юридической регламентации отображается как прочие активы |
Текущие (краткосрочные) обязательства |
банковский овердрафт |
если существуют другие счета в этом же банке, на которых достаточно средств для покрытия овердрафта, то компания имеет право на уменьшение величины денежных средств в активе |
Проверка выписок из банковского счета в большинстве стран обычно осуществляется один раз в месяц. Такая процедура необходима потому, что остаток по счету "Денежные средства" в бухгалтерских записях часто не совпадает с остатком в банковской выписке. Причины такого отличия состоят в следующем:
Процесс проверки состоит из двух этапов. Первый включает в себя корректировку остатка денежных средств в соответствии с банковской выпиской. К нему прибавляются депозиты в пути (одновременно проводится проверка корректировок в прошлом месяце) и вычитаются выданные, но не предъявленные к оплате чеки (одновременно проводится проверка выданных чеков, оплаченных банком). Полученная сумма выступает скорректированным остатком денежных средств. Второй этап - это корректировка остатка в соответствии с учетными записями и отображение в учете соответствующих проводок. Из сальдо счета денежных средств (в соответствии с учетными записями) вычитаются все дебетовые меморандумы и прибавляются все кредитовые меморандумы со следующим отображением на счетах в Журнале операций.
Интересная система ведения мелкой кассы согласно ОПБУ в США. В компании, как правило, существуют регулярные расходы, сумма которых незначительна, поэтому выписывать чеки довольно неудобно (покупка почтовых марок, оплата такси, мелкие расходы и т.п.). С этой целью непосредственно на организации имеется определенная сумма денежной наличности, за сохранность которой отвечает материально ответственное лицо, то есть устанавливается фиксированный размер "фонда мелкой кассы", который периодически пополняется (например, один раз в неделю). При выдаче денежной наличности выписывается ваучер, на котором указывается дата, сумма и назначение расходов. Остаток денежной наличности и общая стоимость ваучеров должны в сумме составлять фиксированную величину фонда мелкой кассы. Если при пополнении мелкой кассы обнаруживаются небольшие расхождения, то они отображаются на счете "Нехватка / излишек денежных средств". В конце отчетного периода дебетовое сальдо этого счета включается в состав общих операционных расходов, кредитовое - к другим доходам.
В Великобритании операции с мелкой кассой учитываются иначе. В момент выдачи денежной наличности из мелкой кассы проводятся записи по дебету счетов соответствующих расходов и кредиту счета мелкой кассы, а при пополнении мелкой кассы (на сумму осуществленных расходов), соответственно, дебетуется счет мелкой кассы денежных средств. Аналогичная практика учета кассы мелких расходов в Египте. В этом случае предварительно определяется сумма мелких расходов за определенный период и выписывается чек на всю сумму. Кассир расходует средства по квитанциям и счетам и фиксирует их в журнале кассы мелких расходов.
2 Учет денежных
средств субъектами
2.1 Порядок открытия, переоформления и закрытия текущих и других счетов
Любой субъект предпринимательской деятельности открывает в банке счета. С принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 № 5) (далее - Декрет № 1) порядок открытия счетов упростился [4]. В развитие данного законодательного акта, было принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов» [13].
Действующее в настоящее время законодательство не содержит ограничений в части количества текущих (расчетных) счетов, которые может открыть одно юридическое лицо, как не содержит и дополнительных условий открытия второго и последующих счетов.
Применение нового нормативного правового акта Национального банка Республики Беларусь субъектами хозяйствования сопряжено с определенными сложностями. Так Постановлением № 40 установлены лишь общие правила в данной сфере. В связи с этим следует отметить, что указанный порядок будет отличаться в различных банках. Однако клиентам необходимо знать те общие правила, которые останутся неизменными во всех белорусских банках.
Постановлением № 40 изменен подход к определению банковского счета. Теперь к банковским счетам отнесены: текущие (расчетные) счета, субсчета, специальные счета, благотворительные, временные, корреспондентские счета, карт-счета.
Как и ранее, основанием для открытия счета является договор банковского счета, который должен заключаться путем составления одного документа, подписанного сторонами (см. приложение 1).
В соответствии со ст. 197 Банковского кодекса Республики Беларусь по договору текущего (расчетного) банковского счета одна сторона (банк или небанковская кредитно-финансовая организация) обязуется открыть другой стороне (владельцу счета) текущий (расчетный) банковский счет для хранения денежных средств владельца счета и (или) зачисления на этот счет денежных средств, поступающих в пользу владельца счета, а также выполнять поручения владельца счета о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств со счета, а владелец счета предоставляет банку или небанковской кредитно-финансовой организации право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счете, с уплатой процентов, определенных законодательством Республики Беларусь или договором, и уплачивает банку или небанковской кредитно-финансовой организации вознаграждение (плату) за оказываемые ему услуги.
Режим функционирования банковского счета устанавливается договором банковского счета с учетом требований законодательства. Режим функционирования - это перечень операций, которые могут осуществляться с использованием счета того или иного вида. Законодательство не ограничивает круг операций, осуществляемых лишь по текущим (расчетным) счетам.
По текущему (расчетному) банковскому счету банк и небанковская кредитно-финансовая организация осуществляют следующие операции:
Режимы всех иных счетов также определены нормативными правовыми актами (например, режимы субсчетов и специальных счетов практически всегда определяются актами законодательства, которыми предусматривается возможность открытия таких счетов).
Перечень документов, представляемых для открытия счета, определен Декретом № 1 и включает:
Другие документы для открытия текущих (расчетных) счетов юридическими лицами, в банк не представляются. Так как организации могут открывать необходимое количество банковских счетов, как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, в случае открытия в банке нескольких банковских счетов одному владельцу счета представления документов, полностью совпадающих с теми, которые уже имеются в банке, не требуется
Необходимо также отметить, что помимо Постановления № 40 был издан ряд иных нормативных правовых актов, направленных на приведение действующего законодательства в соответствие с Декретом № 1 и упрощение порядка открытия счетов.
Информация о работе Анализ денежных потоков в ООО «РАВИРАбАЙ»